Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 11:55, курсовая работа
Специфика политических связей с общественностью в условиях российской предвыборной кампании
(на примере партий «КПРФ» и «Единая Россия» в период предвыборной кампании в Государственную Думу 2011 года
Специфика политических связей с общественностью в условиях российской предвыборной кампании
(на примере партий «КПРФ» и «Единая Россия» в период предвыборной кампании в Государственную Думу 2011 года)
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты политических связей с общественностью
1.1Соотношение понятий
«паблик рилейшнз» и «
1.2 PR обеспечение предвыборных кампаний…………………………………….….10
Глава 2. PR партий «КПРФ» и «Единая Россия» в период предвыборной кампании в Государственную Думу 2011 года
2.1 PR партии «КПРФ»…………………………………………………………….
2.2 PR партии «Единая Россия»……………………………………………………….
2.3 Компаративный анализ использования
PR в избирательных кампаниях «КПРФ» и
«Единая Россия» 2011 года……………………………………………………………….…
Заключение……………………………………………………
Список Литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
В настоящее время термин «пиар» (связи с общественностью) распространился во всех сферах российской жизни. Если в 90-х годах прошлого века пиар ассоциировался почти исключительно с политическими кампаниями, то сейчас практически любое информационное сообщение о деятельности субъекта политической, экономической, общественной жизни воспринимается как удачный или неудачный пиар данного субъекта — независимо от того, ставилась ли такая цель создателями и распространителями информационных сообщений.
Восприятие самого понятия «политический пиар» в общественном сознании в настоящее время носит выраженный негативный характер, в том числе и по причине приписывания пиару западного, американского происхождения. Ситуация усугубляется массовой практикой применения в условиях российских политических реалий концепций, схем, приемов и методов, разработанных и с успехом применяемых в западном обществе. Неумение и нежелание учитывать информационную составляющую политических связей зачастую приводит к неэффективности пиар-кампаний, производству «анти-пиара», ухудшающего репутацию как субъекта, в отношении которого применялся такой пиар, так и профессии специалиста по связям с общественностью.
Сказанное относится не только к пиару. Ни один социальный институт или технология, перенесенные в годы постсоветских реформ на российскую почву, были не только не тождественны, но временами даже просто не похожи на свои прототипы. В новых социокультурных условиях эффективность работы этих институтов и технологий стала совсем иной. Это относится к парламентаризму, партийной системе разделению властей. И эту нетождественность российских вариаций можно и нужно объяснять, анализировать, выстраивая внятные модели для познания и объяснения происходящих процессов на российской политической арене.
Таким образом, актуальность вопроса «станет ли пиар одним из работающих, эффективных каналов коммуникации между властью, коммерческими, общественными, политическими организациями и обществом?» на сегодняшний день не вызывает сомнений.
В работе над настоящей курсовой большую помощь оказали исследования, посвященные теории связей с общественностью и влиянию массовой коммуникации на власть, личность, общество: Б. Библер, М. Кастельс, Ю.Лотман, М. Маклюэн, Э. Тоффлер, В. Богданов, В.Л. Глазычев, С.Г.Кара-Мурза, Н. Кирилова, А. Короченский, Г. Кузнецов В. Лившиц, Г.Г. Почепцов, К. Разлогов С. Шайхитдинова.
Цель исследования – охарактеризовать специфика политических связей с общественностью в России на примере партий «КПРФ» и «Единая Россия» в период предвыборной кампании в Государственную Думу 2011 года.
Для реализации обозначенной цели автором были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты политических связей с общественностью;
- выявить особенности PR партии «КПРФ» в период предвыборной кампании в Государственную Думу 2011 года;
- охарактеризовать PR партии «Единая Россия» в период предвыборной кампании в Государственную Думу 2011 года
- провести компаративный анализ использования PR в избирательных кампаниях «КПРФ» и «Единая Россия» 2011 года.
Объектом исследования является связи с общественностью на российской политической арене.
Предметом исследования является связи с общественностью политический партий «КПРФ» и «Единая Россия» в период предвыборной кампании в Государственную Думу 2011 года.
Структура курсовой работы.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты политических связей с общественностью
1.1Соотношение понятий «паблик рилейшнз» и «политическая реклама»
Происходящие изменения в российской политической теории и практике заставляют многих ученых и политтехнологов обращать пристальное внимание на проблематику соотношения очень близких по смыслу понятий – «политическая реклама» и «паблик рилейшнз (PR)». В последнее время в рамках электоральных процессов зачастую данные категории трактуются как однозначные, не выявляются их принципиальные отличия друг от друга. От этого возникает негативное отношение большинства населения к используемым политтехнологиям.
Рассмотрим данные понятия более детально.
Примечательно, что в современной политической науке можно найти массу определений политической рекламы. Так интересным выглядит определение рекламы, которое вполне подходит к определению и политической рекламы, занявшее в 1964 году первое место на конкурсе, проведенным американским журналом «Адвертайзинг эйдж»: «Реклама – это печатное, рукописное, устное или графическое уведомление о лице, товаре, услугах или общественном движении, открыто исходящее от рекламодателя и оплаченное им с целью увеличения сбыта, расширения клиентуры, получения голосов или публичного одобрения»1.
Е.В. Егорова-Гантман определяет политическую рекламу как «коммуникация с помощью СМИ и других средств связи с целью повлиять на установки людей в отношении политических субъектов или объектов. Такими субъектами могут быть кандидаты на выборах, действующие политики, политические организации, государственные структуры – правительства, министерства, партии. Политическими объектами могут стать программы, политические события, документы, бюджет. Политическая реклама формирует имидж людей, идей, программ, политических взглядов»2.
О.А. Феофанов склоняется к той мысли, что «любая реклама, даже самая коммерческая, связана с политикой»3.
Исходя из этого, он ее определяет, как систему «методов психологического воздействия на массовые аудитории с целью управления их политическим поведением, нацеленная на изменение или закрепления тех или иных политических убеждений»4.
И.И. Скрипюк считает, что «Реклама информирует о производителе или его продукте (кандидате – в случае политической рекламы), формирует и поддерживает их образ (image) и оплачивается рекламодателей в соответствии с тарифами на размещение рекламных обращений в средствах массовой информации»5.
По мнению С.Ф. Лисовского, «Политическая реклама – это форма политической коммуникации в условиях выбора, адресное воздействие на электоральные группы в лаконичной, оригинальной, легко запоминающейся форме. Политическая реклама отражает суть политической платформы определенных политических сил, настраивает избирателей на их поддержку, формирует и внедряет в массовое сознание определенное представление о характере этих политических сил, создает желаемую психологическую установку на голосование»6.
В.Г. Зазыкин отмечает, что «С психологической точки зрения политическая реклама – это система политической коммуникации, призванной изменить сознание и поведение людей в соответствии с политическими целями рекламодателя…Политической рекламой являются любые целенаправленные выступления политика, общение с избирателями, его имидж, дебаты с оппонентами, конкретные общественно значимые акции. Политическая реклама призвана повлиять на избирателей, т.е. должны изменяться их установки, отношения и симпатии – то, что определяет их поведение и принятие решений в условиях выбора»7.
Несмотря на все многообразие определений, большинство исследователей склоняются к той точке зрения, что в большинстве случаев политическая реклама направлена на формирование позитивного имиджа кандидата, партии, организации, политической идеи и т.п., являющимся привлекательным для публики, соответствующим ее ожиданиям и положительно оцениваемым ею. Таким образом, политическую рекламу можно определить как сферу двустороннего коммуникативного воздействия «производителя» и «потребителя» политических идей, направленную на создание положительно оцениваемого политического имиджа кандидата, партии и т.п. группами общественности, с целью изменения их поведенческих установок и привлечения внимания к рекламируемому политическому «продукту».
Выявление сущности политической рекламы позволяет определить ее специфические особенности в сравнении с PR. Во-первых, политическая реклама это платная форма коммуникации. Во-вторых, реклама – это неличное представление, т.к. осуществляется с использованием таких средств распространения, как радио, телевидение, газеты, журналы и т.д. В-третьих, политическая реклама – это всегда информация о товарах (идеи, имиджи политических лидеров, партий и т.п.) или услугах. И, наконец, в-четвертых, реклама имеет точно установленного заказчика. Как правило, в рекламном послании фигурирует имя, заказавшего рекламу, его адрес и выходные данные.
Е.Н. Голубкова пишет: «Реклама является платной, и личность плательщика известна, в этом смысле рекламу иногда относят к форме личной коммуникации. Сталкиваясь с объявлением, мы сразу узнаем, кто именно пытается продать товар или услугу. Однако реклама обращена к широкой аудитории, а не конкретно к личности. Поэтому рекламу считают формой безличной коммуникации»8.
Наиболее тесно политическая реклама соприкасается с PR. И политическую рекламу, и пиар сближает маркетинговый характер деятельности. Так Ф. Коттлер пишет: «ПР – специфическая маркетинговая разновидность управленческой коммуникации. Где бы – в политике, в общественной жизни или бизнесе – не функционировали ПР, они всегда были основаны на принципе «рынка покупателя»9.
Исходя из этого в практике политической рекламы и PR, по мнению Д.А. Стровского, много общего: «и в том, и в другом случае идет продажа материального или духовного товара. Вместе с тем ПР – это несравненно более обширная область деятельности, чем рекламная. Во многих исследованиях по этой теме подчеркивается мысль о том, что сама реклама является частью маркетинговой деятельности.
Однако одновременно реклама чаще всего становится и частью работы в области ПР, поскольку на конечный результат в сфере общественных отношений может влиять объем используемой газетно-журнальной площади или эфира, общий уровень взаимоотношений между фирмой и СМИ»10
И.И. Скрипюк отмечает, что «Паблик рилейшнз предполагает использование редакционной части средств распространения массовой информации с целью осуществления престижной рекламы, направленной на завоевание благожелательного отношения к продукту, выпускающим его фирмам, а в случае политической (общественной) деятельности и политических (общественных) деятелей – благожелательного отношения к ним»11
Именно данный факт стимулирует возникновение сложностей в определении понятий.
Отличие же политической рекламы от политических PR в том, что PR является бесплатной формой политической коммуникации. Именно акции PR, по мнению Е.В. Егоровой-Гантман, «вызывают большее доверие, чем платное восхваление кандидата или дискредитация оппонента»12.
Здесь, безусловно, не учитываются
«серые» и «грязные»
По мнению И.И. Скрипюка, «Паблик рилейшнз (…) – специальная система управления социальной информацией, включающая в себя весь процесс изготовления и продвижения информации, целью которой является создание благоприятного отношения к объекту тех слоев общественности, в которых он заинтересован»14.
С другой стороны, использование PR для продвижения каких-то сомнительных идей возможно, но только в том случае, когда целенаправленно раскрываются все негативные моменты и слабости идеи. Такое использование PR – технологий сближает их с политической рекламой и в какой-то мере с пропагандой. Е.Н. Голубкова отмечает: «ПР несет в себе все признаки рекламы, кроме одной: ПР не связано с немедленной продажей товаров и услуг, с немедленной реализацией проповедуемых идей, с незамедлительным осуществлением программы политика, заручившегося поддержкой профессионального ПР-специалиста. Если эти перечисленные особенности отсутствуют (скажем, требуют сразу после митинга или в ходе митинга громить шоп-киоски), значит срабатывают приемы не ПР, а пропаганды, т.е. принудительного внедрения в массовое сознание идей и поведения быстрого реагирования. Или срабатывают механизмы торговой рекламы с ее приемами promotion, «позиционирования» (…), т.е. способами манипулирования поведением потребителя с апелляцией к престижу богатства, силе денег, зависти и т.п.»15.