Совершенствование деятельности транспортного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование путей совершенствования транспортного хозяйства предприятия.
Исходя из поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
изучить сущность, задачи и особенности организации транспортного хозяйства предприятия;
изучить организацию работы грузовых перевозок;
рассмотреть правовое обеспечение работы транспорта в Республике Беларусь;
определить основные показатели работы транспортного хозяйства предприятия;

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 478.37 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

На современном этапе перехода к рыночным отношениям возникает потребность ускоренного развития производственной инфраструктуры, в том числе транспорта, обеспечивающей надежное обращение материальных ресурсов.

При переходе к рыночному хозяйству повышаются требования потребителей и к качеству используемой ими продукции. Это относится и к транспортным услугам, так как повышение их качества позволяет в конечном счете увеличить эффективность производства и соответственно доходы коллективов предприятий, пользующихся услугами транспорта.

При организации современного производства необходимо учитывать работу всех подразделений, обеспечивающих бесперебойное протекание производственного процесса.

Таким образом, транспорт является неотъемлемой частью производственного процесса на предприятиях. Он тесно взаимосвязан со всеми элементами производства. Поэтому выявление использования имеющихся резервов позволяет увеличить объем транспортных услуг, предоставляемых предприятием, снизить их транспортные издержки, а соответственно и цены выпускаемой продукции.

Актуальность темы не вызывает сомнения, так как от эффективности работы транспортного хозяйства зависит своевременная поставка сырья и материалов рабочим местам, отгрузка изделий поставщикам, при эффективной работе транспортных служб не возникает простоев в связи с не поступлением со склада сырья и не отгрузки уже готовой продукции с рабочих мест.

Объектом исследования курсовой работы был выбран Гомельский вагонный участок республиканского предприятия «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».

Предметом исследования – деятельность Гомельского вагонного участка РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».

Целью курсовой работы является исследование путей совершенствования транспортного хозяйства предприятия.

Исходя из поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

    • изучить сущность, задачи и особенности организации транспортного хозяйства предприятия;
    • изучить организацию работы грузовых перевозок;
    • рассмотреть правовое обеспечение работы транспорта в Республике Беларусь;
    • определить основные показатели работы транспортного хозяйства предприятия;
    • привести организационно-экономическую характеристику Гомельского вагонного участка РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»;
    • провести анализ состояния транспортного хозяйства Гомельского вагонного участка РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»;
    • оценить эффективность деятельности транспортного хозяйства Гомельского вагонного участка РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»;
    • на основе проведенного анализа предложить основные направления совершенствования организации транспортного хозяйства Гомельского вагонного участка РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».

Цель и задачи работы предопределили ее структуру: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников литературы и приложений.

В первой главе излагаются курсовой работы освещены теоретические аспекты работы транспортных служб, приведены основные показатели работы транспортного хозяйства, рассмотрено правовое обеспечение работы транспорта в Республике Беларусь.

Во второй главе проведен анализ эффективности деятельности транспортного хозяйства Гомельского вагонного участка РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».

В третей главе приведены направления совершенствования организации транспортного хозяйства Гомельского вагонного участка РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».

Информационной базой послужила бухгалтерская и статистическая отчетность Гомельского вагонного участка РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги» за 2011 – 2013 гг.

Теоретической базой для написания курсовой работы послужили учебники и учебные пособия по организации производства под редакцией таких авторов как Горев А. Э, Ивуть Р. Б. и др. Анализ хозяйственной деятельности по предприятию был проведен с помощью учебного пособия «Экономический анализ» под редакцией Савицкой Г. В.

 

1. Теоретические аспекты работы  транспортных служб, методы организации их деятельности

 

 

1.1 Сущность, задачи и особенности организации транспортного хозяйства предприятия

 

 

Транспортное хозяйство на предприятии – это комплекс средств предприятия, предназначенных для перевозки сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и др. грузов на территории предприятия и за его пределами.

Основной задачей организации и функционирования транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.

Также задачами транспортного хозяйства являются содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии и снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы.

Рациональная организация транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимости продукции. В зависимости от особенностей технологических процессов и типов производств на предприятии применяются различные транспортные средства.

Назначение транспортного хозяйства предприятия заключается в полном удовлетворении потребностей предприятия в грузоперевозках при максимальном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций.

Это возможно только на основе правильной организации транспортного хозяйства предприятия и эффективного планирования грузоперевозок.

Основными функциями транспортного хозяйства предприятия являются перевозки, погрузка-разгрузка и экспедирование грузов. Транспортное хозяйство обслуживает потребности предприятия в грузоперевозках в сфере снабжения, производства и сбыта.

Транспортное хозяйство является одной из подсистем логистики, которая обеспечивает процесс товародвижения между субъектами хозяйствования в макрологистических цепях. Организация транспортного хозяйства действующего предприятия включает выполнение следующих работ:

  • стратегическое планирование обновления транспортных средств;
  • анализ производственной структуры предприятия, разработка и внедрение мероприятий по ее совершенствованию (с точки зрения рациональности транспортных схем, обеспечения прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов);
  • анализ прогрессивности, уровня загрузки и эффективности использования транспортных средств во времени и по производительности;
  • выбор и обоснование транспортных средств;
  • расчет норм и нормативов расхода (потребности) в материальных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды транспортного хозяйства;
  • составление балансов грузооборота (по горизонтали указываются отправители грузов, по вертикали – их получатели);
  • проектирование схем грузопотоков;
  • оперативно-календарное планирование транспортных операций;
  • диспетчирование работы транспорта предприятия;
  • учет, контроль и мотивация высококачественной и эффективной работы транспортного хозяйства.

Главной целью системы транспортного хозяйства является своевременное обеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг.

Реализация главной цели определяет основные функции системы транспортного обеспечения:

  • обеспечение постоянной работоспособности имеющихся транспортных средств;
  • планирование и организация проведения всех транспортных операций (перевозок);
  • организация учета затрат на транспортные работы;
  • разработка и реализация мероприятий по совершенствованию транспортного обслуживания.

Транспорт предприятия подразделяется:

  • по характеру и месту перевозок – внешний, межцеховой, внутрицеховой;
  • по видам транспортных средств – железнодорожный, безрельсовый, механический (мостовые краны, кран-балки, конвейеры и т. п.), водный, воздушный, трубопроводный (магистрали топлива и т. п).

При выборе вида транспортных средств и установлении их типажа необходимо руководствоваться следующими требованиями:

  • транспортные средства должны соответствовать основным параметрам грузового потока. К основным параметрам относятся: мощность (измеряется в тоннах, кубических метрах груза, штуках, перевозимых в единицу времени); физико-механические свойства грузов (штучные, сыпучие, жидкие и др.); масса грузового места; габариты; расстояние и профиль трассы перемещения груза;
  • транспортные средства должны обеспечивать максимальную производительность труда рабочих, занятых их обслуживанием, и удобство их использования в условиях конкретного цеха (участка);
  • действия транспортных средств на смежных участках должны быть согласованы с операциями технологического процесса с целью применения комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ (например, перемещение тяжелых заготовок с электрокара на рабочий конвейер и т. п.).

Основу рациональной организации перевозки грузов составляет разработка технологического процесса транспортных и погрузочно-разгрузочных работ. Для этого необходимо определить все грузопотоки и грузооборот предприятия, правильно выбрать транспортные средства, рассчитать их количество, установить систему транспортирования грузов, разработать графики движения транспорта.

Грузооборот – это общее количество грузов, перемещаемых на данном предприятии за определенный промежуток времени. Грузопоток — это количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между структурными подразделениями за данный промежуток времени. Грузовые потоки определяются в зависимости от пунктов отправления, количества одновременно отправляемых грузов, частоты и регулярности отправки, длины пробега, скорости транспортировки и пунктов назначения.

По данным генерального плана предприятия составляют схемы (диаграммы) грузопотоков. Анализ этих схем способствует выявлению и ликвидации нерациональных перевозок, достижению кратчайших путей и прямоточности движения материалов, полуфабрикатов и частей изделий в процессе их обработки.

В практике используются три основные формы маршрутов транспортных средств. Перевозка грузов может производиться по разовым или постоянным маршрутам. Разовые совершаются по неповторяющимся отдельным заявкам и имеют место, как правило, в условиях единичного и мелкосерийного производства. Постоянные проходят по заранее установленным направлениям. Эти маршруты характерны для крупносерийного и массового производства.

Перевозки внутри предприятия включают: транспортировку материалов и полуфабрикатов на склады; перемещение в процессе производства; доставку готовой продукции на склад.

Существуют три основных формы организации работы внутреннего транспорта:

  1. строго регулируема;
  2. умеренно регулируемая;
  3. нерегулируемая заранее.

Производство высокого технического уровня возможно только при наличии строго регулируемой работы внутреннего транспорта. Сущность этой формы заключается в том, что на основе способа выполнения производственных задач и соответствующего данному отрезку времени объема устанавливают способ и расписание транспортных связей между рабочими местами, находящимися в производственной связи, в соответствии с порядком технологических операций.

 

 

1.2. Организация работы  грузовых перевозок. Правовое обеспечение работы транспорта в Республике Беларусь

 

 

Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей.

Возникновение новых экономических отношений расширило смысл понятия «транспортные услуги». Сегодня транспортные услуги – это не только перевозки пассажиров или грузов, но и это любая операция, которая хоть и не входит в состав традиционного процесса перевозки, но целиком и полностью связана с подготовкой и проведением последнего.

Данный вид услуг оказывается на основе материально - технической базы, в которую входят транспортные средства, средства обслуживания транспорта, оборудования по ремонту, помещения для стоянки и ремонта транспорта. Непосредственными исполнителями транспортных услуг являются лица, имеющие право на вождение и перевозку пассажиров и грузов, мастера по обслуживанию и ремонту транспорта и оборудования. Оказание транспортных услуг может осуществляться как по предварительной заявке, так и без нее, с оформлением договора на обслуживание.

Транспортная услуга – это результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворения потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями [20].

Транспортные услуги включают:

  • непосредственно перевозку пассажиров и грузов;
  • погрузочно-разгрузочные работы;
  • хранение грузов;
  • обслуживание и подготовку транспортных средств;
  • предоставление транспортных средств в аренду;
  • доставку отремонтированных или новых транспортных средств;
  • транспортную экспедицию и т.д.

Информация о работе Совершенствование деятельности транспортного хозяйства