Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:00, шпаргалка

Краткое описание

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Файлы: 1 файл

ответы АП.docx

— 378.33 Кб (Скачать)

К числу коллективных субъектов  административного права относятся  создаваемые в течение нескольких последних лет государственные корпорации. Правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации государственных корпораций определяются федеральными законами. Например, Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-Ф3 «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» устанавливает, что данная организация по организационно-правовой форме является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией. Целью корпорации является осуществление управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организации эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, а также для развития г. Сочи как горноклиматического курорта.

 

12. Административно-правовой  статус граждан (общая характеристика  прав

и обязанностей в сфере  государственного управления).

Физические лица участвуют  в политической, государственной  деятельности после приобретения статуса  личности, а затем гражданства.

Для того, чтобы заняться трудовой, профессиональной деятельностью, учиться в образовательном учреждении, служить в Вооруженных силах  и т.д., необходимы дополнительные права  и обязанности, кроме правового  статуса личности и гражданина. Здесь  гражданин вступает в профессиональную деятельность, где отношения регулируются другими нормами права.

Особый правовой статус – это полномочия граждан, которые они приобретают по доброй воле, в своих интересах, в целях достижения своих потребностей (любители-охотники, любители-рыбаки, спортсмены-непрофессионалы, туристы и др.).

В правотворческой, в правоприменительной  деятельности государства, его органов  и должностных лиц разделение правового статуса личности, гражданина и т.д. очень важно. Например, трудовое законодательство отдает преимущество рабочим и служащим, законодательство об административной ответственности  имеет перед собой гражданина, должностных лиц.

Административная  правоспособность – это проявление общей правоспособности, то есть установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это способность приобретать соответствующий комплекс обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию.

Административная  дееспособность – это способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

Часто административные правоспособность и дееспособность неразделимы, так  как являются по существу двумя элементами административно-правового статуса. Это относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают  одновременно, то есть с момента  образования и юридического закрепления  их компетенции.

Правовой статус иностранных  граждан и лиц без гражданства  в первую очередь охарактеризован  в КРФ, а также в ФЗ (о правовом положении иностранных граждан  в РФ), и законодательных актах. В Конституции и законодательстве говорится о том, что они пользуются теми же правами и свободами и  несут те же обязанности, что и  граждане РФ, если иное не оговорено  законодательством. Поэтому можно  сделать вывод, что иностранные  граждане и лица без гражданства  не могут избирать и быть избранными в федеральные органы государственной  власти и органы государственной  власти субъектов РФ, участвовать  в референдумах, временно проживающие иностранные граждане не в праве по собственному желанию изменять разрешенное им место проживания. Конституция позволяет иметь иностранным гражданам двойное гражданство и предоставляет политическое убежище в соответствии с общепринятыми нормами международного права. Мерой административной ответственности является выдворение за пределы РФ (ст. 34 закона и ст. 3.10 КоАП РФ).

Существует три вида административно-правовых режимов пребывания иностранных  граждан в РФ:

  • временное пребывание (на срок действия выданной визы; на срок не более 90 суток при прибытии в Россию в порядке, не требующем визы; на срок действия заключенного);
  • временно проживающие (сроком на 3 года в соответствии с разрешением на временное проживание). Возможен отказ в выдаче или аннулировании разрешений на временное проживание и вида на жительство в соответствии со ст.ст. 7 и 9 закона; соблюдение правил оформления приглашений на въезд в страну ст.ст. 16-19;
  • регистрации иностранных граждан в РФ. Их учет, а также контроль за их пребыванием и проживанием в стране ст.ст. 20-32.

13. Административно-правовые  гарантии прав и свобод граждан

Правовой статус физического  лица – гражданина РФ складывается из ряда взаимосвязанных специфических  составных частей: конституционно-правовой части; административно-правовой части; гражданско-правовой части и др.

Административно-правовое положение  личности хар-ся прежде всего объемом  и характером административной правосубъектности, которую образуют административные правоспособность и дееспособность. В административно-правовом статусе  в обобщенном виде конкретизируются разнообразные права, обязанности, гарантии с учетом отраслевой праводееспособности. Административно-правовой статус гражданина устанавливается прежде всего КРФ, актами органов представительной власти, указами Президента РФ, актами органов  исполнительной власти.

Основные права и обязанности  граждан в сфере исполнительной власти являются частью комплекса прав, свобод и обязанностей, закрепленных в главе 2 КРФ и конкретизированных в законах и других нормативно-правовых актах. Из конституционных прав и  обязанностей важное значение для административно-правового  статуса имеют положения ст.ст. 25, 27, 31, 32, 33, 42, 45, 46, 57, 58, 59 Конституции  РФ и ряд других.

Нормы Конституции РФ являются нормами прямого действия, но для  того, чтобы реализовать принадлежащие  гражданину права и выполнить  возложенные на него обязанности, необходимо дальнейшее развитие конституционных  норм в текущем законодательстве, регламентирующем возможность и  режим осуществления прав, свобод и обязанностей гражданина. Так, положения  ст. 27 КРФ конкретизированы в законе РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан  РФ на свободу передвижения, выбор  места пребывания и жительства в  пределах РФ», в Федеральном законе от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», а также  в ряде подзаконных актов, например, в постановлении Правительства  РФ от 17 июля 1995 года «Об утверждении  правил регистрации и снятии граждан  РФ с регистрационного учета по месту  пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных  лиц, ответственных за регистрацию» и т.д.

Административная ответственность  – один из видов юридической ответственности, которая применяется судьей, органом, уполномоченным должностным лицом  в качестве административного наказания  к лицу, совершившему административное правонарушение. Административная ответственность  имеет все признаки (черты), присущие юридической ответственности.

Административная ответственность  – это применение судьей, уполномоченным органом или должностным лицом  установленных государством мер  административного наказания на основании закона или в порядке, определяемым законом, к физическим или юридическим лицам за административные правонарушения, предусмотренные законодательством  РФ и законами субъектов РФ, а  также осознанная готовность виновного  лица понести это наказание. Последнее  важно тем, что формирует правосознание  граждан и должностных лиц  о справедливости наказания и  профилактическом воздействии на лиц, совершивших административное правонарушение и не совершивших.

Нормы административного  права предусматривают различные  виды юридической ответственности: уголовную, административную, дисциплинарную и материальную. Решение вопросов уголовной и частично материальной ответственности находится в  компетенции судебной юрисдикции, остальные  же виды юридической ответственности, и в первую очередь административной, дисциплинарной и частично материальной – в компетенции административной юрисдикции.

Кроме того, на основе норм административного  права могут применяться меры общественного воздействия в  том случае, когда к нарушителю норм административного права, по мнению уполномоченного должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, целесообразно применить  меры общественного воздействия.

Административная ответственность  имеет общие черты с другими  видами юридической ответственности  – уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается прежде всего в  общей цели, которую преследуют все  виды юридической ответственности  по воспитанию правонарушителей, профилактике правонарушений, а иногда в принудительном характере мер воздействия на правонарушителей.

14. Обжалования официальных  решений и действий, нарушающих  права и свободы человека и  гражданина

 

Статья 1. Право на обращение с жалобой в суд

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных  лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Ответственность государственного служащего наступает в связи  с его обязанностью признавать, соблюдать  и защищать права и свободы  человека и гражданина в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", статьями 4, 15 и 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Действие статей настоящего Закона в отношении государственных  служащих распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством  к государственным служащим.

 

Статья 2. Действия (решения), которые могут быть обжалованы в суд

К действиям (решениям) государственных  органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных  лиц, государственных служащих которые  могут быть обжалованы в суд, относятся  коллегиальные и единоличные  действия (решения), в том числе  представление официальной информации в результате которых:

нарушены права и свободы  гражданина;

созданы препятствия осуществлению  гражданином его прав и свобод;

незаконно на гражданина возложена  какая-либо обязанность или он незаконно  привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных  в части первой настоящей статьи органов, предприятий, объединений, должностных  лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части  статьи.

Каждый гражданин имеет  право получить, а должностные  лица, государственные служащие обязаны  ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его  права и свободы, если нет установленных  федеральным законом ограничений  на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление  прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных  лиц, государственных служащих, совершивших  действия (принявших решения), с установленным  авторством данной информации, если она  признается судом как основание  для совершения действий (принятия решений). 

Статья 3. Пределы действия настоящего Закона

В соответствии с настоящим  Законом суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:

действий (решений), проверка которых отнесена законодательством  к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации;

действий (решений), в отношении  которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования. 

Статья 4. Подача жалобы

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности  государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию  или объединению, общественному  объединению, должностному лицу, государственному служащему.

Вышестоящие в порядке  подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть  жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или  он не получил ответа в течение  месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"