Специфика политических связей с общественностью в условиях российской предвыборной кампании

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Специфика политических связей с общественностью в условиях российской предвыборной кампании
(на примере партий «КПРФ» и «Единая Россия» в период предвыборной кампании в Государственную Думу 2011 года

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфика политических связей с общественностью в условиях российской предвыборной кампании

(на примере партий «КПРФ» и «Единая Россия» в период предвыборной кампании в Государственную Думу 2011 года)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...…..3

Глава 1. Теоретические  аспекты политических связей с общественностью

1.1Соотношение понятий  «паблик рилейшнз» и «политическая  реклама»………………………………………………………………………………….………5

1.2 PR обеспечение предвыборных кампаний…………………………………….….10

Глава 2. PR партий «КПРФ» и «Единая Россия» в период предвыборной кампании в Государственную Думу 2011 года

2.1 PR партии «КПРФ»……………………………………………………………..….13

2.2 PR партии «Единая Россия»……………………………………………………….21

2.3 Компаративный анализ использования PR в избирательных кампаниях «КПРФ» и «Единая Россия» 2011 года……………………………………………………………….….26

Заключение…………………………………………………………………………….32

Список Литературы……………………………………………………………..……33

Приложения……………………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В  настоящее  время  термин  «пиар»  (связи с общественностью) распространился во всех сферах российской жизни. Если в 90-х годах прошлого  века  пиар  ассоциировался  почти  исключительно  с политическими  кампаниями,  то  сейчас  практически  любое информационное сообщение о деятельности субъекта политической, экономической,  общественной  жизни воспринимается как удачный или неудачный пиар данного субъекта — независимо от того,  ставилась  ли  такая  цель  создателями  и  распространителями информационных  сообщений.

 Восприятие самого  понятия «политический пиар»  в общественном сознании в  настоящее  время  носит   выраженный  негативный  характер,  в  том числе и по причине  приписывания пиару западного,  американского происхождения.  Ситуация  усугубляется  массовой  практикой применения  в  условиях  российских  политических  реалий концепций,  схем,  приемов  и  методов,  разработанных  и  с  успехом применяемых в западном обществе. Неумение и нежелание учитывать информационную  составляющую  политических  связей  зачастую  приводит к неэффективности  пиар-кампаний,  производству  «анти-пиара», ухудшающего  репутацию  как  субъекта,  в  отношении  которого применялся  такой  пиар,  так и профессии  специалиста  по  связям  с общественностью.

Сказанное  относится  не  только  к пиару.  Ни  один  социальный институт или технология, перенесенные в годы постсоветских реформ на российскую почву, были не только не тождественны, но временами даже просто не похожи на свои прототипы. В новых социокультурных условиях эффективность работы этих институтов и технологий стала совсем иной. Это относится к парламентаризму, партийной системе разделению властей. И эту нетождественность российских вариаций можно и нужно  объяснять, анализировать,  выстраивая  внятные  модели  для  познания  и объяснения происходящих процессов на российской политической арене.

Таким образом, актуальность вопроса «станет ли пиар одним  из работающих, эффективных каналов  коммуникации между властью, коммерческими, общественными,  политическими  организациями  и  обществом?» на сегодняшний день не вызывает сомнений.

В  работе  над настоящей  курсовой   большую помощь  оказали исследования,  посвященные  теории связей с общественностью и влиянию массовой  коммуникации на власть, личность, общество: Б. Библер, М. Кастельс, Ю.Лотман, М. Маклюэн, Э. Тоффлер, В. Богданов, В.Л. Глазычев, С.Г.Кара-Мурза, Н. Кирилова, А. Короченский, Г. Кузнецов В. Лившиц, Г.Г. Почепцов, К. Разлогов С. Шайхитдинова.

Цель исследования – охарактеризовать специфика политических связей с общественностью в России на примере партий «КПРФ» и «Единая Россия» в период предвыборной кампании в Государственную Думу 2011 года.

Для  реализации  обозначенной  цели  автором  были  поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты политических связей с общественностью;

- выявить особенности PR партии «КПРФ» в период предвыборной кампании в Государственную Думу 2011 года;

- охарактеризовать PR партии «Единая Россия» в период предвыборной кампании в Государственную Думу 2011 года

- провести компаративный анализ использования PR в избирательных кампаниях «КПРФ» и «Единая Россия» 2011 года.

Объектом  исследования является связи с общественностью на российской политической арене.

Предметом исследования является связи с общественностью политический партий «КПРФ» и «Единая Россия» в период предвыборной кампании в Государственную Думу 2011 года.

Структура курсовой работы.

Настоящая работа состоит  из введения, двух глав, заключения,  списка  литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты политических связей с общественностью

1.1Соотношение  понятий «паблик рилейшнз» и «политическая реклама»

 

Происходящие изменения  в  российской политической теории и практике заставляют многих ученых и политтехнологов обращать пристальное внимание на проблематику соотношения очень близких по смыслу понятий – «политическая реклама» и «паблик рилейшнз (PR)».  В последнее время в рамках электоральных процессов зачастую данные категории трактуются как однозначные, не выявляются их принципиальные отличия друг от друга.  От этого  возникает негативное отношение большинства населения к используемым политтехнологиям.

Рассмотрим данные понятия  более детально.

Примечательно, что в  современной политической науке можно найти массу определений политической рекламы. Так интересным выглядит определение рекламы, которое вполне подходит к определению и политической рекламы, занявшее в 1964 году первое место на конкурсе, проведенным американским журналом «Адвертайзинг эйдж»: «Реклама  – это печатное, рукописное, устное или графическое уведомление о лице, товаре, услугах или общественном движении, открыто исходящее от рекламодателя и оплаченное им с целью увеличения сбыта, расширения клиентуры, получения голосов или публичного одобрения»1.

Е.В. Егорова-Гантман определяет политическую рекламу как «коммуникация  с помощью СМИ и других средств  связи с целью повлиять на установки  людей в отношении политических субъектов или объектов. Такими субъектами могут быть кандидаты на выборах, действующие политики, политические организации, государственные структуры  – правительства, министерства, партии. Политическими объектами могут стать программы, политические события, документы, бюджет. Политическая реклама формирует имидж людей, идей, программ, политических взглядов»2.

О.А. Феофанов склоняется  к той мысли, что «любая реклама, даже самая коммерческая, связана  с политикой»3.

Исходя из этого, он ее определяет, как систему «методов психологического воздействия на массовые аудитории с целью управления их политическим поведением, нацеленная на изменение или закрепления тех или иных политических убеждений»4.

И.И. Скрипюк считает, что «Реклама информирует о производителе  или его продукте (кандидате –  в случае политической рекламы), формирует и поддерживает их образ (image) и оплачивается рекламодателей в соответствии с тарифами на размещение рекламных обращений в средствах массовой информации»5.

По мнению С.Ф. Лисовского, «Политическая реклама  – это  форма политической коммуникации в  условиях выбора, адресное воздействие на электоральные группы в лаконичной, оригинальной, легко запоминающейся форме. Политическая реклама отражает суть политической платформы определенных политических сил, настраивает избирателей на их поддержку, формирует и внедряет в массовое сознание определенное представление о характере этих политических сил, создает желаемую психологическую установку на голосование»6.

В.Г. Зазыкин отмечает, что «С психологической точки  зрения политическая реклама  –  это система политической коммуникации, призванной изменить сознание и поведение людей в соответствии с политическими целями рекламодателя…Политической рекламой являются любые целенаправленные выступления политика, общение с избирателями, его имидж, дебаты с оппонентами, конкретные общественно значимые акции. Политическая реклама призвана повлиять на избирателей, т.е. должны изменяться их установки, отношения и симпатии – то, что определяет их поведение и принятие решений в условиях выбора»7.

Несмотря на все многообразие определений, большинство исследователей склоняются к той точке зрения, что в  большинстве случаев политическая реклама направлена на формирование позитивного имиджа кандидата, партии, организации, политической идеи и т.п., являющимся привлекательным для публики, соответствующим ее ожиданиям и положительно оцениваемым ею. Таким образом, политическую рекламу можно определить как сферу двустороннего коммуникативного воздействия «производителя» и «потребителя» политических идей, направленную на создание положительно оцениваемого политического имиджа кандидата, партии и т.п. группами общественности,  с целью изменения их поведенческих установок и привлечения внимания к рекламируемому политическому «продукту».

Выявление сущности политической рекламы позволяет определить ее специфические особенности в сравнении с PR. Во-первых, политическая реклама это платная форма коммуникации. Во-вторых, реклама  – это неличное представление, т.к. осуществляется с использованием таких средств распространения, как радио, телевидение, газеты, журналы и т.д. В-третьих, политическая реклама – это всегда информация о товарах (идеи, имиджи политических лидеров, партий и т.п.) или услугах. И, наконец, в-четвертых, реклама имеет точно установленного заказчика. Как правило, в рекламном послании фигурирует имя, заказавшего рекламу, его адрес и выходные данные.

Е.Н. Голубкова пишет: «Реклама является платной, и личность плательщика известна, в этом смысле рекламу иногда относят к форме  личной коммуникации. Сталкиваясь с  объявлением, мы сразу узнаем, кто именно пытается продать товар или услугу. Однако реклама обращена к широкой аудитории, а не конкретно к личности. Поэтому рекламу считают формой безличной коммуникации»8.

Наиболее тесно политическая реклама соприкасается с PR. И политическую рекламу, и пиар сближает маркетинговый характер деятельности. Так Ф. Коттлер пишет: «ПР  – специфическая маркетинговая разновидность управленческой коммуникации. Где бы  – в политике, в общественной жизни или бизнесе  – не функционировали ПР, они всегда были основаны на принципе «рынка покупателя»9.

Исходя из этого в  практике политической рекламы и PR, по мнению Д.А. Стровского, много общего: «и в том, и в другом случае идет продажа материального или духовного товара. Вместе с тем ПР  – это несравненно более обширная область деятельности, чем рекламная. Во многих исследованиях по этой теме подчеркивается мысль о том, что сама реклама является частью маркетинговой деятельности.

Однако одновременно реклама чаще всего становится и  частью работы в области ПР, поскольку  на конечный результат в сфере общественных отношений может влиять объем используемой газетно-журнальной площади или эфира, общий уровень взаимоотношений между фирмой и СМИ»10

И.И. Скрипюк отмечает, что «Паблик рилейшнз предполагает использование редакционной части средств распространения массовой информации с целью осуществления престижной рекламы, направленной на завоевание благожелательного отношения к продукту, выпускающим его фирмам, а в случае политической (общественной) деятельности и политических (общественных) деятелей  – благожелательного отношения к ним»11

Именно данный факт стимулирует  возникновение сложностей в определении  понятий.

Отличие  же  политической рекламы от политических  PR в том,  что  PR является бесплатной формой политической коммуникации. Именно акции PR, по мнению Е.В. Егоровой-Гантман, «вызывают большее доверие, чем платное восхваление кандидата или дискредитация оппонента»12.

Здесь, безусловно, не учитываются  «серые» и «грязные» технологии  PR, имеющие свою специфику. Однако, с  другой стороны, будем следовать той точки зрения, что неправомерно выделять негативный пиар, в силу того, что связи с общественностью (в переводе «public relations») должны нести только позитивный смысл. Таким образом, С. Блэк определяет паблик рилейшнз как «искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанное на правде и полной информированности»13.

По мнению И.И. Скрипюка, «Паблик рилейшнз (…)  – специальная  система управления социальной информацией, включающая в себя весь процесс изготовления и продвижения информации, целью которой является создание благоприятного отношения к объекту тех слоев общественности, в которых он заинтересован»14.

С другой стороны, использование  PR для продвижения каких-то сомнительных идей возможно, но только в том случае, когда целенаправленно раскрываются все негативные моменты и слабости идеи. Такое использование PR – технологий сближает их с политической рекламой и в какой-то мере с пропагандой.  Е.Н. Голубкова отмечает: «ПР несет в себе все признаки рекламы, кроме одной: ПР не связано с немедленной продажей товаров и услуг, с немедленной реализацией проповедуемых идей, с незамедлительным осуществлением программы политика, заручившегося поддержкой профессионального ПР-специалиста. Если эти перечисленные особенности отсутствуют (скажем, требуют сразу после митинга или в ходе митинга громить шоп-киоски), значит срабатывают приемы не ПР, а пропаганды, т.е. принудительного внедрения в массовое сознание идей и поведения быстрого реагирования. Или срабатывают механизмы торговой рекламы с ее приемами promotion, «позиционирования» (…), т.е. способами манипулирования поведением потребителя с апелляцией к престижу богатства, силе денег, зависти и т.п.»15.

Информация о работе Специфика политических связей с общественностью в условиях российской предвыборной кампании