Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 21:21, шпаргалка
Понятие и предмет административного права.
АП – часть норм правовой системы РБ, обладающая всеми ее признаками. Нормы АП предназначены для всех членов общества, их организаций, не исключая государство в целом и его органы. Право РБ – это основной гос. регулятор соц. связей, это система правовых норм, которые получают свое выражение в официальной форме – государственных актах.
По отдельным неотложным вопросам или вопросам, не требующим обсуждения, постановления Совета Министров Республики Беларусь могут приниматься путем опроса членов Президиума Совета Министров Республики Беларусь (без рассмотрения на заседаниях).
55. ПРАВОВОЙ
СТАТУС АППАРАТА СОВЕТА
Для организации и контроля исполнения принимаемых Советом Министров Республики Беларусь решений создается Аппарат Совета Министров Республики Беларусь, который действует на основании положения, утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь. Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь по статусу является министром, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Совета Министров Республики Беларусь.
Аппарат Совета Министров Республики Беларусь является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютный. Структура и штатное расписание Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, размер оплаты труда и условия материально-бытового, медицинского обеспечения его работников определяются Советом Министров Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Работники Аппарата Совета Министров Республики Беларусь в своей деятельности подотчетны Премьер-министру Республики Беларусь, его заместителям и Руководителю Аппарата Совета Министров Республики Беларусь. Аппарат Совета Министров Республики Беларусь возглавляет Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь имеет заместителей, в том числе первого, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Министров Республики Беларусь. Распределение обязанностей между заместителями производится Руководителем Аппарата Совета Министров Республики Беларусь.
Аппарат Совета Министров Республики Беларусь состоит из структурных подразделений, положения о которых утверждаются Руководителем Аппарата Совета Министров Республики Беларусь. Структурные подразделения Аппарата Совета Министров Республики Беларусь работают под руководством Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей, Руководителя Аппарата Совета Министров Республики Беларусь и его заместителей. Вмешательство других должностных лиц в их деятельность запрещается.
Руководители структурных подразделений Аппарата Совета Министров Республики Беларусь:1.осуществляют руководство деятельностью соответствующих структурных подразделений и несут персональную ответственность за выполнение возложенных на них задач,распределяют обязанности между работниками, обеспечивают надлежащую трудовую дисциплину, а также отвечают за правильную организацию делопроизводства в структурном подразделении;2. Участвуют в заседаниях Совета Министров Республики Беларусь, его Президиума, а также в совещаниях у Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей при рассмотрении вопросов,
относящихся к компетенции данного структурного подразделения и др.
56. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА.
Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь:
57. Полномочия Совета Министров в отдельных областях и сферах его деятельности.
Совет Министров в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции, законов, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, а также местными исполнительными и распорядительными органами, физическими лицами и организациями. Совет Министров Республики Беларусь обладает полномочиями:
В экономической сфере:обеспечивает проведение единой экономической политики; регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь и принимает меры по их развитию; осуществляет инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социального и экономического развития Республики Беларусь;обеспечивает проведение единой государственной политики, в том числе в области использования и экономии энергетических и материальных ресурсов; принимает меры по обеспечению Республики Беларусь энергетическими и материальными ресурсами;устанавливает меры государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
В финансовой сфере:обеспечивает проведение единой финансовой политики;в соответствии с бюджетным законодательством Республики Беларусь ежегодно представляет на рассмотрение Президенту Республики Беларусь проекты законов о республиканском бюджете на очередной финансовый год и об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год;
В области науки, образования:обеспечивает проведение единой государственной политики;участвует в формировании и обеспечивает реализацию государственной научно-технической и инновационной политики;принимает меры по совершенствованию системы профессиональной ориентации, создает условия для получения профессионально-технического образования, обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации с учетом общественных и производственных потребностей;
В области культуры, в сфере архивного дела:
В области здравоохранения:
58. Форма работы Совета Министров.
Формы работы СовМин делятся на организационно-правовые и управленческие. Организационно-правовые: СовМин - колегиальный орган, поэтому основной формой его работы является коллегиальность, проявляемая в проведении заседаний. Заседения СовМин проводятся не реже одного раза в 3 месяца, заседание считается правомочным, если в нем принимает участие более половины членов. Председателем на заседаниях является премьер-министр, имеет право председательствовать Президент. Заседания – основная форма деятельности СовМина, т.к. на них решаются основные направления внутренней и внешней политики. Одной из форм деятельности является Президиум СовМин. Его работа строится в форме заседаний, которые проводятся не реже 1 раза в месяц. Формой работы СовМина также является и опросный порядок принятия постановлений. Он состоит в том что в кулуарах выясняется мнение членов правительства, без рассмотрения их на заседаниях. Опрос выражается в форме визирования. Однако такой порядок принятия решений подвергается жёсткой критике. Коллегиальность работы СовМина тесно сочетается с единоличием, которое проявляется посредствам работы премьер-министра, его замов. Это необходимо для персональной ответственности за их работу и оперативного решения вопросов.
Управленческая деятельность СовМина проявляется в правовых и неправовых формах. Правовая форма проявл. в издании правовых актов, а неправовая – в организаторской работе и материально-технических действиях. СовМин издает: постановления, распоряжения, протокольные решения, указания, поруения. Рапоряжения, указания и поручения – правовые акты, которые принимаются единалично премьер-министром или его замами, постановления и протокольные решения принимаются коллегиально. Постановления – коллегиальные правовые акты, являющиеся нормативными. Распоряжения – правовые акты индивидуального ненормативного характера, издаваемые премьер-министром. Протокольные решения – заключение, результат рассмотрения вопроса, которые не всегда являются правовыми.
59. Организация работы Совета Министров Республики Беларусь.
Основными составляющими организации работы СовМина являются: распределение обязанностей, планирование работы, организация подготовки заседаний СовМина.
Распределение обязанностей между премьер-министром, его замами и другими членами правительства направлено на установление персональной ответственности за определённый участок работы(сфера деятельности). Распределение обязанностей осуществляется Нац. собрание (путём закрепления в законе основных сфер деятельности), Президентом (путём назначения членов правительства). Более конкретное распределение обязанностей осуществляется премьер-министром. Премьер-министр ведает вопросами обороны, гос. безопасности, внутр. дел и т.д. Первый заместитель ведает вопросами экономической стабильности, налоговой политики, управления гос. имуществом и приватизации и т.д. Другие замы ведут иные вопросы. Так, один из них занимается общими вопросами развития соц-культурного комплекса, связи, торговли и т.д.
Планирование работы СовМина охватывает не только все области и сферы его деятельности, но и организаторскую деятельность. План работы СовМина– документ, определяющий его деятельность на определённый период. В нём указываются вопросы, порядок из подготовки, срок внесения материалов и т.д. План работы СовМина и его Президиума составляется на полугодие и утверждается на заседаниях Президиума.
Организация подготовки заседаний необходима для обеспечения проведения заседаний СовМина на должном уровне. На заседания выносятся вопросы, которые находятся в его компетенции и не могут быть самостоятельно решены. Одновременно с внесение вопросов вносятся проекты постановлений. Проекты постановлений, которые затрагивают другие гос. органы, согласуются с ними. Также проекты проходят юр. экспертизу в Минюст. На заседании по данному вопросу докладывает премьер-министр, его замы и др. Завершающей стадией является принятие решения, а затем издание постановления.
60. Понятие, назначение и виды республиканских органов государственного управления.
Республиканскими органами государственного управления (РОГУ) являются министерства, государственные комитеты, комитеты при СовМине. Название «республиканские» подчёркивает что эти органы находятся на высшей ступени в своей отрасли. Эти органы создаются с целью осуществления многих управленческих функций. Цель создания и сфера ведения республ. органа гос. управления обычно закрепляется в НПА, определяющий его правовой статус. Задачи деятельности РОГУ делятся на общие (присущие всем органам) и специальные (присущие только данному органу).
Виды РОГУ: по уровню в системе РОГУ делятся на собственно республиканские (министерства и государственные комитеты) и иные республиканские (комитеты при Сов Мине); по организационно-правовым формам работы РОГУ делятся на министерства, гос. комитеты, комитеты при СовМин , гос. организации; по характеру компетенций РОГУ делятся на отраслевые, функциональные и функционально-отраслевые. Отраслевые – органы, действующие в пределах своих отраслей и обладают отраслевой компетенцией (министерство промышленности, министерство транспорта и комуникаций). Функциональными называются органы, которые уполномочены в гос. масштабе ведать отдельными вопросами управления, они призваны осуществлять по отношению к др. органам не управление в целом, а отдельные его функции. Такие органы являются надведомствеными, т. к. их полномочия распространяются на все респ. органы (Министерство финансов, Министерство труда и соц. защиты). Функционально-отраслевые министерства включают в себя характеристики этих двух видов. По сфере деятельности : хозяйственного назначения (Министерство архитектуры и строительства, министерство, министерство жилично-комунального хозяйства), органы социально-культурной направлености (Мин. здравоохранения, Министерство культуры), органы безопасности и правопорядка (Министерство внутр. дел, Министерство иностранных дел), многопрофильные органы – органы, которые ведают вопросами нескольких сфер(Министерство связи и информации). По подчинённости : органы, подчинённые СовМину и органы двойного подчинения (СовМина и Президента).