Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:00, шпаргалка

Краткое описание

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Файлы: 1 файл

ответы АП.docx

— 378.33 Кб (Скачать)

1. Исполнительная власть  и государственное управление: содержание,

структура и соотношение  понятий.

Государственное управление – это один из видов деятельности государственных органов РФ по осуществлению  государственной власти, реализации государственно-властных полномочий.

Согласно ст . 10 и 11 Конституции  РФ, государственная власть в РФ осуществляется на основе принципа разделения властей – на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения  предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Полномочия и возможности  осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным  министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным  органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам  исполнительной власти субъектов Федерации  и ряду определенных должностных  лиц.

Деятельность указанных  органов по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством ранее называлась государственным  управлением. После того, как юридически было закреплено разделение государственной  власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную – вместо термина «государственное управление»  стали употреблять термин «исполнительная  власть». Вместе с тем в законодательстве федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации часто называются органами, осуществляющими государственное  управление. Хотя эти понятия весьма близки, поскольку исполнительная власть реализуется в виде государственного управления, однако следует учитывать, что понятие «государственное управление» - шире понятия «исполнительная власть», т.к. некоторые управленческие функции  выполняются и другими органами государственной власти наряду с  их главными функциями. Так, органы судебной власти наряду с осуществлением правосудия – своей главной функцией –  одновременно осуществляют при рассмотрении конкретных дел контроль за законностью  актов органов исполнительной власти и внутреннее управление, выражающееся в руководстве деятельностью  аппаратов судов и других судебных работников.

Характерные черты исполнительной власти:

  1. исполнительная власть самостоятельна и независима;

Исполнительная власть –  относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность) единой государственной  власти, тесно взаимодействующая  с ее законодательной и судебной ветвями.

Исполнительная власть самостоятельна в функционально-компетенционном  смысле. Ее функции прямо определяются ее наименованием: практическая реализация законов в общегосударственном  масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.

  1. является правоприменительной (организует исполнение требований закона) по своей сути;
  2. осуществляет управленческую и распорядительную деятельность;

Распорядительная деятельность – это деятельность по изданию  подзаконных нормативных актов  и их реализации.

  1. субъекты исполнительной власти – это органы власти, которые действуют от имени государства и от своего имени. Однако сама исполнительная власть, как и само государственное управление, - это не система соответствующих государственных органов, а осуществляемая ими деятельность определенной функциональной направленности, в рамках которой и возникают административно регулируемые общественные отношения.
  2. исполнительная власть (т.е. возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными индивидуальными и коллективными элементами государственно-организационного общества в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоисполнительного характера. Данное качество в равной мере характеризовало и государственное управление, ибо и оно функционально действовало как средство исполнительства, реализуясь в регулируемых административным правом управленческих отношениях.

Итак, исполнительная власть – это категория политико-правовая, а государственное управление –  это организационно-правовая категория. Соответственно, государственное управление – реальность, без которой государственно-властный механизм работать практически не может. По своему назначению государственное  управление представляет собой не что  иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически  реализуется исполнительная власть.

2. Понятие административного  права как отрасли правовой  системы Российской Федерации

Административное право  является одной из основных публичных  отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования  управленческих отношений в сфере  деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).

Административно-правовые нормы  регулируют также управленческие отношения  в процессе деятельности иных форм осуществления государственной  власти (законодательной, судебной), их обслуживающих аппаратов, в сфере  деятельности института президентства  и обслуживающих его структур, а также в аппаратах прокуратуры, государственного контроля. Военного управления, аппаратах ЦИК РФ, счетной  палаты и иных государственных органах. А также управленческие отношения. Возникающие в сфере негосударственного управления, направленные в связи  с осуществлением общественными  объединениями некоторых функций  государственного управления (ДНД, товарищеские суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.).

Административное право  как понятийная категория означает прежде всего государственно-управленческое право как публичную отрасль, так как объектом регулирования  его норм и правил являются управленческие отношения, возникающие между властными  и подвластными субъектами права.

Инициативной стороной в  административно-правовых отношениях, как правило, выступает субъект  управления, обладающий государственно-властными  полномочиями по отношению к субъекту управления, обладающему правомочиями, то есть правом требовать соблюдения, исполнения и защиты своих прав, свобод и законных интересов.

Административное  право как отрасль права – это совокупность норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, его уполномоченными органами власти, должностными лицами, обеспеченных мерами государственного принуждения, в целях регулирования управленческих отношений, возникающих в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также в деятельности иных государственных органов власти и их аппаратов, в деятельности негосударственных организаций, уполномоченных в законном порядке осуществлять управленческие функции.

Административное  право как отрасль законодательства – это совокупность юридических норм и правил, регулирующих поведение субъектов правоотношений в процессе осуществления ими прав и обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственной и местного самоуправления), государственного управления, их должностных лиц и отношения управленческого характера, возникающих при реализации других форм государственной власти: законодательной, института президентуры, судебной, органов прокуратуры РФ, счетной палаты РФ, центрального банка России и др.

3. Предмет административного  права, метод, система

Предмет отрасли  АП – управленческие отношения, возникающие в процессе реализации государственно-властных функций и задач для достижения целей административно-правового регулирования органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными должностными лицами. Кроме того, нормами административного права охраняются общественные отношения, регулируемые другими отраслями права, например земельного, горного, водного, финансового, таможенного, налогового, муниципального, жилищного и др.

Объектом АП являются также административно-процедурные и другие организационно-правовые отношения в сфере деятельности аппаратов исполнительной власти, государственного управления, а также внутриорганизационные управленческие отношения в аппаратах, обслуживающих институт Президента, органы законодательной власти, суда, прокуратуры, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии и др.

Если сильно сужать предмет  отрасли права, то сама отрасль обедняется, многое теряет; если расширять границы  предмета до границ объекта, то можно  утратить самостоятельность предмета самой отрасли права, так как  она смыкается с предметами других отраслей права.

Административный  метод – это властный метод, осуществляемый от имени государства органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными должностными лицами, гарантируется и обеспечивается его реализация государственными мерами убеждения и принуждения. В определенных случаях законодательством этот властный метод может делегироваться иным негосударственным органам на основании и в порядке, определенных законом (например, ДНД для доставления правонарушителя и составления административного протокола).

Кроме административного (властного) метода в административном праве  широко используются методы административно-договорные, например заключение контракта о  прохождении военной службы или  иной специализированной службы в государственных  органах. Во время заключения административного  договора действует принцип равноправия  сторон, когда же договор о контрактной  службе подписан сторонами, то в действие вступают административные методы. Однако есть исключение, когда заключается  равноправный административный договор  между органами исполнительной власти субъектов РФ или между органом  исполнительной власти субъекта РФ и  федеральным органом исполнительной власти.

В административном  праве  используются и методы стимулирования управленческой деятельности, различные  поощрения (моральные и материальные), налоговые льготы и др. Значительно  реже используются методы административного  принуждения, так как это дорогостоящие  методы и не всегда эффективные. Методы государственного управления и регулирования  в новых экономических условиях претерпевают серьезные изменения  в соответствии с условиями и  действиями факторов внешней среды, уровня правосознания граждан и  должностных лиц государства  как субъектов административно-правовых отношений.

Система отрасли  административного права – это совокупность норм, правил административного права, взаимосвязанных и взаимозависимых и образующих специфическое информационно-правовое единство, обеспечивающее эффективное правовое регулирование управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также отношений в сфере управленческой деятельности, осуществляемой другими органами государственной власти и их обслуживающими аппаратами и иными уполномоченными законом субъектами административного права.

Система отрасли  административного права включает в себя две основные подсистемы – Общую и Особенную части, которые, в свою очередь, можно подразделить и на меньшие подсистемы.

Общая часть:

  • Государственное управление, исполнительные органы власти;
  • АП как отрасль права, научная отрасль знаний и учебная дисциплина;
  • Субъекты административного права;
  • Формы и методы осуществления деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
  • Административное правонарушение и административная ответственность;
  • Административная юрисдикция;
  • Административный процесс и виды административного производства;
  • Законность и дисциплина в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

Особенная часть:

  • Административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений;
  • Административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной сфере;
  • Административно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере;
  • Административно-правовое регулирование в иных сферах.
  • Главным образующим звеном единого предмета административно-правового регулирования является управленческая природа отношений, возникающих во всех этих сферах и областях государственной деятельности.

4. Основные институты  административного права

Система АП делится на общую  и особенную части. Общая –  нормы, охватывающие управление в целом, а особенная состоит из норм, действующих  в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана общественного порядка и др.). В общую часть входят пять групп  институтов (подотраслей): -) регулирующих административно-правовые статусы  граждан (индивидуальных субъектов  права); -) регулирующих основы организации  и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления); -) регулирующих административно-правовой статус негосударственных организаций; -) обеспечивающих законность деятельности исполнительной власти; -) регулирующих принуждение по административному  праву. В особенной части АП четыре подотрасли, объединяющие нормы: -) регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; -) регулирующие организационно-хозяйственную  деятельность государственной администрации; -) регулирующие ее социально-культурную деятельность; -) регулирующие деятельность государственной администрации  по организации и осуществлению  политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних  связей).

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"