Совершенствование деятельности транспортного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование путей совершенствования транспортного хозяйства предприятия.
Исходя из поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
изучить сущность, задачи и особенности организации транспортного хозяйства предприятия;
изучить организацию работы грузовых перевозок;
рассмотреть правовое обеспечение работы транспорта в Республике Беларусь;
определить основные показатели работы транспортного хозяйства предприятия;

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 478.37 Кб (Скачать)

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных Гомельского вагонного участка (приложения Е, К, Н, П, С, Т).

 

По данным таблицы 2.11 видно, что объем производства продукции (работ, услуг) в 2013 году в сравнении с 2012 годом увеличился на 54152 млн р. или 27,87 %. Среднегодовая выработка на одного работающего в 2013 году в сравнении с 2012 годом выросла на 50,72 млн р. или на 30,02 %. Среднегодовая выработка на одного рабочего, занятого в перевозках в 2013 году в сравнении с 2012 годом выросла на 52,27 млн р. или на 29,3 %. Все выше указанные данные свидетельствует об повышении эффективности использования трудовых ресурсов.

Для обобщающей оценки эффективности деятельности Гомельского вагонного участка за 2012 – 2013 гг. рассчитаем показатели рентабельности (таблица 2.12).

 

Таблица 2.12 – Показатели экономической эффективности Гомельского вагонного участка за 2012-2013 гг.

Показатель

Годы

Отклонение, (+,-)

Темп роста, %

2012

2013

1. Выручка от реализации работ, услуг, млн р.

200023

255434

55411

127,7

2. Прибыль до налогообложения, млн  р.

2895

5083

2188

175,58

3.Экономические ресурсы, всего млн  р.

389992

446297,5

56305,5

114,44

в том числе:

       

3.1 среднегодовая стоимость основных  средств, млн р.

325470

339100,5

13630,5

104,19

3.2 среднегодовая стоимость краткосрочных  активов, млн р.

12245

38250

26005

312,37

3.3 расходы на оплату труда, млн  р.

52277

68947

16670

131,89

4. Расходы, млн р.

175681

212944

37263

121,21

5. Прибыль (рентабельность) отчетного  периода, % к следующим показателям

       

5.1 выручке от реализации товаров, продукции, работ, услуг

1,45

1,99

0,54

-

5.2 среднегодовой стоимости основных  средств

0,89

1,5

0,61

-

5.3 среднегодовой стоимости краткосрочных  активов

23,64

13,29

-10,35

-

5.4 расходам на оплату труда

5,54

7,37

1,83

-

5.5 функционирующему капиталу

0,86

1,35

0,49

-

5.6 экономическому потенциалу

0,74

1,14

0,4

-

5.7 расходам

1,65

2,39

0,74

-


Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных Гомельского вагонного участка (приложения Д, Е, И, К, С, Т).

 

Из таблицы 2.12 следует, что выручка от реализации увеличивается на протяжении всего анализируемого периода. Прибыль в 2013 году в сравнении с 2012 годом увеличилась на 2188 млн р. (75,58 %) и составила 5083 млн р.

Показатели рентабельности не высоки, но увеличились к концу рассматриваемого периода.

Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности. На конец 2013 года она увеличилась на 0,54 п.п. и составила 1,99 %. Значение показателя рентабельности продаж говорит, что с рубля выручки организация имеет 0,0199 рублей прибыли.

Рост рентабельности функционирующего капитала на конец 2013 года на 0,61 п.п. свидетельствует о растущем спросе на услуги Гомельского вагонного участка.

Рентабельность экономического потенциала на конец 2013 года увеличилась на 0,4 п.п. и показывает, что на рубль экономических ресурсов приходится 0,0114 р. прибыли.

В целом Гомельский вагонный участок в 2013 году имеет рентабельность равную 1,99 %. Этот показатель низкий, что свидетельствует о низкой прибыльности деятельности.

Анализ рентабельности деятельности организации может быть продолжен факторным анализом, который позволяет определить резервы роста рентабельности. При этом можно использовать так называемую модель Дюпона (формула 2.1).

 

                                               ,                                          (2.1)

где RА – рентабельность активов;

      П – прибыль от реализации;

      А – среднегодовая стоимость активов;

      В – выручка от реализации  продукции (работ, услуг);

      Rпр – рентабельность продаж;

      Оа – оборачиваемость активов.

 

Приведенная формула раскрывает зависимость рентабельности активов организации от двух факторов рентабельности продаж и оборачиваемости активов. Экономический смысл связи заключается в том, что модель прямо указывает пути повышения рентабельности активов: при низкой рентабельности продаж нужно стремится к ускорению оборачиваемости активов и наоборот.

В таблице 2.13 проведем расчет влияния факторов на рентабельность активов по модели Дюпона, используя метод абсолютных разниц.

 

 

Таблица 2.13 – Расчет влияния факторов на рентабельность активов Гомельского вагонного участка за 2012-2013 гг.

Показатели

Условные обозначения

2012 год

2013 год

Отклонение

1 Выручка от реализации продукции (работ, услуг), млн  р.

В

200023

255434

55411

2 Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), млн  р

П

18718

35511

16793

3 Среднегодовая стоимость активов, млн р.

А

12245

38250

26005

4 Рентабельность продаж, %

Rпр

9,358

13,902

4,544

5 Коэффициент оборачиваемости активов

Оа

16,335

6,678

-9,657

6. Рентабельность активов, %

152,86

92,84

-60,02

Расчет влияния факторов методом абсолютных разниц

За счет роста рентабельности продаж

RА(Rпр)=(4,544/100)*16,335*100

74,23

За счет снижения оборачиваемости активов

RА(Оа)=(13,902/100)*(-9,657)*100

-134,25

Баланс отклонений

-60,02


Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных Гомельского вагонного участка (приложения Д, Е, И, К).

 

Таким образом, рентабельность активов в 2013 году снизилась на 60,02 п.п., на что оказали влияние два фактора:

  • рост рентабельности продаж на 4,544 п.п. привел к росту рентабельности активов на 74,23 п.п.;
  • снижение оборачиваемости активов на 9,657 оборотов привело к снижению рентабельности активов на 134,25 п. п.

По результатам факторного анализа рентабельности активов можно сказать, что Гомельскому вагонному участку необходимо стремиться к повышению оборачиваемости активов.

Таким образом, проведенный анализ эффективности деятельности Гомельского вагонного участка позволяет сделать следующие выводы:

  • фондоотдача основных средств, рассчитанная по выручке от реализации работ, услуг в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 0,14 р., в том числе фондоотдача транспортных средств увеличилась на 0,15 р. Фондоотдача основных средств, рассчитанная по объему производства продукции (работ, услуг) в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 0,13 р., в том числе фондоотдача транспортных средств выросла на 0,15 р. Рентабельность фондов невелика, но увеличилась за рассматриваемый период на 0,61 п. п. Из выше сказанного можно сделать вывод – эффективность использования основных средств, в т.ч. транспорта, в 2013 году повысилась.
  • показатель материалоотдачи в 2013 году в сравнении с 2012 годом растет на 0,1 р. Соответственно, показатель материалоемкости снизился в 2013 году в сравнении с 2012 годом на 0,01 р., т.е. продукция стала менее материалоемкой. Показатель прибыль на рубль материальных затрат за рассматриваемый период увеличился на 0,15, поскольку затраты растут более медленными темпами, чем прибыль. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что эффективность использования материальных ресурсов в 2013 году повысилась.
  • коэффициент оборачиваемости краткосрочных активов за рассматриваемый период снизился на 9,66 оборотов, т.е. произошло замедление оборачиваемости и свидетельствует о дополнительном вовлечении средств в оборот Гомельского вагонного участка. Оборачиваемость запасов за рассматриваемый период снизилась на 5,99 оборота. Это говорит о дополнительном вовлечении запасов. Исходя из этого, в 2013 году в сравнении с 2012 годом продолжительность одного оборота краткосрочных активов выросла на 31,86 дня, а запасов – на 0,62 дня, т.е. средства в виде выручки от реализации стали возвращаться медленнее. В 2013 году в сравнении с 2012 годом увеличилась рентабельность запасов. Все выше указанные данные свидетельствует об ухудшении эффективности использования краткосрочных активов и запасов.
  • среднегодовая выработка на одного работающего в 2013 году в сравнении с 2012 годом выросла на 50,72 млн р. или на 30,02 %. Среднегодовая выработка на одного рабочего, занятого в перевозках в 2013 году в сравнении с 2012 годом выросла на 52,27 млн р. или на 29,3 %. Все выше указанные данные свидетельствует об повышении эффективности использования трудовых ресурсов.
  • показатели рентабельности не высоки, но увеличились к концу рассматриваемого периода. Рентабельность продаж на конец 2013 года она увеличилась на 0,54 п.п. этот показатель низкий, что свидетельствует о низкой прибыльности деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные направления совершенствования организации транспортного хозяйства предприятия

 

 

Основными мероприятиями по повышению эффективности деятельности Гомельского вагонного участка:

1. Повышение производительности  подвижного состава за счет  улучшения организации перевозок.

Повышение производительности подвижного состава может быть достигнуто за счет увеличения коэффициентов использования грузоподъемности, пассажировместимости и пробега. В этом случае почти не требуется повышения нормативов оборотных средств, за исключением небольшого увеличения запасов топлива.

При улучшении таких технико-эксплуатационных показателей, как техническая скорость движения, время простоя под погрузкой и разгрузкой, время работы на линии в сутки, коэффициент выпуска автомобилей на линию, повышается производительность транспортного парка.

Величина технико-эксплуатационных показателей определяет уровень производительности подвижного состава, себестоимость перевозок

2. Строгое соблюдение режима  экономии в расходовании материальных  и денежных средств на основе  внедрения прогрессивных норм  расхода топливно-смазочных материалов, запасных частей, автомобильных  шин, а также за счет ликвидации  бесхозяйственного расходования  и потерь материальных ценностей.

3. Улучшение организации  материально-технического снабжения, нормирования и планирования.

В этом направлении необходимо изживать практику представления транспортным предприятием завышенных заявок на материалы, запасные части, шины и топливо (завоза их в явно завышенных количествах). Это приводит к замораживанию средств в излишних и ненужных материальных ценностях.

В Гомельском вагонном участке необходимо своевременно выявлять и реализовывать образовавшиеся сверхнормативные и избыточные запасы материальных ценностей. Для этого необходимо организовать правильный учет материалов и хорошо организовать складское хозяйство.

4. Своевременное заключение  договоров на перевозки и с  организациями на поставку материальных  фондов, а также строгое соблюдение  установленного порядка расчетов за перевозки и поставки материальных ценностей.

Ускорение оформления документации по расчетам за выполненную транспортную работу, усиление контроля над сроками поступления платежей за перевозки, своевременное предъявление претензий клиентуре и поставщикам за нарушение договорных условий по перевозкам и поставкам – все это способствует более эффективной работе всего Гомельского вагонного участка.

5. Снижение времени простоя  подвижного состава в ТО-2 и  текущих ремонтах способствует  сокращению незавершенного производства, что в свою очередь также  благоприятствует повышению эффективности  деятельности предприятия.

6. Меры по экономии топлива

Важнейшей задачей работников Гомельского вагонного участка является соблюдение режима экономии в расходовании материальных и денежных средств. Ниже приведены меры, принимая которые можно добиться экономии топлива:

  • Обеспечение экономичной работы двигателя.

Для уменьшения расхода топлива необходимо:

- использовать ту его  марку, которая соответствует конструкции  двигателя и сезону года;

- следить за исправностью  системы охлаждения, не допуская  перегрева и переохлаждения двигателя;

- утеплять двигатель зимой;

- регулярно проверять  техническое состояние транспортных средств на диагностических стендах;

- систематически проверять  на диагностических стендах работу  топливной аппаратуры;

- не допускать работы  двигателя с превышением норм  на токсичность и дымность отработавших газов, а также на повышенных оборотах холостого хода;

- своевременно заменять  или промывать фильтрующие элементы  воздушных и топливных фильтров;

- не допускать подтекания топлива из топливопроводов и его испарения через неплотно закрытые горловины топливных баков.

  • Общие мероприятия.

Уменьшения расхода топлива достигают также за счет регулярной проверки технического состояния транспортного средства на диагностических стендах, поддержания в технически исправном состоянии всех агрегатов, своевременно и в полном объеме выполняя все операции ТО, уменьшения потерь от разливания при заправке.

В результате осуществления перечисленных мероприятий достигается более эффективная деятельность транспортного обслуживания в Гомельском вагонном участке.

Рассмотрим наиболее важные мероприятия, которые разрабатывает планово-экономический отдел Гомельского вагонного участка и которые могут существенно повысить эффективность деятельности Гомельского вагонного участка.

Несмотря на то, что за период с 2011 по 2013 гг. Гомельский вагонный участок достиг значительных результатов в своем экономическом развитии, сохраняется и ряд проблем. Одной из важнейших проблем остается высокий уровень физического и морального износа транспортных средств, который достигает 62 %, что свидетельствует о низкой инвестиционной активности организации. Это, в свою очередь, приводит к снижению объемов доходов от оказания услуг, их качества, увеличению себестоимости и, следовательно, дополнительной нагрузки на бюджет.

На балансе Гомельского вагонного участка есть автобус, который используется для сдачи в аренду как физическим, так и юридическим лицам. Спрос на данную услугу высок, но автобус морально и физически устарел, его износ составляет 98 %, затраты на ремонт по данным бухгалтерии Гомельского вагонного участка в 2014 году составили 36,2 млн р.

Информация о работе Совершенствование деятельности транспортного хозяйства