Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:07, шпаргалка

Краткое описание

№1. понятие административного права и предмет административно-правового регулирования.
№2. Административное право и его СООТНОШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА .
№3 Государственное управление: понятие , признаки, содержание и принципы.

Файлы: 1 файл

Административное право ( ответы).doc

— 332.00 Кб (Скачать)

№1. понятие  административного права и предмет  административно-правового регулирования.  Административное право — одна из самостоятельных отраслей права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления).

Предмет административного  права – общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.

В предмет административного права  входят 3 области правоотношений: 1) управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. (реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти)

2) организационные правоотношения – вспомогательные. Реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;

3) контрольные правоотношения –осуществление государственного управления контролируется специализированными органами.

 

№2. Административное право и его  СООТНОШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА .

Административное  право — одна из самостоятельных отраслей права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления).

 Административное право:  – является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;    – нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;    – составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.

 Взаимодействие с конституционным правом:

На основании норм конституционного права административное право своими нормами обеспечивает реализацию конституционных принципов в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует механизм реализации прав и свобод граждан и т. д.

Взаимодействие с  финансовым правом: финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Административное право, в свою очередь, определяет порядок и правовой статус органов, осуществляющих данную деятельность.

Взаимодействие с  трудовым правом: целый ряд трудовых отношений возникает на основании односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях работы. Административный акт требуется при прекращении трудовых отношений, оформлении отпуска, больничного и т. д.

Взаимодействие с  гражданским правом: в ряде случаев регулируют сходные имущественные отношения, но путем применения различных методов правового регулирования. В основе гражданского права лежит метод равенства сторон, в административном праве – метод одностороннего предписания.

№3 Государственное управление: понятие , признаки, содержание и принципы. Государственное управление – это реализация государственной политики через систему органов власти (государственных органов), при котором государственно-властные полномочия делегируются сверху вниз.  
Содержание системы государственного управления – это изучение важнейших функций государства как института управления обществом, закономерностей и принципов их реализации, научное обоснование государственной политики, изучение складывающихся в процессе деятельности государства и органов государственного управления политико-правовых и социальных отношений.

Принципы  государственного управления:

а) социально-политические (демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства; равноправие лиц разных национальностей; равенство всех перед законом; законность; гласность и учет общественного мнения; объективность);

б) организационные принципы построения аппарата государственного управления (отраслевой, функциональный, территориальный). Они являются базой для определения и распределения компетенции между органами государственного управления, создавая, таким образом, единый механизм государственного управления, который должен функционировать эффективно, не допуская дублирования;

в) организационные принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления (нормативность деятельности, коллегиальность, деление управленческой работы, ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность). Данная группа принципов направлена на определение содержания деятельности конкретных органов государственного управления, обеспечение действенности управленческих процедур, эффективность управленческих решений.

№4 Государственная исполнительная власть: понятие , соотношение с другими видами власти. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ    ВЛАСТЬ— один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

иполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Р Ф в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Специфика органов государственного управления, их отличие от всех других государственных организаций заключается в содержании их деятельности, которая по своей сути и содержанию является управленческой исполнительно-распорядительной деятельностью.

№5 Метод административного  права 

Совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения составляет метод административного права.

Характеристика административно-правового метода:

1) представляет собой определенное  соотношение средств предписания, запрета и дозволения;

2) наиболее присущи правовые  средства распорядительного типа;

3) чаще всего представляет собой  одностороннее волеизъявление одного  из участников регулируемого  отношения;

4) не исключает использования диспозитивных средств.

Предписание – метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

Запрет – метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.

Дозволение – метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможность самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.

№6 Административно-правовые нормы: понятие, виды, структура норм. Административно-правовые нормы – это правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления.

Структура административно-правовой нормы:

– гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;

– диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;

– санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.

Виды административно-правовых норм:

1) по предмету:

а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений;

б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права;

2) по содержанию:

а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;

б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;

в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;

г) рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;

д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовых отношений;

3) по юридической силе:

а) законодательные; б) подзаконные;

4) по территориальному действию:

а) федеральные; б) субъектов РФ; в) муниципальные.

№7 Административно-правовые отношения: понятие, структура. Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Под структурой (составом) административно-правовых отношений понимается совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: субъекты (их должно быть как минимум два), объект (объекты) правоотношения, содержание правоотношения и юридические факты.

-Субъекты административно-правовых отношений — это лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности (таким образом становиться участниками административных правоотношений) и вступать в конкретное административно-правовое отношение.

-Под объектом административно-правовых отношений  понимается то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов.

 

-Под юридическими фактами принято понимать определенные жизненные обстоятельства (ситуации, условия), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

 

№8. Источники административного права : понятие , виды и формы. Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты.

Виды источников административного  права:

1. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации .

2. Законы (федеральные, конституционные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации).

3. Указы Президента РФ и нормативные правовые акты глав субъектов .

4. Постановление Правительства РФ и нормативные правовые акты правительств (администраций) субъектов Федерации

5. Нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления .

6. Публичные договоры – федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов и т. д.

Формы источников административного  права:

– правила – чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;

– положения – делятся на предметные (группируют нормы, призванные регулировать определенную группу отношений, и органические);

– инструкции, порядки, методические указания (рекомендации);

– уставы – в данной форме группируется значительное количество норм;

– кодексы – группируют нормы института административной ответственности.

 

№ 9 Виды субъектов  административного права.

Субъект административного  права – это лицо, которое является потенциальным участником административного  правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.

Виды субъектов  административного права:

1) индивидуальные:

– граждане РФ; – иностранные граждане; – лица без гражданства;

– государственные служащие или должностные лица;

2) коллективные:

– государственные (органы исполнительной власти, государственные предприятия и учреждения, структурные подразделения органов исполнительной власти);

– негосударственные (общественные объединения, трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие объединения).

 

№10 физические и юридические лица как субъекты гражданского права. Субъекты гражданского права — это носители  гражданских прав и обязанностей. Субъектом гражданского права может быть только лицо, которое обладает определенным статусом — является правоспособным и дееспособным. Субъектами гражданского права могут быть: 1) граждане (физические лица); 2) юридические лица.

Как субъекты гражданского права граждане обладают правоспособностью и дееспособностью.

Под правоспособностью  понимается способность иметь гражданские  права и нести обязанности. Правоспособность гражданина возникает в момент рождения и прекращается в момент наступления  смерти. Наличие правоспособности говорит лишь о том, что лицо может обладать теми или иными гражданскими правами.

дееспособность граждан подразделяются :1) полностью дееспособные, 2) частично дееспособные, 3) ограниченно дееспособные и 4) недееспособные.

Юридические лица.

 Быть субъектом  права, т.е. приобретать гражданские  права и принимать на себя  обязанности, вправе только те организации, которые являются юридическими лицами. Юридическим лицом -признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"