Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 10:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование путей совершенствования транспортного хозяйства предприятия.
Исходя из поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
изучить сущность, задачи и особенности организации транспортного хозяйства предприятия;
изучить организацию работы грузовых перевозок;
рассмотреть правовое обеспечение работы транспорта в Республике Беларусь;
определить основные показатели работы транспортного хозяйства предприятия;
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных Гомельского вагонного участка (приложения Б, В, Д, Е, И, К).
В рассматриваемом периоде от осуществления основной деятельности получена прибыль, причем прибыль, полученная по результатам работы за 2013 год в 6,4 раза превысила прибыль, полученную в 2011 году. Причем, если рассматривать соотношение темпов роста выручки, себестоимости и прибыли, то можно говорить о том, что темп роста прибыли превышает темп роста выручки и себестоимости, что является положительным моментом в деятельности организации, так как прибыль организации растет за счет закладываемой прибыли в стоимость услуг.
Чистая прибыль за 2013 год составила 228 млн руб., что в 14,3 раза больше, чем чистая прибыль за 2011 год.
На основании данных таблицы 2.5 видно, что все показатели прибыльности использования активов Гомельского вагонного участка увеличились в 2013 году.
Увеличение рентабельности капитала в 2013 году в сравнении с 2011 годом на 0,05 п.п. свидетельствует о растущем спросе на продукцию и услуги Гомельского вагонного участка.
Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности. В 2013 году в сравнении с 2011 годом она увеличилась на 7,97 п.п. и составила 13,9 %. Значение показателя рентабельности продаж говорит, что предприятие от реализации продукции, товаров, работ, услуг получает прибыль, причем она растет.
Таким образом, проведенный анализ показал, что объемы реализации в 2013 году выросли, показатели прибыли Гомельского вагонного участка в 2013 году также выросли. Гомельский вагонный участок является финансово неустойчивой и неплатежеспособной организацией.
Транспортное хозяйство в Гомельском вагонном участке – это комплекс средств предприятия, предназначенных для перевозки сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и др. грузов на территории предприятия и за его пределами.
В Гомельском вагонном участке транспортный отдел в отдельное подразделение не выделен. Транспортные средства в Гомельском вагонном участке состоят из:
Планово-экономический отдел в Гомельском вагонном участке осуществляет планирование перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, проводит анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности. Технический отдел занимается организацией и планированием ремонта транспортных средств и путей сообщения. Главный инженер руководит эксплуатацией транспортных средств, а бухгалтерия, осуществляет учет транспортных и погрузочных работ.
Основными задачами транспорта в Гомельском вагонном участке являются:
- обеспечение сохранности перемещаемых предметов;
- полное использование транспортных средств;
- минимизация транспортных расходов.
- транспортное обеспечение деятельности предприятия;
- совершенствование
ъ- бесперебойная транспортировка грузов при полном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций.
Эти задачи достигаются путем правильной организации транспортного хозяйства и четкого планирования работы транспорта, обоснованного выбора транспортных средств, повышения уровня механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.
Планирование работы транспортного хозяйства в Гомельском вагонном участке заключается в составлении годового (квартального) плана производственно-хозяйственной деятельности с разбивкой основных показателей по месяцам. Этот план предусматривает расчет производственной программы (план перевозок), объемов погрузочно-разгрузочных работ, количества транспортных средств и механизмов, численности рабочих, фонда заработной платы, сметы затрат и других показателей работы транспортного хозяйства.
Гомельский вагонный участок занимается преимущественно формированием пассажирских поездов, ремонтом вагонов, поэтому наиболее развитым является внешний транспорт.
Гомельский вагонный участок для осуществления своей деятельности располагает необходимыми техническими средствами: пассажирские вагоны; вагоны-рестораны; грузовые и грузопассажирские автомобили; производственный транспорт, которые представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6 – Транспортные средства Гомельского вагонного участка по состоянию на 01.01.2014 г.
Наименование |
Количество единиц |
Остаточная стоимость, млн р. |
Удельный вес, % |
1. Пассажирские вагоны |
241 |
332621 |
93,06 |
2. Вагоны-рестораны |
5 |
3426 |
1,93 |
3. Грузовые и грузопассажирские автомобили |
4 |
138 |
1,54 |
4. Производственный транспорт |
9 |
298 |
3,47 |
ИТОГО |
259 |
336483 |
100 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных Гомельского вагонного участка (приложение У).
По данным таблицы 2.6 видно, что количество транспортных средств в Гомельском вагонном участке на 01.01.2014 г. составляет 259 единиц, а их остаточная стоимость – 336483 млн р. Структура транспортных средств Гомельского вагонного участка представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2. - Структура транспортных средств Гомельского вагонного участка на 01.01.2014 г.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных таблицы 2.6.
По данным рисунка 2.2 видно, что наибольшую долю в структуре транспортных средств занимают пассажирские вагоны – 93,06 %, наименьшую – грузовые и грузопассажирские автомобили – 1,4 %.
Объем транспортных работ по Гомельскому вагонному участку (грузооборот) определяется на основании данных о количестве поступающих и отправляемых грузов, отправляемых пассажиров с учетом номенклатуры и внутренних перемещений грузов в процессе использования.
В таблице 2.7. приведем анализ технико-экономических показателей использования транспорта Гомельского вагонного участка.
Таблица 2.7 – Показатели использования транспорта Гомельского вагонного участка за 2012 – 2013 гг.
Наименование показателя |
2012 г. |
2013 г. |
Отклонение, (+, -) |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Отправленные вагоны, ваг. |
30464 |
31050 |
586 |
101,92 |
Отправленные пассажиры всего, тыс. чел. |
3149 |
3884 |
735 |
123,34 |
Средняя дальность поездки пассажира, км |
408,38 |
354,58 |
-53,8 |
86,83 |
Пассажирооборот, млн пасс-км. |
1286 |
1377,2 |
91,2 |
107,09 |
межрегиональное сообщение |
513,7 |
690,9 |
177,2 |
134,49 |
международное сообщение |
772,2 |
686,3 |
-85,9 |
88,88 |
Средняя населенность пассажирского вагона, чел. |
28,82 |
30,44 |
1,62 |
105,62 |
Среднегодовое количество транспорта, ед. |
242 |
246,5 |
4,5 |
101,86 |
Среднесписочная численность работников, занятых в перевозках, чел. |
1089 |
1077 |
-12 |
98,9 |
Окончание таблицы 2.7
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Среднемесячная зарплата работников, занятых в перевозках, тыс. р. |
4550,8 |
6636,9 |
2086,1 |
145,84 |
Выручка от реализации по перевозкам, млн р. |
189536 |
242382 |
52846 |
127,88 |
Объемный показатель работы, принимаемый в расчет производительности, тыс. пасс-км |
1285944 |
1377198 |
91254 |
107,1 |
Производительность труда, тыс. пасс-км |
1180,85 |
1278,74 |
97,89 |
108,29 |
Выручка от реализации в перевозках на одного среднесписочного работника, занятого в перевозках, млн р. |
174,05 |
225,05 |
51 |
129,3 |
Соотношение темпа роста выручки от реализации на одного среднесписочного работника с темпом роста среднемесячной зарплаты |
- |
0,89 |
- |
- |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных Гомельского вагонного участка (приложение Л).
За 2013 год объемный показатель пассажирооборота на всем пути следования выполнен к уровню прошлого года на 107,09 %.
Увеличение объема работы в межрегиональном сообщении составило 34,49 %, что обусловлено поступлением 25 пассажирских вагонов на баланс Гомельского вагонного участка, переданных УП «Минское отделение Белорусской железной дороги», в связи с изменением порядка обслуживания маршрутов в целях оптимизации процесса пассажирских перевозок на Белорусской железной дороге.
В тоже время в международном сообщении наблюдается тенденция снижения объема работы на 11,12 % к уровню прошлого года, что связано с отменой купейных и плацкартных вагонов в направлении: Гомель – Москва, Гомель – С. Петербург, Гомель – Мурманск, Гомель – Калининград.
За анализируемый период 2013 года по основным направлениям было отправлено в рейс на 5432 вагона больше, чем в 2012 году. Данный рост обусловлен увеличением количества отправленных вагонов в межрегиональном сообщении на 6618 вагонов к уровню прошлого года в связи с назначением трех дополнительных пассажирских поездов в направлении «Гомель-Минск». Однако в международном сообщении в течение 2013 года было отправлено на 1186 вагонов меньше.
По итогам работы за 2013 год средняя населенность пассажирского вагона составила 30,44 человека на вагон либо 105,62 % к уровню 2012 года.
Согласно данным таблицы 2.7 по итогам работы за 2013 год производительность труда в натуральных измерителях на 1 человека эксплуатационного штата составляет 1278,74 тыс. пасс-км или 108,29 % к уровню прошлого года. Уменьшение среднесписочной численности по эксплуатационной деятельности на 12 человек к аналогичному периоду предыдущего года привело к росту производительности труда на 14,1 тыс. пасс-км на 1 человека эксплуатационного штата.
Производительность труда в стоимостном выражении выполнена на уровне 129,82% к плану, что составляет 228,12 млн. руб. на 1 человека. За счет снижения среднесписочной численности на 19 человек, к аналогичному периоду 2012 года, производительность труда увеличилась на 3,76 млн. руб. на 1 человека.
За 2013 год Гомельским вагонным участком не обеспечено опережающее соотношение темпов роста производительности труда над заработной платой, что связано с увеличением тарифных коэффициентов на 25 % с 1 марта 2013 года в целях совершенствования условий оплаты труда работников организации.
Таким образом, в Гомельском вагонном участке транспортный отдел в отдельное подразделение не выделен. Транспортные средства в Гомельском вагонном участке представлены пассажирскими вагонами, вагонами-ресторанами, грузовыми и грузопассажирскими автомобилями, производственным транспортом. Наибольшую долю в структуре транспортных средств занимают пассажирские вагоны – 93,06 %, наименьшую – грузовые и грузопассажирские автомобили – 1,4 %.
Планово-экономический отдел в Гомельском вагонном участке осуществляет планирование перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, проводит анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности. Технический отдел занимается организацией и планированием ремонта транспортных средств и путей сообщения. Главный инженер руководит эксплуатацией транспортных средств, а бухгалтерия, осуществляет учет транспортных и погрузочных работ.
Основными экономическими показателями работы транспорта являются производительность труда, себестоимость перевозок, прибыль, рентабельность, оборачиваемость активов, фондоотдача.
На первом этапе анализа эффективности деятельности транспортного хозяйства Гомельского вагонного участка необходимо проанализировать эффективность использования основных средств – фондоотдачу. Вначале производится анализ динамики этого показателя (таблица 2.8), а затем – факторный анализ.
Таблица 2.8 – Динамика показателей эффективности использования основных средств Гомельского вагонного участка за 2012 – 2013 гг.
Информация о работе Совершенствование деятельности транспортного хозяйства