Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:01, шпаргалка

Краткое описание

1.Понятие государственного управления как вида социального управления. Управление представляет собой организующую деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных общественно значимых целей. Управление обусловлено: наличием субъекта управления (тот, кто управляет) и объекта управления (тот, кем управляют); существованием между объектом и субъектом прямой (распоряжения) и обратной (информирование о выполнении или невыполнении распоряжений субъекта управления) связи.

Файлы: 1 файл

АП.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

 

1.Понятие государственного  управления как вида социального  управления.

2.Функции государственного  управления. Функции государственного  управления.

3.Предмет и метод административного  права. Административное право.

4.Система административного  права. Место административного права в системе российского права.

5.Понятие,особенности,  виды административно-правовых норм 

6.Источники административного  права. 

7.Реализация административно-правовых  норм.

8.Понятие,особенности и  виды административно-правовых отношений.

9.Юридические факты в  административном праве.

10.Актуальные проблемы  науки административного права.

11.Субъекты административного  права.

12.Административная правоспособность  и дееспособность граждан. 

13.Права и обязанности  граждан в сфере государственного управления.

14.Понятие и виды обращения  граждан. 

15.Административно-правовой  статус иностранных граждан и  лиц без гражданства.

16.Полномочия  Президента РФ в сфере исполнительной  власти.

17.Органы исполнительной  власти: понятие, виды, система.

18.Павительство  РФ : порядок формирования , состав , полномочия, порядок и формы работы, акты.

19.Федеральные  органы исполнительной власти  РФ, их структура. 

20.Правовое  положение министерства РФ. 

21.Органы исполнительной  власти субъекта РФ: система ,структура, принципы организации и деятельность , полномочия..

22.Формы взаимодействия  органов исполнительной власти  РФ и субъектов РФ.

23.Государственная  служба как правовой институт.

24.Понятие, виды, система  государственной службы.

25.Принципы  государственной службы.

26.Разграничение полномочий  в сфере правового регулирования  государственной службы между  РФ и ее субъектами.

27.Полномочия Президента  РФ в сфере государственной  службы.

28.Классификация государственных  должностей.

29.Понятие, признаки и  виды государственных служащих.

30.Права и обязанности  государственных служащих. Ограничения  для государственных служащих.

31.Поступление на государственную  службу.

32.Прохождение государственной  службы.

33.Дисциплинарная  ответственность государственных  служащих.

34.Поощрения  и гарантии для государственных  служащих.

35.Прекращение  государственной службы.

36.Государственная  служба субъекта РФ.

37.Понятие и  виды административно-правовых форм.

38.Понятие и  виды правовых актов государственного  управления.

39. Требования предъявляемые к правовым актам государственного управления.

40.Правотворческий  процесс в сфере государственного  управления. Особенности подготовки, принятия и вступления в силу  нормативных правовых актов федеральных  органов исполнительной власти.

41. Соотношение правовых актов государственного управления с другими правовыми актами.

42.Изменение,  приостановление , прекращение действия  правовых актов государственного  управления.

43.Характреистика  дефектных актов управления. Ничтожные  и оспоримые акты управления.

44.Виды правовых  актов органов исполнительной  власти.

 

 

1.Понятие государственного  управления как вида социального  управления.  Управление представляет собой организующую деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных общественно значимых целей. Управление обусловлено: наличием субъекта управления (тот, кто управляет) и объекта управления (тот, кем управляют); существованием между объектом и субъектом прямой (распоряжения) и обратной (информирование о выполнении или невыполнении распоряжений субъекта управления) связи. Социальное управление подразделяется на: государственное управление (управление делами государства); местное управление ( муниципальное, местное, коммунальное); общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях); коммерческое управление (управление в коммерческих организациях ,созданных с целью извлечения прибыли и распределяющих полученную прибыль между их участниками). Государственное управление - управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной). Субъекты государственного управления - государственные органы и должностные лица, которые наделены государственно-властными полномочиями. Объекты государственного управления - предприятия, организации, граждане, которые не имеют властных полномочий. Деятельность, осуществляемая субъектами государственного управления по отношению к объектам, называется организационно-распорядительной. Государственное управление характеризуется следующими признаками: 1. является организующей деятельностью; 2. в процессе осуществления управленческой деятельности реализуются функции государства в социально-культурной, социально-политической, экономической сферах деятельности; 3. осуществляется уполномоченными на то субъектами управления; 4 носит государственно- властный характер.

 

2.Функции государственного  управления. Функции государственного управления – объективно обусловленные виды властных, целеполагающих, организующих и регулирующих воздействий государства на общественные процессы. 1. разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов; 2.установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни; 3. управление учреждениями государственного сектора; 4.обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления; 5.осуществление государственного контроля и надзора за процессами, происходящими в управляемой и регулируемой сферах.

 

3.Предмет и метод административного  права. Административное право - отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти. Предмет административного права -совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти. Метод административного права -совокупность способов, процедур, механизмов, приемов воздействия правовых норм и юридических правил на конкретные общественные отношения. Предписание - закрепление прямой юридической обязанности совершить те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой. Запрет - определение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия. Дозволение - юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

 

4.Система административного права. Место административного права в системе российского права. Система административного права — это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты. Система административного права как отрасли права: Общая часть : Предмет Формы и методы Субъекты административного права Ответственность по административному праву Административный процесс. Особенная часть :Экономическая сфера Социально-культурная сфера Административно-политическая сфера Межотраслевая. Административное право – одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти, или, в более широком понимании, – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности. Сущность административного права:– является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;– нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;– составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений. Воздействие административного права на общественные отношения: регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;– определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;– устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);– за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения к ответственности, порядок обжалования решений и т. д.

 

5.Понятие,особенности, виды административно-правовых  норм. Административно-правовая норма - установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения и закрепленное в источниках административного права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления. Признаки норм административного права:1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;3) большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Структура административно-правовой нормы:– гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;– диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;– санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений. Виды административно-правовых норм: По предмету: а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений; б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права; По содержанию: а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия; б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них; в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий; г) рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения; д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовых отношений ; По юридической силе: а) законодательные; б) подзаконные; По территориальному действию: а) федеральные; б) субъектов РФ; в) муниципальные.

 

6.Источники административного  права. Источники административного права – внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты. Виды источников административного права:1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – включаются в систему источников норм административного права в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации – содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.3. Законы (федеральные, конституционные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации) – регулируют различные вопросы в сфере организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти и т. д.4. Указы Президента РФ и нормативные правовые акты глав субъектов Федерации – определяют правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые находятся под руководством Президента РФ и глав субъектов Федерации (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп.)).5. Постановление Правительства РФ и нормативные правовые акты правительств (администраций) субъектов Федерации – утверждают различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 330).6. Нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления – регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями.7. Публичные договоры – федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями, профсоюзов и т. д.

 

7.Реализация административно-правовых норм. Реализация административно-правовых норм – практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих общественных отношений. Формами(способами) реализации норм административного права являются: Соблюдение – добровольное соблюдение субъекта требованиям административно-правовых норм. Воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения. Исполнение – активные правомерные действия субъекта  по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. Характеризуется активным поведением субъекта. Использование – добровольное совершение субъектом правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. Субъект сам решает, воспользоваться или воздержаться от использования предоставленного административно- правовой нормой субъективного права. Применение – активный, творческий , государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами в установленном законодательством процессуального порядка. Действия  компетентных органов государства, общественных организаций (объединений),должностных лиц по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую административно-правовую норму и принятии государственно-властных решений, т.е. в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов. Одна из правовых форм исполнительной, управленческой деятельности. Субъектами применения могут быть только правомочные органы и должностные лица, наделенные правоприменительной компетенцией т.к. применение носит государственный характер. Требования применения: законность, обоснованность, целесообразность, научная организация правоприменительной деятельности.

 

8.Понятие,особенности и виды  административно-правовых отношений. Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления). Признаки административных правоотношений: являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес; носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление; являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;  в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты. Структура административно-правовых отношений: объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений; субъект административных правоотношений – либо гражданин, либо объединение граждан, государственный орган; юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений; содержание, которое включает в себя субъективные права и юридические обязанности; метод административно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений; способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный). Виды административно-правовых отношений: По характеру правоотношений: материальные, основанные на нормах материального права; процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм; По виду взаимоотношений, возникающих между субъектами: горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность; вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта; субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов; По целям: регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций; охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"