Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:00, шпаргалка

Краткое описание

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Файлы: 1 файл

ответы АП.docx

— 378.33 Кб (Скачать)

Президент является Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами России; в соответствующих случаях  вводит на территории России или в  отдельных ее местностях военное, а  также чрезвычайное положение с  незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной  Думе; награждает государственными наградами  РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные  звания.

Президент издает указы и  распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории страны. Указы и  распоряжения Президента не должны противоречить  Конституции и федеральным законам.

Президент вправе отменять постановления  и распоряжения Правительства, а  также приостанавливать действие актов  органов исполнительной власти субъектов  Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным  законам, международным обязательствам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого  вопроса соответствующим судом.

Субъектом административного  права Президент становится на 4 года в результате всенародных выборов, приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги  и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности  с момента принесения присяги  вновь избранным Президентом. Конституция (ст. 92 и 93) предусматривает основания  и порядок досрочного прекращения  исполнения Президентом своих полномочий.

Постоянно действующим органом, обеспечивающим деятельность Президента, является его Администрация. Администрация  создает условия для реализации Президентом функций гаранта  Конституции, прав и свобод человека и гражданина; принятия мер по охране суверенитета России, ее независимости  и государственной целостности, определения основных направлений  внутренней и внешней политики, решения  кадровых вопросов и обеспечения  реализации Президентом иных возложенных  на него полномочий.

В целях обеспечения реализации Президентом своих конституционных  полномочий, повышения эффективности  деятельности федеральных органов  исполнительной власти, усиления контроля за исполнением указов и распоряжений Президента его Указом от 9 июля 1997 утверждено Положение о полномочном представителе  Президента в регионе РФ. Представитель  главы государства является государственным  служащим и входит в состав Администрации  Президента. Он представляет интересы Президента на части территории страны, включающей в себя один или несколько  субъектов Федерации (соответствующий  регион). Основные задачи полпреда: содействие Президенту страны в реализации его  конституционных полномочий в регионе, информирование его о политическом, социальном и экономическом положении, взаимодействие с федеральными и  местными органами власти, политическими  партиями и иными общественными  организациями.

17. Система органов исполнительной  власти в Российской Федерации

Характерные черты исполнительной власти:

  • исполнительная власть самостоятельна и независима;

Исполнительная власть –  относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность) единой государственной  власти, тесно взаимодействующая  с ее законодательной и судебной ветвями.

Исполнительная власть самостоятельна в функционально-компетенционном  смысле. Ее функции прямо определяются ее наименованием: практическая реализация законов в общегосударственном  масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.

  • является правоприменительной (организует исполнение требований закона) по своей сути;
  • осуществляет управленческую и распорядительную деятельность; Распорядительная деятельность – это деятельность по изданию подзаконных нормативных актов и их реализации.
  • субъекты исполнительной власти – это органы власти, которые действуют от имени государства и от своего имени.
  • исполнительная власть (т.е. возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными индивидуальными и коллективными элементами государственно-организационного общества в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоисполнительного характера.
  • Исполнительная власть реализуется в процессе государственно-управленческой деятельности, т.е. во внесудебном порядке.
  • В непосредственном ведении и распоряжении реализующих ее субъектов находятся наиболее существенные атрибуты государственной власти, как-то: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности и т.п.

Полномочия и возможности  осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным  министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным  органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам  исполнительной власти субъектов Федерации  и ряду определенных должностных  лиц.

Что касается Президента, то, согласно ст. 80 Конституции РФ, он является главой государства и не возглавляет, как это было ранее, систему органов  исполнительной власти. Президент РФ согласует, координирует деятельность всех ветвей и структур государственной  власти; в то же время он обладает широкими полномочиями и может активно  влиять на формирование и деятельность органов исполнительной власти.

18. Система и структура  федеральных органов исполнительной  власти.

Основы административно-правового  статуса.

Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) (Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314):

  1. Министерство РФ является ФОИВ, осуществляющим функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координирует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении федеральных служб и федеральных агентств, координирует (с 1.01.2005 г.) деятельность ГВФ. В сфере своей деятельности не вправе осуществлять функции контроля, надзора, правоприменительные, а также управления имуществом, кроме случаев, установленных указами Президента. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр (федеральный министр).
  2. Федеральная служба (ФС) является ФОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Гос. границы России, борьбы с преступностью, общественной безопасности. ФС возглавляет руководитель (директор), служба может иметь статус коллегиального органа.

В объеме компетенции ФС полномочна:

    • издавать индивидуальные правовые акты;
    • выдавать лицензии;
    • регистрировать акты, документы, права и объекты;
    • вести реестры,
    • регистры и кадастры;
    • осуществлять правоприменительные функции.

ФС не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме  случаев, установленных указами  Президента или постановлениями  Правительства, осуществлять управление гос. имуществом и оказывать гос. платные услуги.

  1. Федеральное агентство (ФА), являясь ФОИВ в сфере своей деятельности, осуществляет функции по оказанию гос. платных услуг, за исключением функций контроля и надзора, осуществляет управление гос. имуществом. ФА возглавляет руководитель (директор), агентство может иметь статус коллегиального органа.

В пределах своей компетенции  издает индивидуальные правовые акты; ведет реестры. регистры и кадастры. ФА не вправе осуществлять функции  нормативно-правового регулирования, контроля и надзора в сфере  своей деятельности, кроме случаев, установленных указами Президента РФ.

Структура ФОИВ:

  • Первый блок — федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ — 5 федеральных министерств: МВД России; МЧС России; МИД России; Минобороны России; Минюст России; 12 федеральных служб: Федеральная миграционная служба; федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Рособоронзаказ Федеральная служба по техническому и экспертному контролю; Спецстрой России; Федеральная служба исполнения наказаний; Росрегистрация; Федеральная служба судебных приставов; Государственная фельдъегерская служба РФ; Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков; федеральная служба охраны РФ и 2 федеральных агентства: Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ.
  • Второй блок ФОИВ находится в ведении Правительства РФ — 11 федеральных министерств:
    1. здравоохранения и социального развития;
    2. культуры и массовых коммуникаций;
    3. образования и науки;
    4. природных ресурсов;
    5. промышленности и энергетики;
    6. регионального развития РФ;
    7. сельского хозяйства;
    8. транспорта;
    9. информационных технологий и связи:;
    10. финансов;
    11. экономического развития и торговли).

6 федеральных служб:

    1. антимонопольная;
    2. по тарифам;
    3. гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
    4. государственной статистики;
    5. по финансовым рынкам;
    6. по экологическому, технологическому и атомному надзору).

3 федеральных агентства:

    1. по атомной энергии;
    2. космическое агентство;
    3. по туризму.

Кроме того, в введении федеральных  министерств находятся все остальные  федеральные службы и федеральные  агентства. Положения о ФОИВ, подведомственных Президенту, утверждаются указом Президента. Положения о других ФОИВ утверждаются постановлениями Правительства.

Федеральные министры назначаются  на должность и освобождаются  от должности указом Президента по предложению Председателя Правительства. Заместители федеральных министров  назначаются на должность и освобождаются  от должности Правительством. если иное не установлено законом.

Руководители ФОИВ, подведомственных Президенту, назначаются на должность  и освобождаются от должности  в особо устанавливаемом порядке.

В соответствии с принципом  федерализма и административно-территориального деления система органов исполнительной власти включает два уровня (подсистемы) по вертикали:

  • федеральные органы исполнительной власти РФ;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ.

19. Правительство  Российской Федерации: понятие,  порядок образования,

состав и полномочия

Правительство РФ – высший исполнительный орган гос. власти в  масштабах всей страны. Его правовое положение определяется гл. 6 КРФ  и ФКЗ от 17 декабря 1997 «О Правительстве  РФ».

Правительство РФ состоит  из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных  министров (ст. 110 Конституции).

Председатель Правительства  назначается Президентом в порядке, установленном Конституцией, и освобождается  им от должности. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства. Зам. Председателя Правительства и  федеральные министры назначаются  на должность и освобождаются  от должности Президентом по предложению  Председателя Правительства. На членов Правительства распространяются требования о представлении в налоговые  органы сведений о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности.

Правительство, согласно ст. 114 Конституции:

  • разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и отчитывается об этом перед ГД;
  • обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • обеспечивает проведение единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • осуществляет меры по обеспечению обороны, гос. безопасности и реализации внешней политики страны;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него КРФ, ФЗ, указами Президента РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"