Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 21:21, шпаргалка
Понятие и предмет административного права.
АП – часть норм правовой системы РБ, обладающая всеми ее признаками. Нормы АП предназначены для всех членов общества, их организаций, не исключая государство в целом и его органы. Право РБ – это основной гос. регулятор соц. связей, это система правовых норм, которые получают свое выражение в официальной форме – государственных актах.
Распоряжения должны быть всегда индивидуальными актами. Они издаются председателем исполнительного комитета (главой администрации) по вопросам, не требующим коллегиального обсуждения (рассмотрения), а также в целях исполнения ранее принятых решений исполнительного комитета и относящимся к его компетенции. По юридической силе распоряжения ниже решений. По этой причине распоряжения не могут противоречить решениям, отменять или изменять их. Большинство распоряжений имеет внутриорганизационный характер. Распоряжения подписываются председателем исполнительного комитета (главой администрации).
На практике не исключаются распоряжения нормативного характера. Статьей 10 Закона председателю исполнительного комитета предоставлены такие полномочия, реализация которых вынуждает его издавать распоряжения нормативного характера. Например, все председатели исполнительных комитетов определяют структуру и штаты своего исполнительного комитета, его управлений, отделов и других (существующих) подразделений и вносят в них изменения, для чего издают распоряжения. Издавать другие виды правовых актов они не могут, поскольку не наделены подобным правом.
87. Правовой статус отделов, управлений и иных подразделений исполнительных комитетов как органов специального государственного управления
В местных исполнит комитетах создаются отделы, управления и структурные подразделения под иными названиями. Это специализир органы, которые непосредственно и конкретно занимаются руководством отдельными отраслями или сферами управления, выполняют конкрет аппаратные функции.
Они образуются под разными названиями: отделы, управления, головные управления, комитеты. В законодательстве отсутствуют критерии деления рассматр органов на отделы, управл и тд. Различие в назв этих органов объясняется объемом работы и кругом решаемых вопросов, внутренней структурой и численностью работников. Отделы находятся на более низком уровне. Из них могут состоять управления, из управлений – главные управления, а из главных управлений – комитеты.
Основными признаками отделов и управлений исполн комитета являются: 1. Организац обособленность, 2. Нахождение в штатном расписании исполкома, 3. Создаются исполкомом по согласованию с вышестоящим органом, 4. Предназначены для осуществления отраслевого управления, надведомственного управления, для осущ внутриорганизационной работы, 5. Перечень отделов и управлений определ самим исполкомом, с учетем Указа презид от 23.10.2006 "О структуре, функциях и численности работников местных исполнительных и распорядительных органов"., 6. Находятся в двойном подчинении (исполкому и вышестоящим ОГУ), 7. Их правовой статус определяется самим исполкомом.
Отделы и управления являются органами местного управления. Они осуществляют специализированное управление. Организация работы отделов и управлений, формы их деятельности во многом схожи с исполкомами. В них осуществляется распределение обяз, составл планов работы, ведется работа по подготовке проектов правовых актов, и тп.
Органих-правовые форсы работы отделов и управлений несколько иные, чем исполкомов. Они строят свою деятельность на основе единоначалия. Во главе отделов и управлений стоят руководители, которые несут единоличную ответственность за деятельность этих органов. Завед отденами и начальники управлений наделены немалыми правами для обеспеч правильного функционирования этих органов. Они могут издавать приказы. Внутриорганизац отделы не могут самостоятельно вступать в правовые отношения с государственными органами и издавать правовые акты.
В целях исполнения актов вышестоящих органов отделы и управления могут издавать свои приказы, которые устанавливают конкретные задания и точные сроки исполнения для работников аппарата, руководителей подчиненных ему органов
Отделы и управления выполняют различные задания, исходящие от исполкомов. На них возлагается подготовка к заседаниям исполкомов проектов решений по вопросам их ведения.
В деятельности отделов и управлений единоначалие сочетается с коллегиальностью. Существуют разнообразные формы , обеспеч коллегиальное обсуждение наиболее важных вопросов. Одной из них являются постоянно действующие советы при отделах и управлениях. Советы отделов и управлений – это совещательные органы, в состав которых входят лица, обладающие спец знаниями, работающие в различных учреждениях, расположенных на территории ведения отдела, управления. В отделах управления облисполкомов образуются коллегии. Не нарушая принципа единоначалия коллегии, советы как совещательные органы помогают руководителям отделов и управлений в решении важных вопросов из компетенции, в том числе вопросов по руководству нижестоящими отраслевыми органами.
55. Виды отделов и управлений местных исполнительных комитетов.
Все отделы и управления отличаются по направлению деятельности, характеру решаемых задач и выполняемым функциям.
По направлению деятельности из можно разделить на следующие виды:
По характеру решаемых задач и выполняемым функциям отделы и управления разделяются на следующие виды:
Функциональные и отраслевые отделы и управления имеют свою компетенцию и более самостоятельны в своей деятельности по сравнению с внутриорганизационными подразделениями.они вправе издавать правовые акты – приказы, а некоторые из них – даже привлекать к адм ответственности. Такими полномочиями не обладают исполком, структурными подразделениями которого являются подобные органы.
31. Понятие государственной службы
В юридической литературе нет однозначного подхода к определению термина гос. служба. Наиболее характерными определениями гос. службы являются:
1. гос. служба рассматривается как обыденный вид трудовой деятельности
2. как форма участия граждан в осуществлении целей и функций государства. Предполагается, что каждый гражданин обладает равным конституционным правом-правом доступа к любым гос. должностям (ст.35 Конст.)
3. как политический институт. Гос. служба сводится к политической дея-ти, которая осущ-ся определёнными лицами.
4. как организационный институт. В этом смысле следует обратить внимание на анализ понятия организация, она представляет собой, во-первых, определённую специализированную группу людей, выполняющих функцию управления и ориентированных в своей дея-ти на реализацию госуд.-властных полномочий, во-вторых, совокупность организационных процедур, способов, методов управленческой служебной дея-ти.
5. как правовой институт, гос. служба объединяет правовые нормы, на основе которых формируется гос. аппарат и осущ-ся служ-ая дея-ть чиновников.
Правовой институт гос. службы является одним из основных институтов АП. Гос. службу необходимо рассматривать как комплексный правовой институт.
По мнению Кеник К.И. гос. служба является институтом трудового права.
Нормативное определение гос. службы содержится в ст. 2 закона о гос. службе. – это профес-ая дея-ть лиц, занимающих гос. должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации гос.-властных полномочий и обеспечения выполнения функций гос. органов.
Признаки определения:
1. профес-ая дея-ть (на постоянной основе)
2. работа на гос. должностях, которые фиксируются в штатном расписании.
3. дея-ть связана с реализацией компетенции гос. органа и должностных обязанностей публично-правового характера.
32. Государственная гражданская служба и её виды.
Государственная гражданская служба — это по существу государственная служба, за исключением милитаризованной службы. Она регулируется Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» и другими нормативными правовыми актами.
Термин «государственная» свидетельствует о том, что служебная деятельность является осуществляемой от имени государства. Поэтому в определении государственной службы внимание справедливо акцентируется на государственном органе. Государственный характер государственной гражданской службы отличает ее от частной и службы в общественных объединениях.
Существенным признаком является и то, что эта служба реализуется особым видом служащих — государственными гражданскими служащими, занимающими государственные гражданские должности в государственных органах, перечень которых дается в части 1 статьи 7 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь». К ним относятся:
1) Палата представителей
и Совет Республики
2) Правительство Республики Беларусь и его Аппарат;
3) Конституционный Суд Республики Беларусь, Секретариат и его Аппарат
4) Верховный Суд Республики Беларусь и его Аппарат;
5) Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь и его Аппарат;
б) иные общие и хозяйственные суды и их аппараты;
7) Администрация Президента Республики Беларусь;
8) Государственный
секретариат Совета
Беларусь.
9) Управление делами
Президента Республики
10) иные государственные органы, непосредственно обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь;
11) органы Комитета
государственного контроля
12) органы Прокуратуры Республики Беларусь;
13) Национальный банк Республики Беларусь;
14) Центральная комиссия
Республики Беларусь по
15) министерства, иные республиканские органы государственного управления, их территориальные подразделения;
16) дипломатические
17) местные Советы депутатов и их аппараты;
18) местные исполнительные и распорядительные органы и их аппараты;
19) государственные нотариальные конторы;
20) таможенные органы;
Особенность содержания государственной гражданской служебной деятельности определяется тем, что она осуществляется в системе гражданских государственных органов, не является милитаризованной и проявляется в виде законодательной, исполнительной и судебной деятельности, прокурорского надзора, т.к. отличается особым свойством функций и полномочий.
Следует отметить и такую черту, как существование классов государственных служащих, призванных осуществлять такую службу. Их нет у служащих иных видов государственной службы.
Государственная гражданская служба отличается от иных видов государственной службы и службы в государственном учреждении (организации) по своему содержанию и статусу, определяемому статусом ее служащих. Во-первых, наличествуют особые права и обязанности у служащих, ограничения, связанные со службой, присутствует резерв кадров служащих, во-вторых, имеет место особый порядок поступления, прохождения и прекращения службы, материальное и социальное обеспечение служащих, в-третьих, предусмотрена особенность ответственности служащих.
Государственная гражданская служба неоднородна и может быть разделена на виды:
1) службу в органах государственного управления (аппаратную, чиновничью);
2) депутатскую;