Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 12:34, контрольная работа

Краткое описание

Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами у государства и местных органов власти в собственность: предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ; принадлежащих приватизируемым предприятиям долей в капитале иных предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные понятия, форма концепций приватизации ………………….........6
1.1 Сущность и основные понятия приватизации в РФ…………………..6
1.2 Основные принципы и назначение приватизации в России…………9
1.3 Законодательная основа приватизации в РФ…………………………12
2. Особенности приватизации в РФ…………………………………………….15
2.1 Процесс создания и роль возникновения приватизации как основного социально – экономического инструмента……………………………………15
2.2 Объекты и субъекты приватизации …………………………………..27
2.3 Способы приватизации и процесс развития направления в РФ…….44
2.4 Основные преимущественные цели и этапы приватизации в РФ…..49
2.5 Положительные и отрицательные итоги приватизации в России…..52
3.Практическая часть. Приватизация жилья в городе Уфа, РБ……………….58
3.1Описание объекта приватизации……………………………………....58
3.2 Процедурное сопровождение документационной формы приватизации жилья……………………………………………………………..61
3.3 Практические рекомендации и направления совершенствования приватизации жилья……………………………………………………………..63
Заключение…………………………………………………………………….....72
Список использованной литературы…………………………………………...75

Файлы: 1 файл

ПРИВАТИЗАЦИЯ готовая.docx

— 783.38 Кб (Скачать)

Тогда же, в декабре 2001 года, Министерство государственного имущества утвердило регламент действий государственных представителей на тех предприятиях, где государству принадлежит блокирующий пакет акций. Регламент касается вопросов подготовки к собраниям акционеров, формирования бюджетной и дивидендной политики предприятия, выработки приоритетных направлений его развития.

 

Закон о приватизации 2001 года, по мнению ряда экспертов, имеет и существенные недостатки. В частности, в нем отсутствуют нормы, предписывающие включение в план приватизации сведений о стоимости федерального имущества, которое предполагается приватизировать. Поэтому такой план не может дать представление о стоимости федеральной собственности, подлежащей приватизации, и, следовательно, не позволяет оценить эффективность приватизационных сделок.

В 2002 году правительство Российской Федерации приняло ряд нормативных актов, конкретизирующих методы и процедуры приватизации, предусмотренные законом 2001 года: постановление от 31 июля “Об утверждении правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества”, “Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества” от 9 июля, “Правила разработки прогнозного плана приватизации федерального имущества” от 19 августа, того же года.

Наконец, 11 октября 2002 года был принят федеральный закон “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, который детально определяет права и обязанности этих предприятий, способы их реорганизации и ликвидации.

В ближайшие годы нет никаких оснований ожидать нового всплеска массовой приватизации. По мнению экспертов, предполагаемая продажа 8000 государственных унитарных предприятий потребует продолжительного времени. Более того, в последние годы явно обнаруживается тенденция к деприватизации. В муниципальном секторе этот процесс протекал еще более активно. В собственность муниципалитетов из частного владения возвратилось 39 тыс. организаций и предприятий.

На рисунке 1. наглядным образом можно оценить в процентном соотношении следующие утверждения, общественного мнения 2005 года о проведении приватизации в России:

 

 

Рисунок 1. Общественное мнение в стадии опроса в 2005 году  о необходимости приватизации в России

          Разделяя тему на регионы, то к рассмотрению в данной работе подлежит пример эффективности приватизации и описание объектов на территории Республики Башкортостан.

 

2.2 Объекты и субъекты приватизации

 

Продолжительностью, как субъект хозяйственных и имущественных отношений, является государство, именно по этому, оно должно соответствовать принципу эффективности. Его эффективность реализуется не только финансовыми результатами управления государственной собственностью, но и достижением поставленных экономических задач и стратегических целей. Результаты управления государственной собственностью необходимо измерять по стратегическому показателю или показателям бюджетной  и общественной  значимости.

Государственное  имущество, является объектов приватизации, которое может быть приватизировано в соответствии с законом.  В зависимости от возможности приватизации государственная программа приватизации выделяет следующие группы объектов:

- Имущество, приватизация которого запрещена. Сюда относятся средства федерального бюджета, Центральный Банк РФ, железные дороги, атомные станции, автомобильные дороги, имущество организаций Федеральной почтовой связи и, включая средства почтовой связи и многое другое,

- Имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления,

- Имущество, которое приватизируется на основании решения Правительства РФ,

-Имущество, которое приватизируется на основании решения Мингосимущества РФ,

 

- Имущество, которое приватизируется на основании решения компетентных государственных органов субъектов РФ или органов ме6стного самоуправления.

При оценке эффективности использования государственного имущества наиболее часто выделяют критерии эффективности коммерческого и некоммерческого  использования имущества.

Эффективность коммерческого использования имущества выражается в доходах, приносимых этим имуществом, под которым и понимаются, как поступления в бюджет, так и увеличение стоимости имущества. Уровень доходности государственного имущества в конкретных случаях может определяться с учетом складывающегося на рынке уровня доходности аналогичного имущества, и отраслевой специфики использования имущества.

Эффективность некоммерческого использования имущества в целях реализации государственных функций, определяется фактом производства заданного количества определенной государством продукции, при соблюдении установленных социальных и иных стандартов и обеспечении определенного уровня издержек в процессе производства.

В ряде случаев критерии эффективности использования государственного имущества могут быть комбинированными. Критерии коммерческой эффективности могут устанавливаться для отдельных направлений использования имущества, а к другим применяться критерии, вытекающие из необходимости обеспечения соответствующей функции государства. В целом выполнение социальных или иных государственных функций финансируется за счет доходов от коммерческого использования имущества, что приводит к соответствующему снижению уровня доходности.

Программно - целевой показатель определяет характер использования объекта государственной собственности в зависимости от его места и роли в  

стратегии социально- экономического развития территории. В данном случае представляется достаточно сложным подсчитать коммерческую и некоммерческую эффективность использования государственной собственности, объект может иметь стратегическую значимость для конкурентоспособности региона Российской Федерации в целом, являться условием для развития определенных отраслей экономики, роста ВВП и приносить, таким образом, опосредованный доход в бюджет. 

Рассмотрим целесообразность приватизации пакетов акций хозяйственных обществ, акции, которых находились в республиканской государственной собственности в 2012 году.

Пакеты акций ОАО “Бельский ДОК” 0,0004% УК и ОАО “Сибайлеспром” 0,4% УК были проданы за 670 руб. и за 195,01 тыс. руб. соответственно. Дивиденды в ОАО ”Бельский ДОК” за 2011 - 2012 года не начислялись, поступления в региональный бюджет в 2011 год за пакет акций ОАО “Сибайлеспром” составляли 5,4 тыс. рублей.

Согласно п.1 ст.53 Закона РФ “Об акционерных обществах” №208 - ФЗ возможность внесения предложений по кандидатурам в Советы директоров и ревизионные комиссии предоставлена акционерам, владеющим не менее, чем 2% акций, в связи с чем деятельность Комитета по данным пакетам акций в 2012 заключалась в своевременном получении материалов общих годовых, внеочередных собраний акционеров, направлении для участия в собраниях представителей республики.

Таким образом, Республика Башкортостан не имеет возможности реализовать права собственника в полном объеме, КУГИ фактически не обладает инструментами влияния на хозяйственную деятельность акционерных обществ с государственной долей менее 2% и приватизация данных пакетов акций должна осуществляться в первую очередь.

Контрольно - счетная палата Республики Башкортостан в связи с участием республики в управлении деятельностью хозяйственных обществ  

носит, практически декоративный и нередко формальный характер, в целях оптимизации портфеля ценных бумаг, входящих в состав республиканской, государственной собственности, рекомендовала администрации Республики Башкортостан рассмотреть вопрос либо об увеличении доли республики, особенно стратегических активов, позволяющих реально влиять на положение дел, либо включить большинство из них в прогнозный план приватизации и с максимальной эффективностью реализовать их в установленном законом порядке.

На начало 20012 года в Реестре республиканской государственной собственности учитывалось 26 пакетов акций с различной степенью участия республики в уставном капитале хозяйственных обществ, а именно:

  • менее 2% - 4;
  • 2% и более до 10% - 4;
  • 10% и более до 25%(+1) – 7;
  • свыше 25% до 50% (+1) – 6;
  • свыше 50% до 75%(+1) – 1;
  • свыше 75% - 4 (все по 100%).

На 01.01.2013году на специализированном учете КУГИ состояло 18 пакетов акций республиканской собственности, в том числе

  • менее 2% - 1 пакет,
  • 2% и более до 10% - 3,
  • 10% и более до 25%(+1) - 5,
  • свыше 25% до 50% (+1) - 5,
  • свыше 50% до 75%(+1) - 1;
  • свыше 75% - 3 (все по 100%).

Из плана приватизации были исключены пакеты акций таких компаний, как ОАО “КПД Недвижимость”  и ОАО “Башгидрострой”.

 

Предполагалось реализовать долю республики Башкортостан ОАО “Башгидрострой” в размере 75% на 01.01.2006 год уставной капитал составлял 6 000,000 тыс. руб. и ОАО “КПД Недвижимость ” в размере 25% уставного капитал, который на 01.01.2006 год составлял 4 623,345 тыс. руб.

Рассмотрим динамику финансовых результатов данных хозяйственных обществ за 2004 - 2007 года и поступления дивидендов в доход бюджета республики в Таблице 1.

Таблица 1.

Динамика финансовых результатов данных

 

                   Наименование

                    Организаций

Чистая прибыль (+),

убыток (–), тыс. руб.

2004год

2005 год

2006 год

ОАО КПД Недвижимость

+5450

+2354

-6817

ОАО Башгидрострой

-1556

-1034

-2769


 

Наименование     организации

Начис. за 2004

Поступ.

в 2005

Начис.  за 2005

Постп.

в 2006

Начил.за2006

Постп.

в 2007

ОАО“КПД Недвижимость”

643,5

952,1+ 442,7

-

547,8+

45,7

-

-

ОАО Башгидрострой

6,7

5,9

            Продан


 

Дивиденды за 2003 год  952,1 тыс. руб. поступили в 2005 году

Возврат излишне уплаченного налога с доходов в виде дивидендов в 1999года и 2000года в общей сумме 442,7тыс. руб.

Дивиденды за  2003 год в сумме 547,8 тыс. руб. и проценты за пользование чужими средствами 45,7 тыс. руб.

 

ОАО “Башгидрострой” было включено в прогнозный план приватизации республиканского государственного имущества на 2011 год с учетом ситуации ежегодного роста убытков хозяйственной деятельности и траты уставного капитала ОАО “ Башгидрострой ”. Однако впоследствии оно было исключено из плана приватизации по причинам, обусловленным стратегическими целями продажи компании.

В экономической логике от предприятия, приносящего убыток необходимо избавляться, либо проводить мероприятия по антикризисному управлению. Для негосударственной собственности характерно следующее.

По законам конкуренции жизнеспособными оказываются только обеспечивающие свое развитие экономические агенты, поэтому результат деятельности предприятия рыночного сектора экономики вполне логично измерять в стоимостном выражении. Конечно, нельзя исключать возможное влияние хозяйствующего субъекта на общество, но здесь применим подход, где общий показатель эффективности есть максимальный из частных показателей. Маловероятно, что для предприятий рыночного сектора максимальное значение получат цели достижения социальной, экологической, эффективности.

Напротив, в государственном секторе первично обеспечение нужд общества, которые не может обеспечить рынок. Вследствие этого, достижение экономической эффективности здесь — не главная цель. Критерии этой группы зачастую не могут быть выражены в стоимостном виде. Для указанных предприятий в качестве показателей эффективности выступают обе группы критериев, экономические и социальные.

Существует множество форм моделей эффективности:

  • Аддитивные - сумма частных факторов,
  • Мультипликативные - произведение частных факторов,
  •  
  • Множественные - выбор из множества методом максимизации или минимизации.

Недостатком аддитивных моделей является субъективность оценки весов отдельных составляющих интегральной эффективности для приведения в сопоставимый вид.

Мультипликативные модели, в случае отрицательного знака одного или нескольких компонентов, могут предоставить исследователю недостоверный результат. Основным достоинством данного типа моделей, является возможность учета рыночных и внешних возможностей для оценки общей эффективности.

Информация о работе Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России