Специфика политических связей с общественностью в условиях российской предвыборной кампании

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Специфика политических связей с общественностью в условиях российской предвыборной кампании
(на примере партий «КПРФ» и «Единая Россия» в период предвыборной кампании в Государственную Думу 2011 года

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

- о национализации  природных ресурсов и ключевых  отраслей экономики; 

- о том, что плата  за ЖКХ не может быть выше 10% суммарного дохода семьи;

- о введении прогрессивной  шкалы подоходного налога;

- о праве россиян  решать вопросы на референдуме  и ряд других29.

Центральный штаб КПРФ обеспечивал  единый визуальный стиль и формулировал главные идеи кампании, а региональные штабы дополняли их местной конкретикой. В центре внимания были проблемы повышения цен, борьбы с коррупцией и национализации. В ответ на «План Путина» коммунисты говорили о «Плане КПРФ». Интересная находка коммунистов – анекдоты от Г.А.Зюганова – в основном про «Единую Россию».

В Алтайском крае КПРФ распространяла буклет «Тест для избирателей», листовку «Нет войскам НАТО на Русской земле», краевую общественно-политическую газету «Голос труда», а также газету «Правда». По г. Перми распространялись новые выпуски издания КПРФ «Рабочая газета». Активисты КПРФ раздавали на улицах листовки, КПРФ регулярно проводила протестные акции. На улицах Владивостока, Находки и других городов появились стикеры «Лучше красные, чем голубые».

В Ярославле работа сети агитаторов КПРФ была сосредоточена на распространении «Рабочей газеты», листовок с изображениями партийной символики, лидера КПРФ Г.А. Зюганова с лозунгом «Верен народу! Нужен стране!», а также спецвыпуска партийной газеты «Советская Ярославия». В подъездах на досках объявлений расклеивалась листовка с изображением лидеров федерального списка КПРФ Г.А. Зюганова и Ж.И. Алферова и лозунгом «Верен народу! Нужен стране!».

В Костроме в почтовые ящики раскидывалась  газета КПРФ «Что делать?» с явным  преобладанием информации, направленной против «Единой России».

В Омске выпускалась общественно-политическая газета «Омское время» тиражом 100 тыс. экз. В № 36 от 19 сентября 2007 г. газета призвала омичей к обсуждению результатов  работы «Единой России» в Государственной  Думе. Смысл публикации: «Единой  России» нельзя верить, потому что реальные дела противоположны ее обещаниям30.

В Астрахани был распространен  информационный бюллетень ЦК КПРФ, в котором опубликованы интервью с тройкой федерального списка партии, а также многочисленные интервью лидеров различных региональных списков. Номер не обошелся и без критики «Единой России» в разнообразных сферах. Критике подвергся и «План Путина», который был назван «набором благих пожеланий». Ему противопоставлялась стратегия развития страны от КПРФ.

В Орле на стороне КПРФ выступала газета «Орловские новости». В Республике Башкоростан КПРФ выпустила более 1 млн. экземпляров печатной продукции: газет, листовок, календариков. В них содержалось обращение к людям с вопросом: какие еще нужны беды и страдания, чтобы осознать трагичность жизни? Предлагалось также отгадать загадку: почему обманутый, ограбленный, оскорбленный народ России голосует за своих обманщиков и грабителей? В Красноярском крае КПРФ собирала подписи в анкетах. Для этого на остановках общественного транспорта выставлялись люди с флагами и раздаточным материалом.

В Пскове выпускалась партийная  газета «Искра», с 10 сентября появились  рекламные щиты «КПРФ – партия трудового народа» в достаточно большом количестве вдоль центральной  улицы города. В Карелии КПРФ активно распространяла информационные листовки «Ленинская правда» тиражом 110 тыс. экз31.

Общее число региональных партийных изданий, по средствам  которых проводилась агитационная работа в 2011 году составляет 87 единиц.

Анализ оформления партийных  газет показывает, что больше трети всех изданий выполнены в черно-белой цветовой гамме. Почти 30% всех печатных органов выпускаются в двух цветах (как правило, в красном и черном). 13 газет (или 20%) издается в трехцветной гамме, одна – в полноцветном варианте. Ряд газет совмещают черно-белую печать с трехцветной (газета Красноярского отделения «За Победу!», «Правда Коми» и «Коммунист Башкорстана»  или двухцветную печать с трехцветной (газета «Коммунисты Бурятии»)32.

По тиражу региональные печатные издания в период проведения предвыборной программы делятся на три основные группы: минимальный тираж (до 5000 экз.) имеют 18 газет, 18 газет выходят в свет в количестве от 5000 до 10000 тыс. экз., столько же выходят тиражом от 10000 до 30000 экз.

Существенно больший  тираж имеет только 7 газет. Лидером в данном разряде, выпускаясь стабильно, являются «Подмосковная правда» (50 000 экз. при еженедельном издании газеты), «Левый марш», «КПРФ в Нижнем Новгороде» (по 100 000 экз.)33.

В целом, суммарный ежемесячный  тираж региональных газет КПРФ  в период предвыборной программы превысил 15  миллионов экземпляров.

Об  активности думских  партий в период проведения предавборной кампании и общественном внимании к  их деятельности можно судить по различным  количественным и  качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.

На  основании контент-анализа  публикаций 5322 федеральных и региональных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний Коммуникационной группой Innovation PR & Brending рассчитал информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При исследовании за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в федеральном парламенте в период проведения предвыборной кампании в Государственную Думу 2011 года.

Контент-анализ публикаций СМИ осуществлен с помощью  системы «Интегрум» и позволил выявить  следующую структуру информационного  пространства, в котором действовала  политическая партия КПРФ (см. Приложение 1).

Анализ ежедневного наполнения медиа-потока публикациями о деятельности КПРФ за две недели декабря 2011 года свидетельствует об относительной стабильности порядка наполнения информационного потока. Стабильно сохраняются и партийные «ниши» Коммунистической партии  в медиа-пространстве: 35-40%34.

Резкий информационный выброс отмечается 4-5 декабря – дни  голосования и обработки данных. Во многом, артефакт обозначился за счет увеличения количества публикаций информационных агентств об итогах выборах  и формальных процедурах35.

Важно упомянуть и о том, что  наибольшая часть упоминаемости  политической активности КПРФ размещена  в сети Интернет.

Под чистой упоминаемостью в исследовани  понимаются материалы, в которых  определенная политическая партия или  ее лидеры является основной темой, а также ее название или ассоциация присутствуют в заголовке (см. Приложение 2).

В таблице отчетливо прослеживается высокая эффективность позиционирования себя в медиасреде со стороны КПРФ. Как мы видим, КПРФ обладает высоким  ресурсом интернет-активности – ее чистая упоминаемость в этом сегменте составила 261 материал, что больше, чем у остальных партий, принимающих участие в предвыборной гонке. Подавляющее большинство материалов посвящено текущей деятельности КПРФ, пресс-конференциям, и заявлениям о нарушениях при предвыборной кампании и на голосовании.

Материалы, представляемые на центральном  телевидении, носят нейтральный  характер. Как правило, это статистика голосований и ожиданий голосований. Информационные поводы ни одной политической силы из предложенных, традиционно не транслируются. Характерно и то, что во многих материалах упоминаются все партии вместе. К слову, единственный пример допуска в эфир лидера конкретной партии – Г.А.Зюганов на «России 1».

«КПРФ» наибольшую упоминаемость  на телевидении получила на «1 канале» и на «России». Как правило, это освещение не в рамках собственных информационных поводов, а сопряженное с иными политическими силами. Опять же, статистические сводки. Темы в основном связаны с подведением итогов единого дня голосования. На радио активность КПРФ самая высокая в «Голосе России» и «Эхо Москвы»36.

За период с 15 ноября 2011 по 5 декабря 2011 суммарно во всех исследуемых источниках опубликовано более 3500 материалов, содержащих упоминания о деятельности КПРФ.

Структуру упоминаемости партии можно проследить в Приложении 3.

Как следует из Приложения 3, наибольшая информационная активность КПРФ прослеживается в интернете. Но следует упомянуть, что 53-57% публикаций в интернет-источников – официальный сайт партии «кпрф.ру». Также характерно слабое присутствие КПРФ в телеэфире.

Информационные агентства и  центральная пресса за некоторыми исключениями (Коммерсант, Коммерсант-власть, Риа-новости) в обозначенный период освещали деятельность партии исключительно в фоновом  режиме – как правило, в сухой статистике предвыборных ожиданий и прогнозов в материалах с другими партиями.

Чистая упоминаемость (материалы, посвященные непосредственно КПРФ) составляет лишь 321 упоминание из общего количества 3541. При этом, 261 из них  – это интернет источники, а 50 - материалы информационных агентств. Остальные направления очень близки к статистической погрешности, причем, даже в день выборов.

Основные темы, в рамках которых  освещается КПРФ в медиаресурсах:

- Предвыборная борьба. В основном, здесь присутствуют такие информационные поводы, как конфликты агитаторов КПРФ и других политических сил (в первую очередь – «Единой России»), высказывания политиков-коммунистов о возможных фальсификациях правящей партии. Освещение этого повода – скорее негативное.

- Статистические сводки на основании  материалов Левада-центра, ВЦИОМа, некоторых  ангажированных партийных социологических  исследований. Отдельным всплеском  информактивности можно считать  электоральное исследование «Молодой  Гвардии».

- Информационные поводы, связанные с исковыми заявлениями  на избирательные комиссии по  вопросам нарушений на выборах  освещались с нейтральным акцентом, за исключением публикаций на  кпрф.ру и «аргументах недели»37.

Важным блоком поводов  можно считать информацию от активистов и депутатов КПРФ, опубликаованную после выборов. Наиболее обширный пул материалов был размещен в «Коммерсанте», «Утро», «Аргументы недели». Особое внимание уделялось репортажам наблюдателей с избирательных участков, где обличались нарушения, различных технологий фальсификации голосования. Эти материалы в подавляющем большинстве источников освещались вполне позитивно.

Если говорить об остальных  типах общероссийских СМИ, то они  освещали ход предвыборной борьбы относительно КПРФ в основном в сухих статистических сводках по опросам электората и информоповодам исковой активности партии. Исключение составили лишь два источника: Коммерсант и Ведомости.

Телевидение и радио  фактически не освещало деятельность партии.

К общим недостаткам PR-кампании в КПРФ можно отнести:

1)    Низкий уровень  сенсационности информационных  поводов. Как правило, за исключением  «разоблачительный заявлений» о  фалисификации предстоящих итогов  выборов – поводы рутинные  и традиционные для данной  партии.

2)    Очень высокая  упоминаемость на сайте «кпрф.ру, «правда.ру» своих политических оппонентов. Так, ежедневно приблизительно 12% упоминаемости в интернете на федеральном уровне «Справедливой России» приходится на этот сайт.

3)    Однобокое  освещение самой партией своих  информповодов. Вместо работы с электоратом происходят постоянные нападки на «нечестные» выборы и «махинаторов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 PR партии «Единая Россия»

 

Российская политическая партия «Единая Россия» — российская политическая партия, крупнейшая партия России. По итогам выборов 2003 года «Единая Россия» сформировала в Государственной Думе парламентское большинство, в 2007 году — конституционное большинство, но в 2011 году утратила конституционное большинство. Лидер партии, возглавлявший избирательный список партии на думских выборах 2007 года - Президент Российской Федерации Владимир Путин.

На думских выборах 2011 года впервые в политической истории  России формирование избирательного списка «Единой России» производилось  на основании результатов предварительных (первичных) выборов, проводимых совместно с Общероссийским народным фронтом38.

Согласно решениям XII съезда «Единой России», принятым 24 сентября 2011 г., на думских выборах  предвыборный список партии возглавлял действующий Председатель Правительства  России Дмитрий Медведев, а на выборах 2012 года кандидатом в президенты от «Единой России» стал Владимир Путин.

Немаловажное значение в PR-кампании партии имеет тот факт, что члены «Единой России», возглавляющие её, занимая высокие государственные посты ведут активную деятельность и, естественно, используют это в создании своего имиджа.

То есть имидж партии «Единая Россия» можно сформулировать таким образом: «это партия, которую  поддерживает президент и которая  действует, когда другие ведут дискуссии»39. Поддерживается этот образ освещением деятельности лидеров партии, подчёркивается их принадлежность к ней, а также с помощью использования имиджа президента России.

Символом партии является обращённый шествующий медведь. Съезд  партии, прошедший 26 ноября 2005, принял решения по изменениям в символике партии: вместо медведя коричневого цвета символом партии стал медведь белого цвета, по контуру очерченный синим цветом. Над изображением медведя — развевающийся российский флаг, под изображением медведя — надпись «Единая Россия». Семантика медведя активно используется партией, в том числе путём различных аллюзий. Так один из разделов официального сайта партии называется «Берлога»40.

Информация о работе Специфика политических связей с общественностью в условиях российской предвыборной кампании