Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:00, шпаргалка
Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.
Согласно ФКЗ от 17 декабря 1997, Правительство в пределах своих полномочий:
Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Эти акты имеют большое значение для формирования общей правовой базы в сфере управления, что объясняется высоким положением Правительства в государстве и в системе исполнительной власти.
В ФКЗ «О Правительстве
РФ» закреплены конкретные полномочия
Правительства раздельно по сферам
(экономика, социальная сфера и т.д.),
а также полномочия Председателя
Правительства по организации работы
Правительства, полномочия заместителей
Председателя Правительства, федеральных
министров, Президиума Правительства.
Кроме того, предусмотрены положения,
обеспечивающие согласованное функционирование
и взаимодействие Правительства
с другими ОГВ – Президентом,
Федеральным Собранием, органами судебной
власти и ОГВ субъектов Федерации.
Так, в целях повышения
Постановлением Правительства
от 9 ноября 1998 г. установлено, что полномочный
представитель Правительства в
Конституционном Суде РФ осуществляет
координацию деятельности представителей
федеральных органов
Согласно Указу Президента
от 2 апреля 1992г. администрации краев
и областей по согласованию с Правительством
вправе учреждать представительства
администраций при
Правительство вправе учреждать
организации, образовывать координационные,
совещательные органы, а также
органы при Правительстве (например,
имеются Правительственные
Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства, который состоит из ряда структурных подразделений – департаментов, управлений и др. Он взаимодействует с Админ. Президента и аппаратами палат ФС.
Постановлением Правительства
от 8 июня 1999 «О некоторых вопросах организации
работы Правительства РФ» установлено,
что в целях обеспечения
Правительство руководит
работой федеральных органов
исполнительной власти и контролирует
их деятельность с учетом следующих
особенностей. Президент как Верховный
Главнокомандующий ВС и Председатель
Совета Безопасности своими указами
и распоряжениями направляет деятельность
федеральных ОГВ, ведающих вопросами
обороны, безопасности, внутренних дел,
юстиции, налоговой полиции, предотвращения
чрезвычайных ситуаций и ликвидации
последствий стихийных
Председатель Правительства систематически информирует Президента о работе Правительства, а Правительство информирует граждан через СМИ о вопросах, рассмотренных на заседаниях, а также о принятых по ним решениях.
Свои полномочия Правительство слагает перед вновь избранным Президентом. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом.
20. Основы административно-
федеральных служб, федеральных агентств.
В УказеПрезидента № 314 установлено, что фед. Министерство
-является органом
-на основании и во исполнение
КРФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента
РФ и Правительства РФ
-не вправе осуществлять
-осуществляет контроль
Фед. Министерство принимает нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности.
Фед. Служба :
-является фед. Органом
-в пределах своей компетенции
издаёт индивидуальные
-не в праве осуществлять
Фед. Агенство:
-является фед. Органом исполнительной власти, осуществляет в установленной сфере функции по оказанию гос. услуг, за искл. функций по контролю и надзору. Фед. Агенство может иметь статус коллегиального органа.
-в пределах своей компетенции
издаёт нормативные правовые
акты на основании и во
-не вправе осуществлять
Положения о федеральных министерствах
и ведомствах, как правило, содержат
предписания, закрепляющие правовое положение
их органов в субъектах Федерации.
Однако статус федеральных органов
исполнительной власти и их подразделений
в субъектах Федерации
Законы определяют правовое положение
всей системы соответствующих
21. Территориальные органы
федеральных органов
Согласно ст. 78 Конституции,
федеральные органы исполнительной
власти для осуществления своих
полномочий могут создавать свои
территориальные органы и назначать
соответствующих должностных
Постановлениями Правительства
от 27 мая 1993 г.2 и от 20 июля 1998 г.' определены
основные положения, касающиеся порядка
создания, состава и деятельности
территориальных органов
Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производится соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Те же вопросы на территории автономного округа, входящего в край, область, решаются по взаимному согласию сторон. Определено правовое положение территориальных органов, принципы их деятельности и основные полномочия.
Так, территориальные органы
в соответствии с профилем своей
деятельности участвуют в выработке
мер и способствуют государственному
регулированию социально-
Совершенно очевидно, что
существующая система федератьных
органов исполнительной власти и
их территориальных органов
Как отмечено в Указе Президента
от 14 августа 1996 г. «О структуре федеральных
органов исполнительной власти»1, а
также в Послании Президента Федеральному
Собранию от 30 марта 1999 г.2, возникла необходимость
в упорядочении состава территориальных
органов. Численность их работников
стала во много раз больше состава
центрального аппарата федеральных
органов исполнительной власти, и
задача их сокращения стала весьма
актуальной. Особое внимание при этом
должно быть уделено исключению дублирования
и параллелизма в деятельности территориальных
органов федеральных органов
исполнительной власти с органами исполнительной
власти субъектов Федерации, более
четкому разграничению их функций
и полномочий, согласованию их действий.
Для большей стабильности систему
и структуру федеральных
25 мая 1998 г. Президентом
утверждено Положение о
22. Система органов
Согласно Конституции РФ исполнительная
власть в Российской Федерации является
самостоятельной ветвью государственной
власти, в которую составляющим элементом
входят органы исполнительной власти
субъектов РФ . Несмотря на единство
исполнительной власти, Конституция
РФ закрепляет также самостоятельность
органов исполнительной власти субъектов
РФ. Это может означать, что, являясь
элементами одной системы исполнительной
власти, органы исполнительной власти
субъектов Федерации образуют собственную
систему, но уровнем ниже. Из положений
Конституции можно сделать
Можно ли сделать вывод, что системность
является основным признаком исполнительной
власти в Российской Федерации, где элементы
систем должны находиться во взаимосвязи,
образовывать определенную целостность
и единство?
Отвечая на заданный вопрос, следует указать
на то, что системная характеристика последовательности
элементов исполнительной власти чрезвычайно
важна для достижения целей деятельности
этой ветви власти. Исходя из Конституции
и федеральных законов, система органов
исполнительной власти Российской Федерации
более или менее определена, чего нельзя
сказать о системе органов исполнительной
власти субъектов РФ. При определении
системы органов исполнительной власти
субъекта РФ необходимо иметь в виду, что
органы исполнительной власти субъекта
РФ выполняют государственные функции
по предметам совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов, и на уровне
субъекта Федерации существуют органы
исполнительной власти, которые выполняют
полномочия исключительного ведения Российской
Федерации, и органы исполнительной власти,
которые, согласно ст. 73 Конституции, обладают
всей полнотой государственной власти.
Однако правовая регламентация элементов,
входящих в системы органов исполнительной
власти (единой и региональной в Российской
Федерации), явно недостаточна.
Анализ регионального законодательства
показывает, что субъекты Российской Федерации
в нормативно-правовых актах иногда упоминают
о существовании системы органов исполнительной
власти субъектов РФ <*>, но, как правило,
единого акта, который бы определял состав
элементов этой системы, за редким исключением
отдельных субъектов Российской Федерации
<**>, нет.
В положениях об органах исполнительной
власти субъектов РФ, как правило, устанавливается,
что орган входит в систему органов исполнительной
власти, но понятия самой системы и перечня
элементов, входящих в нее, нет.
Для того, чтобы четко представлять, из
каких элементов может состоять система
органов исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, рассмотрим вопрос
о том, какие из органов власти могут входить
в систему органов исполнительной власти
субъекта РФ и какой административно-правовой
статус они могут иметь. Общеизвестно,
что административно-правовой статус
органов исполнительной власти субъектов
РФ устанавливается конституциями, уставами
субъектов РФ, детализируется законами
субъектов РФ и положениями об этих органах
власти и должен определять: во-первых,
к какой ветви власти относится этот орган;
во-вторых, к какому уровню этой ветви
он относится; в-третьих, какова может
быть его организационно-правовая форма.
Исходя из этого можно предполагать его
объем прав и обязанностей, характер компетенции
и т.д.
Итак, согласно ст. 17 Федерального закона
от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации",
одним из субъектов системы органов исполнительной
власти субъекта Российской Федерации
является высший исполнительный орган
субъекта РФ. Обычно это правительство,
администрация, кабинет министров, коллегия
администрации субъекта РФ. На наш взгляд,
к субъекту системы органов исполнительной
власти можно отнести и высшее должностное
лицо субъекта Федерации - президента,
губернатора, главу администрации субъекта
РФ как лицо, возглавляющее в субъекте
РФ исполнительную власть.
В Орловской области Коллегия Администрации
является высшим органом исполнительной
власти Орловской области.
При определении административно-правового
статуса высшего исполнительного органа
и высшего должностного лица субъекта
РФ проблем не возникает. Во всех субъектах
РФ статус этих элементов системы органов
исполнительной власти, как правило, закреплен
должным образом.
Также на основании названного Федерального
закона органы исполнительной власти
субъекта РФ относятся к субъектам системы
органов исполнительной власти. Это министерства,
департаменты, главные управления, управления,
инспекции, комитеты, отделы, комиссии,
то есть органы, наделенные общей, функциональной
или отраслевой компетенцией. Именно эти
органы, как правило, выполняют управленческие
функции: принимают управленческие решения
в порученной сфере, несут ответственность
за состояние дел в ней и т.д. Это вполне
обоснованно, поскольку министерства,
департаменты и главные управления в субъектах
РФ чаще всего органы исполнительной власти
общей компетенции. Например, в Свердловской
области - Министерство международных
и внешнеэкономических связей <*>, в
Еврейской автономной области - Финансовое
управление <**>. Комиссии и инспекции
- это контрольно-надзорные органы исполнительной
власти субъектов РФ. Скажем, в Тульской
области - Инспекция по государственному
надзору за техническим состоянием самоходных
машин и других видов техники <***>, в
Пензенской области - Комитет по лицензированию
и т.д.
Как показал анализ законодательства
субъектов РФ, проблем с отнесением данных
органов исполнительной власти к системе
исполнительной власти субъекта не возникает
и в положениях об органах власти указывается,
что они входят в систему органов исполнительной
власти того или иного субъекта РФ.
Однако о других органах власти субъекта
РФ, которые входят в региональную систему
органов исполнительной власти, в положениях
об этих органах власти не указывается.
На наш взгляд, к числу субъектов системы
органов исполнительной власти субъекта
РФ можно отнести органы власти, которые
обладают определенными правовыми особенностями
их статуса. Особенность их положения
также заключается и в том, что они, будучи
самостоятельными организациями, не входят
в состав органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, но их
главной задачей является оказание помощи
в выполнении возложенных на органы исполнительной
власти субъекта РФ задач и функций. В
этот блок могут быть включены органы
власти, которые организуют деятельность
высшего исполнительного органа субъекта
РФ, высшего должностного лица, других
органов исполнительной власти субъекта
РФ, и органы власти, которые обеспечивают
деятельность органов исполнительной
власти. К таким органам власти можно отнести
аппарат правительства (администрации)
субъекта РФ, администрацию президента
(губернатора), секретариаты указанных
органов и т.д., поскольку именно эти органы
выполняют функции по организации и обеспечению
деятельности названных лиц и органов
власти. Например, в Липецкой области организационное
обеспечение Администрации осуществляет
аппарат Администрации <*>, в Тюменской
области организационное обеспечение
губернатора осуществляет аппарат губернатора
<**> и т.д.
К числу субъектов, обеспечивающих деятельность
высшего органа исполнительной власти,
высшего должностного лица и иных органов
исполнительной власти субъекта РФ, должны
быть отнесены органы власти или государственные
организации (учреждения), осуществляющие
правовое, материально-техническое, финансовое,
информационное и иное обеспечение. Например,
правовое обеспечение деятельности этих
органов исполнительной власти субъекта
РФ осуществляют либо специально созданные
органы власти, либо структурные подразделения
отраслевых органов исполнительной власти
субъекта РФ.
Так, в Ярославской области функцию правового
обеспечения губернатора выполняет специально
созданный орган власти - Государственно-правовое
управление при Губернаторе <*>, а в
Департаменте градостроительства и архитектуры
Ярославской области этим занимается
функциональный отдел по правовому обеспечению
<**> и т.д.
Информационным обеспечением органов
исполнительной власти могут заниматься
межведомственные комиссии (организационные
комитеты) и совещательные органы субъекта
РФ, которые образуются для предварительного
рассмотрения вопросов и подготовки по
ним предложений для обеспечения согласованных
действий при решении определенного круга
задач. Так, в Калужской области при Губернаторе
действуют такие органы, как пресс-служба
Губернатора Калужской области <*> и
совещательный орган при Губернаторе
Калужской области - Совет молодых ученых
<**>.
Материальным и финансовым обеспечением
органов исполнительной власти субъекта
РФ могут заниматься и структурное подразделение
органа исполнительной власти (бухгалтерия,
хозяйственный блок), и самостоятельные
органы власти. Скажем, в некоторых субъектах
РФ организационным, правовым, информационным,
материально-техническим и финансовым
обеспечением занимается один орган власти
- Аппарат администрации субъекта РФ <*>.
Элементом системы органов исполнительной
власти субъекта РФ может являться и орган
местного самоуправления при осуществлении
им отдельных государственных полномочий,
переданных субъектом РФ.
Отдельными государственными полномочиями
субъекта Федерации могут быть наделены
государственные учреждения и организации.
В таком случае они также будут являться
элементом системы органов исполнительной
власти субъекта РФ.
Для осуществления полномочий органов
исполнительной власти субъекта могут
быть созданы территориальные (местные)
органы исполнительной власти субъекта
РФ, которые будут являться субъектами
системы органов исполнительной власти
субъектов Федерации.
На наш взгляд, было бы целесообразным
принятие субъектом РФ нормативно-правового
акта, который установил бы все элементы
системы органов власти, входящих в систему
исполнительной власти субъекта РФ, и
определил их административно-правовой
статус. Это обеспечило бы надлежащее
государственное управление в регионе.
Интересным с точки зрения науки является
и вопрос о взаимодействии элементов системы
исполнительной власти субъекта Российской
Федерации. Имеются в виду их внутрисистемные
отношения. Думаем, что основания для возникновения
таких взаимоотношений можно классифицировать
по следующим видам:
а) взаимоотношения, в которых один орган
исполнительной системы субъекта РФ является
координирующим центром.
В таких взаимоотношениях при равном административно-правовом
статусе один орган исполнительной власти
для выполнения определенной цели обладает
большими организационными полномочиями
по сравнению с координируемыми элементами,
иными органами исполнительной власти
субъекта РФ. Например, Комитет Алтайского
края по поддержке предпринимательства
вправе координировать деятельность органов
исполнительной государственной власти
и местного самоуправления в области развития
и поддержки предпринимательства, а также
других специализированных организаций,
осуществляющих поддержку предпринимательства
в крае <*>;
б) взаимоотношения, в которых орган исполнительной
власти является координируемым элементом.
В таких отношениях орган исполнительной
власти участвует в деятельности нескольких
органов исполнительной власти субъекта
РФ, при этом у него возникает обязанность
выполнять поручения координирующего
центра. Такое положение органа власти
возникает в случаях, когда в положении
об органе указывается, что орган исполнительной
власти совместно с другими органами исполнительной
власти участвует в координации. Например,
Управление Костромской области по жилищно-коммунальному
хозяйству обязано участвовать в разработке
мероприятий по совершенствованию охраны
труда в ЖКХ области <*>;
в) взаимоотношения, в которые орган исполнительной
власти субъекта вступает для выполнения
своих задач, например получение информации,
заключений, экспертиз. Так, Департамент
образования и науки Краснодарского края,
используя средства массовой информации,
обязан информировать население края
по вопросам детства <*>.
Основными формами, в которых могут выражаться
различные взаимоотношения органов исполнительной
власти, входящих в систему исполнительной
власти субъекта РФ, являются заседания,
совещания, совместное проведение мероприятий,
работа коллегий и т.д.
К сожалению, ни виды, ни формы взаимоотношений
органов исполнительной власти, входящих
в региональную систему органов исполнительной
власти, как правило, не регулируются в
нормативно-правовых актах субъектов
РФ. Поэтому субъекты региональной системы
органов исполнительной власти самостоятельно
устанавливают виды и формы своих взаимоотношений,
что является негативным последствием
неурегулированности этих вопросов. Соответственно,
даже устоявшиеся, более или менее стабильные
системные отношения между органами исполнительной
власти, входящими в систему органов исполнительной
власти субъекта РФ, могут разрушиться
полностью или частично со сменой руководства
органа исполнительной власти субъекта
РФ, президента (губернатора), главы администрации.
Вполне очевидно, что для того, чтобы не
было "сбоев" в деятельности органов
исполнительной власти субъектов РФ, было
бы рациональным урегулировать указанные
отношения. Наиболее рациональным выходом,
на наш взгляд, может быть принятие административных
регламентов исполнительных органов государственной
власти субъектов РФ и административных
регламентов взаимодействия органов исполнительной
власти субъектов РФ.
Административными регламентами органов
исполнительной власти субъектов РФ можно
было бы урегулировать административные
процедуры внутренней организации работы
по обеспечению основной деятельности
органов исполнительной власти субъектов.
Именно такой нормативно-правовой акт
способен урегулировать системные отношения
согласно классической триаде "процедура
- производство - процесс" по отраслевому
признаку в определенной сфере деятельности
органов исполнительной власти субъектов
РФ.
Административным регламентом взаимодействия
органов исполнительной власти субъекта
РФ можно было бы регулировать отношения
между элементами региональной системы
органов исполнительной власти в целом.
Отсутствие процессуальных норм, как показывает
анализ регионального законодательства,
негативно сказывается на взаимодействии
органов исполнительной власти при выполнении
конкретных управленческих задач. Если
в положениях об органах исполнительной
власти закреплено право, например, получать
информацию, экспертизу, отчет и т.п., то
в положении органа исполнительной власти
субъекта РФ, как правило, отсутствует
закрепленная обязанность предоставлять
требуемую информацию.
Поэтому было бы целесообразным права
и обязанности (материальные нормы) по
взаимодействию элементов системы закреплять
в положениях об органах исполнительной
власти субъектов РФ, а процедуру их взаимодействия,
как уже указывалось, - в административном
регламенте взаимодействия органов исполнительной
власти субъекта РФ.
Необходимо признать, что отсутствие административных
регламентов органов исполнительной власти
субъектов РФ и административных регламентов
взаимодействия органов исполнительной
власти субъекта РФ объясняется, на наш
взгляд, отсутствием аналогичных нормативно-правовых
актов на федеральном уровне. Тем не менее
на региональном уровне существует острая
необходимость в установлении процессуальных
норм не только организации и обеспечения
деятельности органов исполнительной
власти, но и норм о видах и формах взаимодействия
органов власти, входящих в систему исполнительной
власти субъектов РФ.