Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:27, курсовая работа
Актуальность исследования заключается в том, что процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурсов, осуществляемый финансовой системой, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и деятельностью финансовых институтов. Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.
Ведение …………………………………………………………………….3
1. Система государственного регулирования РЦБ в РФ ……………….5
1.1 Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг ……………5
1.2 Органы, осуществляющие государственное регулирование РЦБ в России ……………………………………………………………………………10
2. Процесс регулирования рынка ценных бумаг………………………..14
2.1 Лицензирование профессиональных игроков. Подготовка кадров..14
2.2 Регистрация выпуска ценных бумаг…………………………………24
2.3 Контроль над исполнением законодательных документов, регулирующих РЦБ……………………………………………………………..28
3 Перспективы развития государственного регулирования РЦБ России …………………………………………………………………………………….31
3.1 Перспективы развития российского рынка ценных бумаг ………..31
3.2 Реформы в системе государственного регулирования РЦБ России 37
Заключение ……………………………………………………………….41
Список использованных источников …………………………………..43
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение …………………………………………………………………….3
1. Система государственного регулирования РЦБ в РФ ……………….5
1.1 Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг ……………5
1.2 Органы, осуществляющие государственное
регулирование РЦБ в России ……………………………………………………………………………
2. Процесс регулирования
рынка ценных бумаг………………………..
2.1 Лицензирование
2.2 Регистрация выпуска ценных бумаг…………………………………24
2.3 Контроль над исполнением законодательных документов, регулирующих РЦБ……………………………………………………………..28
3 Перспективы развития государственного
регулирования РЦБ России ………………………………………………………………………………
3.1 Перспективы развития
российского рынка ценных
3.2 Реформы в системе
государственного
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников …………………………………..43
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурсов, осуществляемый финансовой системой, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и деятельностью финансовых институтов. Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.
В условиях рыночных отношений бесперебойность формирования финансовых ресурсов, их наиболее эффективное инвестирование и целенаправленное использование обеспечиваются с помощью финансового рынка.
Рынок ценных бумаг — это система рыночных отношений, представляющая собой сферу денежных операций, где объектом сделки являются свободные денежные средства населения, экономических субъектов и государственных структур, предоставляемые пользователям (заемщикам) либо под ценные бумаги, либо в виде ссуд. Поэтому он функционирует как в виде рынка ценных бумаг, так и рынка ссудных капиталов. Его предпосылкой является несовпадение потребностей в финансовых ресурсах у того или иного субъекта с наличием источников ее удовлетворения. Функциональное назначение его состоит в посредничестве движению денежных средств от их первоначальных инвесторов (владельцев) к вторичным инвесторам (заемщикам, пользователям).
Покупателями и продавцами на финансовых рынках выступают три группы экономических субъектов: домашние хозяйства; фирмы; государства.
Значительное влияние оказали исследования, Т. Байоми, Р. Вобела, Х. Грубела, И. Ишияма, Р. Маккиннона, Р. Манделла, М.Муссы, П. Кинена, и других экономистов, посвященные анализу особенностей формирования и функционирования финансовых рынков.
Анализ специфики развития финансовых рынков России представлен в работах А.В. Аникина, А. Бондаренко, С.Р. Моисеева, Л.Н. Красавиной, Р. Огородника, И.Н. Платоновой, Р. Триффина и других ученых.
Целью предлагаемой курсовой работы является изучение системы государственного регулирования.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
- рассмотреть систему государственного регулирования РЦБ в РФ,
- проанализировать процесс
регулирования рынка ценных
- рассмотреть перспективы развития государственного регулирования РЦБ России.
Объектом исследования выступает РЦБ.
Предметом является выявление проблем, присущих государственному регулированию РЦБ в России.
Эмпирической основой исследования послужили статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, Межгосударственного статистического комитета СНГ; нормативные, законодательные акты Содружества и отдельных стран-участниц; прогнозные экспертные разработки российских и зарубежных ученых, опубликованные в научной литературе и периодической печати; материалы, размещенные в сети Интернет.
1 Система государственного регулирования РЦБ в РФ
1.1 Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг – это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. На практике он представляет собой совокупность кредитных организаций (финансово-кредитных институтов), направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам и обратно. Главная функция финансового рынка (рынка ссудных капиталов) состоит в трансформации бездействующих денежных средств в ссудный капитал [28, c.112].
Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:
- государственное регулирование;
- регулирование со стороны
- общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной тех или иных регулятивных действий государства или профессионалов рынка.
Регулирование рынка ценных бумаг нацелено на:
- поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
- защиту участников рынка от
недобросовестности и
- обеспечение свободного и
- создание эффективного
рынка, на котором всегда
- формирование (в определенных случаях) новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;
- достижение каких-либо
общественных результатов (
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя:
- создание нормативной базы функционирования рынка — разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
- отбор профессиональных
участников рынка,
- контроль за выполнением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;
- систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.
Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг зависят от существующих в стране политических и экономических условий и при этом отражают проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основными принципами регулирования являются:
- разделение подходов
в регулировании отношений
- выделение из всех
видов ценных бумаг так
- максимально широкое
использование процедур
- обеспечение конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами;
- разделение полномочий между регулирующими органами. Нормотворчество и нормоприменение не могут совмещаться в одном лице;
- обеспечение гласности
нормотворчества, широкое
- соблюдение принципа
преемственности российской
- оптимальное распределение
функций регулирования рынка
ценных бумаг между
Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сводится к следующему:
- идеологическая и
законодательная функция (
- концентрация ресурсов
(государственных и частных)
- установление «правил
игры» (требований к
- контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);
- создание системы
информации о состоянии рынка ц
- формирование системы защиты инвесторов от потерь (государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
- предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискально-го, налогового);
- предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).
Большинство этих задач в настоящее время еще не нашло своего решения либо находятся в стадии проработки. Государство выступает также:
- крупнейшим эмитентом
(финансирование
- макроэкономическим
регулятором, используя
- крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.
1.2 Органы, осуществляющие государственное регулирование РЦБ в России
Среди уровней правового регулирования рынка ценных бумаг можно выделить три традиционных, выделяемых в зависимости от территориального деления России - федеральный, субъектов Федерации и местный.
Основное значение, исходя
из Конституции РФ 1993 г., ГК РФ 1994 г.,
которым регулирование
Каждый из вышесказанных
органов в рамках предоставленной
компетенции принимает
Наибольшее значение и влияние на развитие фондового рынка оказывает деятельность двух органов - Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и Центрального банка РФ.
Федеральная служба по финансовым
рынкам в соответствии со ст.40 Закона
"О рынке ценных бумаг" является
федеральным органом
Информация о работе Государственное регулирование РЦБ России