Управление себестоимостью продукции (на примере ОАО «Владивостокский рыбокомбинат»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в России развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. Если раньше в начале девяностых годов при дефиците товаров не стояла острая проблема реализации продукции, то сегодня можно сказать, что она существует. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. В конкуренции побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу.

Оглавление

Введение 4
1 Себестоимость продукции: сущность, состав, теоретические аспекты анализа и управления 7
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости 7
1.2 Классификация затрат, формирующих себестоимость 10
1.3 Снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия 19
1.4 Значение и задачи анализа и управления себестоимостью 22
2 Анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» 25
2.1 Анализ динамики и структуры затрат по производству продукции 25
2.2 Факторный анализ себестоимости продукции 32
2.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции 49
3 Управление себестоимостью продукции на примере ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» 54
3.1 Управление себестоимостью на основе утвержденного плана выпуска продукции 54
3.2 Анализ функциональной зависимости между издержками и объемом производства 65
3.3 Управление себестоимостью с использованием перспективного факторного анализа 67
Заключение 75
Список литературы 79
Приложение 84

Файлы: 1 файл

лучшая курсовая!!!.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

Таблица 5.9 – Расчетная калькуляция на выпуск консервов камбала натуральная ОАО «ВРК»

Статья затрат

1 туба (1400 банок)

цена

норма

сумма

1. Сырье за минусом отходов

-

-

6 420,67

1.1 Сырье (сельдь мороженная)

9,43 (кг.)

737,00

6 949,91

1.2 Возвратные отходы

1,67 (кг.)

316,91

529,24

2. Вспомогательные материалы

 

 

20,84

2.1 соль

2,27 (кг.)

5,10

11,58

2.2 лавровый лист

54,60 (кг.)

0,10

5,46

2.3 перец душистый

54,3 (кг.)

0,07

3,80

3. Вспомогательные материалы с учетом транспорт.

270,84

1,067

22,24

4. Этикетка

0,15

1 470,00

220,50

5. Банка №6

2,69 (шт.)

1 439,00

3 870,91

6. Заработная плата

-

-

790,00

7. Отчисления на соц. нужды

-

-

290,72

Итого (переменных затрат)

-

-

11 615,04

8. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

-

-

295,84

9. Цеховые расходы с кредитом

-

-

1 323,04

9.1 Цеховые расходы без кредита

-

-

200,29

10.Общезаводские расходы

-

-

94,71

Итого (постоянных затрат)

-

-

1 713,59

Итого (постоянных затрат) без кредита

 

 

590,84

Производственная себестоимость с кредитом

-

-

13 328,63

Производственная себестоимость без кредита

 

 

12 205,88

Из приведенных выше трех таблиц видно, что итог постоянных затрат без использования кредита в три раза меньше, чем с использованием кредита. А производственная себестоимость на 1 тубу без кредита меньше производственной себестоимости с использованием кредита примерно на 1 122 рублей. Причем данная экономия могла бы иметь место с каждой консервной тубы, если бы не был использован кредит. 

Для определения себестоимости одной консервной банки необходимо производственную себестоимость  разделить на 1 400, так как в одной тубе 1400 банок. А для определения отпускной оптовой цены необходимо к себестоимости продукции добавить прибыль предприятия в размере 10% и НДС 10%. Сумма НДС также составляет 10%, но не от себестоимости, а от уже включенной в себестоимость прибыль предприятия. Выходит, что государство «зарабатывает» больше, чем рыбокомбинат.     

 

Таблица 6.1 – Показатели себестоимости и отпускной цены по консервной продукции запланированной на первое полугодие 2003 г. ОАО «ВРК»

Вид консервы

Себестоимость с учетом кредита, руб.

Себестоимость без учета кредита, руб.

+/-, руб.

Отпускная цена с учетом кредита, руб.

Отпускная цена без учета кредита, руб.

+/-, руб.

1

2

3

4

5

6

7

1. Сайра натуральная с д.м.

9,51

8,71

0,8

11,50

10,54

0,97

2. Сельдь натуральная с д.м.

8,61

7,81

0,8

10,42

9,45

0,97

3. Камбала натуральная

9,52

8,72

0,8

11,52

10,55

0,97

 

Из выше приведенной таблицы выходит, что в результате использования рыбокомбинатом собственных денежных средств в производстве консервной продукции, могло бы быть достигнуто снижение себестоимости единицы продукции на 80 копеек по каждой рассчитанной консервной продукции, а отпускной цены почти на 1 рубль. Данное снижение могло бы положительно повлиять на конкурентоспособность товара и его привлекательность к покупателям. Прошу заметить, что прибыль, заложенная рыбокомбинатом на каждую консервную банку, составляет всего 10%. Плюс с этой «прибыли» необходимо заплатить все причитающиеся налоги и выйдет совсем незначительная сумма чистого дохода. Рентабельность в конечном итоге составляет  примерно 5%. 

Рассчитанная отпускная цена (графа 6 табл. 6.1) является почти критической. Слово «почти» можно исключить, если также исключить сумму накоплений в виде 10%, но непременно учитывать 10% НДС. Например, критическая цена на сельдь натуральную составляет 9,47 руб. (с учетом НДС и без учета накопления). Предприятие при продаже сельди натуральной по цене 9,47 руб. покроет переменные и постоянные расходы, но не получит прибыль.

Также стоит отметить, что если предприятие снизит объем выпуск по любой консервной продукции, то отпускная цена будет мгновенно расти, так как расчет постоянных затрат на единицу продукции был рассчитан строго на запланированный выпуск  консервной продукции. Более подробно  зависимость между объемом и затратами будет рассмотрена в следующем параграфе.

 

3.2 Анализ функциональной зависимости между издержками и объемом производства

 

Между издержками и объемом существует связь. Чем больше объемом реализации, тем меньше издержек несет предприятие. Из-за чего это происходит? Это связано с тем, что с увеличением объемов производства на единицу продукции приходиться меньшая сумма постоянных затрат,  а при спаде производства наоборот. Если переменные затраты изменяются пропорционально объему, то постоянные затрат остаются на прежнем уровне, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли.

Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени: Y = a + bx,

где Y – сумма затрат на производство продукции; а – абсолютная сумма постоянных расходов за анализируемый период; b – ставка переменных расходов на единицу продукции; x – объем производства продукции. Данное уравнение относится к производству всего ассортимента продукции, то есть сумма постоянных затрат на весь выпуск не изменяется с ростом объема выпуска, а сумма переменных затрат увеличивается. 

Рассмотрим характер изменения себестоимости по консервной продукции сайры натуральной с добавлением масла.

 

Таблица 6.2 – Зависимость общей суммы затрат и себестоимости единицы продукции от объема производства по сайре натуральной с добавлением масла

Объем производства консервов, муб.

Себестоимость всего выпуска, руб.

Себестоимость единицы продукции, руб. на 1 тубу

постоянные расходы

переменные расходы

всего

постоянные расходы

переменные расходы

всего

1 муб.

3 839 352,10

11 605 260

15 444 612,1

3 839,35

11 605,26

15 444,61

2 муб.

3 839 352,10

23 210 520

27 049 872,1

1 919,68

11 605,26

13 524,94

3 муб.

3 839 352,10

34 815 780

38 655 132,1

1 266,99

11 605,26

12 872,25

4 муб.

3 839 352,10

46 421 040

50 260 392,1

959,84

11 605,26

12 565,10

5 муб.

3 839 352,10

58 026 300

61 865 652,1

767,87

11 605,26

12 373,13

 

В данном примере (табл. 6.2)  общая сумма постоянных расходов в размере     3 839 352,10 руб. является фиксированной для всех объемов производства. Величина этих расходов не изменяется с увеличением объема производства консервов, однако на единицу продукции затраты уменьшаются пропорционально его росту: объем производства увеличился в 5 раз и постоянные расходы на единицу продукции уменьшились в 5 раз. Переменные расходы в себестоимости всего выпуска растут пропорционально изменению объема выпуска, зато в себестоимости единицы продукции они имеют постоянную величину:

Сед = (а + bx):x = a:x + bx:x = a:x + b, где

а – абсолютная сумма постоянных расходов за анализируемый период;

b – ставка переменных расходов на единицу продукции;

x – объем производства продукции.

Себестоимость одной тубы сайры натуральной с д.м. за первое полугодие 2003 года = 3 839 352,10:2241 (постоянные затраты) + 11 605,26 (переменные затраты) =  1 713,23  + 11 605,26= 13 318,49 руб. (9,51 руб./банка)

Данные результаты можно сравнить с результатами таблицы 5.7 и они точно совпадает с друг с другом.

Предположим  производство по сайре уменьшиться в два раза (1 120,5 туб), то произойдет следующее:

          3 839 352,10:1120,5 + 11 605,26 = 3 426,46 + 11 605,26 = 15 031,72 руб. (10,74 руб./банка)

Себестоимость тубы измениться на величину изменения постоянных затрат, если объем производства снизиться в два раза, то себестоимость одной консервной банки  (при снижении объема на 1 120,5 туб) измениться на 10,74 - 9,51 = 1,23 (руб.)

А если производство увеличиться на сумму 1 120,5 туб, то:

          3 839 352,10:3361,5 + 11 605,26 = 1142,15 + 11 605,26 = 12 747,41 руб. (9,10 руб./банка)

Себестоимость одной банки (при увеличении объема на 1 120,5 туб) измениться на 9,10 - 9,51 = -0,41 (руб.).  А линейная формула сайры натуральной с добавлением масла имеет вид: Сед = 3 839 352,10:х + 11 605,26.

   Отсюда вывод, что для предприятия крайне не выгодно отступать от запланированного объема выпуска в сторону его недовыполнения. А если данное событие случилось, то крайне резко изменяется себестоимость единицы продукции в сторону увеличения (1,23 руб.), причем более значительными темпами, чем перевыполнение плана на ту же величину изменения (0,41 руб.). 

 

3.3 Управление себестоимостью  с использованием перспективного факторного анализа

Проведем факторный анализ по консервной продукции  в перспективе с учетом  данных, которые включают в себя данные за прошлый год и данные по себестоимости запланированные.

При анализе будет использоваться запланированные данные себестоимости по трем видам консервной продукции на 2003 год (сайра натуральная с добавлением масла, сельдь натуральная с добавлением масла и камбала натуральная) и данные себестоимости на эту же продукцию в 2002 году. Будет рассмотрена причина изменения производственной себестоимости продукции за год и под  влиянием каких факторов.

Информация о работе Управление себестоимостью продукции (на примере ОАО «Владивостокский рыбокомбинат»)