Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:00, шпаргалка

Краткое описание

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Файлы: 1 файл

ответы АП.docx

— 378.33 Кб (Скачать)

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, непосредственного их действия. Это новое положение в российском законодательстве обязывает государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Для правового государства, которое предполагается создать в России, должно быть обязательным признание прав личности высшей ценностью и неотвратимость ответственности всех государственных служащих за деяния, ведущие к нарушению прав, свобод и законных интересов граждан.

3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Ст. 5 Конституции закрепляет федеративное устройство государства. Это предполагает, с одной стороны, последовательное раскрытие в текущем федеральном законодательстве единства основ организации государственной службы, а с другой - разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в целях обеспечения эффективности государственной службы. Исходя из Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», субъекты Федерации вправе издавать свои акты по вопросам государственной службы, учитывающие местные условия, включая национальные особенности.

4. Принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции, выражает прежде всего самостоятельность каждой из этих ветвей власти, их независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций. В то же время из сущности этого принципа вытекает то, что государственный служащий не вправе быть депутатом законодательного органа. И наоборот: депутаты не могут находиться на государственной службе.

5. Принцип равного доступа граждан к государственной службе закреплен в ч. 4 ст. 32 Конституции. Его сущность заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускаются какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к государственной службе обусловлена лишь российским гражданство, возрастом и другими требованиями, установленными для государственных служащих.

6. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, является одним из краеугольных устоев российской государственности. Он вытекает из единства системы государственной сласти и верховенства закона, из подчиненности нижестоящих органов вышестоящим.

7. Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, означает, что в отношении всех государственных служащих федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Федерации должна использоваться общероссийская система государственных должностей и квалификационных разрядов (званий, рангов), единый порядок прохождения государственной службы, общие перечни прав и обязанностей, ограничений и гарантий, общие системы подготовки кадров и контроля их компетентности (с точки зрения организации и методики).

8. Принцип профессионализма и компетентности - основной критерий, который используется при отборе кандидатов на вакантную государственную должность.

9. Принцип гласности, предполагает открытость законодательства о государственной службе, доступность государственных органов и решение ими вопросов о судьбе, правовом положении государственного служащего с его ведома и согласия. Подлинной подконтрольности государственных служащих не может быть без расширения гласности, учета общественного мнения, открытости и доступности для контроля.

10. Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемы и принимаемые решения, за исполнение своих должностных обязанностей закреплен в законодательстве, что позволяет крепить государственную дисциплину, формировать чувство личной ответственности государственных служащих за проченное дело.

11. Принцип внепартийности и внеконфессиональности государственной службы означает, что в государственных органах не образуются структуры политических партий и движений, государственные служащие не могут при исполнении должностных полномочий руководствоваться решениями политических партий и движений, иных общественных, а также религиозных объединений. Т.е. государственные служащие должны быть политически и религиозно беспристрастными для надлежащего выполнения своих задач и функций.

12. Принцип стабильности кадров в государственных органах означает относительное постоянство кадров, минимизацию их текучести при стабильном штатном составе. Это одно из важных условий качественного функционирования государственных органов.

 

25. Понятие и классификация  государственных должностей

При определении административно-правовою статуса государственных служащих особо важное значение имеет правильное понимание правового значения и  классификации государственных  должностей государственной службы.

В общем виде под должностью понимается учрежденная в установленном  порядке первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объем  полномочий занимающего ее лица. Эта  организационно-правовая категория  присуща только служащим: другие группы населения работают по специальности (например, рабочие в промышленном комплексе), учатся (студенты, учащиеся) и т.д.

В Федеральном законе от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной  службы Российской Федерации» дано понятие  государственной должности в  современном ее значении в отличие  от всякой другой – негосударственной. Государственной называется только должность в федеральных органах  государственной власти, органах  государственной власти субъектов  Федерации, а также в иных государственных  органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным  кругом обязанностей по исполнению и  обеспечению полномочий данного  государственного органа, денежным содержанием  и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

К числу «иных» государственных  органов, образуемых в соответствии с Конституцией, относятся: Центральный  банк России, Совет Безопасности, Администрация  Президента и его полномочные  представители, дипломатические представители  Российской Федерации в иностранных  государствах и международных организациях, Счетная палата, Прокуратура, Аппарат  Правительства, должности Уполномоченного  по правам человека, Председателя, заместителя  Председателя, секретаря и члена  Центральной избирательной комиссии РФ, занимающего должность на постоянной основе, а также территориальные  органы, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для осуществления  своих полномочий.

Понятие государственной должности  является стержневым, основополагающим для определения не только понятия  «государственная служба», но и для  определения правового положения  государственного служащего, порядка  прохождения государственной службы (способ замещения должности, присвоение квалификационного разряда, прекращение  государственной службы и т.д.). При  этом принципиальное значение имеет  установленное Федеральным законом  от 31 июля 1995 г. деление государственных  должностей государственной службы.

В целях обеспечения реализации законодательства РФ о государственной  службе и повышения эффективности  кадровой политики в государственном  аппарате ряд ом указов Президента утверждены перечни государственных  должностей федеральной государственной  службы (категории «Б» и «В»), которые  считаются соответствующими разделами  Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации. Такие перечни учреждены  для обеспечения исполнения полномочий Президента, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, федерального министра, судей, деятельности Совета Безопасности, федерального органа исполнительной власти и др.

Государственные должности, включенные в Реестр, подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и  младшие.

К Реестру приложены перечень специализаций  государственных должностей государственной  службы и квалификационные требования к лицам, замещающим эти должности.

Специализация предусматривает наличие  у государственного служащего соответствующего профессионального образования  для исполнения обязанностей по государственной  должности государственной службы. Она устанавливается в зависимости  от функциональных обязанностей государственных  должностей государственной службы и особенностей предмета ведения  соответствующих государственных  органов.

Квалификационные требования к  служащим, замещающим государственные  должности государственной службы, включают следующее.

Во-первых, требования к уровню профессионального  образования с учетом группы и  специализации должностей. Например, гражданам, претендующим на высшие и  главные государственные должности  государственной службы, необходимо иметь высшее профессиональное образование  по специализации государственных  должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных  должностей государственной службы.

Во-вторых, для лиц, замещающих государственные  должности федеральной государственной  службы или претендующих на их замещение, в целях обеспечения их высокого профессионализма, единства предъявляемых  к ним квалификационных требований установлены требования по стажу  и опыту работы. Эти требования различаются также в зависимости  от группы должностей. Например, для  замещения ведущих государственных  должностей требуется иметь стаж государственной службы на должностях, отнесенных к старшим государственным  должностям, не менее двух лет или  стаж работы по специальности не менее  пяти лет и профессиональные качества руководителя, необходимые для исполнения соответствующих должностных обязанностей.

В-третьих, устанавливаются требования к уровню знаний федеральной Конституции  и федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов  Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. Кроме того, могут устанавливаться  и другие требования.

26. Понятие и классификация  государственных служащих.

 

Согласно Федеральному закону «Об основах государственной  службы Российской Федерации», государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном этим законом, обязанности по государственной должности государственной службы (категории «Б» и «В») за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Федерации.

Через государственных служащих реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества.

Однако состав государственных  служащих неоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочий государственных органов разнообразно и трудятся они в неодинаковых условиях. Поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям (см. схему 10).

1. По масштабу деятельности органов государственной власти, где они служат, государственные служащие могут быть разделены на федеральных служащих и служащих субъектов Федерации.

Характер деятельности федеральных  государственных служащих вытекает из полномочий соответствующих федеральных  государственных органов: Администрации Президента, Аппарата Правительства, аппаратов палат Федерального Собрания РФ и т. д.

В субъектах Федерации  сосредоточена основная часть государственных служащих, что во многом обусловлено продолжающейся децентрализацией государственного управления. На государственной службе субъектов Федерации состоят государственные служащие, осуществляющие полномочия по предметам ведения органов государственной власти этих субъектов.

2. Если взять за основу  такой критерий, как особенности службы в федеральных государственных органах, то выделяются гражданские и милитаризованные служащие (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции и др.). Например, военная служба как особый вид государственной службы предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при необходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства (боевой службы), защиту жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка.

3. В соответствии с принципом разделения властей различаются государственные служащие органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

Органы законодательной власти выполняют законодательную и контрольную функции в отношении органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией РФ. Для успешного выполнения этих ответственных функций, например, палаты Федерального Собрания должны располагать высококвалифицированными аппаратами сотрудников. Поэтому сюда на должности категорий «Б» и «В» (руководители аппарата и секретариата, их помощники и советники, начальники управлений и отделов и др.) подбираются специалисты-практики и ученые в области государственного управления, информатики, экономики, финансов, права. Только такой аппарат способен обеспечивать нормальную работу парламента.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"