Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:00, шпаргалка

Краткое описание

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Файлы: 1 файл

ответы АП.docx

— 378.33 Кб (Скачать)

Органы исполнительной власти осуществляют организационно-управленческую и исполнительно-распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата. В их системе занято более 85% государственных служащих. Управление требует прежде всего способностей к комплексному, системному и прогностическому видению общественных явлений, процессов, отношений. Эти качества необходимы всем руководителям, самостоятельно принимающим управленческие решения, и другим государственным служащим, участвующим в подготовке таких решений. Главным критерием пригодности для занятия той или иной должности категорий «Б» и «В» в сфере исполнительной власти становится профессиональная подготовка на уровне мировых стандартов.

Судебная власть, согласно ст. 118 Конституции, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и другая функция — возможность контроля за законностью актов государственных и иных органов (ч. 2 ст. 120 Конституции). Обеспечение исполнения полномочий судей возложено прежде всего на аппараты соответствующих судов, в которых учреждены должности категорий «Б» и «В». Кроме того, имеются специальные государственные органы, на которые возложен ряд функций по обеспечению исполнения полномочий судей. Так, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах»* на службу судебных приставов возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов. 

Федеральным законом от 8 января 1998 г. «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации* установлено, что этот федеральный государственный орган осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации»** определил требования к профессиональному уровню кандидатов на должности прокуроров различного уровня, а также меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей, являющихся государственными служащими. 

Исходя из текущей и  перспективной потребности в  государственных служащих государством планируется и организуется их подготовка путем обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, а также путем приобретения опыта работы по специальности, необходимого для выдвижения на вышестоящие должности. При этом, согласно Указу Президента от 3 сентября 1997 г.*, обязательную профессиональную переподготовку проходят лица, впервые назначенные на руководящие государственные должности федеральной государственной службы (не ниже заместителя начальника отдела), в течение первого года работы в этих должностях, а затем — обязательное повышение квалификации (не реже одного раза в три года). Обязательная профессиональная переподготовка и повышение квалификации этих лиц осуществляются в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и подведомственных ей образовательных учреждениях, а также в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Ежегодно планом предусматривается возможность подготовки и лиц, замещающих государственные должности государственной службы субъектов Федерации.

4. По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц и служащих, не являющихся должностными лицами. Применявшееся ранее разделение служащих на три категории: руководителей, специалистов и технических исполнителей — с чем были связаны государственно-властные полномочия и их объем — утратило свое значение. Теперь характер государственно-служебных отношений и объем государственно-властных полномочий государственных служащих вытекает из установленного деления занимаемых ими государственных должностей категорий «А», «Б» и «В». Поскольку деятельность государственных служащих по обеспечению и исполнению полномочий государственных органов, где они служат, может иметь различную направленность, государственно-служебные отношения подразделяются на внутренние (внутриорганизационные) и внешние.

Внутриорганизационные правоотношения — это отношения служебной подчиненности внутри данного органа (системы). Они возникают, изменяются и прекращаются у каждого государственного служащего на основе законодательства в связи с замещением должности категории «Б» или «В» в аппаратах органов законодательной, исполнительной, судебной власти и иных государственных органов. Другой стороной такого правоотношения является государство в лице органа или должностного лица, уполномоченного назначать, перемещать на соответствующую должность (а следовательно, и увольнять гражданина РФ с государственной службы). Внутриорганизационными являются также отношения, возникающие у государственного служащего со своими начальниками — с момента замещения государственной должности — по поводу организации работы, распределения обязанностей, поощрения, ответственности и других вопросов, которые, как правило, определяются должностными инструкциями.

Внешними считаются государственно-служебные  отношения, которые на основе законодательства складываются между государственным служащим и не подчиненными ему гражданами, государственными и негосударственными организациями в связи с осуществлением им своих должностных полномочий. Эти правоотношения возникают с момента замещения им государственной должности. Но в качестве представителя государства (органа исполнительной власти) может выступать не каждый, а только тот служащий, который по занимаемой должности наделен государственно-властными полномочиями в сфере исполнительной власти, —должностное лицо (представитель власти). К должностным лицам (представителям власти) можно отнести работников государственных органов, чьи властные полномочия публичного характера выходят за пределы этих органов. Их распорядительные действия (полномочия) могут распространяться на граждан и юридических лиц, организационно не подчиненных им по службе. К числу таких государственных служащих, которых называют представителями власти, относятся: прокуроры, следователи, сотрудники милиции, налоговой полиции, судебные исполнители, государственные инспектора различных контрольно-надзорных органов, представители государства в акционерных обществах. Согласно федеральному закону от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации»*, должностными лицами являются граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым присвоены установленные этим законом специальные звания (от прапорщика таможенной службы до действительного государственного советника таможенной службы РФ).

5. В зависимости от срока службы можно выделить государственных служащих, назначаемых на государственную должность на неопределенный срок (например, на должность категории «В»), на определенное время (например, на должность категории «Б»), с установленным испытательным сроком (при поступлении на государственную службу).

6. В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовке, государственные служащие подразделяются на пять групп соответственно делению государственных должностей государственной службы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие).

7. Критерием для подразделения  государственных служащих являются и квалификационные разряды (звания, классы, чины, ранги). Их особенностью является то, что они присваиваются персонально каждому государственному служащему, замещающему должность категории «Б» или «В», с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экзамена или аттестации. Лица, которым присвоены соответствующие квалификационные разряды, носят форменную одежду, могут иметь знаки различия, в частности погоны.

Квалификационные разряды  подразделяются на группы соответственно тем группам, на которые подразделяются государственные должности государственной службы. В этом выражается неразрывность сущности квалификационного разряда с той или иной должностью категории «Б» или «В», зависимость разряда от замещаемой должности. Следовательно, квалификационные разряды указывают на соответствие государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп. При продвижении на более высокую должность у государственного служащего, отвечающего другим установленным требованиям, возникает право на присвоение ему квалификационного разряда (звания, класса, чина, ранга), предусмотренного для этой должности.

Согласно Федеральному закону «Об основах государственной  службы Российской Федерации» (п. 3 ст. 7), лицам, замещающим должности категорий «Б» и «В», могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:

действительный государственный  советник РФ 1, 2 и 3-го класса — лицам, замещающим высшие (5-й группы) государственные  должности государственной службы;

государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса — лицам, замещающим главные (4-й группы) должности;

советник РФ 1,2 и 3-го класса — лицам, замещающим ведущие (3-й  группы) должности;

советник государственной  службы 1,2 и 3-го класса — лицам, замещающим старшие (2-й группы) должности;

референт государственной  службы 1,2 и 3-го класса — лицам, замещающим младшие (1-й группы) государственные должности государственной службы.

Для отдельных видов государственной  службы в соответствии с законом вводятся другие виды квалификационных разрядов: воинские и специальные звания, дипломатические ранги.

 

27. Административно-правовой  статус государственных служащих: права,

обязанности, ограничения, ответственность.

1. Административно-правовой  статус государственного служащего

Рассматривая административно-правовой статус государственного служащего, необходимо, прежде всего, соотнести понятия: «государственный служащий» и «государственная служба».

Государственная служба регулируется федеральными законами «О системе государственной  службы РФ» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ и  «О государственной гражданской  службе РФ» от 27 июля 2005 года №79-ФЗ.

Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения полномочий РФ и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ и ее субъектов. Государственная служба делится на три вида: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба.

Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий обязанности по должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Государственным служащим может стать  гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий  государственным языком, имеющий  профессиональное образование и  соответствующий квалификационным требованиям.

В настоящее время в России пока нет единого подхода к понятию  «административно-правовой статус государственного служащего», а также нет единого  нормативного акта, который бы устанавливал административно-правовой статус государственного служащего в целостном комплексе  норм. Одни юристы рассматривают административно-правовой статус государственного служащего  широко, объединяя в это понятие  гражданство, принципы, правоспособность, гарантии, ответственность, законные интересы и соответственно права и обязанности. Другие сводят административно-правовой статус госслужащего к совокупности прав и обязанностей.

Одно из общеизвестных определений  звучит следующим образом: «Административно-правовой статус государственных служащих определяется их правами, обязанностями, ограничениями, запретами и ответственностью перед  обществом и государством».

Несмотря на путаницу в определениях, бесспорным является то обстоятельство, что административно - правовой статус госслужащих начинается с их прав и обязанностей.

1.1 Права и обязанности государственного служащего

Основные права государственного гражданского служащего закреплены в ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 года №79-ФЗ. К ним относятся:

§ обеспечение надлежащих организационно-технических  условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

§ ознакомление с должностным регламентом  и иными документами, определяющими  его права и обязанности по замещаемой должности гражданской  службы, критерии оценки эффективности  исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями  должностного роста;

§ отдых, обеспечиваемый установлением  нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных  дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

§ оплату труда и другие выплаты  в соответствии с настоящим Федеральным  законом, иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

§ получение в установленном  порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных  обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании  деятельности государственного органа;

§ доступ в установленном порядке  к сведениям, составляющим государственную  тайну, если исполнение должностных  обязанностей связано с использованием таких сведений;

§ доступ в установленном порядке  в связи с исполнением должностных  обязанностей в государственные  органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

§ ознакомление с отзывами о его  профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами  личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и  материалов;

§ защиту сведений о гражданском  служащем;

§ должностной рост на конкурсной основе;

§ профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим  Федеральным законом и другими  федеральными законами;

§ членство в профессиональном союзе;

§ рассмотрение индивидуальных служебных  споров в соответствии с настоящим  Федеральным законом и другими  федеральными законами;

§ проведение по его заявлению служебной  проверки;

§ защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд  их нарушения;

§ медицинское страхование в  соответствии с настоящим Федеральным  законом и федеральным законом  о медицинском страховании государственных  служащих Российской Федерации;

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"