Государственное регулирование РЦБ России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования заключается в том, что процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурсов, осуществляемый финансовой системой, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и деятельностью финансовых институтов. Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.

Оглавление

Ведение …………………………………………………………………….3
1. Система государственного регулирования РЦБ в РФ ……………….5
1.1 Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг ……………5
1.2 Органы, осуществляющие государственное регулирование РЦБ в России ……………………………………………………………………………10
2. Процесс регулирования рынка ценных бумаг………………………..14
2.1 Лицензирование профессиональных игроков. Подготовка кадров..14
2.2 Регистрация выпуска ценных бумаг…………………………………24
2.3 Контроль над исполнением законодательных документов, регулирующих РЦБ……………………………………………………………..28
3 Перспективы развития государственного регулирования РЦБ России …………………………………………………………………………………….31
3.1 Перспективы развития российского рынка ценных бумаг ………..31
3.2 Реформы в системе государственного регулирования РЦБ России 37
Заключение ……………………………………………………………….41
Список использованных источников …………………………………..43

Файлы: 1 файл

курсовая рцб.doc

— 343.00 Кб (Скачать)

В условиях сохранения значительных объемов ликвидных  средств  российских  банков  последние не испытывали существенной потребности в инструментах рефинансирования Банка России. Ставки денежного  рынка  колебались  вблизи  нижней  границы коридора процентных ставок Банка России, лишь в отдельные моменты отмечалось кратковременное повышение рыночных ставок в связи с осуществлением обязательных платежей кредитными организациями и их клиентами в последние дни календарного месяца.

Поэтапное повышение Банком России процентных ставок по своим операциям оказывало умеренное повышательное воздействие на рыночные процентные  ставки.  Укрепление  рубля  поддерживало интерес  к  рублевым  финансовым  инструментам.

В  результате  действия  внутренних  и  внешних факторов ценовые индикаторы на большинстве сегментов российского финансового рынка в анализируемый период колебались в горизонтальном коридоре (рис. 2).

 

 

Рисунок 2 – Динамика отдельных ценовых индикаторов  российского финансового рынка[33]

 

Доступность  банковских  кредитов  для  нефинансовых  заемщиков  в  первом  полугодии  2011  г. продолжала повышаться. При этом темпы снижения ставок  по  рублевым  кредитам  существенно  замедлились, а к концу анализируемого периода понижательная тенденция кредитных ставок для этой категории заемщиков себя исчерпала. Ставки по кредитам нефинансовым  организациям  и  населению  варьировались по регионам Российской Федерации в широких пределах. В условиях дальнейшего усиления конкурентной борьбы  за  клиентов и  ограниченных возможностей  улучшения  ценовых  условий  предоставления кредитов банки продолжали смягчать неценовые  условия кредитования,  увеличивая  максимальные  сроки  и  объемы  кредитов,  ослабляя требования к финансовому положению  заемщиков и обеспечению по кредитам, расширяя спектр кредитных продуктов. По  темпам роста портфеля долгосрочные банковские кредиты нефинансовым организациям  заметно  уступали  кредитам  населению и  краткосрочным  корпоративным  кредитам.  Доля банковских кредитов в инвестициях в основной капитал нефинансовых организаций в 2011 г. продолжала снижаться.

На  рынке  корпоративных  облигаций  сохранялась  высокая  эмиссионная  активность  компаний различных отраслей, которая находила адекватный отклик  со  стороны  инвесторов.  Стабильным  спросом на первичном и вторичном рынке продолжали пользоваться  ценные  бумаги  надежных  эмитентов, в  то же  время  постепенно  восстанавливался  спрос на облигации  эмитентов  «третьего  эшелона»,  которые  благодаря  более  высокому  уровню  доходности были интересны инвесторам с соответствующим «аппетитом  к  риску».  Продолжилось  уменьшение количества дефолтов по  корпоративным облигациям небанковских эмитентов и сужение спредов между доходностью облигаций эмитентов, относящихся к  различным  «эшелонам»  и  видам  экономической деятельности.

Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий:

- лицензией профессионального  участника рынка ценных бумаг;

- лицензией на осуществление  деятельности по ведению реестра;

- лицензией фондовой  биржи.

Лицензия выдается на каждый вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Лицензиат вправе совмещать  профессиональную деятельность на рынке  ценных бумаг с иными видами деятельности - как подлежащими лицензированию, так и не подлежащими лицензированию в соответствии с законодательством  РФ.

Допускается совмещение следующих видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: а) брокерская деятельность, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и депозитарная деятельность; б) клиринговая деятельность и депозитарная деятельность; в) деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг и клиринговая деятельность.

При первичном обращении  за получением лицензии соискателю лицензии выдается лицензия со сроком действия 3 года.

Лицензия без ограничения  срока действия выдается только на тот вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, на осуществление которого у соискателя лицензии имеется лицензия сроком действия 3 года на момент принятия решения лицензирующим органом о выдаче лицензии без ограничения срока действия.

Лицензия утрачивает юридическую силу в следующих  случаях:

- истечение срока действия  лицензии;

- ликвидация лицензиата  или прекращение его деятельности  в случае реорганизации (за  исключением преобразования);

- аннулирование лицензии.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии, за выдачу (предоставление) лицензии, а также за переоформление бланка лицензии взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Статьей 333.33 части второй Налогового кодекса РФ установлены размеры государственной пошлины за предоставление лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 333.18 НК РФ при обращении за совершением юридически значимых действий государственная пошлина уплачивается до подачи заявления и (или) иных документов на совершение таких действий.

ФСФР РФ вправе осуществлять проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для  выдачи лицензии.

ФСФР РФ контролирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и принимает решение о приостановлении либо об отзыве выданной лицензии при нарушении законодательства РФ о ценных бумагах.

Приостановление действия лицензии осуществляется в случае неоднократного нарушения в течение 1 года профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов ФСФР РФ.

Приостановление действия лицензии осуществляется по решению  лицензирующего органа на срок до 6 месяцев. Приостановление действия лицензии влечет запрет на осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг до принятия ФСФР РФ решения о возобновлении действия лицензии.

Уведомление о приостановлении  действия лицензии должно быть направлено лицензиату в письменной форме в течение 3 рабочих дней с даты его принятия с указанием оснований приостановления действия лицензии. Если нарушения, допущенные лицензиатом, могут быть устранены, лицензирующий орган направляет лицензиату одновременно с таким уведомлением предписание об устранении выявленных нарушений.

Лицензиат, действие лицензии которого приостановлено, обязан:

- прекратить осуществление соответствующего  вида профессиональной деятельности  с момента получения уведомления;

- в течение 3 рабочих дней  с момента прекращения деятельности  письменно уведомить клиентов (депонентов, участников торгов) о приостановлении  действия лицензии;

- по требованию клиента и  в соответствии с его указаниями  немедленно осуществить возврат его денежных средств и перевод ценных бумаг, находящихся у лицензиата.

Решение лицензирующего органа о приостановлении  действия лицензии может быть обжаловано лицензиатом в порядке, установленном  законодательством РФ.

После устранения лицензиатом нарушений, явившихся основанием для приостановления действия лицензии, лицензиат обязан представить в лицензирующий орган документы, подтверждающие устранение нарушения, в срок, установленный в предписании.

Лицензия может быть аннулирована лицензирующим органом в следующих случаях:

- неоднократное нарушение в  течение 1 года профессиональными  участниками рынка ценных бумаг  законодательства РФ о ценных  бумагах, в том числе нормативных  правовых актов ФСФР РФ;

- неоднократное нарушение  в течение 1 года профессиональными  участниками рынка ценных бумаг  требований, предусмотренных ст. 6 и  7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации  (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем, и финансированию терроризма";

- неуплата государственной пошлины  за предоставление лицензии в  течение 3 месяцев с даты принятия  лицензирующим органом решения  о выдаче лицензии;

- аннулирование или отзыв лицензии  на осуществление банковских  операций - для кредитных организаций;

- непредставление в лицензирующий  орган в срок, установленный в  предписании, документов, подтверждающих  устранение нарушений, явившихся  основанием для приостановления  действия лицензии и/или подтверждающих  принятие мер, направленных на  недопущение совершения нарушений в дальнейшем;

- по инициативе лицензиата.

Также на ФСФР РФ возложены задачи по утверждению квалификационных требований, предъявляемых к руководителям  и сотрудникам (работникам) профессиональных участников рынка ценных бумаг. В частности, ФСФР РФ осуществляет их аттестацию (проверку соответствия квалификации руководителей и работников предъявляемым квалификационным требованиям) в форме приема квалификационного экзамена и выдачи квалификационного аттестата, определяет порядок проведения аттестации, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи. При этом ФСФР РФ имеет право аннулировать квалификационные аттестаты физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения ими законодательства РФ о ценных бумагах.

 

2.2 Регистрация выпуска  ценных бумаг

 

Государственная регистрация  выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных  ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом (далее - регистрирующий орган).

Регистрирующий орган  определяет порядок ведения реестра и ведет реестр эмиссионных ценных бумаг, содержащий информацию о зарегистрированных им выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг и об аннулированных индивидуальных номерах (кодах) выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, а регистрирующий орган, являющийся федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, - также о выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг, не подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами государственной регистрации. Регистрирующий орган вносит изменения в реестр эмиссионных ценных бумаг в течение трех дней после принятия соответствующего решения или получения документа, являющегося основанием для внесения таких изменений. Положения настоящего пункта не распространяются на государственные, муниципальные ценные бумаги и облигации Банка России.

Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента.

К заявлению о государственной  регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в соответствии с настоящим Федеральным законом должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Регистрирующий орган  обязан осуществить государственную  регистрацию выпуска (дополнительного  выпуска) эмиссионных ценных бумаг  или принять мотивированное решение  об отказе в государственной регистрации  выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.

Регистрирующий орган  вправе провести проверку достоверности  сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. В этом случае течение срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.

При государственной  регистрации выпуска эмиссионных  ценных бумаг ему присваивается  индивидуальный государственный регистрационный  номер.

При государственной  регистрации каждого дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер, состоящий из индивидуального государственного регистрационного номера, присвоенного выпуску эмиссионных ценных бумаг, и индивидуального номера (кода) этого дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.

По истечении трех месяцев с момента государственной  регистрации отчета об итогах дополнительного  выпуска эмиссионных ценных бумаг  или с момента представления  в регистрирующий орган уведомления об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг индивидуальный номер (код) дополнительного выпуска аннулируется.

Информация о работе Государственное регулирование РЦБ России