Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:00, шпаргалка

Краткое описание

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Файлы: 1 файл

ответы АП.docx

— 378.33 Кб (Скачать)

 

23. Административно-правовой  статус органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и  государственными должностными лицами не допускается. 
Административно-правовой статус органов местного самоуправления регламентируется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставами ( основными законами) субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Органы местного самоуправления имеют права на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа. 
 Органы местного самоуправления имеют право на: 
1) создание музеев города; 
2) участие в организации и финансировании проведения на территории городского округа общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет; 
3) создание муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования; 
4) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству; 
5) осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года; 
6) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории городского округа; 
7) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории городского округа; 
8) создание службы неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений в целях оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи. 
 Органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Алтайского края, только за счет собственных доходов бюджета города (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Алтайского края). 
Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Алтайского края. 
 Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых бюджету города субвенций из соответствующих бюджетов. В случае, если выделенных городу Барнаулу материальных и финансовых средств недостаточно для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление переданных им отдельных государственных полномочий. Данное решение принимается городской Думой по представлению главы города Барнаула при утверждении бюджета города на соответствующий финансовый год. 
 
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения: 
 В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями: 
1) принятие Устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; 
 
2) установление официальных символов города Барнаула; 
 
3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа; 
 
4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами; 
 
5) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей; 
 
6) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, главы города Барнаула, голосования по вопросам изменения границ городского округа, преобразования городского округа; 
 
7) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития города Барнаула, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы города Барнаула, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном действующим законодательством; 
 
8) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации; 
 
9) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами; 
 
10) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов городской Думы, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений; 
 
11) иными полномочиями в соответствии с федеральными законами, законами Алтайского края и Уставом муниципального образования городского округа- города Барнаула Алтайского края. 
 
 Полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. 
 
Таким образом, органы местного самоуправления: 
 
- отделены от государства, не входят в систему государственной власти, взаимодействуют с органами исполнительной власти на основе права; 
 
- их общий статус, принципы организации, основные варианты организационных форм, полномочия, установлены законодательством; 
 
- они могут вступать в различные административно-правовые отношения; 
 
- они могут быть наделены отдельными государственными полномочиями (финансового и материального характера); 
 
- Конституция РФ предоставляет им право решать самостоятельно вопросы местного значения, владения и распоряжения муниципальной собственностью; 
 
- общие принципы и гарантии местного самоуправления не могут быть произвольно ограничены какими либо органами государственной власти.

 

24. Понятие, система и  принципы государственной службы  в Российской Федерации. 
Государственная служба - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. к этой деятельности относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В». Она включает в себя: во-первых, федеральную государственную службу, находящуюся в ведении РФ; во-вторых, государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении.

В определении понятия  государственной службы в качестве ведущего признака выделяется профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных  навыков и знаний.

Государственная служба как  вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное  и компетентное обеспечение полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

Служба в государственных  органах, государственных и общественных организациях является одним из видов  социальной деятельности людей. Служба государству неразрывно связана  с самим государством, его ролью  в жизни общества. Это одна из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию  личного состава государственных  органов, других государственных организаций. Государственная служба, прежде всего - служение государству, то есть выполнение по его поручению, за плату от него определенной деятельности по реализации задач и функций государства  в государственных предприятиях. Закон «Об основах государственной  службы в Российской Федерации» рассматривает  государственную службу в более  узком смысле, как деятельность тех  служащих, которые составляют «аппарат», корпус руководителей, специалистов государственных  органов. Такое определение государственной  службы позволяет отграничить государственно-управленческую деятельность от деятельности специалистов в народном хозяйстве, в социально-культурной сфере, а также отграничить государственную  службу и другие виды службы. Однако необходимо отметить, что, например, в  Федеративной Республике Германии законодательство различает два вида государственной  службы. Это чиновники государственных  органов, деятельность которых регулируется в особом порядке и наемные  работники, которые заключают договор  о службе (прежде всего работники  государственного сектора экономики). Таким образом, здесь государственная  служба рассматривается шире.

Структурообразующим элементом  органов государственной власти является государственная должность, которая образуется во всех ветвях государственной власти. Эта организационно-правовая категория является важнейшей формой специализации государственного служащего  и присуща только ему.

В общем виде под должностью понимается учрежденная в установленном  порядке первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объем  полномочий занимающего ее лица.

В ФЗ «Об основах государственной  службы в РФ» дано понятие государственной  должности в современном ее значении. Государственной называется только должность в федеральных органах  государственной власти, органах  государственной власти субъектов  Федерации, а также в иных государственных  органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным  кругом обязанностей по исполнению и  обеспечению полномочий данного  государственного органа, денежным содержанием  и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Например, к таким  органам относятся: Центральный  банк России, Совет Безопасности, Администрация  Президента и его полномочные  представители, дипломатические представители  РФ в иностранных государствах и  международных организациях, Счетная  палата и др.

В целях обеспечения реализации законодательства РФ о государственной  службе рядом указов Президента утверждены перечни государственных должностей (категории «Б» и «В»), которые  считаются соответствующими разделами  Реестра государственных должностей. Государственные должности, включенные в данный Реестр, подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие  и младшие.

К категория «Б» принадлежат  должности, учреждаемые в установленном  законодательством РФ порядке для  непосредственного обеспечения  исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», которые  в свою очередь устанавливаются  Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов  РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Например, государственная должность, учреждаема для непосредственного  обеспечения исполнения полномочий Президента РФ - (высшая должность) Управляющий  делами Президента Российской Федерации.

К категории «В» принадлежат  должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения  их полномочий. Например, государственные  должности, учреждаемые для обеспечения  деятельности управления делами Президента РФ - (высшие должности) Первый заместитель  управляющего делами Президента РФ, заместитель  управляющего делами Президента РФ, заместитель  управляющего делами Президента РФ - генеральный  директор Медицинского центра Управления делами Президента РФ, заместитель  управляющего делами Президента РФ - главный  бухгалтер Управления делами Президента РФ, начальник управления делами Президента РФ, заместитель начальника управления делами Президента РФ, заместитель  главного бухгалтера Управления делами Президента РФ, начальник отдела Управления делами Президента РФ; (главные должности) начальник отдела управления делами Президента РФ, заместитель начальника отдела Управления делами Президента РФ, советник; (ведущие должности) консультант, специалист-эксперт; (старшие должности) начальник службы делопроизводства, ведущий специалист; (младшие должности) специалист 1-ой категории.

Итак, государственная служба осуществляется на государственных  должностях. Поэтому должность необходимый  элемент государственной службы. Должность - первичная ячейка аппарата, предусмотренная для одного работника, образуемая в распорядительном порядке. Правовыми актами соответствующего органа определяется ее название, место  в служебной иерархии (то есть определение  тем, кому подчинена, кто ей подчинен), порядок замещения. Она включается в штатное расписание и единую номенклатуру должностей.

В отечественной политологии  и правоведческой литературе нет  единого мнения о государственной  службе, как специального института, призванного реализовывать властные полномочия государства, и государственных  служащих. Например, В.Д. Граждан считает, что носителями полномочий государственных органов являются высшие должностные лица, относящиеся к категории «А», а задача государственных служащих состоит в оказании им помощи в процессе исполнения ими своих полномочий. По мнению Г.В. Атаманчука, «государственная служба существует не только и не столько для «обеспечения исполнения полномочий государственных органов», а для того, чтобы таким образом и так исполнять полномочия государственных органов, чтобы полностью осуществлялась социальная сущность государства, его предназначение обслуживать потребности и интересы своих граждан». С этой точкой зрения согласен В.Л. Романов. Следуя его мнению, что все институты государства нужно рассматривать в качестве элементов государственной службы, получается, что президент страны, председатель правительства, министры, губернаторы и прочие лица, занимающие подобные должности, являются государственными служащими. Романов утверждает, что такое понимание «поможет решить многие проблемы, в частности обеспечить действенность государственного права, призванного защищать интересы граждан и национального общества, осуществлять реальный социальный контроль над властными структурами». Однако Романов не берет во внимание тот факт, что государственные служащие являются только исполнителями политических решений, принимаемых высшим политическим руководством страны, которое несет ответственность за эти решения. Следовательно, президента и других лиц, отнесенных к категории «А» действующим Федеральным Законом, никак нельзя отнести к «обычным» государственным служащим. Следующая точка зрения, по мнению Ф. Шамхалова, является наиболее приемлемой: государственная служба есть «разновидность труда в системе органов государственной власти, заключающаяся «в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата», нацеленного на создание благоприятных условий для реализации здоровых интересов, законных прав и свобод граждан, их безопасности и достойной жизни; решение социальных задач государства; производство государственных социальных услуг; снижение негативных последствий возникающих в обществе конфликтов».

Основной задачей государственной  службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, то есть государственная служба в  каждое звено государственного механизма (государственной системы, системы  государства) «вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм, методов для реальной практической деятельности».

Государственная служба имеет  и процессуальный аспект, который  включает в себя порядок поступления  на службу, прохождение ее (то есть продвижение  по должности, получение соответствующих  квалификационных разрядов), увольнение со службы. Она регулируется нормами  не только административного права, но и нормами других отраслей права. Например, статья 4 в пункте 3 Федерального Закона «Об основах государственной  службы Российской Федерации» определяет, что на государственных служащих распространяется действие законодательства о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Законом. Таким образом, государственная служба регулируется частично нормами трудового права. Направленность деятельности служащих на обслуживание населения порождают  не только административные, но и гражданские  правоотношения. Помимо устанавливаемых  специальных социальных гарантий для  государственных служащих, в связи  со специфичностью их деятельности, на них распространяются и социальные гарантии предусмотренные для всего  населения. Поэтому на государственную  службу распространяются и нормы  социального права. Следовательно, государственная служба является комплексным  правовым институтом и регулируется не только нормами административного  права, но и нормами ряда других отраслей (трудового, финансового, социального  и др.).

2. Принципы государственной службы в Российской Федерации

государственный служащий поощрение гарантия

Вообще принцип - это «научное или нравственное начало, основание, правило, основа, от которой не отступают». Существование  определенных убеждений делает устройство чего-нибудь особенным, выделает его  из массы. Поэтому фундаментальное  значение для каждой отрасли права  или его института имеет совокупность принципов, игнорирование которых  не допустимо при решении вопросов, касающихся той или иной отрасли  или ее института. Иначе система  взглядов на вещи, явления потеряет свою структуру и, следовательно, их сущность и цели свое реальное значение.

Федеральным законом  «Об основах государственной  службы Российской Федерации» установлены  следующие принципы государственной  службы:

1. Принцип верховенства Конституции России и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав. Он отражает требование ч. 2 ст. 4 конституции о том, что Конституция страны и федеральные закон имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, а все остальные нормативные правовые акты должны им соответствовать.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"