Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 10:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование путей совершенствования транспортного хозяйства предприятия.
Исходя из поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
изучить сущность, задачи и особенности организации транспортного хозяйства предприятия;
изучить организацию работы грузовых перевозок;
рассмотреть правовое обеспечение работы транспорта в Республике Беларусь;
определить основные показатели работы транспортного хозяйства предприятия;
Показатель |
Годы |
Отклонение, (+,-) |
Темп роста, % | ||||
2011 |
2012 |
2013 |
2013 г. от 2012 г. |
2013 г. от 2011 г. |
2013 г. к 2012 г. |
2013 г. к 2011 г. | |
1. Выручка от реализации работ, услуг, млн р. |
92917 |
200023 |
255434 |
55411 |
162517 |
127,7 |
274,91 |
2. Объем производства продукции (работ, услуг), млн р. |
89714 |
194303 |
248455 |
54152 |
158741 |
127,87 |
276,94 |
3. Среднегодовая стоимость |
214019 |
325470 |
339100,5 |
13630,5 |
125082 |
104,19 |
158,44 |
4. Среднегодовая стоимость |
201210 |
306510,5 |
320145 |
13634,5 |
118935 |
104,45 |
159,11 |
5. Удельный вес транспортных |
94,02 |
94,17 |
94,41 |
0,24 |
0,39 |
100,25 |
100,41 |
6. Прибыль до налогообложения, млн р. |
1251 |
2895 |
5083 |
2188 |
3832 |
175,58 |
406,31 |
7. Фондоотдача, всего, р. |
|||||||
- рассчитанная по выручке от реализации |
0,43 |
0,61 |
0,75 |
0,14 |
0,32 |
122,95 |
174,42 |
- рассчитанная по объему |
0,42 |
0,6 |
0,73 |
0,13 |
0,31 |
121,67 |
173,81 |
8. Фондоотдача транспортных |
|||||||
- рассчитанная по выручке от реализации |
0,46 |
0,65 |
0,8 |
0,15 |
0,34 |
123,08 |
173,91 |
- рассчитанная по объему |
0,45 |
0,63 |
0,78 |
0,15 |
0,33 |
123,81 |
173,33 |
9. Фондоемкость, р. |
2,39 |
1,68 |
1,36 |
-0,32 |
-1,03 |
80,95 |
56,9 |
10. Фондорентабельность, % |
0,58 |
0,89 |
1,5 |
0,61 |
0,92 |
168,54 |
- |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных Гомельского вагонного участка (приложения Б, В, Д, Е, И, К, Р, С, Т, У).
Из данных таблицы 2.8 видно, что фондоотдача основных средств, рассчитанная по выручке от реализации работ, услуг в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 0,14 р., в том числе фондоотдача транспортных средств увеличилась на 0,15 р. За три года фондоотдача основных средств, рассчитанная по выручке от реализации работ, услуг увеличилась на 0,32 р., в том числе фондоотдача транспортных средств увеличилась на 0,34 р. Фондоотдача основных средств, рассчитанная по объему производства продукции (работ, услуг) в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 0,13 р., в том числе фондоотдача транспортных средств выросла на 0,15 р. За три года фондоотдача основных средств, рассчитанная по объему производства продукции (работ, услуг) увеличилась на 0,31 р., в том числе фондоотдача транспортных средств увеличилась на 0,33 р. Рентабельность фондов невелика, но увеличилась за рассматриваемый период на 0,92 п. п.
Для анализа использования материальных ресурсов, определим уровень эффективности их использования. Для этого рассчитаем показатели, указанные в таблице 2.9.
Таблица 2.9 – Обобщающие показатели эффективности использования материальных ресурсов Гомельского вагонного участка за 2012-2013 гг.
Показатели |
Годы |
Отклонение, (+,-) |
Темп роста, % | ||||
2011 |
2012 |
2013 |
2013 г. от 2012 г. |
2013 г. от 2011 г. |
2013 г. к 2012 г. |
2013 г. к 2011 г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Выручка от реализации работ, услуг, млн р. |
92917 |
200023 |
255434 |
55411 |
162517 |
127,7 |
274,91 |
2. Объем производства продукции (работ, услуг), млн р. |
89714 |
194303 |
248455 |
54152 |
158741 |
127,87 |
276,94 |
3. Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг, млн р. |
5509 |
18718 |
35511 |
16793 |
30002 |
189,72 |
644,6 |
4. Затраты на производство продукции (работ, услуг), млн р. |
84205 |
175681 |
212944 |
37263 |
128739 |
121,21 |
252,89 |
5. Материальные затраты, млн р. |
33397 |
67478 |
83479 |
16001 |
50082 |
123,71 |
249,96 |
6. Материалоотдача, р. |
|||||||
- рассчитанная по выручке от реализации |
2,78 |
2,96 |
3,06 |
0,1 |
0,28 |
103,38 |
110,07 |
- рассчитанная по объему производства продукции (работ, услуг) |
2,69 |
2,88 |
2,98 |
0,1 |
0,29 |
103,47 |
110,78 |
7. Материалоемкость продукции, р. |
|||||||
- рассчитанная по выручке от реализации |
0,36 |
0,34 |
0,33 |
-0,01 |
-0,03 |
97,06 |
91,67 |
Окончание таблицы 2.9
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
- рассчитанная по объему производства продукции (работ, услуг) |
0,37 |
0,35 |
0,34 |
-0,01 |
-0,03 |
97,14 |
91,89 |
8. Прибыль на рубль материальных затрат, р |
0,16 |
0,28 |
0,43 |
0,15 |
0,27 |
153,57 |
268,75 |
9. Коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат |
- |
1,03 |
1,11 |
0,08 |
- |
- |
- |
10. Удельный вес материальных затрат в затратах на производство, % |
39,66 |
38,41 |
39,2 |
0,79 |
-0,46 |
- |
- |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных Гомельского вагонного участка (приложения В, Д, Е, И, К, Р, С, Т).
Как видно из таблицы 2.9, затраты на производство выросли в 2013 году в сравнении с 2012 годом на 21,21 %, а материальные затраты – на 23,71 %, что говорит о том, что материальные затраты растут более быстрыми темпами, чем затраты в целом, и возможно, происходят изменения в структуре затрат. За три года затраты на производство выросли в 2,53 раза, а материальные затраты – в 2,49 раза.
В связи с этим показатель материалоотдачи в 2013 году в сравнении с 2012 годом растет на 0,1 р., что означает, что выход продукции на 1 р. материальных затрат т. е. количество продукции, произведенной с каждого рубля потребленных материальных ресурсов, выросло на 0,1 р. За три года показатель материалоотдачи вырос на 0,29 р. Соответственно, показатель материалоемкости снизился в 2013 году в сравнении с 2012 годом на 0,01 р., а за три года – на 0,03 р., т.е. величина материальных затрат, приходящихся на 1 р. произведенной продукции, снизилась, продукция стала менее материалоемкой. Удельный вес материальных затрат в затратах за рассматриваемый период снизился на 0,46 п. п., что еще раз подтверждает, что материальные затраты растут более быстрыми темпами, происходят изменения в структуре затрат.
Показатель прибыль на рубль материальных затрат за рассматриваемый период увеличился на 0,27, поскольку затраты растут более медленными темпами, чем прибыль. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что эффективность использования материальных ресурсов в 2013 году повысилась.
На следующем этапе исследования проведем анализ эффективности использования оборотных средств. Расчет представим в таблице 2.10.
Таблица 2.10 – Показатели эффективности использования оборотных средств Гомельского вагонного участка за 2012-2013 гг.
Показатель |
Годы |
Отклонение, (+,-) |
Темп роста, % | ||||
2011 |
2012 |
2013 |
2013 г. от 2012 г. |
2013 г. от 2011 г. |
2013 г. к 2012 г. |
2013 г. к 2011 г. | |
1. Выручка от реализации |
92917 |
200023 |
255434 |
55411 |
162517 |
127,7 |
274,91 |
2. Себестоимость реализованной, продукции, товаров, работ, услуг млн р. |
87408 |
181305 |
219923 |
38618 |
132515 |
121,3 |
251,61 |
3. Прибыль от реализации |
5509 |
18718 |
35511 |
16793 |
30002 |
189,72 |
644,6 |
4. Средняя величина |
9869 |
12245 |
38250 |
26005 |
28381 |
312,37 |
387,58 |
5. Средняя величина запасов, млн р. |
1971,5 |
3232,5 |
4570 |
1337,5 |
2598,5 |
141,38 |
231,8 |
6. Коэффициент оборачиваемости, оборотов: |
|||||||
6.1. Краткосрочных активов |
9,42 |
16,34 |
6,68 |
-9,66 |
-2,74 |
- |
- |
6.2. Запасов |
47,13 |
61,88 |
55,89 |
-5,99 |
8,76 |
- |
- |
7.Продолжительность оборота, дни: |
|||||||
7.1. Краткосрочных активов |
38,22 |
22,03 |
53,89 |
31,86 |
15,67 |
- |
- |
7.2. Запасов |
7,64 |
5,82 |
6,44 |
0,62 |
-1,2 |
- |
- |
8. Рентабельность, % |
|||||||
8.1 Краткосрочных активов |
55,82 |
152,86 |
92,84 |
-60,02 |
37,02 |
- |
- |
8.2 Запасов |
279,43 |
579,06 |
777,05 |
197,99 |
497,62 |
- |
- |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных Гомельского вагонного участка (приложения Б, В, Д, Е, И, К).
Как следует из данных таблицы 2.10, в исследуемом периоде, средняя величина краткосрочных активов выросла в 3,1 раза, а величина запасов – на 41,38 %. Выручка от реализации, величина полной себестоимости и прибыль от реализации выросли. В связи с этим, коэффициент оборачиваемости краткосрочных активов за рассматриваемый период снизился на 9,66 оборотов, т.е. произошло замедление оборачиваемости и свидетельствует о дополнительном вовлечении средств в оборот Гомельского вагонного участка. Оборачиваемость запасов за рассматриваемый период снизилась на 5,99 оборота. Это говорит о дополнительном вовлечении запасов. Исходя из этого, в 2013 году в сравнении с 2012 годом продолжительность одного оборота краткосрочных активов выросла на 31,86 дня, а запасов – на 0,62 дня, т.е. средства в виде выручки от реализации стали возвращаться медленнее. В 2013 году в сравнении с 2012 годом увеличилась рентабельность запасов. Все выше указанные данные свидетельствует об ухудшении эффективности использования краткосрочных активов и запасов.
Далее проанализируем динамику производительности труда (таблица 2.11).
Таблица 2.11 – Динамика производительности труда Гомельского вагонного участка за 2012-2013 гг.
Показатели |
Годы |
Отклонение, (+,-) |
Темп роста, % | ||||
2011 |
2012 |
2013 |
2013 г. от 2012 г. |
2013 г. от 2011 г. |
2013 г. к 2012 г. |
2013 г. к 2011 г. | |
1. Выручка от реализации работ, услуг, млн р. |
92917 |
200023 |
255434 |
55411 |
162517 |
127,7 |
274,91 |
2. Объем производства продукции (работ, услуг), млн р. |
89714 |
194303 |
248455 |
54152 |
158741 |
127,87 |
276,94 |
3. Среднесписочная численность |
1177 |
1150 |
1131 |
-19 |
-46 |
98,35 |
96,09 |
в том числе: по перевозкам |
1117 |
1089 |
1077 |
-12 |
-40 |
98,9 |
96,42 |
4. Производительность труда |
|||||||
4.1 рассчитанная по выручке от реализации |
78,94 |
173,93 |
225,85 |
51,92 |
146,91 |
129,85 |
286,1 |
4.2 рассчитанная по объему |
76,22 |
168,96 |
219,68 |
50,72 |
143,46 |
130,02 |
288,22 |
5. Среднегодовая выработка на
одного рабочего, занятого в перевозках,
рассчитанная по объему |
80,32 |
178,42 |
230,69 |
52,27 |
150,37 |
129,3 |
287,21 |
Информация о работе Совершенствование деятельности транспортного хозяйства