Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:01, шпаргалка
1.Понятие государственного управления как вида социального управления. Управление представляет собой организующую деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных общественно значимых целей. Управление обусловлено: наличием субъекта управления (тот, кто управляет) и объекта управления (тот, кем управляют); существованием между объектом и субъектом прямой (распоряжения) и обратной (информирование о выполнении или невыполнении распоряжений субъекта управления) связи.
9.Юридические факты в
10.Актуальные
проблемы науки
3. В РФ продолжается реформа
государственной службы. Роль государственной
службы в стране очень велика. Развитие
представлений о системе органов исполнительной
власти, повышение эффективности их деятельности,
оптимизация компетенции и административно-правового
статуса в целом невозможны без параллельного
совершенствования законодательства
о государственной службе и прежде всего
без четкого законодательного закрепления
этого понятия. Требует дополнительной
научной проработки и вопрос о таких видах
государственной службы, как "военная
служба" и "правоохранительная служба"
и их особенностях.
4. Проблема административно-правового
регулирования в экономической сфере.
Современное государственное управление
экономикой проявляется не столько в форме
прямого командного воздействия, сколько
в других формах, к которым относятся,
в частности, регулирование деятельности
хозяйствующих субъектов; стандартизация
продукции, работ, услуг; осуществление
контрольно-надзорных функций. В то же
время в РФ существуют отрасли хозяйства,
где сохраняются функции государственных
органов по управлению хозяйствующими
субъектами (государственные корпорации),
в частности, атомная энергетика, производство
военной продукции, авиа- и судостроение
и ряд других.
5.Проблема общественного порядка,
Устанавливается при активной и разумной
государственной деятельности, поддержке
соответствующих органов. Предпринимательская
деятельность, развитие любых форм собственности
возможны при условии, если государство
обеспечивает порядок и общественную
безопасность, защищает бизнес от коррупции,
недобросовестной конкуренции, обеспечивает
личную и имущественную безопасность
.
Вместе с тем экономический порядок предполагает
для предприятий и объединений всех форм
собственности четкие юридические правила,
в пределах которых они обязаны действовать.
6. Проблема административно-правового
регулирования миграционных процессов.
11.Субъекты административного права. Субъект административного права - обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий в сфере государственного управления, возложенных на него административным правом. Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место: административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта; административная правоспособность и дееспособность субъекта; основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными. Индивидуальные субъекты: граждане Российской Федерации; иностранные граждане; лица без гражданства. Коллективные субъекты: государственные организации: органы исполнительной власти (государственного управления);государственные предприятия, учреждения и их объединения; структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией; негосударственные организации: общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.); трудовые коллективы; различные коммерческие структуры; органы местного самоуправления.
12.Административная
13.Права и обязанности граждан в сфере государственного управления. Права граждан в сфере государственного управления можно классифицировать по различным основаниям: В зависимости от механизма их реализации: абсолютные — права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, а наоборот, защищать, например, право на отдых, право на труд и т.д.; относительные — права, для реализации которых нужен акт государственного органа, например, приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности; В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения: общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления, например, право на обжалование действий государственных органов должностных лиц; специальные права — это права граждан в той или иной сфере или отрасли управления, например, в сфере экономики — каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности. По содержанию: право на участие в государственном управлении. К таковым относятся, например, право на государственную службу, право на получение необходимых документов, пресечение противоправных действий со стороны других граждан; право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций. К таковым можно отнести право на получение организационной, технической, санитарно-эпидемиологической, медицинской помощи и др.; право на защиту. Основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, защита в административном производстве, право на помощь негосударственных организаций. Обязанности граждан в сфере государственного управления можно классифицировать по различным основаниям: абсолютные — возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов и т.п.);относительные — возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанность собственника автомобиля платить налоги, поступающие в дорожные фонды, и т.п.).
14.Понятие и виды обращения граждан. Обращение граждан - изложенное в
письменной или устной форме предложение,
заявление, ходатайство или жалоба граждан. Граждане РФ имеют право обращаться
лично или через своего законного представителя,
а также направлять индивидуальные и коллективные
обращения в государственные органы, органы
местного самоуправления, организации,
общественные объединения и должностным
лицам указанных органов, организаций
и объединений.
Иностранные граждане и лица без гражданства,
находящиеся на территории Российской
Федерации, пользуются правом на обращение
наравне с гражданами Российской Федерации,
за исключением случаев, установленных
федеральными законами или международными
договорами Российской Федерации.
Органы и должностные лица в пределах
своей компетенции обязаны принимать
обращения граждан, рассматривать их в
установленные настоящим Федеральным
законом порядке и сроки, а также давать
на них мотивированные ответы. Виды обращения граждан: Предложение - обращение гражданина,
направленное на улучшение порядка организации
и деятельности государственных органов,
органов местного самоуправления, предприятий,
учреждений и организаций независимо
от форм собственности, общественных объединений,
на совершенствование правовой основы
государственной и общественной жизни,
на решение вопросов экономической, политической,
социально-культурной и других сфер деятельности
государства и общества.
Заявление - обращение гражданина
по поводу реализации прав, свобод, закрепленных
Конституцией Российской Федерации и
законодательством Российской Федерации.
Жалоба - обращение гражданина по
поводу нарушенных решениями и действиями
(или бездействием) органа или должностного
лица либо юридического или физического
лица прав, свобод или законных интересов,
в том числе предоставлением официальной
информации, послужившей основанием для
принятия решений и совершения действий
(или бездействия).
Ходатайство - обращение гражданина
с просьбой о признании определенного
статуса, прав и свобод, изложенное в письменной
форме, в случаях, которые прямо установлены
законодательством Российской Федерации.
Коллективное обращение - обращение
двух и более граждан, а также обращение,
принятое на митинге или собрании и подписанное
организаторами этого митинга или собрания.
15.Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в первую очередь охарактеризован в КРФ, а также в ФЗ (о правовом положении иностранных граждан в РФ), и законодательных актах. В Конституции и законодательстве говорится о том, что они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не оговорено законодательством. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, участвовать в референдумах; не несут обязанностей по военной службе; не имеют права находиться на государственной и муниципальной службе, занимать иные служебные должности, если в соответствующем федеральном законе содержится подобный запрет; временно проживающие иностранные граждане не в праве по собственному желанию изменять разрешенное им место проживания. Конституция позволяет иметь иностранным гражданам двойное гражданство и предоставляет политическое убежище в соответствии с общепринятыми нормами международного права. Мерой административной ответственности является выдворение за пределы РФ. Существует три вида административно-правовых режимов пребывания иностранных граждан в РФ: временное пребывание (на срок действия выданной визы; на срок не более 90 суток при прибытии в Россию в порядке, не требующем визы; на срок действия заключенного); временно проживающие (сроком на 3 года в соответствии с разрешением на временное проживание). Возможен отказ в выдаче или аннулировании разрешений на временное проживание и вида на жительство; соблюдение правил оформления приглашений на въезд в страну; регистрации иностранных граждан в РФ.
16.Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. Статус Президента РФ определен Конституцией РФ. Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Президент не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти. Тем не менее основной удельный вес полномочий и их характер позволяют отнести его также к особым субъектам исполнительной власти. Осуществляя государственную власть в качестве главы государства, Президент РФ, не являясь формально главой исполнительной власти, активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в следующих формах: - непосредственно (исходя из прямой подчиненности ФОИВ); - косвенно (через Правительство РФ). В сфере исполнительной власти Президент РФ обладает рядом полномочий: - назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; - имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; - принимает решение об отставке Правительства РФ; - представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; - по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; - формирует и возглавляет Совет безопасности РФ; - формирует Администрацию Президента РФ; - назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; - вносит законопроекты в Государственную Думу; - подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти); - обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; - издает указы и распоряжения; - может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между различными органами исполнительной власти субъектов Федерации; - вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам РФ или нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
17.Органы исполнительной власти: понятие, виды, система. Органы исполнительной власти – структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью исполнения законов в процессе руководства экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества. Два уровня органов исполнительной власти: федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов РФ (соответствующие органы республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов). Виды: По характеру и объему компетенции: Органы исполнительной власти общей компетенции (Правительство РФ, краев, республик). Органы исполнительной власти отраслевой компетенции, которые осуществляют функции в отношении определенной сферы деятельности (федеральные и республиканские министерства).Органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые координируют деятельность других исполнительных органов по порученной им сфере деятельности (государственные комитеты, федеральные комиссии, а также аналогичные органы в субъектах Федерации).Органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют различного рода регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах управленческой деятельности (например, федеральные надзоры). По организационно-правовым формам на федеральном уровне:Правительство РФ;федеральные министерства;государственные комитеты РФ;федеральные комиссии России;федеральные службы РФ;российские агентства;федеральные надзоры России;иные федеральные органы исполнительной власти: Главное управление специальных программ Президента,Государственная. техническая комиссия при Президенте, Управление делами Президента. По порядку разрешения подведомственных вопросов: коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, т.е. большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, государственная комиссия и др.); единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями (министерства, большинство администраций субъектов Федерации).По порядку образования (избираемые, назначаемые);По источникам финансирования (видам бюджета).Система: Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, а также создаваемые ими территориальные органы исполнительной власти.
18.Павительство РФ : порядок формирования , состав , полномочия, порядок и формы работы, акты. Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган, который возглавляет систему исполнительной власти Российской Федерации и издает административно-правовые акты от своего имени. Согласно ст. 110 Конституции Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Порядок формирования: Порядок назначения Председателя Правительства РФ (Статья 111 Конституции РФ) — назначается Президентом РФ с согласия ГД. Предложения о кандидатуре вносится не позднее двух недель после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры ГД. ГД рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. После трехкратного отклонения представленных кандидатур ГД Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает ГД и назначает новые выборы. Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ: по заявлению об отставке; в случае невозможности исполнения им своих полномочий (Президент РФ уведомляет СФ и ГД об освобождении его от должности). Освобождение от должности Председателя влечет отставку Правительства РФ.Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Они вправе подавать заявления об отставке. Конституция РФ предусматривает следующие полномочия Правительства РФ:" разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения;- проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;- проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; управление федеральной собственностью; реализация мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, внешней политики Российской Федерации; обеспечение законности, прав и свобод граждан; охрана собственности и общественного порядка, борьба с преступностью; иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ