Шпаргалка по "административному праву" в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:10, реферат

Краткое описание

Адм право-это отрасль права в Казахстанской правовой системе представляющей собой совокупность юридических норм регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления, а также по факту совершения деяния содержащего все признаки административного правонарушения.
Административное право – одна из самостоятельных отраслей права, совокупность
правовых норм, с помощью которых государство регулирует общественные отношения,
возникающая в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Файлы: 1 файл

административное право рк.doc

— 285.00 Кб (Скачать)

Вопросы к  зачету по дисциплине «Административное право РК» 

  1. Административное  право, как отрасль  права.

Адм право-это отрасль  права в Казахстанской правовой системе представляющей собой совокупность юридических норм регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления, а также по факту совершения деяния содержащего все признаки административного правонарушения.

Административное  право – одна из самостоятельных отраслей права, совокупность

  правовых норм, с помощью которых государство  регулирует общественные отношения,

  возникающая  в связи и по поводу практической  реализации исполнительной власти.

       Административное право, являясь  профилирующей (фундаментальной)  отраслью, составным звеном системы  права Республики Казахстан, выступает гораздо большим явлением, чем обычная форма реализации воли исполнительной власти. 

2. Предмет регулирования административного права.

Предметом административного  права являются те общественные отношения, которые регулируются его нормами.

       Предмет отрасли административного права включает в себя:

  • изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление;
  • изучение отношений, регулируемых нормами административного права;
  • изучение взаимосвязей и развития видов административно-правовых норм;
  • изучение источников и системы этой отрасли права;
  • изучение правового статуса субъектов и объектов государственного управления;
  • изучение правовых форм и методов управления;
  • изучение вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти;
  • изучение проблем отраслевого и межотраслевого управления.
 

     Таким  образом, предметом административного  права является совокупность 

  общественных  отношений, складывающихся в процессе  организации и деятельности

  органов и  должностных лиц, осуществляющих  исполнительную и распорядительную

  деятельность. 

3.Система административного права.

Административное  право состоит  из 2-х частей:

  • Общая часть;
  • Особенная часть.

  В Общей части изучаются:

  • Понятие адм права его предмета, методологии, источник, административно правовых понятий и его состава, адм ответственность и ее основания, гос. Служба ,гос. Управление, адм процесс, административно правовые режимы.
  • основные институты административного права;
  • место и значение данной отрасли и ее влияние на определение статуса органов исполнительной власти;
  • административный процесс и условие применения административных мер воздействия;
  • установление специальных административно-правовых режимов;
  • законность в административной деятельности.

  В Особенной части содержатся:

Государственное управление в различных  сферах общественной жизни: хоз-но-экономическое  и соц-но культурные сферы.

  • нормы, объединяющие институты административного права и действующие в определенных сферах государственной жизни (управление государственной собственностью, образованием, юстицией и т.д.).
 
 

4. источники административного права.

Под термином «источник административного права» понимается  официально

  признаваемые  государственной властью формы  выражения и закрепления правил

  поведения субъектов  управленческих отношений.

     Чтобы  считаться источником права, каждая  такая форма должна обладать признаками:

  1. Содержать одно или несколько правил поведения (норм права), обязательных для исполнения определенной категории субъектов;
  2. Быть признанной официально государственной властью в качестве таковой и обеспечиваться принудительной силой государства;
  3. Быть практически значимой, активно применяться в деятельности субъектов административных правоотношений;
  4. Иметь основания для совершения субъектами административных правоотношений каких-либо юридически значимых действий;
  5. Вписываться в существующую систему права, соответствовать научной правовой доктрине.
 
  • Источник права  всегда институционализирован в  виде правовой формы
  • Правила (нормы) определяют поведение людей, которые объективированы в формах права.

                               

      Нормативный  акт как источник административного  права представляет собой официальный  правотворческий акт органов  исполнительной власти, содержащий нормы права, обладающий юридической силой, изданный компетентными органами в установленном порядке.

   

      В  Республике Казахстан действует  значительное количество нормативных  атков, являющихся источниками  административного права:

  1. Конституция РК (30.08.95г.) – она представляет собой правовую основу, которая выступает в роли управленческого центра и требует соподчинение всех элементов административного законодательства.
  2. Кодекс РК об административных правонарушениях (КоАП), принятый 30.01.2001 г. №156-II  ЗРК, представляет собой комплекс нормативных актов, регулирующих различные сферы административных правонарушений. Кодекс – закон, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения.
  3. Конституционный закон – это закон, принимаемый по вопросам, предусмотренным Конституцией РК, большинством не менее двух третьей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента РК.
  4. Законы, издаваемые Парламентом, в порядке референдума и в случаях, предусмотренных Конституцией – Президентом РК.
  5. Указы Президента РК, имеющие силу конституционного закона, указы, имеющие силу закона, указы главы государства.
  6. Подзаконные нормативные акты – для регулирования вопросов, носящих конкретный характер.

К ним относятся акты:

  1. Парламента и его Палат.
  2. Издаваемые Президентом РК.
  3. Принимаемые органами исполнительной власти.

Акты  Парламента    принимаются на основе и во исполнение Конституции РК. Одной из форм данного источника являются Постановления о порядке введения в действие тех или иных законов, которые издаются одновременно с законом.

Виды  актов Президента РК определяются Конституцией и другими законами6

  1. Указы, издаваемее на основе и во исполнение Конституции и законов.
  2. Указы, имеющие силу Конституционного закона.
  3. Указы, имеющие силу закона.
  4. Распоряжения, принимаемые на основе и во исполнение Конституции, законов и указов Президента.

    В группе  подзаконных актов в первую  очередь следует выделить Постановления  Правительства РК, которые обязательны  для исполнения на всей территории Республики; акты, принимаемые министерствами и ведомствами, затрагивающими конкретные сферы исполнительно-распорядительной деятельности, которые обладают юридической силой в ее рамках.  

      7. Конституционный Совет РК имеет право признавать не соответствующим Конституции любой нормативный акт. С этой точки зрения нормативные постановления Конституционного Совета РК также являются источником административного права.   

5. методология административного права.

Методология адм права это  совокупность способов приемов и средств регулирования адм правовых отношений

  

          Данную совокупность составляют:

  1. Дозволения(диспозитивный) – представление лицам права на свои собственные активные действия.
  2. Запрещения требование воздерживаться от совершения действий определенного рода.
  3. Позитивного обязывания (императивный) – возложение на лиц обязанности к должностному поведению.

    Эти методы  рассчитаны как на правоотношения  их равноправных участников , так  и на те отношения, в которых  юридическая воля одной стороны имеет приоритет перед юридической волей другой стороны.

    Сфера публичных интересов свои характерные особенности, что в итоге влияет на выбор способов, средств, приемов регулирования.

    Метод императивного регулирования обусловлен необходимостью обеспечить выражение свободной воли отдельным гражданином путем взаимного признания интересов других, организованное сотрудничество администрации государства с коллективными и индивидуальными субъектами административного права.

    В административно-правовой сфере, как правило, нормами закреплено, когда и между какими субъектами должно возникать те или иные правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон.

(Например: отношение  граждан с определенными органами  исполнительной власти, связанные с регистрацией по месту пребывания, получением лицензии и т.д.). 

     Метод административного права способствует внедрению в исполнительную и распорядительную деятельность демократических начал.

Закрепляя демократические  начала формирования исполнительной власти и контроля за ее деятельностью, административное право обеспечивает соблюдение принципов гласности, законности и справедливости. 

6.Понятие и сущность государственного управления.

  Государственное управление – исполнительная и распорядительная деятельность по непосредственной, практической организаций общественных процессов в развитий общества. 

  Государственное управление это: 

   а. деятельность  по исполнению законов; 

   б. деятельность  в текущем распорядительстве  различными  объектами и людьми с изданием обязательных для них подзаконных актов.

Характерные признаки государственного управления: 

1. Исполнительный  и распорядительный характер  управленческой деятельности:

- исполнительный  – по отношению к органам  власти;

- распорядительный – по отношению ко всем другим органам        государства.

2. Юридически –  властный характер – она реализуется  от имени государства и наделяется  необходимыми властными полномочиями.

3. Организационный  характер управления 

             - достигается координация совместной деятельности.

4. Повседневный и  непрерывный характер управления  – исключается эпизодичноса деятельности.

5. Подзаконность  и подконтрольность государственного  управления: - все правовые акты  строго основаны на законах; 

- все структуры образуются органами власти.   

7.Административно-правовые нормы, их структура.

          Административно-правовая норма — это норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности.

            Нормы административного права направлены на организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в сфере управления. Посредством административно-правовых норм определяются правовое положение и компетенция большинства органов исполнительной власти, органов управления, регламентируется их деятельность, ее формы и методы, порядок взаимоотношений с другими субъектами управления. Нормы административного права определяют также правовое положение физических и юридических лиц в сфере государственного управления.

Информация о работе Шпаргалка по "административному праву" в РК