Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:00, шпаргалка

Краткое описание

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Файлы: 1 файл

ответы АП.docx

— 378.33 Кб (Скачать)

Правила регулируют вопросы, которые в законодательстве урегулированы  лишь в принципе.

Кодификация – один из видов, приемов систематизации административного  законодательства (Налоговый кодекс, кодекс об административных правонарушениях).

Инкорпорация как способ группирования правовых норм отраслевого  масштаба или нескольких отраслей существенно  помогает в практическом применении законодательства.

8. Понятие и  основные черты административно-правовых  отношений

Административно-правовые отношения – общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми нормами.

Стороны участвуют в них  как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми  нормами. В этих правоотношениях  выражен государственный интерес, т.е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие  отношения возникают, изменяются или  прекращаются в связи с организацией и функционированием органов  исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством  и (или) подзаконными административно-правовыми  нормами.

Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру, а именно системную  совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения – субъект и объект управления; их субъективные права и юридические  обязанности; поощрения и ответственность  участников; юридический факт (факты).

Субъект – это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций.(по учебнику Д.М.Овсянко)

Объект управления – другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны.(по учебнику Д.М.Овсянко)

Каждое материальное и  процессуальное административно-правовое отношение есть определенная системная  взаимосвязь прав и обязанностей его участников. Этим характеризуется  содержание правоотношения. Правомочию - субъективному праву одного участника  правоотношения – всегда соответствует  юридическая обязанность другого, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение  прав.

Административно-правовое отношение  предполагает такое поведение его  участников (сторон), которое соответствует  требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях  и поощряется.

Особенности административно-правовых отношений:

  • Административно-правовые отношения в отличие от иных правовых отношений (прежде всего, гражданско-правовых) являются властеотношениями, т.е. построенными на началах «власть-подчинение». Для административно-правовых отношений характерно отсутствие юридического равенства сторон. Административно-правовое отношение невозможно без участия в нем соответствующего представителя исполнительной власти (исполнительного органа, должностного лица), обладающего такими полномочиями, каких нет у другой стороны.
  • Природа государственно-управленческой деятельности, в процессе которой реализуется исполнительная власть, непременно требует наличия особого субъекта, способного быть наделенным властью и возможностями ее практического применения.

В административно-правовом отношении всегда имеется обязательная сторона. Из этого, в частности, вытекает и следующая особенность административно-правовых отношений: они не могут возникать  между гражданами или негосударственными объединениями.

  • Административно-правовые отношения, как и все иные правоотношения, имеют свой объект. Его понимание связано с сущностными чертами государственно-управленческой деятельности, а именно: управление всегда предполагает соподчиненность воль. Практически это означает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. Таким образом, объектом административно-правового отношения является воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых в сфере реализации исполнительной власти
  • Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных правовых актов, поскольку действуют по поручению государства.
  • Для административных правоотношений характерна предусматриваемая действующим правом возможность выступать в роли одного из элементов общего механизма правового регулирования или юридического (в данном случае административно-правового) опосредования общественных отношений, относящихся к предмету иных отраслей российского права (например, зачисление на работу, т.е. возникновение трудовых правоотношений, оформляется управленческим актом администрации и т.д.).
  • Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон: исполнительных органов и их должностных лиц, государственных коллективов, граждан и т.п. Особенностью же их является то, что возникать они могут вопреки желанию или согласию второй стороны.
  • Выражают организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность, осуществляемую определенными органами государства и должностными лицами с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата.
  • Для разрешения различного рода административно-правовых споров установлен, как правило, административный, т.е. внесудебный, порядок, суть которого заключается в том, что полномочный исполнительный орган (должностное лицо) рассматривает спор и в пределах своих полномочий принимает одностороннее юридически-властное решение по данному спору. Граждане и нижестоящие звенья системы исполнительных органов используют для разрешения спорных ситуаций институт административного обжалования, в рамках которого оценка правомерности оспариваемых действий – прерогатива специально уполномоченного, компетентного исполнительного органа.

Действующее законодательство в целях усиления гарантий законности рассмотрения административных споров нередко предусматривает судебный порядок их разрешения.

  • Нарушение требований административно-правовой нормы квалифицируется как действие, направленное против публично-правового (государственного) интереса. Соответственно ответственность наступает перед государством в лице полномочного исполнительного органа (должностного лица), который самостоятельно и в одностороннем порядке воздействует на виновную сторону (будь то физическое или юридическое лицо), применяя установленные меры административной или дисциплинарной ответственности.

9. Классификация  административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения  – общественные отношения в сфере  исполнительной власти, урегулированные  административно-правовыми нормами.

Административно-правовые отношения  могут быть классифицированы по ряду критериев: по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников; по конкретным целям (предназначению) правоотношений; их содержанию; способу защиты правоотношений.

В зависимости от особенностей взаимоотношений участников различаются:

  • Вертикальные (субординационные) правоотношения, возникающие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе органов исполнительной власти (например, между иерархически подчиненными главами администраций).
  • Горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти (например, между федеральными министерствами и государственными комитетами).
  • правоотношения между органами исполнительной власти и не подчиненными им участниками отношений, не входящими в систему органов исполнительной власти (граждане, администрация негосударственных предприятий, учреждений и организаций и т.д.)

По конкретным целям (назначению) управленческие отношения делятся  на две группы:

  • внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные)
  • внешние, т.е. связанные с непосредственным воздействием на объекты управления, не входящие в систему органов исполнительной власти.

Внутриорганизационные управленческие отношения, связанные с формированием  и комплектованием аппаратов  управления, организацией их работы, распределением между работниками обязанностей, прав и ответственности и т.п., - вспомогательные, они носят обеспечивающий характер. В качестве одной из сторон (участников) таких отношений выступают  руководители органов управления и  их структурных подразделений, а  другой – остальные работники, решающие проблемы функционирования этих органов.

Главные же, определяющие – внешние (внешненаправленные) отношения, в рамках которых органы исполнительной власти реализуют свою компетенцию по повседневному  руководству хозяйственными, социально-культурными  и административно-политическими  процессами, используя свойственные этим органам методы и средства.

Административно-правовые отношения  по своему содержанию (порядку реализации прав и обязанностей их участников) подразделяются на:

  • материальные (административно-правовые), административно-процессуальные
  • административно-договорные.

Административно-процессуальные отношения, возникающие по поводу административно-правовых споров, являются горизонтальными. Например, это отношения в рамках производства по жалобам и заявлениям граждан, по делам об административных правонарушениях

Горизонтальными могут быть признаны отдельные отношения административно-договорного  характера, носящие форму различного рода соглашений (например, договоры (соглашения) между различными субъектами исполнительной власти и по поводу объема полномочий по ее практической реализации).

Административно-правовые отношения  по способу защиты подразделяются на:

  • защищаемые в административном порядке; защищаемые в судебном порядке.

10. Общая характеристика  субъектов административного права

Субъект административного права — это обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом. 
Субъект административно-правовых отношений — это физическое лицо или организация, являющееся участником управленческих правоотношений, наделенное определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способное их осуществлять. 
Субъект административного права и субъект административно- правовых отношений — это два равно взаимосвязанных по значению понятия. 
Условия, при которых субъект административного права может стать субъектом административно-правовых отношений, это: 
наличие административно-правовых норм, предусматривающих права и обязанности субъекта;

наличие оснований возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений; 
административная правоспособность и административная дееспособность. 
Административная правоспособность — установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовыеотношения. 
Административная дееспособность — способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно- правовых отношений. 
Субъекты административного права классифицируются по следующим видам: индивидуальные и коллективные. 
К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, лица, наделенные специальным

административно-правовым статусом (включая государственных служащих в определенных случаях). 
К коллективным субъектам относятся органы исполнительной власти, структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией, государственные организации (предприятия, учреждения и их объединения, государственные корпорации), органы местного самоуправления, а также общественные объединения (партии, союзы, движения и т.п.). 
Раскрытию административно-правового статуса органов исполнительной власти, государственных служащих посвящены самостоятельные темы данного курса.

11. Индивидуальные  субъекты административного права

В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права.

Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных  организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления. Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной  для них обязанности, получения  разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания  в суде действий (бездействия) или  решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и  законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное  административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его  право или ограничившего его  свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

К индивидуальным субъектам административного  права относятся также государственный  служащий или должностное лицо. Они  занимают государственные должности  в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных  организационных отношениях с указанными органами; их статус одинаковым образом  регламентирован нормативными правовыми  актами; они осуществляют компетенцию  государственных органов и имеют  для этого соответствующие государствен- но-властные полномочия; выполняют  действия и принимают решения  от имени государственных органов (при этом они — индивидуальные субъекты права).

Коллективные субъекты административного  права — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают  во внешних отношениях как самостоятельный  субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права  действуют от своего имени; законы и  иные нормативные правовые акты предоставляют  им права и возлагают на них  конкретные обязанности.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"