Президент является Верховным
Главнокомандующим Вооруженными Силами
России; в соответствующих случаях
вводит на территории России или в
отдельных ее местностях военное, а
также чрезвычайное положение с
незамедлительным сообщением об этом
Совету Федерации и Государственной
Думе; награждает государственными наградами
РФ, присваивает почетные звания РФ,
высшие воинские и высшие специальные
звания.
Президент издает указы и
распоряжения, обязательные для исполнения
на всей территории страны. Указы и
распоряжения Президента не должны противоречить
Конституции и федеральным законам.
Президент вправе отменять постановления
и распоряжения Правительства, а
также приостанавливать действие актов
органов исполнительной власти субъектов
Федерации в случае противоречия
этих актов Конституции и федеральным
законам, международным обязательствам
или нарушения прав и свобод человека
и гражданина до решения этого
вопроса соответствующим судом.
Субъектом административного
права Президент становится на 4
года в результате всенародных выборов,
приступает к исполнению полномочий
с момента принесения им присяги
и прекращает их исполнение с истечением
срока его пребывания в должности
с момента принесения присяги
вновь избранным Президентом. Конституция
(ст. 92 и 93) предусматривает основания
и порядок досрочного прекращения
исполнения Президентом своих полномочий.
Постоянно действующим органом,
обеспечивающим деятельность Президента,
является его Администрация. Администрация
создает условия для реализации
Президентом функций гаранта
Конституции, прав и свобод человека
и гражданина; принятия мер по охране
суверенитета России, ее независимости
и государственной целостности,
определения основных направлений
внутренней и внешней политики, решения
кадровых вопросов и обеспечения
реализации Президентом иных возложенных
на него полномочий.
В целях обеспечения реализации
Президентом своих конституционных
полномочий, повышения эффективности
деятельности федеральных органов
исполнительной власти, усиления контроля
за исполнением указов и распоряжений
Президента его Указом от 9 июля 1997 утверждено
Положение о полномочном представителе
Президента в регионе РФ. Представитель
главы государства является государственным
служащим и входит в состав Администрации
Президента. Он представляет интересы
Президента на части территории страны,
включающей в себя один или несколько
субъектов Федерации (соответствующий
регион). Основные задачи полпреда: содействие
Президенту страны в реализации его
конституционных полномочий в регионе,
информирование его о политическом,
социальном и экономическом положении,
взаимодействие с федеральными и
местными органами власти, политическими
партиями и иными общественными
организациями.
17. Система органов исполнительной
власти в Российской Федерации
Характерные черты исполнительной
власти:
- исполнительная власть самостоятельна и независима;
Исполнительная власть –
относительно самостоятельная ветвь
(вид, разновидность) единой государственной
власти, тесно взаимодействующая
с ее законодательной и судебной
ветвями.
Исполнительная власть самостоятельна
в функционально-компетенционном
смысле. Ее функции прямо определяются
ее наименованием: практическая реализация
законов в общегосударственном
масштабе, для чего используется определенная
часть государственно-властных полномочий.
- является правоприменительной (организует исполнение требований закона) по своей сути;
- осуществляет управленческую и распорядительную деятельность; Распорядительная деятельность – это деятельность по изданию подзаконных нормативных актов и их реализации.
- субъекты исполнительной власти – это органы власти, которые действуют от имени государства и от своего имени.
- исполнительная власть (т.е. возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными индивидуальными и коллективными элементами государственно-организационного общества в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоисполнительного характера.
- Исполнительная власть реализуется в процессе государственно-управленческой деятельности, т.е. во внесудебном порядке.
- В непосредственном ведении и распоряжении реализующих ее субъектов находятся наиболее существенные атрибуты государственной власти, как-то: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности и т.п.
Полномочия и возможности
осуществления исполнительной власти
предоставлены Правительству, федеральным
министерствам, государственным комитетам,
федеральным службам и иным федеральным
органам исполнительной власти, их
территориальным органам, органам
исполнительной власти субъектов Федерации
и ряду определенных должностных
лиц.
Что касается Президента, то,
согласно ст. 80 Конституции РФ, он является
главой государства и не возглавляет,
как это было ранее, систему органов
исполнительной власти. Президент РФ
согласует, координирует деятельность
всех ветвей и структур государственной
власти; в то же время он обладает
широкими полномочиями и может активно
влиять на формирование и деятельность
органов исполнительной власти.
18. Система и структура
федеральных органов исполнительной
власти.
Основы административно-правового
статуса.
Федеральные органы исполнительной
власти (ФОИВ) (Указ Президента РФ от 09.03.2004
г. № 314):
- Министерство РФ является ФОИВ, осуществляющим функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координирует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении федеральных служб и федеральных агентств, координирует (с 1.01.2005 г.) деятельность ГВФ. В сфере своей деятельности не вправе осуществлять функции контроля, надзора, правоприменительные, а также управления имуществом, кроме случаев, установленных указами Президента. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр (федеральный министр).
- Федеральная служба (ФС) является ФОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Гос. границы России, борьбы с преступностью, общественной безопасности. ФС возглавляет руководитель (директор), служба может иметь статус коллегиального органа.
В объеме компетенции ФС полномочна:
- издавать индивидуальные правовые акты;
- выдавать лицензии;
- регистрировать акты, документы, права и объекты;
- вести реестры,
- регистры и кадастры;
- осуществлять правоприменительные функции.
ФС не вправе осуществлять
нормативно-правовое регулирование, кроме
случаев, установленных указами
Президента или постановлениями
Правительства, осуществлять управление
гос. имуществом и оказывать гос.
платные услуги.
- Федеральное агентство (ФА), являясь ФОИВ в сфере своей деятельности, осуществляет функции по оказанию гос. платных услуг, за исключением функций контроля и надзора, осуществляет управление гос. имуществом. ФА возглавляет руководитель (директор), агентство может иметь статус коллегиального органа.
В пределах своей компетенции
издает индивидуальные правовые акты;
ведет реестры. регистры и кадастры.
ФА не вправе осуществлять функции
нормативно-правового регулирования,
контроля и надзора в сфере
своей деятельности, кроме случаев,
установленных указами Президента
РФ.
Структура ФОИВ:
- Первый блок — федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ — 5 федеральных министерств: МВД России; МЧС России; МИД России; Минобороны России; Минюст России; 12 федеральных служб: Федеральная миграционная служба; федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Рособоронзаказ Федеральная служба по техническому и экспертному контролю; Спецстрой России; Федеральная служба исполнения наказаний; Росрегистрация; Федеральная служба судебных приставов; Государственная фельдъегерская служба РФ; Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков; федеральная служба охраны РФ и 2 федеральных агентства: Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ.
- Второй блок ФОИВ находится в ведении Правительства РФ — 11 федеральных министерств:
- здравоохранения и социального развития;
- культуры и массовых коммуникаций;
- образования и науки;
- природных ресурсов;
- промышленности и энергетики;
- регионального развития РФ;
- сельского хозяйства;
- транспорта;
- информационных технологий и связи:;
- финансов;
- экономического развития и торговли).
6 федеральных служб:
- антимонопольная;
- по тарифам;
- гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- государственной статистики;
- по финансовым рынкам;
- по экологическому, технологическому и атомному надзору).
3 федеральных агентства:
- по атомной энергии;
- космическое агентство;
- по туризму.
Кроме того, в введении федеральных
министерств находятся все остальные
федеральные службы и федеральные
агентства. Положения о ФОИВ, подведомственных
Президенту, утверждаются указом Президента.
Положения о других ФОИВ утверждаются
постановлениями Правительства.
Федеральные министры назначаются
на должность и освобождаются
от должности указом Президента по
предложению Председателя Правительства.
Заместители федеральных министров
назначаются на должность и освобождаются
от должности Правительством. если
иное не установлено законом.
Руководители ФОИВ, подведомственных
Президенту, назначаются на должность
и освобождаются от должности
в особо устанавливаемом порядке.
В соответствии с принципом
федерализма и административно-территориального
деления система органов исполнительной
власти включает два уровня (подсистемы)
по вертикали:
- федеральные органы исполнительной власти РФ;
- органы исполнительной власти субъектов РФ.
19. Правительство
Российской Федерации: понятие,
порядок образования,
состав и полномочия
Правительство РФ – высший
исполнительный орган гос. власти в
масштабах всей страны. Его правовое
положение определяется гл. 6 КРФ
и ФКЗ от 17 декабря 1997 «О Правительстве
РФ».
Правительство РФ состоит
из Председателя Правительства РФ,
его заместителей и федеральных
министров (ст. 110 Конституции).
Председатель Правительства
назначается Президентом в порядке,
установленном Конституцией, и освобождается
им от должности. Освобождение Председателя
Правительства от должности одновременно
влечет за собой отставку Правительства.
Зам. Председателя Правительства и
федеральные министры назначаются
на должность и освобождаются
от должности Президентом по предложению
Председателя Правительства. На членов
Правительства распространяются требования
о представлении в налоговые
органы сведений о полученных и являющихся
объектами налогообложения доходах,
ценных бумагах, а также о являющемся
объектом налогообложения имуществе,
принадлежащем им на праве собственности.
Правительство, согласно ст.
114 Конституции:
- разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и отчитывается об этом перед ГД;
- обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- обеспечивает проведение единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
- осуществляет управление федеральной собственностью;
- осуществляет меры по обеспечению обороны, гос. безопасности и реализации внешней политики страны;
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него КРФ, ФЗ, указами Президента РФ.