Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 11:55, курсовая работа
Специфика политических связей с общественностью в условиях российской предвыборной кампании
(на примере партий «КПРФ» и «Единая Россия» в период предвыборной кампании в Государственную Думу 2011 года
- о национализации природных ресурсов и ключевых отраслей экономики;
- о том, что плата за ЖКХ не может быть выше 10% суммарного дохода семьи;
- о введении прогрессивной шкалы подоходного налога;
- о праве россиян решать вопросы на референдуме и ряд других29.
Центральный штаб КПРФ обеспечивал единый визуальный стиль и формулировал главные идеи кампании, а региональные штабы дополняли их местной конкретикой. В центре внимания были проблемы повышения цен, борьбы с коррупцией и национализации. В ответ на «План Путина» коммунисты говорили о «Плане КПРФ». Интересная находка коммунистов – анекдоты от Г.А.Зюганова – в основном про «Единую Россию».
В Алтайском крае КПРФ распространяла
буклет «Тест для избирателей», листовку
«Нет войскам НАТО на Русской земле»,
краевую общественно-
В Ярославле работа сети агитаторов КПРФ была сосредоточена на распространении «Рабочей газеты», листовок с изображениями партийной символики, лидера КПРФ Г.А. Зюганова с лозунгом «Верен народу! Нужен стране!», а также спецвыпуска партийной газеты «Советская Ярославия». В подъездах на досках объявлений расклеивалась листовка с изображением лидеров федерального списка КПРФ Г.А. Зюганова и Ж.И. Алферова и лозунгом «Верен народу! Нужен стране!».
В Костроме в почтовые ящики раскидывалась газета КПРФ «Что делать?» с явным преобладанием информации, направленной против «Единой России».
В Омске выпускалась общественно-
В Астрахани был распространен информационный бюллетень ЦК КПРФ, в котором опубликованы интервью с тройкой федерального списка партии, а также многочисленные интервью лидеров различных региональных списков. Номер не обошелся и без критики «Единой России» в разнообразных сферах. Критике подвергся и «План Путина», который был назван «набором благих пожеланий». Ему противопоставлялась стратегия развития страны от КПРФ.
В Орле на стороне КПРФ выступала газета «Орловские новости». В Республике Башкоростан КПРФ выпустила более 1 млн. экземпляров печатной продукции: газет, листовок, календариков. В них содержалось обращение к людям с вопросом: какие еще нужны беды и страдания, чтобы осознать трагичность жизни? Предлагалось также отгадать загадку: почему обманутый, ограбленный, оскорбленный народ России голосует за своих обманщиков и грабителей? В Красноярском крае КПРФ собирала подписи в анкетах. Для этого на остановках общественного транспорта выставлялись люди с флагами и раздаточным материалом.
В Пскове выпускалась партийная газета «Искра», с 10 сентября появились рекламные щиты «КПРФ – партия трудового народа» в достаточно большом количестве вдоль центральной улицы города. В Карелии КПРФ активно распространяла информационные листовки «Ленинская правда» тиражом 110 тыс. экз31.
Общее число региональных
партийных изданий, по средствам
которых проводилась
Анализ оформления партийных газет показывает, что больше трети всех изданий выполнены в черно-белой цветовой гамме. Почти 30% всех печатных органов выпускаются в двух цветах (как правило, в красном и черном). 13 газет (или 20%) издается в трехцветной гамме, одна – в полноцветном варианте. Ряд газет совмещают черно-белую печать с трехцветной (газета Красноярского отделения «За Победу!», «Правда Коми» и «Коммунист Башкорстана» или двухцветную печать с трехцветной (газета «Коммунисты Бурятии»)32.
По тиражу региональные печатные издания в период проведения предвыборной программы делятся на три основные группы: минимальный тираж (до 5000 экз.) имеют 18 газет, 18 газет выходят в свет в количестве от 5000 до 10000 тыс. экз., столько же выходят тиражом от 10000 до 30000 экз.
Существенно больший тираж имеет только 7 газет. Лидером в данном разряде, выпускаясь стабильно, являются «Подмосковная правда» (50 000 экз. при еженедельном издании газеты), «Левый марш», «КПРФ в Нижнем Новгороде» (по 100 000 экз.)33.
В целом, суммарный ежемесячный тираж региональных газет КПРФ в период предвыборной программы превысил 15 миллионов экземпляров.
Об активности думских партий в период проведения предавборной кампании и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным количественным и качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.
На основании контент-анализа публикаций 5322 федеральных и региональных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний Коммуникационной группой Innovation PR & Brending рассчитал информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При исследовании за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в федеральном парламенте в период проведения предвыборной кампании в Государственную Думу 2011 года.
Контент-анализ публикаций
СМИ осуществлен с помощью
системы «Интегрум» и позволил выявить
следующую структуру
Анализ ежедневного наполнения медиа-потока публикациями о деятельности КПРФ за две недели декабря 2011 года свидетельствует об относительной стабильности порядка наполнения информационного потока. Стабильно сохраняются и партийные «ниши» Коммунистической партии в медиа-пространстве: 35-40%34.
Резкий информационный
выброс отмечается 4-5 декабря – дни
голосования и обработки
Важно упомянуть и о том, что наибольшая часть упоминаемости политической активности КПРФ размещена в сети Интернет.
Под чистой упоминаемостью в исследовани понимаются материалы, в которых определенная политическая партия или ее лидеры является основной темой, а также ее название или ассоциация присутствуют в заголовке (см. Приложение 2).
В таблице отчетливо
Материалы, представляемые на центральном телевидении, носят нейтральный характер. Как правило, это статистика голосований и ожиданий голосований. Информационные поводы ни одной политической силы из предложенных, традиционно не транслируются. Характерно и то, что во многих материалах упоминаются все партии вместе. К слову, единственный пример допуска в эфир лидера конкретной партии – Г.А.Зюганов на «России 1».
«КПРФ» наибольшую упоминаемость на телевидении получила на «1 канале» и на «России». Как правило, это освещение не в рамках собственных информационных поводов, а сопряженное с иными политическими силами. Опять же, статистические сводки. Темы в основном связаны с подведением итогов единого дня голосования. На радио активность КПРФ самая высокая в «Голосе России» и «Эхо Москвы»36.
За период с 15 ноября 2011 по 5 декабря 2011 суммарно во всех исследуемых источниках опубликовано более 3500 материалов, содержащих упоминания о деятельности КПРФ.
Структуру упоминаемости партии можно проследить в Приложении 3.
Как следует из Приложения 3, наибольшая информационная активность КПРФ прослеживается в интернете. Но следует упомянуть, что 53-57% публикаций в интернет-источников – официальный сайт партии «кпрф.ру». Также характерно слабое присутствие КПРФ в телеэфире.
Информационные агентства и центральная пресса за некоторыми исключениями (Коммерсант, Коммерсант-власть, Риа-новости) в обозначенный период освещали деятельность партии исключительно в фоновом режиме – как правило, в сухой статистике предвыборных ожиданий и прогнозов в материалах с другими партиями.
Чистая упоминаемость (материалы,
посвященные непосредственно
Основные темы, в рамках которых освещается КПРФ в медиаресурсах:
- Предвыборная борьба. В основном, здесь присутствуют такие информационные поводы, как конфликты агитаторов КПРФ и других политических сил (в первую очередь – «Единой России»), высказывания политиков-коммунистов о возможных фальсификациях правящей партии. Освещение этого повода – скорее негативное.
- Статистические сводки на
- Информационные поводы,
связанные с исковыми
Важным блоком поводов можно считать информацию от активистов и депутатов КПРФ, опубликаованную после выборов. Наиболее обширный пул материалов был размещен в «Коммерсанте», «Утро», «Аргументы недели». Особое внимание уделялось репортажам наблюдателей с избирательных участков, где обличались нарушения, различных технологий фальсификации голосования. Эти материалы в подавляющем большинстве источников освещались вполне позитивно.
Если говорить об остальных типах общероссийских СМИ, то они освещали ход предвыборной борьбы относительно КПРФ в основном в сухих статистических сводках по опросам электората и информоповодам исковой активности партии. Исключение составили лишь два источника: Коммерсант и Ведомости.
Телевидение и радио фактически не освещало деятельность партии.
К общим недостаткам PR-кампании в КПРФ можно отнести:
1) Низкий уровень
сенсационности информационных
поводов. Как правило, за
2) Очень высокая упоминаемость на сайте «кпрф.ру, «правда.ру» своих политических оппонентов. Так, ежедневно приблизительно 12% упоминаемости в интернете на федеральном уровне «Справедливой России» приходится на этот сайт.
3) Однобокое освещение самой партией своих информповодов. Вместо работы с электоратом происходят постоянные нападки на «нечестные» выборы и «махинаторов».
2.2 PR партии «Единая Россия»
Российская политическая партия «Единая Россия» — российская политическая партия, крупнейшая партия России. По итогам выборов 2003 года «Единая Россия» сформировала в Государственной Думе парламентское большинство, в 2007 году — конституционное большинство, но в 2011 году утратила конституционное большинство. Лидер партии, возглавлявший избирательный список партии на думских выборах 2007 года - Президент Российской Федерации Владимир Путин.
На думских выборах
2011 года впервые в политической истории
России формирование избирательного списка
«Единой России» производилось
на основании результатов
Согласно решениям XII съезда «Единой России», принятым 24 сентября 2011 г., на думских выборах предвыборный список партии возглавлял действующий Председатель Правительства России Дмитрий Медведев, а на выборах 2012 года кандидатом в президенты от «Единой России» стал Владимир Путин.
Немаловажное значение в PR-кампании партии имеет тот факт, что члены «Единой России», возглавляющие её, занимая высокие государственные посты ведут активную деятельность и, естественно, используют это в создании своего имиджа.
То есть имидж партии
«Единая Россия» можно
Символом партии является обращённый шествующий медведь. Съезд партии, прошедший 26 ноября 2005, принял решения по изменениям в символике партии: вместо медведя коричневого цвета символом партии стал медведь белого цвета, по контуру очерченный синим цветом. Над изображением медведя — развевающийся российский флаг, под изображением медведя — надпись «Единая Россия». Семантика медведя активно используется партией, в том числе путём различных аллюзий. Так один из разделов официального сайта партии называется «Берлога»40.