Правила регулируют вопросы,
которые в законодательстве урегулированы
лишь в принципе.
Кодификация – один из видов,
приемов систематизации административного
законодательства (Налоговый кодекс,
кодекс об административных правонарушениях).
Инкорпорация как способ
группирования правовых норм отраслевого
масштаба или нескольких отраслей существенно
помогает в практическом применении
законодательства.
8. Понятие и
основные черты административно-правовых
отношений
Административно-правовые
отношения – общественные отношения в
сфере исполнительной власти, урегулированные
административно-правовыми нормами.
Стороны участвуют в них
как носители взаимных прав и обязанностей,
установленных и обеспеченных административно-правовыми
нормами. В этих правоотношениях
выражен государственный интерес,
т.е. практически реализуются задачи
и функции государства. Такие
отношения возникают, изменяются или
прекращаются в связи с организацией
и функционированием органов
исполнительной власти в соответствии
с действующим законодательством
и (или) подзаконными административно-правовыми
нормами.
Административно-правовое отношение,
как и все другие правоотношения,
имеет структуру, а именно системную
совокупность взаимосвязанных обязательных
элементов: участники (стороны) правоотношения
– субъект и объект управления;
их субъективные права и юридические
обязанности; поощрения и ответственность
участников; юридический факт (факты).
Субъект – это участник (сторона) правоотношения
в сфере исполнительной власти, наделенный
соответствующими государственно-властными
полномочиями по осуществлению управленческих
функций.(по учебнику Д.М.Овсянко)
Объект управления – другой участник (сторона) правоотношения,
т.е. физические и юридические лица, которые
наделены правами и обязанностями в сфере
исполнительной власти, но в качестве
управляемой стороны.(по учебнику Д.М.Овсянко)
Каждое материальное и
процессуальное административно-правовое
отношение есть определенная системная
взаимосвязь прав и обязанностей
его участников. Этим характеризуется
содержание правоотношения. Правомочию
- субъективному праву одного участника
правоотношения – всегда соответствует
юридическая обязанность другого,
и наоборот. Административно-правовая
норма устанавливает объем полномочий
сторон, их взаимные права и обязанности,
юридическую ответственность за
неисполнение обязанностей или нарушение
прав.
Административно-правовое отношение
предполагает такое поведение его
участников (сторон), которое соответствует
требованиям, сформулированным в административно-правовых
нормах. Именно оно считается правильным
и не только оценивается положительно,
но в соответствующих случаях
и поощряется.
Особенности административно-правовых
отношений:
- Административно-правовые отношения в отличие от иных правовых отношений (прежде всего, гражданско-правовых) являются властеотношениями, т.е. построенными на началах «власть-подчинение». Для административно-правовых отношений характерно отсутствие юридического равенства сторон. Административно-правовое отношение невозможно без участия в нем соответствующего представителя исполнительной власти (исполнительного органа, должностного лица), обладающего такими полномочиями, каких нет у другой стороны.
- Природа государственно-управленческой деятельности, в процессе которой реализуется исполнительная власть, непременно требует наличия особого субъекта, способного быть наделенным властью и возможностями ее практического применения.
В административно-правовом
отношении всегда имеется обязательная
сторона. Из этого, в частности, вытекает
и следующая особенность административно-правовых
отношений: они не могут возникать
между гражданами или негосударственными
объединениями.
- Административно-правовые отношения, как и все иные правоотношения, имеют свой объект. Его понимание связано с сущностными чертами государственно-управленческой деятельности, а именно: управление всегда предполагает соподчиненность воль. Практически это означает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. Таким образом, объектом административно-правового отношения является воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых в сфере реализации исполнительной власти
- Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных правовых актов, поскольку действуют по поручению государства.
- Для административных правоотношений характерна предусматриваемая действующим правом возможность выступать в роли одного из элементов общего механизма правового регулирования или юридического (в данном случае административно-правового) опосредования общественных отношений, относящихся к предмету иных отраслей российского права (например, зачисление на работу, т.е. возникновение трудовых правоотношений, оформляется управленческим актом администрации и т.д.).
- Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон: исполнительных органов и их должностных лиц, государственных коллективов, граждан и т.п. Особенностью же их является то, что возникать они могут вопреки желанию или согласию второй стороны.
- Выражают организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность, осуществляемую определенными органами государства и должностными лицами с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата.
- Для разрешения различного рода административно-правовых споров установлен, как правило, административный, т.е. внесудебный, порядок, суть которого заключается в том, что полномочный исполнительный орган (должностное лицо) рассматривает спор и в пределах своих полномочий принимает одностороннее юридически-властное решение по данному спору. Граждане и нижестоящие звенья системы исполнительных органов используют для разрешения спорных ситуаций институт административного обжалования, в рамках которого оценка правомерности оспариваемых действий – прерогатива специально уполномоченного, компетентного исполнительного органа.
Действующее законодательство
в целях усиления гарантий законности
рассмотрения административных споров
нередко предусматривает судебный
порядок их разрешения.
- Нарушение требований административно-правовой нормы квалифицируется как действие, направленное против публично-правового (государственного) интереса. Соответственно ответственность наступает перед государством в лице полномочного исполнительного органа (должностного лица), который самостоятельно и в одностороннем порядке воздействует на виновную сторону (будь то физическое или юридическое лицо), применяя установленные меры административной или дисциплинарной ответственности.
9. Классификация
административно-правовых отношений.
Административно-правовые отношения
– общественные отношения в сфере
исполнительной власти, урегулированные
административно-правовыми нормами.
Административно-правовые отношения
могут быть классифицированы по ряду
критериев: по характеру (особенностям)
взаимоотношений их участников; по
конкретным целям (предназначению) правоотношений;
их содержанию; способу защиты правоотношений.
В зависимости от особенностей
взаимоотношений участников различаются:
- Вертикальные (субординационные) правоотношения, возникающие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе органов исполнительной власти (например, между иерархически подчиненными главами администраций).
- Горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти (например, между федеральными министерствами и государственными комитетами).
- правоотношения между органами исполнительной власти и не подчиненными им участниками отношений, не входящими в систему органов исполнительной власти (граждане, администрация негосударственных предприятий, учреждений и организаций и т.д.)
По конкретным целям (назначению)
управленческие отношения делятся
на две группы:
- внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные)
- внешние, т.е. связанные с непосредственным воздействием на объекты управления, не входящие в систему органов исполнительной власти.
Внутриорганизационные управленческие
отношения, связанные с формированием
и комплектованием аппаратов
управления, организацией их работы, распределением
между работниками обязанностей,
прав и ответственности и т.п.,
- вспомогательные, они носят обеспечивающий
характер. В качестве одной из сторон
(участников) таких отношений выступают
руководители органов управления и
их структурных подразделений, а
другой – остальные работники, решающие
проблемы функционирования этих органов.
Главные же, определяющие – внешние
(внешненаправленные) отношения, в рамках
которых органы исполнительной власти
реализуют свою компетенцию по повседневному
руководству хозяйственными, социально-культурными
и административно-политическими
процессами, используя свойственные
этим органам методы и средства.
Административно-правовые отношения
по своему содержанию (порядку реализации
прав и обязанностей их участников)
подразделяются на:
- материальные (административно-правовые), административно-процессуальные
- административно-договорные.
Административно-процессуальные
отношения, возникающие по поводу административно-правовых
споров, являются горизонтальными. Например,
это отношения в рамках производства
по жалобам и заявлениям граждан,
по делам об административных правонарушениях
Горизонтальными могут быть
признаны отдельные отношения административно-договорного
характера, носящие форму различного
рода соглашений (например, договоры (соглашения)
между различными субъектами исполнительной
власти и по поводу объема полномочий
по ее практической реализации).
Административно-правовые отношения
по способу защиты подразделяются на:
- защищаемые в административном порядке; защищаемые в судебном порядке.
10. Общая характеристика
субъектов административного права
Субъект административного права
— это обладатель прав и обязанностей,
которыми он наделен с целью реализации
полномочий, возложенных на него административным правом.
Субъект административно-правовых отношений
— это физическое лицо или организация,
являющееся участником управленческих
правоотношений, наделенное определенными
правами и обязанностями в сфере государственного
управления и способное их осуществлять.
Субъект административного права
и субъект административно- правовых
отношений — это два равно взаимосвязанных
по значению понятия.
Условия, при которых субъект административного права
может стать субъектом административно-правовых отношений,
это:
наличие административно-правовых норм,
предусматривающих права и обязанности субъекта;
наличие оснований возникновения,
изменения и прекращения административно-правовых отношений;
административная правоспособность
и административная дееспособность.
Административная правоспособность —
установленная и охраняемая государством
возможность субъекта вступать
в административно-правовыеотношения.
Административная дееспособность — способность субъекта своими действиями
приобретать права и создавать для себя
юридические обязанности, реализовывать
их в рамках конкретных административно- правовых
отношений.
Субъекты административного права
классифицируются по следующим видам:
индивидуальные и коллективные.
К индивидуальным субъектам относятся
граждане РФ, иностранные граждане, лица
без гражданства, лица, наделенные специальным
административно-правовым статусом (включая государственных служащих
в определенных случаях).
К коллективным субъектам относятся
органы исполнительной власти, структурные
подразделения органов исполнительной
власти, наделенные собственной компетенцией,
государственные организации (предприятия,
учреждения и их объединения, государственные
корпорации), органы местного самоуправления,
а также общественные объединения (партии,
союзы, движения и т.п.).
Раскрытию административно-правового статуса
органов исполнительной власти, государственных
служащих посвящены самостоятельные темы
данного курса.
11. Индивидуальные
субъекты административного права
В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты
административного права.
Индивидуальными субъектами являются
граждане РФ, иностранные граждане
и лица без гражданства. Эти лица
не состоят в устойчивых, непрерывных
организационных отношениях с органами
исполнительной власти или публичного
управления. Субъектами административно-правовых
отношений граждане становятся, например,
в силу необходимости совершения
какого-либо действия, выполнения установленной
для них обязанности, получения
разрешения (лицензии) соответствующего
государственного органа, оспаривания
в суде действий (бездействия) или
решения органов исполнительной
власти, нарушающих права, свободы и
законные интересы (на гражданина налагается
административное взыскание за совершенное
административное правонарушение; он
направляет жалобу в суд на действие
должностного лица, нарушившего его
право или ограничившего его
свободы; граждане учреждают общественное
объединение и т. д.).
К индивидуальным субъектам административного
права относятся также государственный
служащий или должностное лицо. Они
занимают государственные должности
в государственных органах власти,
находятся в устойчивых и непрерывных
организационных отношениях с указанными
органами; их статус одинаковым образом
регламентирован нормативными правовыми
актами; они осуществляют компетенцию
государственных органов и имеют
для этого соответствующие государствен-
но-властные полномочия; выполняют
действия и принимают решения
от имени государственных органов
(при этом они — индивидуальные
субъекты права).
Коллективные субъекты административного
права — это группы людей, являющиеся
организациями, которые выступают
во внешних отношениях как самостоятельный
субъект права; порядок их создания
и деятельность регламентированы нормативными
правовыми актами. В административно-правовых
отношениях коллективные субъекты права
действуют от своего имени; законы и
иные нормативные правовые акты предоставляют
им права и возлагают на них
конкретные обязанности.