Совершенствование деятельности транспортного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование путей совершенствования транспортного хозяйства предприятия.
Исходя из поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
изучить сущность, задачи и особенности организации транспортного хозяйства предприятия;
изучить организацию работы грузовых перевозок;
рассмотреть правовое обеспечение работы транспорта в Республике Беларусь;
определить основные показатели работы транспортного хозяйства предприятия;

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 478.37 Кб (Скачать)

Транспортные услуги как экономическая категория обладают следующим набором характеристик:

  • не существуют вне процесса их предоставления, т.е. не в состоянии накапливаться;
  • предоставление услуг заключено в фактической продаже трудового процесса, поэтому качество услуг определяется качеством труда;
  • представляют потребительную стоимость лишь в определенном месте, направлении и в конкретный интервал времени, что ограничивает возможность их замены на рынке услуг;
  • предваряют или завершают процесс материального производства. [20]

Транспортные услуги оказываются с использованием транспорта общего пользования, обеспечивающего перевозку пассажиров и грузов и предоставление услуг транспортной экспедиции на основе уставов и кодексов соответствующих видов транспорта и иных законов и правовых актов Республики Беларусь.

Все транспортные услуги классифицируются на три основные группы:

  • услуги пассажирского транспорта;
  • услуги грузового транспорта;
  • услуги транспортной экспедиции.

Грузовые перевозки – это транспортные услуги по перемещению материальных ценностей, связанных с их сохранностью и своевременностью доставки к месту назначения. [7, с. 38].

Выделяют пять видов услуг данного типа:

  • услуги железнодорожного транспорта;
  • услуги речного транспорта;
  • услуги трубопроводного транспорта;
  • услуги воздушного транспорта;
  • услуги автомобильного транспорта.

Транспортный комплекс Республики Беларусь объединяет шесть видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, городской электрический. Кроме того, он включает в себя транспортную инфраструктуру, к которой отнесены:

  • транспортные коммуникации: автомобильные дороги, железнодорожные и водные пути сообщения, трубопроводные трассы, троллейбусные и трамвайные линии, линии метрополитена, транспортная и аэронавигационная системы;
  • инженерные сооружения, обеспечивающие деятельность видов транспорта (вокзалы, станционные сооружения, аэропорты, речные и морские порты и пристани, мосты, путепроводы, средства производства, здания и сооружения транспортных организаций и др.);
  • организации по проектированию, строительству, обслуживанию и ремонту транспортных коммуникации и инженерных сооружений;
  • учреждения государственного регулирования и управления работой национального транспортного комплекса.

Транспортный комплекс Республики Беларусь имеет исключительно важное значение в жизнеобеспечении ее многоотраслевой экономики и реализации социальной политики государства. По данным Нацинального статистического комитета Республики Беларусь численность занятого населения в организациях транспортного комплекса по состоянию на 01.01.2014 г. составляет 7,5 % от общей численности занятого в экономике населения Республики Беларусь [19]. Транспортный комплекс объединяет 17,4 % производственных фондов Республики Беларусь и ежегодно на его развитие отчисляется свыше 10 % всех капитальных вложений республики. Кроме того, он является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов, им ежегодно используется от общего объема потребления в Республике Беларусь более 5% электроэнергии, около 84 % бензина, 54 % дизельного топлива, 7 % природного газа. За 2013 год экспортировано транспортных услуг в 2,7 раза больше, чем импортировано (3,8 млрд. долл. США и 1,4 млрд. долл. США соответственно). Положительное сальдо внешней торговли транспортными услугами составило более 2,3 млрд. долл. США, что на 15% выше уровня 2012 года [4].

Инфраструктура автомобильных дорог Республики Беларусь включает в себя автодороги общего пользования протяженностью 85.7 тыс. км, в том числе 15.4 тыс. км республиканских и 70,3 тыс. км местных дорог На дорогах имеются 5,3 тысячи мостов и путепроводов общей длиной 176 км. Плотность сети автомобильных дорог общего пользования составляет412 км на 1000 кв. км территории. По территории Республики Беларусь проходят пять международных автомобильных дорог категории «Е» общей протяженностью 1841 км, а также трансъевропейский транспортный коридор II (Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород), трансъевропейский транспортный коридор IХ (Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва/Псков – Киев – Кишинев – Бухарест – Димитровград – Александрополис) и его ответвление IХВ (Калининград/Клайпеда – Каунас – Вильнюс – Минск – Киев), которые имеют общую протяженность 1513 км. [8, с. 45]

Эти характеристики указывают на довольно хорошее развитие сети автодорог и возможность ее интеграции в Европейскую систему автомобильных дорог с наименьшими затратами. В связи с тем, что по территории Республики Беларусь проходят два жизненно важных международных транспортных коридоров, наибольшую актуальность приобретает проблема развития автомобильных дорог с твердым покрытием и приведения их в соответствие с требованиями Соглашения о международных автомагистралях. В Республике Беларусь принята и реализуется Государственная программа «Дороги Беларуси» на 2006 – 2015 гг., в соответствии с которой приоритетным является развитие международных автомагистралей.

Как известно, Республика Беларусь в силу своего выгодного геополитического положения является важной транзитной страной для большинства стран СНГ и особенно для Российской Федерации. Имея относительно небольшую площадь, а также протяженность территории с севера на юг и с запада на восток Республика Беларусь вынуждена развивать не только транзитные, но и внутренние перевозки автомобильным транспортом, так как автомобильный транспорт имеет по сравнению с железнодорожным ряд достоинств при доставке грузов на небольшие расстояния. Наиболее значительными преимуществами автотранспорта являются 6ольшая скорость доставки грузов, возможность доставки по варианту «от дверей до дверей», высокая сохранность перевозимых грузов, а также относительно низкая себестоимость перевозки.

Железнодорожный транспорт Республики Беларусь является частью Евроазиатского железнодорожного комплекса. Он включает магистральный и промышленный виды транспорта. Железнодорожный транспорт Республики Беларусь представлен транспортным унитарным предприятием «Белорусская железная дорога».

Белорусская железная дорога удобно соединяется с железнодорожной сетью государств Балтии, стран СНГ, Западной Европы. Кроме того, самый короткий путь, соединяющий центр Российской Федерации с Калининградской областью, проходит по территории Республики Беларусь (железнодорожная линия Москва – Минск – Молодечно – Литва – Калининград). Республика Беларусь располагает довольно густой сетью железных дорог (в среднем 27 км/1000 кв. км территории) Густота железнодорожной сети существенно колеблется в пределах самой респу6лики от 22 км/1000 кв. км в Минской и Гомельской о6ластях до 35/1000 кв. км в Брестской.

Первостепенное значение для Республики Беларусь имеют участки железных дорог, в направлении Запад – Восток и Север – Юг, входящие в систему международных транспортных коридоров. К их числу относится двухпутная магистраль Брест – Барановичи – Минск – Орша, являющаяся главным элементом второго Критского международного транспортного коридора Париж – Берлин – Варшава – Минск – Москва, а также линия Гомель – Могилев – Витебск, относящаяся к девятому транспортному коридору «Север – Юг».

Воздушный транспорт Республики Беларусь в пассажирообороте республики уступает автомобильному и железнодорожному видам транспорта.

Республика Беларусь располагает сетью аэропортов, из которых проложены авиатрассы в 30 городов СНГ, а из международного аэропорта Минск-2 выполняются регулярные международные рейсы в города Европы (Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Берлин, Вена, Варшава, Шенон), Азии (Пекин, Тель-Авив, Ларнака) и Америки (Нью-Йорк).

В настоящее время международное воздушное пассажирское сообщение Республики Беларусь осуществляется только через аэропорт Минск-2, имеющий улучшенные взлетно-посадочные полосы, современные сигнальные системы, таможенную и пограничную службу. Аэропорты Гомель и Гродно нуждаются в реконструкции для того, чтобы принимать тяжелые грузовые и пассажирские авиалайнеры.

В настоящее время в области перевозок воздушным транспортом в Республике Беларусь существуют: ОАО «Авиакомпания «Белавиа», Республиканское Авиационное Унитарное Предприятие "Аэропорт Гомельавиа".

ОАО «Авиакомпания «Белавиа» осуществляет функции регулирования в гражданской авиации Республики Беларусь, а также отвечает, за эксплуатацию авиационных линий и аэропортовых служб. Структура воздушного парка гражданской авиации для пассажирских перевозок включает узкофюзеляжные суда средней дальности российского производства. Компания имеет значительный парк АН-2 предназначенных для выполнения воздушно-транспортных работ в национальном хозяйстве.

Потенциальные возможности речного транспорта и его инфраструктуры в последние годы оказались невостребованными. Судоходными путями Республика Беларусь связана со всеми граничащими с ней государствами. Наибольшее значение в перевозках грузов и пассажиров имеют реки Днепр, Припять, Березина, Сож, Западная Двина, Неман, Днепровско-Бугский канал. Протяженность речных навигационных путей Республики Беларусь составляет 1868 км. Регулярное круглосуточное судоходство осуществляется по водным путям протяженностью 447 км. В интересах интеграции в международную транспортную судоходную сеть представляют коммерческий интерес только реки Припять и Днепр, позволяющие выполнять перевозку экспортно-импортных грузов (калийные удобрения, поваренную соль, руду, уголь и сапропель) в Придунайские страны и Черноморские порты.

Речные порты Мозырь, Гомель, Речица и Бобруйск имеют железнодорожные подъездные пути и приспособлены для обработки грузов следующий в смешанном железнодорожно-водном сообщении. В порт Брест подведена железнодорожная колея шириной 1435 мм, что позволяет обрабатывать грузы, следующие в страны Западной Европы без последующих простоев для смены тележек вагонов.

Изолированность бассейнов и отсутствие между ними искусственных водных соединений неблагоприятно сказывается на организации коммерческой деятельности и делают перевозки водным транспортом менее эффективными (по маневренности, по скорости доставки), чем перевозки другими видами транспорта.

В настоящее время в общем грузообороте речной транспорт занимает третье место, уступая железнодорожному и автомобильному, в пассажирообороте его роль менее значима.

Актуальным для Республики Беларусь является вопрос о создании и развитии национального морского флота. Не имея прямого выхода к морю, Республика Беларусь может использовать морской флот через порты Российской Федерации, Польши, Литвы и Украины, на которые имеется прямой выход национальной железнодорожной сети. Однако, в данном направлении существуют серьезные разногласия с компетентными органами указанных государств, в основном по поводу оплаты за пользование портовой инфраструктурой (причальной зоной, складами, ремонтной базой). Наиболее низкие ставки в Польше, однако проблема в разной ширине железнодорожной колеи делает постоянную транспортировку экспортно-импортных грузов не выгодной. Поэтому в настоящее время Министерством транспорта и коммуникаций прорабатывается вопрос об использовании Калининградского торгового порта (Российская Федерация) в качестве основного транзитного пункта для перевозки экспортно-импортных грузов Республики Беларусь в международном водном сообщении.

Главной целью государственной транспортной политики является формирование высокоэффективной национальной транспортной системы, призванной обеспечить удовлетворение спроса на перевозки грузов и пассажиров, повышение их безопасности и качества, создание условий для финансового оздоровления предприятий транспорта за счет инвестиционной активности, повышение конкурентоспособности отечественных перевозчиков на внутреннем и внешнем рынке транспортных работ и услуг.

Осуществление государственной транспортной политики предусматривает реализацию закрепленных в Конституции Республики Беларусь прав граждан на свободное передвижение, обеспечение единого экономического пространства и перемещение товаров.

Транспорт всегда был и останется важнейшей составной частью экономики, фактором, обеспечивающим ее единство и целостность. Развитие транспорта и коммуникаций во многом определяет национальную безопасность страны, ее обороноспособность, решение социальных задач.

В этих условиях на каждом этапе реформирования экономических составляющих транспортной политики должно адекватно меняться правовое обеспечение транспортной деятельности. Выстраивая систему транспортного законодательства необходимо учитывать, что оно должно:

1) быть достаточно гибким, чтобы на каждом этапе реформ  не обнаруживались непреодолимые  препятствия для дальнейшего  хода реформ, и в то же время  выдерживать определенное направление  своего развития;

2) иметь оправданную и  логичную внутреннюю структуру, чтобы не подвергать изменениям  значительный массив нормативной  базы при переходе на новую  ступень правового регулирования  или при необходимости проведения  изменений в каком-либо одном  блоке не затрагивать остальной  массив;

3) быть максимально универсальным, чтобы давать возможность проводить  быстрые однотипные изменения  в различных его составляющих.

В процессе становления белорусского государства и в соответствии со стоящими перед ним задачами развивается и законодательство о транспорте.

Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими работу транспорта в Республике Беларусь являются:

1) Гражданский кодекс Республики Беларусь 7 декабря 1998 г. № 218-З (редакция от 31 декабря 2014 г. № 226-З). Определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

2) Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь от 24 июня 2002 г. № 118-З (редакция от 4 января 2014 г. № 130-З). Регулирует отношения, возникающие при осуществлении судоходства по внутренним водным путям Республики Беларусь, определяет основные права, обязанности и ответственность субъектов отношений в области внутреннего водного транспорта.

3) Кодекс торгового мореплавания  Республики Беларусь 15 ноября 1999 г. № 321-З (редакция от 22 декабря 2011 г. № 326-З). Регулирует отношения, возникающие в связи с перевозкой судами грузов, пассажиров и багажа, использованием судов для буксировки, осуществлением спасательных операций, а также иные отношения в области торгового мореплавания.

Информация о работе Совершенствование деятельности транспортного хозяйства