Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:27, курсовая работа
Актуальность исследования заключается в том, что процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурсов, осуществляемый финансовой системой, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и деятельностью финансовых институтов. Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.
Ведение …………………………………………………………………….3
1. Система государственного регулирования РЦБ в РФ ……………….5
1.1 Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг ……………5
1.2 Органы, осуществляющие государственное регулирование РЦБ в России ……………………………………………………………………………10
2. Процесс регулирования рынка ценных бумаг………………………..14
2.1 Лицензирование профессиональных игроков. Подготовка кадров..14
2.2 Регистрация выпуска ценных бумаг…………………………………24
2.3 Контроль над исполнением законодательных документов, регулирующих РЦБ……………………………………………………………..28
3 Перспективы развития государственного регулирования РЦБ России …………………………………………………………………………………….31
3.1 Перспективы развития российского рынка ценных бумаг ………..31
3.2 Реформы в системе государственного регулирования РЦБ России 37
Заключение ……………………………………………………………….41
Список использованных источников …………………………………..43
Быстрый рост мировых цен на нефть в январе-апреле 2011 г. способствовал активизации кратко-срочных операций на вторичном рынке российских депозитарных расписок (АДР и ГДР) на крупнейших европейских фондовых биржах, что привело к увеличению оборотов торгов этими инструментами. Суммарный объем вторичных торгов российскими АДР и ГДР на Лондонской фондовой бирже (LSE) в первом полугодии 2011 г. увеличился до 203,9 млрд. долл. США (в первом и втором полугодиях 2010 г. он составил 116,6 и 112,9 млрд. долл. США соответственно). Объем вторичных торгов российскими АДР и ГДР на Франкфуртской фондовой бирже (FSE) увеличился до 444,6 млн. долл. США (в первом и втором полугодиях 2010 г. он составил 304,9 и 217,5 млн. долл. США соответственно). По итогам анализируемого периода темпы прироста цен наиболее ликвидных российских АДР (ГДР) на Лондонской фондовой бирже варьировались от –31,7 до +32,9% [33].
Таким образом, в первом полугодии 2011 г. на российском рынке акций возросла спекулятивная активность участников рынка, осуществляющих краткосрочные сделки с ценными бумагами, что создало условия для значительных колебаний котировок российских акций. Вместе с тем восстановительные процессы на рынке акций продолжились и по ряду количественных показателей (котировки инструментов, объемы и количество эмиссий на первичном рынке, обороты торгов на вторичном рынке) он почти вплотную приблизился к докризисному уровню.
3.2 Реформы в системе
государственного
Весной 2008 г. ФСФР России представила Доклад о мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу. Он был опубликован на сайте ФСФР России в сети Интернет и включал в себя 12 приоритетных задач развития финансового рынка в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Доклад многократно обсуждался в органах исполнительной и законодательной власти, В Банке России и участниками финансового рынка. По результатам этих обсуждений Правительство РФ в апреле 2008 г. дало соответствующее поручение ФСФР России разработать проект Стратегии развития финансового рынка на период до 2020 г. Согласование документа с ведомствами (Минэкономразвития России, Минфином России и Банком России) шло сравнительно недолго - с сентября по декабрь. Существовала общая заинтересованность в скорейшей выработке основных направлений государственной политики в области развития финансового рынка. 29 декабря 2008 г. Правительство РФ Стратегию утвердило.
Ныне принятой Стратегии развития финансового рыка предшествовал аналогичный документ, принятый летом 2006 г. Многие из намеченных в нем мер остались нереализованными. Вместе с тем ФСФР России и другие заинтересованные органы исполнительной и законодательной власти продолжают разработку законопроектов, направленных, в том числе:
— на противодействие инсайдерской торговле и манипулированию ценами на финансовом рынке;
— на регламентацию деятельности бирж и торговых систем;
— на централизацию учетной системы финансового рынка;
— на совершенствование клиринговых процедур и расчетов на финансовом рынке.
Целью настоящей Стратегии является формирование конкурентоспособного самостоятельного финансового центра.
До 2020 года необходимо решить следующие задачи развития финансового рынка:
— повышение емкости и прозрачности финансового рынка;
— обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;
— формирование благоприятного налогового климата для его участников;
— совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.
В рамках решения задачи
по повышению емкости и
— внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций; расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка;
— создание возможности для секьюритизации широкого круга активов;
— повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке.
В рамках решения задачи
по обеспечению эффективности
— унификация регулирования всех сегментов организованного финансового рынка;
— создание нормативно-правовых и организационных условий для возможности консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры;
— создание четких правовых рамок осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации клиринговых организаций финансового рынка, а также функционирования института центрального контрагента;
— повышение уровня предоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты.
Задача по формированию благоприятного налогового климата для участников финансового рынка должна найти отражение в основных направлениях налоговой политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. В этой связи следует предусмотреть изменение налогового законодательства Российской Федерации по следующим направлениям:
— совершенствование режима налогообложения услуг, предоставляемых участниками финансового рынка, а также операций с финансовыми инструментами налогом на добавленную стоимость;
— совершенствование режима налогообложения налогом на прибыль организаций, являющихся участниками финансового рынка;
— совершенствование
налогообложения доходов
В целях реализации задачи по совершенствованию правового регулирования на финансовом рынке необходимо:
— повышение эффективности
регулирования финансового
— снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
— обеспечение эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке;
— развитие и совершенствование корпоративного управления;
— принятие действенных мер по предупреждению и пресечению недобросовестной деятельности на финансовом рынке.
Помимо решения указанных
задач необходимо повысить эффективность
контрольно-надзорной
Решение задач настоящей Стратегии позволит создать надежную базу долгосрочного роста российского финансового рынка и сформировать на его основе конкурентоспособный самостоятельный финансовый центр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рынок ценных бумаг — это система рыночных отношений, представляющая собой сферу денежных операций, где объектом сделки являются свободные денежные средства населения, экономических субъектов и государственных структур, предоставляемые пользователям (заемщикам) либо под ценные бумаги, либо в виде ссуд.
Формирование финансовых рынков в Российской Федерации непосредственно связано со становлением финансовых институтов. Этот процесс осуществлялся и осуществляется до сих пор, по существу, при отсутствии завершенной законодательной базы. Деятельность многих финансовых институтов до сих пор регламентируется указами Президента, постановлениями Правительства, инструкциями либо разъяснениями отдельных министерств и ведомств. Безусловно, такая ситуация негативным образом влияет на формирование и развитие отдельных сегментов финансового рынка.
В зависимости от типа финансового института, а также вида финансовых инструментов финансовый рынок России можно подразделить на: 1) денежный рынок; 2) рынок ценных бумаг; 3) рынок страховых полисов и пенсионных счетов; 4) валютный рынок; 5) рынок золота.
Для российского финансового рынка 2008 т. стал переломным. Наблюдавшиеся на протяжении предшествующих лет тенденции (снижение ставок и доходности на основных сегментах рынка, номинальное укрепление рубля, приток частного капитала на внутренний рынок, рост цен на активы, повышение доступности банковского кредитования и т. д.) сменились на противоположные. Снизилась активность участников рынка, уменьшилась ликвидность основных рыночных инструментов, увеличилась волатильность ценовых индикаторов на большинстве сегментов рынка. В этих условиях стала очевидной необходимость пересмотра финансовых стратегий российских компаний и банков с целью их адаптации к изменившейся конъюнктуре российского и мирового финансового рынка.
Кризис, охвативший мировую финансовую систему в 2007-2009 гг., зародился на периферийном сегменте финансового рынка США - рынке ценных бумаг, обеспеченных обязательствами по нестандартным ипотечным кредитам. В первые месяцы дестабилизации этого рынка большинство аналитиков не ожидало распространения кризиса на другие сегменты мирового финансового рынка. Эксперты МВФ на страницах «Глобального обзора финансовой стабильности» отмечали рост кредитных и цеповых рисков, а также рисков ликвидности, но связывали его исключительно с сектором ипотечных ценных бумаг».
Глобальный финансовый и экономический кризис стал серьезным испытанием для российского финансового рынка. Ограничение доступности внешнего фондирования, отток частного капитала с российского рынка, ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, снижение доверия к финансовой системе привели к девальвации национальной валюты, резкому росту ставок по рублевым финансовым инструментам, обвалу котировок корпоративных ценных бумаг, росту нестабильности па всех сегментах внутреннего финансового рынка.
Тем не менее последствия глобального кризиса для российского рынка оказались не столь разрушительными, как ожидали некоторые аналитики . Оперативные действия денежных властей позволили смягчить последствия внешних шоков и дали российским компаниям и банкам время для адаптации к изменившейся ситуации. Сокращение внешних обязательств и переориентация на внутренние источники средств, совершенствование системы управления рисками снизили уязвимость российского финансового сектора к внешним шокам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Государственное регулирование РЦБ России