5. Понятие административно-правовых
норм и их особенности.
Норма права – это общеобязательное правило поведения,
установленное либо санкционированное
государством, закрепленное в официальном
документе и охраняемое государством;
или: – это установленное государством
общее правило поведения, регулирующее
общественные отношения.
Административно-правовые
нормы – это устанавливаемые государством
правила поведения, целью которых является
регулирование общественных отношений,
возникающих, изменяющихся и прекращающихся
в сфере функционирования механизма исполнительной
власти (государственного управления);
или: – это правила поведения, регулирующие
отношения в сфере государственного управления.
Административное право
использует административно-правовые
нормы в следующих целях:
- обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев (например, федеральных органов исполнительной власти);
- обеспечения эффективной реализации в сфере государственного управления конституционных прав, свобод и обязанностей граждан и их негосударственных объединений;
- определения того или иного варианта должного, т. е. отвечающего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;
- непосредственного выражения в сфере государственного управления публично-правового интереса;
- установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в рамках регулируемых общественных отношений.
Особенности административно-правовых
норм:
- в отличие от норм других отраслей российского права они имеют собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и др.).
- во многих случаях они регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей прав.
- достаточно часто устанавливаются непосредственно самими субъектами исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности и в ее целях (например, нормативными постановлениями Правительства РФ).
Административно-правовые нормы
несут в своем содержании двоякую
юридическую нагрузку: правоприменительную
и правоустановительную. А это
практически означает, что административно-правовые
нормы, являясь одной из важнейших
юридических норм применения законодательства
в сфере государственного управления,
по своей сути служат целям правоприменения,
т. е. исполнения. Об этом, в частности,
свидетельствует тот факт, что
действующим законодательством
установлено, что нормативные акты
субъектов исполнительной власти издаются
в целях исполнения закона, т. е. они
подзаконны.
Вся совокупность действующих
административно-правовых норм не сводится
к устанавливаемым непосредственно
субъектами исполнительной власти. Многие
нормы административного права
содержатся в Конституции РФ, в
конституциях республик и в уставах
иных субъектов РФ.
Структура административно-правовых
норм. Она состоит из 3 элементов:
гипотеза, диспозиция и санкция.
Гипотеза нормы
права (предположение) – часть правовой нормы, описывающая
условия, при наступлении которых следует
применять данную норму. В ней указываются
обстоятельства, при которых у субъектов
правоотношений возникают права и обязанности.
Гипотеза нередко обнаруживает
себя в виде юридических фактов (например,
достижение определенного возраста,
совершение административного правонарушения
и т.п.). При регламентации деятельности
аппарата управления она прямо не
выражается, а предполагается в качестве
условия соответствия его деятельности
установленной компетенции.
Например, ст. 2.3 КоАП предусматривает,
что административной ответственности
подлежат лица, достигшие к моменту
совершения административного правонарушения
шестнадцатилетнего возраста.
Диспозиция нормы
права (распоряжение) – центральный элемент нормы
права, содержащий правило поведения,
которому должны следовать участники
правовых отношений. Она устанавливает
права и обязанности сторон, определяет
варианты поведения участников общественных
отношений.
Диспозиция – это соответствующие предписания,
запреты или дозволения.
Санкция нормы
права (взыскание) – элемент правовой нормы, указывающий
на меры государственного принуждения,
применяемые при нарушении предписания,
содержащегося в норме права.
Санкция, как правило, предусматривает
ту или иную меру административно-предупредительного
(например, реквизиция имущества) или
пресекательного (например, запрещение
эксплуатации транспортного средства)
характера.
6. Виды административно-правовых
норм.
По целевому назначению:
- регулятивные – содержащие правила созидательной, нормальной деятельности;
- охранительные – призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.
И соответственно административное
право можно рассматривать как
комплекс, состоящий из норм, регламентирующих
созидательную деятельность исполнительной
власти и ее охранительную деятельность.
По содержанию (порядку реализации прав и обязанностей
участников административно-правовых
отношений) – материальные и процессуальные:
- Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников регулируемых общественных отношений, т. е. фактически их административно-правовой статус. Например, ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Эта норма статична, т. к. лишь фиксирует возможность приобрести охарактеризованный в ней в общей форме статус государственного служащего.
- Процессуальные административно-правовые нормы по своему назначению определяют (регламентируют) процедуру или порядок реализации обязанностей и прав, устанавливаемых нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. В частности, они определяют порядок поступления на государственную службу и ее прохождения.
По методу воздействия
на субъекты отношения:
- обязывающие, т.е. содержащие юридическое предписание действовать в предусмотренных нормой условиях должным образом. Например, для совершения определенных видов работ необходимо получить лицензию (официальное разрешение);
- запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Например, общим является запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административных правонарушений (КоАП РФ);
- уполномочивающие (дозволительные), т.е. предусматривающие возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Налицо разрешение, дающее возможность выбора того или иного варианта действий (бездействия), но в рамках определенного правового режима, создаваемого данной нормой. Например, гражданину предоставлена возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав и свобод в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностных лиц).
Так, должностные лица, осуществляющие
контрольно-надзорные полномочия, могут
применять к нарушителю соответствующих
правил поведения одну из предусмотренных
административно-правовой нормой меру
административного принуждения. Например,
должностные лица Государственного
комитета РФ по охране окружающей среды
(Госкомэкологии России) при осуществлении
государственного контроля за соблюдением
природоохранительного законодательства
вправе давать обязательные предписания
по устранению обнаруженных нарушений
законодательства; ограничивать или
приостанавливать хозяйственную или
иную деятельность, осуществляемую с
нарушением требований законодательства;.
- стимулирующие (поощрительные), т.е. обеспечивающие должное поведение с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия на участников регулируемых управленческих отношений (например, налоговые или иные льготы, применение льготного кредитования и т. д.).
- рекомендательные, т. е. дающие возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач (например, рекомендации по наиболее эффективной организации работы государственных налоговых инспекций по применению санкций за нарушения налогового законодательства).
По предметам
действия:
- по действию в пространстве (территориальному масштабу): общефедеральные, действующие на территории субъекта РФ или региона, межотраслевые, отраслевые, локальные (внутриорганизационные)
Действие административно-правовых
норм в пространстве связано с
положением органа, издавшего акт.
- по кругу лиц: общеобязательные для всех субъектов, для специальных субъектов (отдельных групп лиц)
По кругу физических лиц
действие административно-правовых норм
связано с распространением устанавливаемых
ими правил на всех граждан либо
на отдельные их группы (военнослужащие,
беженцы, работники определенного
министерства и т.д.) – это так
называемые специальные субъекты.
По юридической
силе:
- законодательные акты
- подзаконные акты – могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.
Решения Конституционного и
других судов имеют большую юридическую
силу, чем подзаконные акты и даже
законы.
По сроку действия:
- временные. Если срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная, срочная. Срочная норма, если её досрочно не отменят, прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата.
- постоянные. Постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они имеют силу до тех пор, пока не будут отменены.
7. Источники административного
права: понятие и система.
К источникам административного
права относятся те правовые нормативные
акты органов государственной власти
и государственного управления, которые
содержат нормы административного права,
например Кодекс об административных
правонарушениях. Различаются акты с высшими
юридическими свойствами (законы), акты
подзаконные (акты управления) и др. В числе
источников административного права выделяются
следующие нормативные акты: законы, указы,
постановления Правительства, другие
акты управления.
Законы среди всех источников
административного права обладают
высшими юридическими свойствами: они
регулируют наиболее общие и значительные
управленческие и иные отношения
административного права. Законы принимаются
законодательными органами власти РФ,
её субъектов, различаются законы:
- Основной закон (Конституция) РФ; ФКЗ (например, о Правительстве РФ); ФЗ (например, о военном положении, о чрезвычайном положении); законы РФ(например, об основах муниципальной службы); основные законы (конституции, уставы) субъектов РФ; законы субъектов РФ.
Указы Президента РФ также
регулируют важные вопросы организации
государственного управления.
Решения представительных местных
органов (местного самоуправления) издаются
по вопросам местного управления, охраны
порядка и другим вопросам.
Акты управления составляют
группу источников административного
права. Их принимают высшие органы (Правительство),
центральные (министерства и ведомства),
органы управления субъектов РФ и
муниципальные органы. Акты управления
могут приниматься в условиях
правового государства только по
вопросам управления, то есть распространяться
на подчиненные органу предприятия
и учреждения и не могут затрагивать
прав и обязанностей граждан. С этих
позиций основными источниками
административного права являются:
положения, уставы, кодексы, инструкции,
правила, акты, не имеющие названных
форм.
Положения как источник административного
права – самая распространенная
и многочисленная форма нормативных
актов. Положения органически закрепляют
компетенцию одного органа государственного
управления или группы таких органов,
например положения о министерствах,
комитетах и других органах, а
также их структурных подразделениях.
Уставы учреждены и
действуют во многих отраслях государственного
управления. По действующему законодательству
уставы обязаны иметь предприятия,
учебные заведения и многие другие
организации. В уставах закрепляются
структура организации и компетенция
входящих в неё органов.
Кодексы как источники
административного права.
Первая группа – о юридической
ответственности.
Вторая группа имеет целью
упорядочение организации отрасли,
в них регулируются, наряду с административно-правовыми
отношениями, отношения в других
отраслях права.
Инструкции содержат общие
разъяснения о порядке проведения
в жизнь того или иного акта,
а также устанавливают дополнительные
правила к ним.