Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 11:55, курсовая работа
Специфика политических связей с общественностью в условиях российской предвыборной кампании
(на примере партий «КПРФ» и «Единая Россия» в период предвыборной кампании в Государственную Думу 2011 года
С другой же стороны в обычных условиях PR–технологии не допускают нарушение норм этики, в то время как пропаганда и политическая реклама могут это делать.
Некоторые исследователи заключают, что политическая реклама – это разновидность PR. В работах С. Блэка находим, что «Поскольку реклама является одним из средств связи с общественностью, есть все основания отнести ее к ПР. Тот факт, что реклама оплачивается не меняет сути ее определения… Реклама какой-то компании несомненно отражается на формировании образа этой компании в глазах общественности»16.
Исследователь Д.А. Стровский отмечает: «Рекламная практика играет двоякую роль. С одной стороны, она выступает как самостоятельная сфера общественной жизни… А с другой, рекламная деятельность является составляющей паблик рилейшнз (…) и маркетинга»17
Из этого вытекают отличительные особенности данных категорий: «Если принять во внимание, что работа в области ПР призвана прежде всего обеспечивать и сохранять доброжелательность, взаимное доверие между организацией и окружающим миром (…), то во многом именно реклама влияет на то, каким окажется имидж самого коллектива в глазах общественности. Она играет роль связующего мостика между производителем (что бы они не предлагали) и потребителем (в лице заинтересованных в контактах). Излишне подробно говорить о том, что качество рекламы прямо влияет на число деловых связей»18.
Таким образом, вновь сталкиваемся с различием целей, преследуемых политической рекламой и PR, и результатом, к которому стремятся эти формы коммуникации. Эффективная политическая реклама направлена на увеличение деловых связей, привлечение сторонников, а политические PR – на получение правдивой информации и согласования интересов участников взаимодействия.
Достаточно конкретный сравнительный анализ политической рекламы и PR приводится в исследованиях И.И. Скрипюка: «Реклама выступает перед потребителями, PR – перед публикой, которой касается деятельность данной организации. За рекламу платят, PR оперирует множеством «бесплатных вещей» - таких, как новости, реальные или организованные события19.
Реклама творит имидж продукта (услуги), PR творит имидж организации или человека.
Таким образом, проведенный анализ позволил выявить общие и отличительные черты политической рекламы и PR. Сходство данных дефиниций определяется маркетинговым информационным характером их деятельности, направленным на создание положительного образа с целью продажи материального или духовного товара. Данное обстоятельство позволяет их относить к диалоговым формам коммуникации, которые, в свою очередь, имеют не персональный характер обращения к массам потребителей. Однако политическая реклама и PR имеют ряд различий. Если политическая реклама относится к платной форме коммуникации, то PR – к бесплатной. Миссией рекламы выступает стимулирование сбыта, в то время как миссией PR – создание взаимопонимания между организацией и общественностью. В отношении информационного воздействия политическая реклама допускает идеализацию и недосказанность (сокрытие) фактов, в то время как PR нацелены на правдивую и полную информированность. Реклама чаще всего определяется краткосрочным характером деятельности, а PR ориентированы на долгосрочную перспективу, долгосрочную взаимную ответственность сторон. Основными задачами политической рекламы являются создание положительного образа кандидата или выявление негативных сторон и слабостей идеи, а задачи PR ориентированы на согласование целей всех участников взаимодействия. Реклама может носить как этический, так и неэтический характер деятельности, в то время как PR обязательно этичны. Эффективная политическая реклама направлена на увеличение деловых связей, привлечение сторонников, а эффективные политические PR – на получение правдивой информации и согласования интересов участников взаимодействия. Реклама ориентирована на потребителей, а PR – на публику, которой касается деятельность организации. Исходя из применения методов воздействия, политическая реклама может быть агрессивной, а PR всегда доброжелательны.
1.2 PR обеспечение предвыборных кампаний
Избирательная кампания - это скоординированные, целенаправленные, но осуществляемые в течение определенного законодательством времени публичные усилия с целью мобилизации поддержки кандидата (партии) избирателями и обеспечения его победы в день выборов.
Характер избирательной
Выборы это не только существенный
признак, атрибут демократии, но и
ее стержень, необходимое условие. Демократия
- режим, при котором правители
назначаются посредством
Выборы бывают президентские, парламентские, в местные органы самоуправления - региональные (областные) и муниципальные (городские), выборы судей и некоторых других должностных лиц. Кроме того, выборы бывают, очередными, внеочередными, дополнительными21.
Избирательная борьба - основное поле деятельности политической партии в демократическом обществе. Можно даже в определенном смысле утверждать, что демократические партии рождаются и существуют для выборов. Каждая партия проявляет свою заботу о расширении своего электората. Электорат - это контингент избирателей, голосующих за какую-либо партию на выборах22.
Предвыборная программа
Цель политики (государственного сектора) в демократическом понимании - устройство гармоничного общества, в котором реализовывались бы интересы всех его членов. Основными заказчиками работы в этой области выступают политические деятели, поэтому цель PR для политики - увеличение электората того или иного политика.
Официально политический PR определяется
как «планируемые, продолжительные
усилия, направленные на создание и
поддержание доброжелательных отношений
и взаимопонимания между
Рассмотрим подробнее
Специалисты по PR-кампаниям используют весьма широкий арсенал средств для установления взаимопонимания между заказчиком и потребителем. Существуют самые разнообразные методы общения и, главное, убеждения избирателей. Например: пропагандируя политика как яркую личность и индивидуальность, агенты PR-кампании, как правило, устраивают встречи, пресс-конференции, акции, митинги, интерактивные интервью кандидата с избирателями. Наиболее эффективными можно считать различные передачи (радио или TV), где сами претенденты открыто общаются с избирателями или дискутируют между собой по принципиальным вопросам избранного политического курса. В живой беседе политик раскрывает свои интеллектуальные, профессиональные и человеческие качества.
В последнее время общество проявляет особый интерес к «прямому эфиру», неподготовленному общению, т. к. заранее запланированные речи не выявляют индивидуальных качеств и характеров кандидатов. Специальные телевизионные передачи о жизни политиков вне работы (об их семье, доме, увлечениях) также являются очень продуктивной рекламой-пропагандой для будущей популярности кандидатов, участвующих в выборах. Например, убежденность избирателей, что их избранник не только в совершенстве разбирается в политических, юридических и социальных вопросах, позволит ему найти новых поклонников.
На втором месте, способствующем эффективности PR-кампаний, стоит пресса, осуществляющая публикации интервью с кандидатом, активное освещение его деятельности, а также ее критический анализ, который делают политологи, что тоже создает известную популярность политику. В любом случае, телевидение и пресса доступны самому широкому кругу людей, поэтому активно используются в PR-кампаниях24.
Самая главная задача PR-специалистов - найти и подчеркнуть в своем кандидате (партии) яркую индивидуальную черту, которая была бы свойственна только ему. Например, «строгий, но справедливый политик», или «политик, который немного говорит, а больше делает», или, наоборот, импульсивный, непредсказуемый политик. Одним словом, политическая репутация кандидата с помощью политических рекламных технологий не создается, а, по возможности, объективно раскрывается.
Глава 2. PR партий «КПРФ» и «Единая Россия» в период предвыборной кампании в Государственную Думу 2011 года
2.1 PR партии «КПРФ»
Общероссийская общественная организация «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее - КПРФ) - общественная организация, созданная на добровольных началах гражданами Российской Федерации, объединившимися на основе общности интересов для реализации программных и уставных целей. Возникшая по инициативе коммунистов, первичных организаций КПРФ и КПСС, Коммунистическая партия Российской Федерации продолжает дело КПСС и КП РСФСР. Коммунистическая партия Российской Федерации, основываясь на развитии марксизма-ленинизма, имеет своей целью построение социализма - общества социальной справедливости на принципах коллективизма, свободы, равенства, выступает за подлинное народовластие в форме Советов, укрепление федеративного многонационального государства.
Коммунистическая партия Российской Федерации, отстаивая коммунистические идеалы, защищает интересы рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, всех людей труда. Коммунистическая партия Российской Федерации строит свою работу на основе Программы и Устава. Партия, все ее организации и органы действуют в рамках Конституции Российской Федерации, Федерального Закона «Об общественных объединениях» и других законов Российской Федерации25.
Рассмотрим PR партии «КПРФ» в период предвыборной кампании в Государственную Думу 2011 года.
КПРФ, как главная системная оппозиция, использовала в качестве основы своей предвыборной политики критику властей, что оказывало сильное влияние на значительную часть российского электората.
КПРФ, как главная системная оппозиция, достаточно хорошо ориентируется в настроениях недовольства действиями властей среди своего электората, и каждую ошибку или неудачу властей использует как мотивацию для своих избирателей. Такая предвыборная политика постоянной критики властей оказывает довольно сильное влияние на значительную часть российского общества, что в совокупности с широкой сетью партийных активистов КПРФ на местах дало коммунистам хорошие возможности для влияния на мнения большей части избирателей, без учета широкой доступности ТВ для этой оппозиционной партии.
Электоральная политика коммунистической партии России носила не систематический характер, а скорее ситуационный - меняя союзников и название блоков, но придерживалась основных принципов построения избирательной кампании. Партийная история и многолетний партийный имидж партии, опирался на значимую партийную идеологию.
В период проведения предвыборной кампании в Государственную Думу шестого созыва в 2011 году самым медиа-активным депутатом фракции КПРФ являлся её руководитель, председатель ЦК Компартии Г.А.Зюганов. Ведь именно он фактически является «лицом» партии на политической арене, озвучивает позицию КПРФ по ключевым вопросам внутренней и внешней политики России и выражает её отношение к тем или иным событиям из политической жизни общества26.
Второе место в рейтинге информационной активности занял первый заместитель председателя ЦК КПРФ И.И.Мельников. Что является следствием не только его постоянной включённости в общественные дискуссии по ключевым вопросам текущей повестки дня и мгновенной реакцией на возникающие информационные поводы, но и активизацией работы Центрального избирательного штаба КПРФ, руководителем которого он является, в условиях вхождения России в федеральный электоральный цикл27.
Предвыборная программа партии «КПРФ» носила социальную направленность и в ней были выделены пять основных вызовов, которые стоят перед Россией и могут повлиять на ее дальнейшее развитие:
Согласно своей программе,
КПРФ считает необходимым
На втором этапе роль советов и профсоюзов возрастёт ещё больше. В экономике будет произведён постепенный переход к социалистическим формам хозяйствования, однако мелкий частный капитал всё ещё сохранится. Наконец, на третьем этапе планируется построение социализма.
В социальной политике предполагалось значительное расширение социальных гарантий, а для этого необходимо принять новое социальное законодательство и новый Трудовой кодекс. В программе КПРФ внимание уделялось и образованию молодежи, укреплению системы здравоохранения.
КПРФ, опираясь на пожилой электорат, в ходе проведения предвыборной PR-кампании не прибегла к эпатажным. Кампания была традиционной: красный цвет, символизирующий знамя труда, лозунги о социальной справедливости и юбилей – 90-летие Великой Октябрьской революции, удачно совпавшее с началом агитационной кампании в прессе.
Между тем руководство
партии не прибегло к услугам в
качестве подрядчиков крупных пиар-
Агитационная работа в период предвыборной кампании заключалась в проведении публичных мероприятий в форме пикета (раздаче газет, брошюр, листовок). В это время гражданам на улицах городов задавались основные вопросы: