Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:00, шпаргалка
Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.
1. Исполнительная власть и государственное управление: содержание,
структура и соотношение понятий.
Государственное управление – это один из видов деятельности государственных органов РФ по осуществлению государственной власти, реализации государственно-властных полномочий.
Согласно ст . 10 и 11 Конституции РФ, государственная власть в РФ осуществляется на основе принципа разделения властей – на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.
Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.
Деятельность указанных
органов по руководству хозяйственным,
социально-культурным и административно-политическим
строительством ранее называлась государственным
управлением. После того, как юридически
было закреплено разделение государственной
власти на три ветви – законодательную,
исполнительную и судебную – вместо
термина «государственное управление»
стали употреблять термин «исполнительная
власть». Вместе с тем в законодательстве
федеральные органы исполнительной
власти и органы исполнительной власти
субъектов Федерации часто
Характерные черты исполнительной власти:
Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, тесно взаимодействующая с ее законодательной и судебной ветвями.
Исполнительная власть самостоятельна
в функционально-
Распорядительная деятельность – это деятельность по изданию подзаконных нормативных актов и их реализации.
Итак, исполнительная власть
– это категория политико-
2. Понятие административного права как отрасли правовой системы Российской Федерации
Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).
Административно-правовые нормы
регулируют также управленческие отношения
в процессе деятельности иных форм
осуществления государственной
власти (законодательной, судебной), их
обслуживающих аппаратов, в сфере
деятельности института президентства
и обслуживающих его структур,
а также в аппаратах
Административное право
как понятийная категория означает
прежде всего государственно-
Инициативной стороной в административно-правовых отношениях, как правило, выступает субъект управления, обладающий государственно-властными полномочиями по отношению к субъекту управления, обладающему правомочиями, то есть правом требовать соблюдения, исполнения и защиты своих прав, свобод и законных интересов.
Административное право как отрасль права – это совокупность норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, его уполномоченными органами власти, должностными лицами, обеспеченных мерами государственного принуждения, в целях регулирования управленческих отношений, возникающих в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также в деятельности иных государственных органов власти и их аппаратов, в деятельности негосударственных организаций, уполномоченных в законном порядке осуществлять управленческие функции.
Административное
право как отрасль
3. Предмет административного права, метод, система
Предмет отрасли АП – управленческие отношения, возникающие в процессе реализации государственно-властных функций и задач для достижения целей административно-правового регулирования органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными должностными лицами. Кроме того, нормами административного права охраняются общественные отношения, регулируемые другими отраслями права, например земельного, горного, водного, финансового, таможенного, налогового, муниципального, жилищного и др.
Объектом АП являются также административно-процедурные и другие организационно-правовые отношения в сфере деятельности аппаратов исполнительной власти, государственного управления, а также внутриорганизационные управленческие отношения в аппаратах, обслуживающих институт Президента, органы законодательной власти, суда, прокуратуры, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии и др.
Если сильно сужать предмет отрасли права, то сама отрасль обедняется, многое теряет; если расширять границы предмета до границ объекта, то можно утратить самостоятельность предмета самой отрасли права, так как она смыкается с предметами других отраслей права.
Административный метод – это властный метод, осуществляемый от имени государства органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными должностными лицами, гарантируется и обеспечивается его реализация государственными мерами убеждения и принуждения. В определенных случаях законодательством этот властный метод может делегироваться иным негосударственным органам на основании и в порядке, определенных законом (например, ДНД для доставления правонарушителя и составления административного протокола).
Кроме административного (властного)
метода в административном праве
широко используются методы административно-договорные,
например заключение контракта о
прохождении военной службы или
иной специализированной службы в государственных
органах. Во время заключения административного
договора действует принцип равноправия
сторон, когда же договор о контрактной
службе подписан сторонами, то в действие
вступают административные методы. Однако
есть исключение, когда заключается
равноправный административный договор
между органами исполнительной власти
субъектов РФ или между органом
исполнительной власти субъекта РФ и
федеральным органом
В административном праве
используются и методы стимулирования
управленческой деятельности, различные
поощрения (моральные и материальные),
налоговые льготы и др. Значительно
реже используются методы административного
принуждения, так как это дорогостоящие
методы и не всегда эффективные. Методы
государственного управления и регулирования
в новых экономических условиях
претерпевают серьезные изменения
в соответствии с условиями и
действиями факторов внешней среды,
уровня правосознания граждан и
должностных лиц государства
как субъектов административно-
Система отрасли административного права – это совокупность норм, правил административного права, взаимосвязанных и взаимозависимых и образующих специфическое информационно-правовое единство, обеспечивающее эффективное правовое регулирование управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также отношений в сфере управленческой деятельности, осуществляемой другими органами государственной власти и их обслуживающими аппаратами и иными уполномоченными законом субъектами административного права.
Система отрасли административного права включает в себя две основные подсистемы – Общую и Особенную части, которые, в свою очередь, можно подразделить и на меньшие подсистемы.
Общая часть:
Особенная часть:
4. Основные институты административного права
Система АП делится на общую и особенную части. Общая – нормы, охватывающие управление в целом, а особенная состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана общественного порядка и др.). В общую часть входят пять групп институтов (подотраслей): -) регулирующих административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права); -) регулирующих основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления); -) регулирующих административно-правовой статус негосударственных организаций; -) обеспечивающих законность деятельности исполнительной власти; -) регулирующих принуждение по административному праву. В особенной части АП четыре подотрасли, объединяющие нормы: -) регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; -) регулирующие организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; -) регулирующие ее социально-культурную деятельность; -) регулирующие деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).