Государственное регулирование РЦБ России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования заключается в том, что процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурсов, осуществляемый финансовой системой, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и деятельностью финансовых институтов. Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.

Оглавление

Ведение …………………………………………………………………….3
1. Система государственного регулирования РЦБ в РФ ……………….5
1.1 Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг ……………5
1.2 Органы, осуществляющие государственное регулирование РЦБ в России ……………………………………………………………………………10
2. Процесс регулирования рынка ценных бумаг………………………..14
2.1 Лицензирование профессиональных игроков. Подготовка кадров..14
2.2 Регистрация выпуска ценных бумаг…………………………………24
2.3 Контроль над исполнением законодательных документов, регулирующих РЦБ……………………………………………………………..28
3 Перспективы развития государственного регулирования РЦБ России …………………………………………………………………………………….31
3.1 Перспективы развития российского рынка ценных бумаг ………..31
3.2 Реформы в системе государственного регулирования РЦБ России 37
Заключение ……………………………………………………………….41
Список использованных источников …………………………………..43

Файлы: 1 файл

курсовая рцб.doc

— 343.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Ведение …………………………………………………………………….3

1. Система государственного регулирования РЦБ в РФ ……………….5

1.1 Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг ……………5

1.2 Органы, осуществляющие государственное регулирование РЦБ в России ……………………………………………………………………………10

2. Процесс регулирования  рынка ценных бумаг………………………..14

2.1 Лицензирование профессиональных  игроков. Подготовка кадров..14

2.2 Регистрация выпуска  ценных бумаг…………………………………24

2.3 Контроль над исполнением  законодательных документов, регулирующих РЦБ……………………………………………………………..28

3 Перспективы развития государственного регулирования РЦБ России …………………………………………………………………………………….31

3.1 Перспективы развития  российского рынка ценных бумаг ………..31

3.2 Реформы в системе  государственного регулирования  РЦБ России 37

Заключение ……………………………………………………………….41

Список использованных источников …………………………………..43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования заключается в том, что процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурсов, осуществляемый финансовой системой, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и деятельностью финансовых институтов. Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.

В условиях рыночных отношений  бесперебойность формирования финансовых ресурсов, их наиболее эффективное  инвестирование и целенаправленное использование обеспечиваются с помощью финансового рынка.

Рынок ценных бумаг — это система рыночных отношений, представляющая собой сферу денежных операций, где объектом сделки являются свободные денежные средства населения, экономических субъектов и государственных структур, предоставляемые пользователям (заемщикам) либо под ценные бумаги, либо в виде ссуд. Поэтому он функционирует как в виде рынка ценных бумаг, так и рынка ссудных капиталов. Его предпосылкой является несовпадение потребностей в финансовых ресурсах у того или иного субъекта с наличием источников ее удовлетворения. Функциональное назначение его состоит в посредничестве движению денежных средств от их первоначальных инвесторов (владельцев) к вторичным инвесторам (заемщикам, пользователям).

Покупателями и продавцами на финансовых рынках выступают три  группы экономических субъектов: домашние хозяйства; фирмы; государства.

Значительное влияние  оказали исследования, Т. Байоми, Р. Вобела, Х. Грубела, И. Ишияма, Р. Маккиннона, Р. Манделла, М.Муссы, П. Кинена, и других экономистов, посвященные анализу особенностей формирования и функционирования  финансовых рынков.

Анализ специфики развития финансовых рынков России представлен  в работах А.В. Аникина, А. Бондаренко, С.Р. Моисеева, Л.Н. Красавиной, Р. Огородника, И.Н. Платоновой, Р. Триффина и других ученых.

Целью предлагаемой курсовой работы является изучение системы государственного регулирования.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

- рассмотреть систему государственного регулирования РЦБ в РФ,

- проанализировать процесс  регулирования рынка ценных бумаг,

- рассмотреть перспективы развития государственного регулирования РЦБ России.

Объектом исследования выступает РЦБ.

Предметом является выявление проблем, присущих государственному регулированию РЦБ в России.

Эмпирической основой исследования послужили статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, Межгосударственного статистического комитета СНГ; нормативные, законодательные акты Содружества и отдельных стран-участниц; прогнозные экспертные разработки российских и зарубежных ученых, опубликованные в научной литературе и периодической печати; материалы, размещенные в сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Система  государственного регулирования РЦБ в РФ

 

1.1 Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг

 

Рынок ценных бумаг – это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. На практике он представляет собой совокупность кредитных организаций (финансово-кредитных институтов), направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам и обратно. Главная функция финансового рынка (рынка ссудных капиталов) состоит в трансформации бездействующих денежных средств в ссудный капитал [28, c.112].

Регулирование рынка  ценных бумаг необходимо для упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:

-   государственное регулирование;

- регулирование со стороны профессиональных  участников рынка ценных бумаг,  или саморегулирование рынка.  Государство может передать часть своих функций по регулированию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; последние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

-   общественное регулирование,  или регулирование через общественное мнение. В конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной тех или иных регулятивных действий государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг нацелено на:

- поддержание порядка на рынке,  создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

- защиту участников рынка от  недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

- обеспечение свободного и открытого  процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

- создание эффективного  рынка, на котором всегда имеются  стимулы для предпринимательской  деятельности, а каждый риск адекватно  вознаграждается;

- формирование (в определенных  случаях) новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;

- достижение каких-либо  общественных результатов (например, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).

Процесс регулирования  на рынке ценных бумаг включает в  себя:

- создание нормативной  базы функционирования рынка  — разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

- отбор профессиональных  участников рынка, соответствующих  определенным требованиям по  знаниям, опыту и капиталу;

- контроль за выполнением  всеми участниками рынка норм  и правил функционирования рынка;

- систему санкций за  отклонение от норм и правил, установленных на рынке.

Принципы регулирования  российского рынка ценных бумаг  зависят от существующих в стране политических и экономических условий и при этом отражают проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основными принципами регулирования являются:

- разделение подходов  в регулировании отношений между  эмитентом и инвестором, с одной стороны, и участниками рынка—с другой. В первом случае регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным, во втором — отношения, которые возникают в момент заключения и исполнения сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;

- выделение из всех  видов ценных бумаг так называемых  инвестиционных — выпускаемых массово, сериями, рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку оперируя подобными инструментами, злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

- максимально широкое  использование процедур раскрытия  информации обо всех участниках  рынка — эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках;

- обеспечение конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами;

- разделение полномочий  между регулирующими органами. Нормотворчество  и нормоприменение не могут совмещаться в одном лице;

- обеспечение гласности  нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка;

- соблюдение принципа  преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции;

- оптимальное распределение  функций регулирования рынка  ценных бумаг между государственными  и негосударственными органами управления - коммерческими и общественными организациями.

Роль государства в  регулировании рынка ценных бумаг сводится к следующему:

- идеологическая и  законодательная функция (концепция  развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);

- концентрация ресурсов (государственных и частных) на  цели строительства и в первую очередь на опережающее создание инфраструктуры;

- установление «правил  игры» (требований к участникам  операционных учетных стандартов);

- контроль за финансовой  устойчивостью и безопасностью  рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);

- создание системы  информации о состоянии рынка ценных бумаг, ее открытость для инвесторов;

- формирование системы  защиты инвесторов от потерь (государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

- предотвращение негативного  воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискально-го, налогового);

- предупреждение чрезмерного  развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).

Большинство этих задач в настоящее время еще не нашло своего решения либо находятся в стадии проработки. Государство выступает также:

- крупнейшим эмитентом  (финансирование государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков, централизованные капитальные вложения через инвестиции в ценные бумаги);

- макроэкономическим  регулятором, используя инструменты  рынка ценных бумаг в операциях  на открытом рынке для проведения  своей денежной политики;

- крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.

 

1.2 Органы, осуществляющие государственное регулирование РЦБ в России

 

Среди уровней правового  регулирования рынка ценных бумаг  можно выделить три традиционных, выделяемых в зависимости от территориального деления России - федеральный, субъектов Федерации и местный.

Основное значение, исходя из Конституции РФ 1993 г., ГК РФ 1994 г., которым регулирование гражданско-правовых отношений, представляющих собой большинство  из тех отношений, которые возникают  на рынке ценных бумаг, отнесено к исключительному предмету ведения федеральных органов власти, и имеет федеральный уровень, который представлен: правительством РФ, федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) РФ, Минфином России, ЦБ РФ, российским фондом федерального имущества, федеральной антимонопольной службой (ФАС), министерством экономического развития и торговли РФ [2, c.168].

Каждый из вышесказанных  органов в рамках предоставленной  компетенции принимает соответствующие  правовые акты различной юридической природы, от общеобязательных законов до рекомендательных инструкций. При этом нормативные акты, которые принимаются, подчас противоречат друг другу.

Наибольшее значение и влияние на развитие фондового  рынка оказывает деятельность двух органов - Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и Центрального банка РФ.

Федеральная служба по финансовым рынкам в соответствии со ст.40 Закона "О рынке ценных бумаг" является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной  политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг [ 7, c.415].

Информация о работе Государственное регулирование РЦБ России