Специфика политических связей с общественностью в условиях российской предвыборной кампании

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Специфика политических связей с общественностью в условиях российской предвыборной кампании
(на примере партий «КПРФ» и «Единая Россия» в период предвыборной кампании в Государственную Думу 2011 года

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

Одним из наиболее распространенных приемов, использованных «Единой Россией» при агитации с помощью наружной рекламы, стали объявления о программах ремонта дорог, школ и жилых домов, физкультурно-оздоровительных комплексов, больниц и т.п. Из этих плакатов можно было сделать вывод, что указанные программы осуществляются «Единой Россией», в то время как все они финансировались из федерального, региональных или местных бюджетов.

В качестве частного примера  стратегии «Единой России» можно  отметить, что в Рязани эта партия сделала своим политическим пиаром факт выделения федеральных денег  по программе ремонта дорожного покрытия в городе. Жителям сообщалось,  что процесс ремонта дорог – исключительная заслуга «Единой России». Районы области постоянно посещал министр сельского хозяйства А.В. Гордеев (впоследствии возглавивший в списке «Единой России» рязанскую региональную группу).

В Астрахани «Единая  Россия» использовала в целях  агитации поддержку строительных проектов. На каждой крупной стройке или  реконструкции зданий (ТЮЗ, набережная, филармония и т. д.) был установлен баннер с лозунгами и логотипом  «Единой России» («верь только делам» и т.п.).

Одним из самых популярных методов ведения скрытой агитации стала организация массовых мероприятий, приуроченных к различным праздникам (спортивные турниры ко Дню физкультурника, концерт ко Дню молодежи и т.п.). Такие мероприятия привлекали большое количество зрителей и имели информационную поддержку. Бесплатный концерт молодых исполнителей Астрахани был организован «Молодой Гвардией».

Во Владимирской области  «Единая Россия» проводила публичные  акции, связанные с открытием спортплощадок, новостроек, памятников, вручала пенсионерам подарки, участвовала в празднованиях дней городов области, проводила уличные опросы, «контролируя» качество ремонта дорог в областном центре. Отмечалось обилие наружной рекламы («Владимир – сердце «Единой России» и др.).

В Костроме «Единая Россия»  проводила пикеты на улицах города, раздавала агитационную литературу, город был увешан баннерами с  лозунгами «Единая Россия» –  партия реальных дел», «Единая Россия – национальные проекты» и т.п.

В Республике Марий «Единая Россия» размещала рекламу на билбордах (на магистральном щите изображен президент республики Л.И. Маркелов, логотип «Единой России» и лозунг «Мы строим будущее России»); в местах ремонта автодорог стояли штендеры 3 м х 1 м на которых было написано «Ведется ремонт дороги по партийному проекту «Новые дороги России». Логотип «Единой России» присутствовал на всех государственных уличных мероприятиях (День города, День независимости России, День молодежи и др.).

В Челябинске две государственные клинические больницы на бюджетные деньги закупили новые медицинские халаты с вышитой на них эмблемой «Единой России».

Во всех дворовых детских  спортивных площадках, хоккейных катушках появились логотипы партии, весь город  с частотой 30–50 м был увешан билбордами «Единой России» (основные лозунги: «Защита детства – партийная программа», «Строительство дорог – партийная программа любимому городу», «Здравоохранение – партийная программа» и т.п.), на всех машинах «Скорой помощи» были эмблемы «Единой России», на всех дорожно-строительных машинах – реклама «Строительство дорог – любимому городу от «Единой России», в течение длительного времени в детских садах, школах, учреждениях здравоохранения были развешаны рекламные материалы «Единой России».

Представители КПРФ на оживленных перекрестках крупных городов (Москва, Новосибирск) раздавали брошюру с программой партии (в цветной обложке). В Москве появились рекламные щиты с изображением  Г. Зюганова, одновременно в пикетах раздавали листовки с обращениями. В регионах появлялись рекламные щиты с изображением главы партии.

Позже  КПРФ начала распространение  буклетов с изложением основных предвыборных обещаний (достойная пенсия, работа с молодежью, социальная защита). В  Перми КПРФ отметилась выпуском одноименного бюллетеня, где была размещена информация о региональном отделении и программа партии для предстоящей компании.

Имиджевые материалы  КПРФ во Владимире размещались в  печатных СМИ; на большом рекламном  телеэкране в центре Владимира крутился рекламный ролик партии.

В Ставрополе реклама  партии КПРФ шла через газеты «Вечерний  Ставрополь», «Ставропольская правда», «Губернские ведомости». Последняя  издала тиражом, в 20–30 раз превышающим  обычный тираж этой газеты, несколько  спецвыпусков, которые были посвящены  критике «Единой России».

КПРФ проводила агитацию в последние месяцы перед избирательной  кампанией в традиционном для  себя стиле путем распространения  партийных газет и организации  акций протеста. Так, во Владимире  коммунисты выпустили спецвыпуск газеты обкома КПРФ 70-тысячным тиражом с критикой «Единой России» и отчетами о деятельности своих депутатов разных уровней.

В Астрахани в некоторых  маршрутных такси (самый популярный в городе вид транспорта) на экранах  транслировалась программа секретаря  обкома КПРФ. В конце июля появились маршрутные такси с изображениями коммунистической символики и лозунгами КПРФ («Поднимайся с колен – голосуй за КПРФ», «Постройка коммунизма – дело молодых»).

В сравнении с КПРФ, программу «Единой России» отличает безусловная идеологическая выдержанность. «Как напомнил директор Центра политической конъюнктуры России Алексей Чеснаков, доктрина президента Медведева Д. А. сформирована из базовых принципов:

- демократия,

- суверенитет, который  должен основываться на признанных  всеми единых демократических стандартах,

- главенствование международного  права, 

- возрастание роли  национальных государств.

Эксплуатация эмотивной  функции слова характерна в большей  степени для дискурса оппонентов «Единой России», стиль предвыборных текстов «Единой России» экспрессивностью не отличается. Использование ярлыков в дискурсе «Единой России» в период после выборов может быть обусловлено тем, что по достижении этой партией поставленной цели необходимость в неукоснительной демонстрации следования своему имиджу - партии дела, а не слова, говорящей в предвыборной агитации фактами, а не лозунгами - несколько ослабла и вместе с тем ослабли механизмы, сдерживающие выражение эмоций субъекта дискурса.

КПРФ умышленно ограждают  себя от взаимодействия со средствами массовой информации. Узнать мнения лидеров по тому или иному вопросу, а также получить информацию о деятельности партии журналистам удается только на пресс-конференциях и митингах, организованных самими коммунистами. Демонстрируя данный способ общения, представители КПРФ в очередной раз проявляют свою негибкость. Современные PR технологии никоим образом ими не применяются. И коммунисты в этом сильно проигрывают. Товарищ Зюганов боится внимания так называемой «враждебной прессы», подозревая в нем какую-то провокацию. «Сегодня журналисты не могут добиться от КПРФ ничего, кроме лобовой пропаганды, которая в лучшем случае утомляет, а в худшем - раздражает непартийного зрителя, слушателя и читателя»49. Таким образом, партия приближается к серьезному кризису именно из-за нежелания говорить с современным обывателем на понятном ему языке.

«Разрыв между богатыми и бедными неуклонно растет», «узкая группа лиц присвоила несметные  богатства», «страна вымирает», «уничтожены  целые отрасли экономики» - по способности  применения эмоционально-окрашенной лексики уже вводная часть программы коммунистов не имеет себе равных. Вообще, вся риторика КПРФ в СМИ, посвящена, в частности, защите пенсионеров. Это видно в социальных предвыборных рекламах на телевидении.

Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что представленная коммунистами программа, вся их стратегия ничем не отличается от той, что совсем недавно привела СССР и саму компартию к краху..

В дискурсе КПРФ положительность  партии определяется через признаки партии - это партия будущего, настоящая партия. Использование тут слова «настоящий» обусловлено, по-видимому, способностью этого слова выступать в функции так называемых «слов-губок», которые будучи лишенными собственного значения призваны подчеркнуть, что следующее за ним существительное используется в своем прямом, буквальном значении, т.е. в сущности, такие слова дублируют значение существительного, с которым сочетаются. Кроме того, в дискурсе КПРФ оптимистично говорится о непременной выживаемости в условиях испытаний, что тоже является отличительной чертой «советского стиля».

Рассмотрев деятельность политических партия «Единая Россия»  и КПРФ в области паблик рилейшнз можно сделать вывод о том, что в ходе предвыборной кампании 2011 года партиям удалось сформировать собственный информационный поток, определяющий их имидж, «лицо» партии в глазах электората. При подаче информации был использован самый распространённый в политическом PR приём манипулирования массовым сознанием, как расстановка информационных акцентов, причём так как партии и её лидеры - давно известные и уважаемые люди, то упор был сделан на второй и третий этапы.

Далее следует отметить, что был приём, который базируется на том, что большая часть аргументов обращена не к разуму, а к чувствам

Широко было использовано и сопоставление партий с конкурентами путём показа их слабых сторон.

При этом высокого уровня партия «Единая Россия» достигла в установлении информационного  доминирования, приоритетной поставки информации средствам массовой информации - цитируемость в прессе «Единой России» в положительных тонах превышает цитируемость других партий более чем в два раза.

 

Заключение

 

В современных условиях традиционная партийно-политическая система государства  значительно усложняется, становится многоуровневой. Россия, в которой процесс создания многопартийности немногим превышает по продолжительности два десятилетия, крайне заинтересована в освоении технологи политического PR. Политическому руководству страны важно понимать, в каком направлении развивается партийное строительство, каковы наиболее перспективные методы расширения партийных связей с общественностью.

Партийный менеджмент в последнее  время все чаще сводится к управлению политическими коммуникациями. При  этом традиционная внутрипартийная  коммуникация, нацеленная на постоянных членов и сторонников партий, отходит на второй план. Как показала предвыборная кампания в Государственную Думу 2011 года, в связи с резко возросшей мобильностью и увеличением числа «колеблющихся» избирателей, партии уже не имеют той опоры в лице стабильного электората, которая существовала в советский период. Коммуникация и пропагандистская деятельность развернулись вовне.

Традиционный тип партийной  коммуникации, где в центре находятся  идеи и идеологии, а СМИ используются лишь для доведения их сути до общественного сознания, постепенно вытесняет новый. В результате, для партийных функционеров содержательная сторона политических вопросов приобретает зачастую меньшее значение, чем задача добиться максимально широкого освещения деятельности партии и ее лидера в масс-медиа, что оказалось характерно для предвыборной кампании 2011.

Таким образом, политический PR — это управление коммуникационными процессами с целью формирования в массовом сознании образов и мнений, отвечающих целям субъекта политико-технологического процесса. Одним из ключевых направлений политического PR является выстраивание эффективного механизма продвижения информации, обеспечение ее доставки до целевой аудитории. Главным каналом распространения информации с точки зрения воздействия на массовое сознание являются средства массовой информации.

 

 

 

 

 

 

 

Список Литературы

 

  1. Авченко В. Политтехнологии. Глава 1. Теория политического манипулирования в современной России. – М. – 2012.
  2. Батурина В.Ю. Public Relations как социокультурный феномен: дефиниции, механизмы, функции. Дисс. … канд. культурологии. — Кострома, 2009. — 165 с.
  3. Березкина О. П. Политический имидж в современной политической культуре: дисс. канд. псих. наук. СПб., 2012.
  4. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? – М., 1990. – С. 17.
  5. Волкодав М.А. Применение политического дискурс-анализа в решении идеологических задач (на примере медиатизации политических текстов). Автореф. дис. . канд. филос. наук . — Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2012.
  6. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. – М., 2012. – С. 48
  7. Егорова-Гантман Е.В. Политическая реклама. – М., 2012. – С. 16.
  8. Журналистика и политика. Сборник статей / Сост.: М.М. Ковалева, Д.Л. Стровский. Под науч. ред. М.М. Ковалевой. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2012. - 112 с.
  9. Зазыкин В.Г. Психологические аспекты избирательного процесса. – М., 2012. – С. 85 – 86.
  10. Иванова Л. М. Миф о герое в политике (на примере избирательных кампаний). Материалы межвузовской научной конференции "Новая Россия: политические реалии и политические мифы". М., НБ РГГУ, 2012.
  11. Киселев М.В. - Психологические аспекты пропаганды, 2011 г. // http://www.psyfactor.org
  12. Коттлер Ф. Основы маркетинга. – СПб., 1994. – С. 18.
  13. Лисовский С.Ф. Политическая реклама [Электронный ресурс] / С.Ф. Лисовский.  – Электронная ст.  – Режим доступа к ст.: http://www.advesti.ru/publish/osn/200405_polit.
  14. Лукашев А.В., Пониделко А.В.  Анатомия демократии, или черный PR как институт гражданского общества. - М.: Издательство. Бизнес-Пресса – 2012.
  15. Моисеева В. Развитие российского  рынка по связям с общественностью //Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2010. № 5.
  16. Образ идеального президента PC (Я). Социологическое исследование. Под ред. общественной академии "Шаг в будущее", рук. В. Д. Михайлов. Якутск: Якутский гос. ун-т им. М. К. Аммосова, общественная академия "Шаг в будущее", 2012, стр. 16-19
  17. Политическая имиджелогия / Под ред. А.А. Деркача, Е.Б.Перелыгиной и др. – М.: Аспект Пресс, - 20012.
  18. Скрипюк И.И. Политическая реклама и политические  PR в России // Общество и политика: Современные
  19. Стровский Д.А. Реклама и паблик рилейшнз: Словарь английских терминов. – Екатеринбург, 2009. – С. 179.
  20. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. – СПб., 2011. – С. 251.
  21. Цуладзе А. Отечественные политики не выживут без «раскрутки». Политические технологии в эпоху Путина. -  Сегодня, - 27.04.12.
  22. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. — СПб: Изд-во СПбГУ, 2012. — 448 с.

Информация о работе Специфика политических связей с общественностью в условиях российской предвыборной кампании