Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:01, шпаргалка

Краткое описание

1.Понятие государственного управления как вида социального управления. Управление представляет собой организующую деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных общественно значимых целей. Управление обусловлено: наличием субъекта управления (тот, кто управляет) и объекта управления (тот, кем управляют); существованием между объектом и субъектом прямой (распоряжения) и обратной (информирование о выполнении или невыполнении распоряжений субъекта управления) связи.

Файлы: 1 файл

АП.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

 

9.Юридические факты в административном  праве. Юридический факт – это обстоятельство, при наступлении которого в соответствии с требованиями нормы административного права между сторонами должно (сможет) возникнуть, измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение. Функциями юридических фактов в административном праве являются: обеспечение возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений; гарантия соблюдения принципа законности. Классификация юридических фактов: По характеру наступивших последствий: правообразующие – юридические факты, определяющие возникновение правовых отношений (возбуждение административного производства и т. д.); правоизменяющие – юридические факты, определяющие изменения правовых отношений(перевод на другую должность); правопрекращающие – юридические факты, определяющие прекращение правовых отношений(увольнение со службы).По содержанию: события – обстоятельства, не зависящие от воли и сознания человека и возникающие сами по себе(стихийные бедствия); действия – обстоятельства, зависящие от волеизъявления человека. Действия делятся на правомерные (основанные на требованиях закона) и противоправные (совершение административного правонарушения); По наличию фактов, необходимых для возникновения, изменения и прекращения правоотношений: простые юридические факты (поступление на службу);сложные юридические факты (юридические составы правонарушений) – для возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений необходимо наличие нескольких условий.

 

10.Актуальные  проблемы науки административного  права. Административное право как наука — составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития. Проблемы науки административного права: 1. Проблема анализа сущности государственного управления и его соотношения с категорией исполнительной власти, которая закреплена в Конституции РФ. Тема исполнительной власти исследована  недостаточно. Отсутствует совокупный взгляд на данную категорию, не выявлены особенности данной ветви власти. Заслуживает внимания категория "единая система исполнительной власти", о которой говорится в ч. 2 ст. 77 Конституции РФ. Эта система образуется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, а также исполнительными органами местного самоуправления. Для понимания соотношения категорий "государственного управления" и "исполнительной власти" важным представляется дальнейшее научное исследование исполнительной власти, ее сущности и основных черт. Нуждается в новом освещении вопрос о предмете административно-правового регулирования с учетом включения в него общественных отношений, возникающих в сфере применения административных регламентов, административного принуждения, в частности, мер административной ответственности за совершенные административные правонарушения, административной юстиции.2. В стране осуществляется административная реформа, связанная с реорганизацией государственного управления и прежде всего исполнительной власти как федеральной, так и субъектов Российской Федерации. Целью этой реформы является простота и эффективность работы государственных органов; совершенствование отношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительными органами местного самоуправления, между государственными органами и хозяйствующими субъектами; демократизация управления, его открытость и доступность для граждан. Достижение этих целей требует новых соотношений, с одной стороны, между централизацией(сосредоточение распорядительных действий и власти в одном определенном месте или в руках одного лица) и децентрализацией(передача функций управления от центральных органов власти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих), с другой - между формами и методами правового регулирования разных сфер общественной жизни. 
3. В РФ продолжается реформа государственной службы. Роль государственной службы в стране очень велика. Развитие представлений о системе органов исполнительной власти, повышение эффективности их деятельности, оптимизация компетенции и административно-правового статуса в целом невозможны без параллельного совершенствования законодательства о государственной службе и прежде всего без четкого законодательного закрепления этого понятия. Требует дополнительной научной проработки и вопрос о таких видах государственной службы, как "военная служба" и "правоохранительная служба" и их особенностях. 
4. Проблема административно-правового регулирования в экономической сфере. Современное государственное управление экономикой проявляется не столько в форме прямого командного воздействия, сколько в других формах, к которым относятся, в частности, регулирование деятельности хозяйствующих субъектов; стандартизация продукции, работ, услуг; осуществление контрольно-надзорных функций. В то же время в РФ существуют отрасли хозяйства, где сохраняются функции государственных органов по управлению хозяйствующими субъектами (государственные корпорации), в частности, атомная энергетика, производство военной продукции, авиа- и судостроение и ряд других. 
5.Проблема общественного порядка, 
Устанавливается при активной и разумной государственной деятельности, поддержке соответствующих органов. Предпринимательская деятельность, развитие любых форм собственности возможны при условии, если государство обеспечивает порядок и общественную безопасность, защищает бизнес от коррупции, недобросовестной конкуренции, обеспечивает личную и имущественную безопасность . 
Вместе с тем экономический порядок предполагает для предприятий и объединений всех форм собственности четкие юридические правила, в пределах которых они обязаны действовать. 6. Проблема административно-правового регулирования миграционных процессов. 

11.Субъекты административного  права. Субъект административного права - обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий в сфере государственного управления, возложенных на него административным правом. Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место: административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта; административная правоспособность и дееспособность субъекта; основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными. Индивидуальные субъекты: граждане Российской Федерации; иностранные граждане; лица без гражданства. Коллективные субъекты: государственные организации: органы исполнительной власти (государственного управления);государственные предприятия, учреждения и их объединения; структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией; негосударственные организации: общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.); трудовые коллективы; различные коммерческие структуры; органы местного самоуправления.

12.Административная правоспособность  и дееспособность граждан. Правовое положение граждан РФ определяется объёмом административной правосубъектности (административная правоспособность и административная дееспособность). Административная правоспособность – это проявление общей правоспособности, то есть установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это способность приобретать соответствующий комплекс обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию. Административная дееспособность – это способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений. Виды административной дееспособности: Полная – с 18. Ограниченная – с 16.  Частичная – с 7.(Гражданин может быть ограничен в дееспособности или признан недееспособным при наличии определённых заболеваний). Часто административные правоспособность и дееспособность неразделимы, так как являются по существу двумя элементами административно-правового статуса. Это относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, то есть с момента образования и юридического закрепления их компетенции. Элементы административно-правового статуса граждан:  1. принципы административно-правового статуса граждан;  2.гражданство;  3.административная правосубъектность (правоспособность; дееспособность);  4. права и обязанности граждан с сфере государственного управления;  5.административная ответственность граждан;  6.    юридические гарантии административно-правового статуса граждан. Виды административно-правовых статусов граждан: 1.общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;  2. родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т.д.); 3.индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует(фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.

13.Права и обязанности граждан в сфере государственного управления. Права граждан в сфере государственного управления можно классифицировать по различным основаниям: В зависимости от механизма их реализации: абсолютные — права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, а наоборот, защищать, например, право на отдых, право на труд и т.д.; относительные — права, для реализации которых нужен акт государственного органа, например, приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности; В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения: общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления, например, право на обжалование действий государственных органов должностных лиц; специальные права — это права граждан в той или иной сфере или отрасли управления, например, в сфере экономики — каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности. По содержанию: право на участие в государственном управлении. К таковым относятся, например, право на государственную службу, право на получение необходимых документов, пресечение противоправных действий со стороны других граждан; право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций. К таковым можно отнести право на получение организационной, технической, санитарно-эпидемиологической, медицинской помощи и др.; право на защиту. Основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, защита в административном производстве, право на помощь негосударственных организаций. Обязанности граждан в сфере государственного управления можно классифицировать по различным основаниям: абсолютные — возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов и т.п.);относительные — возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанность собственника автомобиля платить налоги, поступающие в дорожные фонды, и т.п.).

14.Понятие и виды обращения граждан. Обращение граждан - изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление, ходатайство или жалоба граждан. Граждане РФ имеют право обращаться лично или через своего законного представителя, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и должностным лицам указанных органов, организаций и объединений. 
 Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на обращение наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.  
Органы и должностные лица в пределах своей компетенции обязаны принимать обращения граждан, рассматривать их в установленные настоящим Федеральным законом порядке и сроки, а также давать на них мотивированные ответы. Виды обращения граждан: Предложение - обращение гражданина, направленное на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, общественных объединений, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, на решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества.  
 Заявление - обращение гражданина по поводу реализации прав, свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.  
 Жалоба - обращение гражданина по поводу нарушенных решениями и действиями (или бездействием) органа или должностного лица либо юридического или физического лица прав, свобод или законных интересов, в том числе предоставлением официальной информации, послужившей основанием для принятия решений и совершения действий (или бездействия).  
 Ходатайство - обращение гражданина с просьбой о признании определенного статуса, прав и свобод, изложенное в письменной форме, в случаях, которые прямо установлены законодательством Российской Федерации.  
 Коллективное обращение - обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами этого митинга или собрания.

15.Административно-правовой  статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в первую очередь охарактеризован в КРФ, а также в ФЗ (о правовом положении иностранных граждан в РФ), и законодательных актах. В Конституции и законодательстве говорится о том, что они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не оговорено законодательством. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, участвовать в референдумах; не несут обязанностей по военной службе; не имеют права находиться на государственной и муниципальной службе, занимать иные служебные должности, если в соответствующем федеральном законе содержится подобный запрет; временно проживающие иностранные граждане не в праве по собственному желанию изменять разрешенное им место проживания. Конституция позволяет иметь иностранным гражданам двойное гражданство и предоставляет политическое убежище в соответствии с общепринятыми нормами международного права. Мерой административной ответственности является выдворение за пределы РФ. Существует три вида административно-правовых режимов пребывания иностранных граждан в РФ: временное пребывание (на срок действия выданной визы; на срок не более 90 суток при прибытии в Россию в порядке, не требующем визы; на срок действия заключенного); временно проживающие (сроком на 3 года в соответствии с разрешением на временное проживание). Возможен отказ в выдаче или аннулировании разрешений на временное проживание и вида на жительство; соблюдение правил оформления приглашений на въезд в страну; регистрации иностранных граждан в РФ.

16.Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. Статус Президента РФ определен Конституцией РФ. Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Президент не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти. Тем не менее основной удельный вес полномочий и их характер позволяют отнести его также к особым субъектам исполнительной власти. Осуществляя государственную власть в качестве главы государства, Президент РФ, не являясь формально главой исполнительной власти, активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в следующих формах: - непосредственно (исходя из прямой подчиненности ФОИВ); - косвенно (через Правительство РФ). В сфере исполнительной власти Президент РФ обладает рядом полномочий: - назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; - имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; - принимает решение об отставке Правительства РФ; - представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; - по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; - формирует и возглавляет Совет безопасности РФ; - формирует Администрацию Президента РФ; - назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; - вносит законопроекты в Государственную Думу; - подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти); - обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; - издает указы и распоряжения; - может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между различными органами исполнительной власти субъектов Федерации; - вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам РФ или нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

17.Органы исполнительной  власти: понятие, виды, система. Органы исполнительной власти – структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью исполнения законов в процессе руководства экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества. Два уровня органов исполнительной власти: федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов РФ (соответствующие органы республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов). Виды: По характеру и объему компетенции: Органы исполнительной власти общей компетенции (Правительство РФ, краев, республик). Органы исполнительной власти отраслевой компетенции, которые осуществляют функции в отношении определенной сферы деятельности (федеральные и республиканские министерства).Органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые координируют деятельность других исполнительных органов по порученной им сфере деятельности (государственные комитеты, федеральные комиссии, а также аналогичные органы в субъектах Федерации).Органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют различного рода регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах управленческой деятельности (например, федеральные надзоры). По организационно-правовым формам на федеральном уровне:Правительство РФ;федеральные министерства;государственные комитеты РФ;федеральные комиссии России;федеральные службы РФ;российские агентства;федеральные надзоры России;иные федеральные органы исполнительной власти: Главное управление специальных программ Президента,Государственная. техническая комиссия при Президенте, Управление делами Президента. По порядку разрешения подведомственных вопросов: коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, т.е. большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, государственная комиссия и др.); единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями (министерства, большинство администраций субъектов Федерации).По порядку образования (избираемые, назначаемые);По источникам финансирования (видам бюджета).Система: Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, а также создаваемые ими территориальные органы исполнительной власти.

18.Павительство РФ : порядок формирования , состав , полномочия, порядок и формы работы, акты. Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган, который возглавляет систему исполнительной власти Российской Федерации и издает административно-правовые акты от своего имени. Согласно ст. 110 Конституции Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Порядок формирования: Порядок назначения Председателя Правительства РФ (Статья 111 Конституции РФ) — назначается Президентом РФ с согласия ГД. Предложения о кандидатуре вносится не позднее двух недель после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры ГД. ГД рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. После трехкратного отклонения представленных кандидатур ГД Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает ГД и назначает новые выборы. Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ: по заявлению об отставке; в случае невозможности исполнения им своих полномочий (Президент РФ уведомляет СФ и ГД об освобождении его от должности). Освобождение от должности Председателя влечет отставку Правительства РФ.Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Они вправе подавать заявления об отставке. Конституция РФ предусматривает следующие полномочия Правительства РФ:" разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения;- проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;- проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; управление федеральной собственностью; реализация мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, внешней политики Российской Федерации; обеспечение законности, прав и свобод граждан; охрана собственности и общественного порядка, борьба с преступностью; иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"