Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 10:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование путей совершенствования транспортного хозяйства предприятия.
Исходя из поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
изучить сущность, задачи и особенности организации транспортного хозяйства предприятия;
изучить организацию работы грузовых перевозок;
рассмотреть правовое обеспечение работы транспорта в Республике Беларусь;
определить основные показатели работы транспортного хозяйства предприятия;
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных Гомельского вагонного участка (приложения Е, К, Н, П, С, Т).
По данным таблицы 2.11 видно, что объем производства продукции (работ, услуг) в 2013 году в сравнении с 2012 годом увеличился на 54152 млн р. или 27,87 %. Среднегодовая выработка на одного работающего в 2013 году в сравнении с 2012 годом выросла на 50,72 млн р. или на 30,02 %. Среднегодовая выработка на одного рабочего, занятого в перевозках в 2013 году в сравнении с 2012 годом выросла на 52,27 млн р. или на 29,3 %. Все выше указанные данные свидетельствует об повышении эффективности использования трудовых ресурсов.
Для обобщающей оценки эффективности деятельности Гомельского вагонного участка за 2012 – 2013 гг. рассчитаем показатели рентабельности (таблица 2.12).
Таблица 2.12 – Показатели экономической эффективности Гомельского вагонного участка за 2012-2013 гг.
Показатель |
Годы |
Отклонение, (+,-) |
Темп роста, % | |
2012 |
2013 | |||
1. Выручка от реализации работ, услуг, млн р. |
200023 |
255434 |
55411 |
127,7 |
2. Прибыль до налогообложения, млн р. |
2895 |
5083 |
2188 |
175,58 |
3.Экономические ресурсы, всего млн р. |
389992 |
446297,5 |
56305,5 |
114,44 |
в том числе: |
||||
3.1 среднегодовая стоимость |
325470 |
339100,5 |
13630,5 |
104,19 |
3.2 среднегодовая стоимость |
12245 |
38250 |
26005 |
312,37 |
3.3 расходы на оплату труда, млн р. |
52277 |
68947 |
16670 |
131,89 |
4. Расходы, млн р. |
175681 |
212944 |
37263 |
121,21 |
5. Прибыль (рентабельность) отчетного периода, % к следующим показателям |
||||
5.1 выручке от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
1,45 |
1,99 |
0,54 |
- |
5.2 среднегодовой стоимости |
0,89 |
1,5 |
0,61 |
- |
5.3 среднегодовой стоимости |
23,64 |
13,29 |
-10,35 |
- |
5.4 расходам на оплату труда |
5,54 |
7,37 |
1,83 |
- |
5.5 функционирующему капиталу |
0,86 |
1,35 |
0,49 |
- |
5.6 экономическому потенциалу |
0,74 |
1,14 |
0,4 |
- |
5.7 расходам |
1,65 |
2,39 |
0,74 |
- |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных Гомельского вагонного участка (приложения Д, Е, И, К, С, Т).
Из таблицы 2.12 следует, что выручка от реализации увеличивается на протяжении всего анализируемого периода. Прибыль в 2013 году в сравнении с 2012 годом увеличилась на 2188 млн р. (75,58 %) и составила 5083 млн р.
Показатели рентабельности не высоки, но увеличились к концу рассматриваемого периода.
Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности. На конец 2013 года она увеличилась на 0,54 п.п. и составила 1,99 %. Значение показателя рентабельности продаж говорит, что с рубля выручки организация имеет 0,0199 рублей прибыли.
Рост рентабельности функционирующего капитала на конец 2013 года на 0,61 п.п. свидетельствует о растущем спросе на услуги Гомельского вагонного участка.
Рентабельность экономического потенциала на конец 2013 года увеличилась на 0,4 п.п. и показывает, что на рубль экономических ресурсов приходится 0,0114 р. прибыли.
В целом Гомельский вагонный участок в 2013 году имеет рентабельность равную 1,99 %. Этот показатель низкий, что свидетельствует о низкой прибыльности деятельности.
Анализ рентабельности деятельности организации может быть продолжен факторным анализом, который позволяет определить резервы роста рентабельности. При этом можно использовать так называемую модель Дюпона (формула 2.1).
,
где RА – рентабельность активов;
П – прибыль от реализации;
А – среднегодовая стоимость активов;
В – выручка от реализации продукции (работ, услуг);
Rпр – рентабельность продаж;
Оа – оборачиваемость активов.
Приведенная формула раскрывает зависимость рентабельности активов организации от двух факторов рентабельности продаж и оборачиваемости активов. Экономический смысл связи заключается в том, что модель прямо указывает пути повышения рентабельности активов: при низкой рентабельности продаж нужно стремится к ускорению оборачиваемости активов и наоборот.
В таблице 2.13 проведем расчет влияния факторов на рентабельность активов по модели Дюпона, используя метод абсолютных разниц.
Таблица 2.13 – Расчет влияния факторов на рентабельность активов Гомельского вагонного участка за 2012-2013 гг.
Показатели |
Условные обозначения |
2012 год |
2013 год |
Отклонение |
1 Выручка от реализации |
В |
200023 |
255434 |
55411 |
2 Прибыль от реализации |
П |
18718 |
35511 |
16793 |
3 Среднегодовая стоимость |
А |
12245 |
38250 |
26005 |
4 Рентабельность продаж, % |
Rпр |
9,358 |
13,902 |
4,544 |
5 Коэффициент оборачиваемости |
Оа |
16,335 |
6,678 |
-9,657 |
6. Рентабельность активов, % |
RА |
152,86 |
92,84 |
-60,02 |
Расчет влияния факторов методом абсолютных разниц | ||||
За счет роста рентабельности продаж RА(Rпр)=(4,544/100)*16,335*100 |
74,23 | |||
За счет снижения оборачиваемости активов RА(Оа)=(13,902/100)*(-9,657)* |
-134,25 | |||
Баланс отклонений |
-60,02 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных Гомельского вагонного участка (приложения Д, Е, И, К).
Таким образом, рентабельность активов в 2013 году снизилась на 60,02 п.п., на что оказали влияние два фактора:
По результатам факторного анализа рентабельности активов можно сказать, что Гомельскому вагонному участку необходимо стремиться к повышению оборачиваемости активов.
Таким образом, проведенный анализ эффективности деятельности Гомельского вагонного участка позволяет сделать следующие выводы:
Основными мероприятиями по повышению эффективности деятельности Гомельского вагонного участка:
1. Повышение производительности
подвижного состава за счет
улучшения организации
Повышение производительности подвижного состава может быть достигнуто за счет увеличения коэффициентов использования грузоподъемности, пассажировместимости и пробега. В этом случае почти не требуется повышения нормативов оборотных средств, за исключением небольшого увеличения запасов топлива.
При улучшении таких технико-эксплуатационных показателей, как техническая скорость движения, время простоя под погрузкой и разгрузкой, время работы на линии в сутки, коэффициент выпуска автомобилей на линию, повышается производительность транспортного парка.
Величина технико-эксплуатационных показателей определяет уровень производительности подвижного состава, себестоимость перевозок
2. Строгое соблюдение режима
экономии в расходовании
3. Улучшение организации
материально-технического
В этом направлении необходимо изживать практику представления транспортным предприятием завышенных заявок на материалы, запасные части, шины и топливо (завоза их в явно завышенных количествах). Это приводит к замораживанию средств в излишних и ненужных материальных ценностях.
В Гомельском вагонном участке необходимо своевременно выявлять и реализовывать образовавшиеся сверхнормативные и избыточные запасы материальных ценностей. Для этого необходимо организовать правильный учет материалов и хорошо организовать складское хозяйство.
4. Своевременное заключение
договоров на перевозки и с
организациями на поставку
Ускорение оформления документации по расчетам за выполненную транспортную работу, усиление контроля над сроками поступления платежей за перевозки, своевременное предъявление претензий клиентуре и поставщикам за нарушение договорных условий по перевозкам и поставкам – все это способствует более эффективной работе всего Гомельского вагонного участка.
5. Снижение времени простоя
подвижного состава в ТО-2 и
текущих ремонтах способствует
сокращению незавершенного
6. Меры по экономии топлива
Важнейшей задачей работников Гомельского вагонного участка является соблюдение режима экономии в расходовании материальных и денежных средств. Ниже приведены меры, принимая которые можно добиться экономии топлива:
Для уменьшения расхода топлива необходимо:
- использовать ту его
марку, которая соответствует
- следить за исправностью
системы охлаждения, не допуская
перегрева и переохлаждения
- утеплять двигатель зимой;
- регулярно проверять техническое состояние транспортных средств на диагностических стендах;
- систематически проверять
на диагностических стендах
- не допускать работы двигателя с превышением норм на токсичность и дымность отработавших газов, а также на повышенных оборотах холостого хода;
- своевременно заменять
или промывать фильтрующие
- не допускать подтекания топлива из топливопроводов и его испарения через неплотно закрытые горловины топливных баков.
Уменьшения расхода топлива достигают также за счет регулярной проверки технического состояния транспортного средства на диагностических стендах, поддержания в технически исправном состоянии всех агрегатов, своевременно и в полном объеме выполняя все операции ТО, уменьшения потерь от разливания при заправке.
В результате осуществления перечисленных мероприятий достигается более эффективная деятельность транспортного обслуживания в Гомельском вагонном участке.
Рассмотрим наиболее важные мероприятия, которые разрабатывает планово-экономический отдел Гомельского вагонного участка и которые могут существенно повысить эффективность деятельности Гомельского вагонного участка.
Несмотря на то, что за период с 2011 по 2013 гг. Гомельский вагонный участок достиг значительных результатов в своем экономическом развитии, сохраняется и ряд проблем. Одной из важнейших проблем остается высокий уровень физического и морального износа транспортных средств, который достигает 62 %, что свидетельствует о низкой инвестиционной активности организации. Это, в свою очередь, приводит к снижению объемов доходов от оказания услуг, их качества, увеличению себестоимости и, следовательно, дополнительной нагрузки на бюджет.
На балансе Гомельского вагонного участка есть автобус, который используется для сдачи в аренду как физическим, так и юридическим лицам. Спрос на данную услугу высок, но автобус морально и физически устарел, его износ составляет 98 %, затраты на ремонт по данным бухгалтерии Гомельского вагонного участка в 2014 году составили 36,2 млн р.
Информация о работе Совершенствование деятельности транспортного хозяйства