Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 21:21, шпаргалка
Понятие и предмет административного права.
АП – часть норм правовой системы РБ, обладающая всеми ее признаками. Нормы АП предназначены для всех членов общества, их организаций, не исключая государство в целом и его органы. Право РБ – это основной гос. регулятор соц. связей, это система правовых норм, которые получают свое выражение в официальной форме – государственных актах.
61. Звенность в системах, возглавляемых РОГУ
Каждый республиканский орган государственного
управления (РОГУ) в большинстве случаев
имеет подчинённые органы. Все они образуют
определённую взаимосвязанную систему.
Звенность – это внутреннее устройство
этой системы. Структура РОГУ зависит
от административно-
62. Внутренняя структура республиканского органа гос. управления – это совокупность его внутренних подразделений, его внутреннее устройство. Внутренними структурными подразделениями являются: главные управления, управления, отделы, а в соответствии с Указом президента от 24.09.2001 ещё и департаменты (в Министерстве Юстиции: государственных знаков, бюджетной политики, страхового надзора). Департаменты могут быть с правом юр. лица (могут принимать решения от своего имени) и без таких прав (не могут). Департаменты имеют более высокий статус, его руководитель назначается на должность и освобождается от неё Сов Мином, в департаменте могут создаваться коллегии. Главные управления, управления, отделы, департаменты в составе органа, также как правило имеют собственную структуру. Названия структурных подразделений отражают основные содержания их деятельности, которое составляет функцию органа. Правовой статус структурных подразделений не всегда одинаков даже у одного органа. Между структурными подразделениями существуют горизонтальные и вертикальные связи. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вертикальные связи свидетельствуют о наличии подчинения, и возникают там, где существует иерархия. Отношения между структурными подразделениями могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи имеют место, если каждое структурное подразделение или отдельный служащий подчиняется во всём только одному начальнику. Функциональные отношения имеют место тогда, когда каждое структурное подразделение выполняет одну или несколько функций и соотносится с руководителем только по вопросам своих функций. Однако между структурными подразделениями наиболее распространены линейно-функциональные отношения.
63. Основные формы работы республиканских органов государственного управления.
Формы работы РОГУ делятся на организационно-правовые и государственно- управленческие. Организационно- правовыми формами работы республиканских оргнанов гос управления являются единоначалие и коллегиальность, а также их сочетание.
Единоначалие предполагает, что орган возглавляется одним лицом, и его воля , действия признаются главенствующими.
Все РОГУ, за исключением Национального банка, являются единоначальными.
В нпа нет точной чёткой регламентации каким является республиканский орган. Является орган единоначальным или коллегиальным , можно судить при установлении факта превалирования в его деятельности единоначалия или коллегиальности.
Единоначалие проявляется в работе министра , зам руководителя.
Коллегиальность как основная форма работы характерна для органов, в которых преобладающая часть вопросов решается коллегиальным органом. Коллегии существуют во всех РОГУ. В их состав входят руководитель республиканского органа, его зам.
Коллегия рассматривает важнейшие вопросы деятельности республиканских органов. Перечень важнейших вопросов и возможность их рассмотрения на заседании коллеги решает её руководитель, т.е. министр.
Формы государственно – управленческой деятельности РОГУ разделяют на правовые и неправовые.
Правовые формы РОГУ считаются правовые акты управления. Все республиканские органы уполномочены издавать правовые акты управления. Данные правовые акты принимаются единоначально или коллегиально.
Одни из них издаются только единоначально, другие- только коллегиально, третьи- с использованием как единоначаля, так и коллегиальности
Неправовые акты- регламенты, инструкции, правила и тд. Чтобы стать правовыми актами, им необходимо обрести форму приказа, постановления, распоряжения.
Неправовыми формами управления являются организационная работа и материально- технические действия.
80. Понятие и виды органов общего управления на местном уровне
В систему механизма государственного управления входят органы местного управления.
Органы местного управления образуют единую систему, состоящую из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.
Председатель исполнительного комитета является одним из видов органов местного управления. Вторым видом считается местная администрация.
Исполнительный комитет определяется как исполнительный и распорядительный орган на территории области, района, города, посёлка, сельсовета. Признаки исполнит комитета: территориальный, исполнительный и распорядительный.
Исполкомы – коллегиальные органы и органы общей компетенции.
Существует 3 вида исполнительных комитетов:
1) первичный- сельские, поселковые, городские
2) базовый уровень- городские, районные
3) областной уровень- областные и Минский городской.
Вторым видом органов местного управления является местная администрация- коллегиальный, общей компетенции орган местного управления, состоящей из главы местной администрации, его заместителей и членов местной администрации.
К органам местного управления следует отнести отделы и управления исполнительных комитетов. Они имеют свою компетенцию, масштаб деятельности.
Основные особенности органов местного управления:
1) призваны осуществлять местное управление;
2) действуют в пределах административно- территориальной единицы: области, района, города, посёлка, сельсовета.
3) являются низшим звеном
в системе органов
4) представляют значительную часть местных органов государственного управления
48 Порядок образования местных администраций состоит из двух этапов.
Первый заключается в назначении их руководителя. Второй- назначаются заместители руководителя и члены исполнительного комитета, местной администрации.
Руководители рассматриваемых органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов.
Председатели исполнительных комитетов базового уровня назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением председателя областного исполнительного комитета по согласованию с Президентом и утверждаются соответствующим Советом депутатов.
На втором этапе назначаются заместители председателя исполнительного комитета, главы администрации и члены исполнительного комитета.
Первый зам председателя, зам председателя, управляющий делами и члены областного исполнительного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполнительного комитета по согласованию с Президентом.
Несколько иной подход в назначении заместителя главы местной администрации и членов местной администрации. Заместитель местной администрации назначается на должности освобождается от должности председателем городского исполнительного комитета. Другие члены местной администрации, а также её сотрудники назначаются на должность и освобождаются от должности главой администрации.
Срок действия исполнительных комитетов, как и местных администраций, в действующем законодательстве не установлен. Определён срок полномочий председателя сельского, поселкового, городского исполнительных комитетов. Он равен сроку полномочий соответствующего Совета, т.е. 4 годам.
Прекращение срока полномочий председателя первичного уровня исполнительного комитета не влечёт за собой прекращения деятельности остальных членов исполнительного комитета. Они действуют постоянно.
82. Порядок образования и состав местных исполнительных комитетов (местных администраций)
Исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе является местная администрация с правами юридического лица. Местные администрации входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.
В состав местной администрации входят глава местной администрации, его заместители и члены местной администрации.
Глава местной администрации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке. Заместитель (заместители) главы местной администрации назначается на должность и освобождается от должности председателем городского исполнительного комитета. Другие члены местной администрации, а также сотрудники местной администрации назначаются на должность и освобождаются от должности главой местной администрации.
Заседания местной администрации проводятся ее главой по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава местной администрации.
Решения местной администрации принимаются простым большинством голосов от установленного состава местной администрации.
Структура и штатная численность местной администрации утверждаются городским исполнительным комитетом.
83.Подотчетность и подконтрольность исполнительных комитетов (местных администраций).
Местные исполнит комитеты подотчётны и подконтрольны, т.е. они обязаны отчитываться перед соответствующим органом представлять необходимые сведения. Областные исполнит комитеты подотчётны и подконтрольны Президенту Совмину по вопросам входящим в их компетенцию. Исполнит комитеты первичного и базового ураовней подотчётны и подконтрольны Президенту и вышестоящим исполнит комитетам. Исполнит комитеты не реже одного раза в год должны докладывать о своей деятельности Совету.
Местная администрация подотчётна и подконтрольна городскому исполнит комитету.
К исполкомам и местным администрациям применяются различные формы контроля как по вертикали так и по горизонтали. По вертикали- вышестоящие органы, по горизонтали- местными Советами депутатов и гражданами.
По вертикали контроль осущ. в форме представления отчётов, т.е. проявлением инициативы подконтрольного органа.
По горизонтали в форме заслушивания отчётов исполнительного комитета.
Исполнительный комитет ответственен перед Советом по вопросам, отнесённым к компетенции Совета. Основными из них являются:
1) программы эконом и социального развития;
2) исполнение бюджетов;
3) местные налоги и сборы;
4) организация управления и распоряжения коммунальной собственностью;
5) утверждение в должности
председателя исполнительного
6) отмена распоряжений
председателя исполнительного
7) определение порядка
управления и распоряжения комм
8) организация охраны
общественного порядка и
Форма контроля по горизонтали выражается в предоставлении исполкомом информации гражданам о своей деятельности не реже одного раза в год.
Контроль за деятельностью исполнительных комитетов по горизонтали не только желателен, но и необходим. Однако более эффективным является контроль по вертикали.
84. Компетенция исполнительных комитетов
Закон о местном управлении и самоуправлении от 4.01.2010г
Статья 41. Компетенция исполкомов
1-представляют интересы соответств адм-территориальной единицы во взаимоотнош с другими государственными органами, иными организациями и гражданами; 2-разрабат и вносят для утверждения в Советы проекты программ соц-экономич развития соответств администр-территор единицы, обеспеч выполнение этих программ; 3.разрабат и вносят для утверждения в Советы проекты прогнозов соц-экономич развития соответств администр-территор единицы, обеспеч выполнение этих программ; 4разрабат и вносят для утвержд в Советы проекты регионал программ, концепций (исполкомы первичного уровня – проекты планов мероприятий) по вопросам жилищ строит, благоустр соответств территории, дорожн строит, коммунально-бытового и соц обслуж граждан и тд; 5. осуществл составлен проекта местного бюджета и готовят отчет о его исполн;6. обеспеч исполн местн бюджета;7.предост льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачив в местн бюджеты;8.распоряж коммунальной собствен, а также осущ контроль за ее использованием;9-распоряж природными ресурсами в случаях и порядке, предусмотр законодат об охр окруж среды и рационал использовании природных ресурсов; 10-приним решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности; 11-утвержд режим работы организ, имущ которых находится в коммунал собств, согласов режим работы других организ и индивид предпринимателей, осуществл деятельность на соответств территории;12-вносят на рассмотр соответств Советов и их органов предлож по всем вопросам местного значения и участв в рассмотрен этих предложений;13-организ обсужд на соответств территор важных вопросов местного и респ значения;14-информир о сост дел на соответств террит по вопросам местного значения;15-обеспеч гос минимал соц стандарты в области соц поддержки и соц обслуживания, оплаты труда, пенсион обеспечения и в других областях;16-организ на соответств территор газоснабж, электроснаб, теплоснабж, водоснаб граждан, водоотведение, обеспеч потребн населения в пит. воде, снабж граждан топливом;17-формир товарн ресурсы для адм-тер единиц в целях обеспеч бесперебойной торговли;18.-принимают меры, направл на развитие промышл и сельскохоз производства, сферы услуг, малого и среднего предпринимательства, личных подсобных хозяйств;19.принимают решения о предоставлении земельных участков в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, передаче их в собственность;20-организуют работу по благоустройству, обеспечению надлежащего санитарного состояния, озеленению территорий населенных пунктов;21-принимают меры по обеспечению охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;22-обеспечивают разработку градостроительных проектов;23-содействуют свободному развитию культур национальных общностей, проживающих на соответств территории, осуществл охрану и содействие в реализации прав граждан различ национал в сферах образования, информац обеспечения и других сферах; 24-решают вопросы демограф безопасн, улучшен соц-эконом условий жизнедеят семьи; 25.-создают условия для предоставления транспортных услуг населению; 26-создают условия для реализации гражданами права на образование;27-обеспеч распростран культурных ценностей, проводят культурные мероприятия;28-проводят физкульт-оздоровит и спортивно-массовую работу с гражданами, -обеспечивают санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан; 28-способств развитию профсоюзн, молодежн, детск, женск, ветеран общ объединений; 29-проводят мероприятия в области государственной молодежной политики; 30.-принимают меры по защите прав потребит, в том числе жилищно-коммун услуг; 31.-совместно с правоохранит органами осуществл деятельность по охране обществ порядка;осуществл деятельность по профилактике правонарушений; 32.-участвуют в борьбе с коррупцией, противод экстремизму, в том числе терроризму; 33-участвуют в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 34-выступают учредителями местных средств массовой информации; 35-решают вопросы, связанные с охраной труда;36-участвуют в международном сотрудничестве; 37.осуществляют иные полномочия