Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:27, курсовая работа
Актуальность исследования заключается в том, что процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурсов, осуществляемый финансовой системой, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и деятельностью финансовых институтов. Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.
Ведение …………………………………………………………………….3
1. Система государственного регулирования РЦБ в РФ ……………….5
1.1 Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг ……………5
1.2 Органы, осуществляющие государственное регулирование РЦБ в России ……………………………………………………………………………10
2. Процесс регулирования рынка ценных бумаг………………………..14
2.1 Лицензирование профессиональных игроков. Подготовка кадров..14
2.2 Регистрация выпуска ценных бумаг…………………………………24
2.3 Контроль над исполнением законодательных документов, регулирующих РЦБ……………………………………………………………..28
3 Перспективы развития государственного регулирования РЦБ России …………………………………………………………………………………….31
3.1 Перспективы развития российского рынка ценных бумаг ………..31
3.2 Реформы в системе государственного регулирования РЦБ России 37
Заключение ……………………………………………………………….41
Список использованных источников …………………………………..43
Порядок присвоения государственных регистрационных номеров выпусков эмиссионных ценных бумаг и аннулирования индивидуальных номеров (кодов) дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Регистрирующий орган отвечает только за полноту информации, содержащейся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг являются:
нарушение
эмитентом требований законодательства
Российской Федерации о ценных бумагах,
в том числе наличие в
несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг;
несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям;
внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
Решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и проспекта ценных бумаг может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.
2.3 Контроль над исполнением законодательных документов, регулирующих РЦБ
На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка. На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на РЦБ, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынка ценных бумаг занимает налогообложении операций с ценными бумагами.
Регулирование процессов, происходящих на фондовом рынке, является одной из сфер деятельности региональных комиссий, образованных в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации”. Цель таких комиссий – обеспечить выполнение установленных законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового рынка, а также практическую реализацию решений, принимаемых ФКЦБ России, и контролировать деятельность профессиональных участников РЦБ на территории региона.
В состав региональной комиссии входят представители администрации территорий (отдела или департамента управления государственным имуществом, финансового управления), территориальных подразделений фонда государственного имущества, управления юстиции, государственной налоговой инспекции и налоговой полиции, управления Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке развития предпринимательства, Центрального банка и др. При региональной комиссии создается консультационно-совещательный орган – экспертный совет. В его состав входят представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка, представители профессиональных участников РЦБ и их союзов, иных общественных объединений, фондовых бирж, а также независимые эксперты.
В сферу компетенции региональной комиссии входят следующие вопросы:
В соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг” саморегулируемые организации имеют статус структур, вырабатывающих четкие стандартные требования к своим членам. [6] Основные правила деятельности саморегулируемых организаций включают требования к размеру капитала и уровню кредитоспособности, этичного поведения членов организации, ведения дел и учета в соответствии с законодательными нормами, компетентности управляющих и специалистов, информационной открытости и т.д.
Таким образом, одной из ключевых задач государства в сфере развития, регулирования рынка ценных бумаг является повышение уровня информационной прозрачности рынка. Принцип информационной прозрачности может быть достигнут за счёт информирования всех заинтересованных лиц о деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и её результатах.
Этой задаче должны способствовать:
3 Перспективы
развития государственного
3.1 Перспективы развития
российского рынка ценных
Государство, предлагая инвесторам достаточно привлекательный уровень доходности по своим облигациям, продолжало активно наращивать заимствования на внутреннем рынке, а также впервые разместило рублевые облигации на международном рынке капитала. На вторичном рынке обороты торгов ОФЗ динамично возрастали благодаря приемлемому для инвесторов уровню доходности и растущей ликвидности государственных облигаций. В первом полугодии 2011 г. были предприняты шаги в направлении консолидации биржевой инфраструктуры российского фондового рынка. Продолжал расширяться состав торгуемых финансовых инструментов, совершенствовалась правовая база регулирования финансового рынка.
В первом полугодии 2011 г. на российском рынке акций по сравнению со вторым полугодием 2010 г. усилилась неопределенность ценовых ожиданий и увеличилась волатильность котировок ценных бумаг под влиянием нестабильной конъюнктуры внешних товарных и финансовых рынков, а также действий спекулянтов (российских и иностранных), по-прежнему доминировавших на внутреннем рынке акций. Интерес консервативных инвесторов к российским инструментам был умеренным, что затрудняло приток долгосрочных ресурсов на этот рынок. В то же время позитивный внутренний фон для российского рынка акций создавали такие факторы, как постепенное улучшение экономических условий России, сохранение значительного объема ликвидных ресурсов у российских кредитных организаций и высокие мировые цены на нефть. Эти факторы оказывали поддержку основным количественным показателям рынка акций. Неоднократные эпизоды ухудшения конъюнктуры глобального рынка капитала на фоне роста экономических, политических и техногенных рисков в мире вызывали снижение «аппетита к риску» у глобальных инвесторов и увеличение масштабов оттока их капитала из наиболее рискованных сегментов рынка, в том числе развивающихся стран. Для нерезидентов, осуществлявших краткосрочные вложения в российские акции, сигналом к выводу средств становились любые негативные новости с внешних финансовых и товарных рынков.
В первом полугодии 2011 г. ежемесячные объемы оттока капитала иностранных инвесторов с российского рынка превышали аналогичные показатели 2010 г. (рис. 3.). В феврале, марте, мае и второй половине июня вывод средств нерезидентов сопровождался снижением котировок ценных бумаг. В мае и июне дополнительное понижательное давление на цены акций оказывали неоднократные коррекционные снижения цен на мировом рынке нефти. В остальное время сложившийся высокий уровень мировых цен на нефть смягчал дестабилизирующее влияние оттока капитала на конъюнктуру российского рынка акций, ограничивая темпы снижения основных российских фондовых индексов. В целом за первое полугодие 2011 г. чистый отток иностранного капитала со вторичного рынка акций ФБ ММВБ составил 7,9 млрд. долл. США против 5,9 млрд. долл. США за весь 2010 год. Доля операций нерезидентов в суммарном обороте вторичных торгов акциями на ФБ ММВБ в первом полугодии 2011 г. варьировалась от 27,5 до 32,3%. (в 2010 г. – от 22,6 до 30,1%) (рис. 3) [33]
Рисунок 3 – Характеристика операций нерезидентов с акциями на вторичных торгах ФБ ММВБ
Динамика котировок российских акций в первой половине 2011 г. характеризовалась чередованием периодов существенного роста и не менее значительного снижения. В январе – первой декаде апреля фондовые индексы ММВБ и РТС преимущественно повышались и к концу указанного периода приблизились к предкризисным максимумам, зафиксированным в середине мая 2008 г. (то есть непосредственно перед обвалом российского рынка акций). Затем последовала резкая понижательная ценовая коррекция, когда под влиянием снижения мировых цен на нефть и усиления оттока капитала нерезидентов с российского рынка акций значения индексов ММВБ и РТС опустились до уровня начала 2011 года. С конца мая и до конца июня котировки российских акций, частично восстановившись после падения в мае, колебались в рамках широкого горизонтального коридора. По итогам первого полугодия 2011 г. индекс ММВБ понизился на 1,3% относительно конца декабря 2010 г. и на закрытие торгов 30 июня 2011 г. составил 1666,59 пункта; индекс РТС повысился на 7,7%, составив 1906,71 пункта Разнонаправленная динамика основных российских фондовых индексов по итогам анализируемого периода связана с тем, что они рассчитываются на основе цен акций, номинированных в разных валютах: индекс ММВБ – в российских рублях, индекс РТС – в долларах США (по итогам первого полугодия 2011 г. официальный курс доллара США к рублю снизился на 8,2%) [33].
Рост российского фондового индекса РТС опередил аналогичные показатели основных зарубежных рынков акций. В рассматриваемый период темпы прироста фондовых индексов стран с развитыми и формирующимися рынками (рассчитываемые на основе котировок в долларах США) различались по знаку, составив от –10,0 до +7,2%. (рис. 4).
Из-за усиления неопределенности и нестабильности на глобальном финансовом рынке в первом полугодии 2011 г. инвестиционный спрос на российские инструменты с высоким уровнем риска оставался более сдержанным, чем в докризисный период (2006 – 2007 гг.). Вместе с тем стабильность рейтинговых оценок, присвоенных России международными рейтинговыми агентствами, высокая потребность российских корпоративных заемщиков в денежных ресурсах, рост котировок российских акций в январе – первой декаде апреля способствовали увеличению по сравнению с 2010 г. эмиссионной активности российских компаний на первичном сегменте мирового фондового рынка (рост количества и объемов эмиссий акций).
Рисунок 4 -Темпы изменения
индекса РТС и некоторых
Пик их активности пришелся на февраль – апрель 2011 года. В ходе публичных размещений акций на российских и зарубежных биржах российские эмитенты в первом полугодии 2011 г. привлекли 9,3 млрд. долл. США (в первом и втором полугодиях 2010 г. – 3,3 и 2,9 млрд. долл. США соответственно). Суммарное количество эмиссий российских акций составило 14 (в первом и втором полугодиях 2010 г. – 8 и 10 соответственно) (рисунок 5) [33]. В первом полугодии 2011 г. взаимодействие таких факторов, как сохранение высоких мировых цен на нефть и усиление неопределенности ценовых ожиданий на российском рынке акций, обусловило переток краткосрочного капитала спекулятивно настроенных инвесторов из большинства отраслевых сегментов вторичного рынка акций в сегмент акций нефтегазового сектора. В результате этот сектор вновь занял лидирующее положение в отраслевой структуре совокупного оборота вторичных торгов трех ведущих российских бирж – ФБ ММВБ, РТС и Санкт-Петербургской биржи.
Вместе с тем на указанных биржах наибольший объем операций по-прежнему осуществлялся с акциями крупнейшего эмитента банковского сектора – ОАО «Сбербанк России», хотя удельный вес сделок с акциями этого эмитента в совокупном обороте вторичных торгов и уменьшился по сравнению с аналогичным показателем второго полугодия 2010 года.
Рисунок 5 – Структура совокупных вторичных торгов акциями по эмитентам на основных биржах
По итогам первого полугодия 2011 г. темпы прироста котировок ликвидных российских акций варьировались от –18,7 до +20,7%. Динамика цен ликвидных акций определялась как отраслевой принадлежностью их эмитентов, так и игрой спекулянтов на повышение котировок отдельных инструментов данного типа на фоне позитивных корпоративных новостей. Так, подорожали акции крупнейших эмитентов нефтегазового сектора (на 1,8 – 20,7%), телекоммуникационного (на 19,7%), химической промышленности (на 15,4%), а также металлургического сектора (на 1,5%)[33]. Акции крупнейших эмитентов электроэнергетики – ОАО «РусГидро» и банковского сектора – ОАО Банк ВТБ и ОАО «Сбербанк России» подешевели на 18,7; 14,6 и 4,1% соответственно. Темпы прироста цен акций отдельных эмитентов «второго» и «третьего эшелонов» составили от –51,4 до +82,7% [33].
Информация о работе Государственное регулирование РЦБ России