Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:00, шпаргалка

Краткое описание

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Файлы: 1 файл

ответы АП.docx

— 378.33 Кб (Скачать)

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также  по просьбе гражданина надлежаще  уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту  его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего.

Военнослужащий вправе в  порядке, предусмотренном настоящей  статьей, обратиться в военный суд  с жалобой на действия (решения) органов  военного управления и воинских должностных  лиц, нарушающие его права и свободы.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или  по своей инициативе вправе приостановить  исполнение обжалуемого действия (решения).

Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной в установленном размере. Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер.

Статья 5. Сроки обращения в суд с жалобой

Для обращения в суд  с жалобой устанавливаются следующие  сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его  прав;

один месяц со дня получения  гражданином письменного уведомления  об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного  срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может  быть восстановлен судом.

Уважительной причиной считаются  любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона.

Статья 6. Порядок рассмотрения жалобы

Жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных  служащих рассматривается судом  по правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных  служащих, действия (решения) которых  обжалуются гражданином, возлагается  процессуальная обязанность документально  доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается  от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. 

Статья 7. Решения суда по жалобе

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить  требование гражданина, отменяет примененные  к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его  нарушенные права и свободы.

Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к указанным в статье 2 настоящего Закона последствиям.

Установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность  государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия  или объединения, общественного  объединения или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению  прав и свобод гражданина.

В отношении государственных  служащих, совершивших действия (принявших  решения), признанные незаконными, суд  определяет меру предусмотренной Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", другими федеральными законами ответственности государственного служащего, вплоть до представления об увольнении. Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений), указанных в статье 2 настоящего Закона.

Убытки, моральный вред, нанесенные гражданину признанными незаконными  действиями (решениями), а также представлением искаженной информации, возмещаются  в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации порядке.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

 

Статья 8. Исполнение решения суда

Решение суда, вступившее в  законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов  местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных  служащих и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, государственному служащему, а  также гражданину не позднее десяти дней после вступления решения в  законную силу.

Об исполнении решения  должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд  принимает меры, предусмотренные  законодательством Российской Федерации.

 

Статья 9. Распределение судебных издержек, связанных с рассмотрением жалобы

Судебные издержки, связанные  с рассмотрением жалобы, могут  быть возложены судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо на государственный  орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение или должностное  лицо, государственного служащего, если установит, что их действия (решения) были незаконными.

Судебные издержки возлагаются  на государственный орган, орган  местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение или должностное  лицо, государственного служащего также  в случае признания судом их действий (решений) законными, если поданная гражданином  вышестоящему в порядке подчиненности  органу, объединению, должностному лицу жалоба была оставлена без ответа либо ответ дан с нарушением срока, установленного статьей 4 настоящего Закона.

 

15. Понятие и правовой  статус органов исполнительной  власти

Орган исполнительной власти – государственное учреждение, обладающее относительной самостоятельностью, структурной организацией, наделенное государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и действующее в пределах определенной территории.

Признаки органа исполнительной власти:

  • является государственным учреждением;
  • вместе с органами законодательной и судебной власти входит в систему органов государственной власти (государственный аппарат);
  • наделен полномочиями государственно-властного характера;
  • решает задачи, определенные государством;
  • обладает соответствующей компетенцией;
  • деятельность носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер;
  • деятельность осуществляет организованный коллектив людей (государственных служащих);
  • осуществляет управленческую деятельность на основе предметной специализации;
  • осуществляет деятельность в различных формах (правотворческая, правоприменительная, договорная);
  • располагает широким арсеналом средств, способов осуществления деятельности;
  • обладает внутренней организацией, структурой;
  • наделен административной правосубъектностью;
  • действует в пределах определенной территории;
  • подконтролен и подотчетен по определенным вопросам органам представительной власти, а также вышестоящим органам исполнительной власти.

 

Одной из важнейших проблем административного  права является упорядочение и повышение  действенности субъектов административного  права. Это напрямую зависит от нормативного установления и практического осуществления  их правового статуса.

Правовое положение (или правовой статус) органов исполнительной власти подразумевает, что все они действуют на основе законов и других нормативных актов, осуществляют нормотворческую деятельность, совершают действия, возложенные на них нормативными актами, имеют полномочия (компетенцию), а также обладают оперативной самостоятельностью, но в пределах установленной компетенции.

Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что  эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении  предоставленных им полномочий. Независимость  от органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента и Правительства  РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенций означает незаконное присвоение властных полномочий.

 

До принятия Конституции РФ 1993 г. органы государственного управления находились под контролем представительных органов государства, были подотчетны и подконтрольны им. Такой принцип  лежит в основе нормальной административной системы каждого развитого в  экономическом и в политико-правовом отношении государства. В России в настоящее время решающее значение при формировании органов исполнительной власти имеют Президент РФ, Президенты республик в составе России —  субъектов РФ, главы администраций  субъектов Федерации. Органы исполнительной власти не подотчетны и не подконтрольны  органам представительной власти. Основным способом воздействия законодательных  органов на исполнительную власть является принятие законов.

Органы исполнительной власти оказывают  значительное влияние на законотворческую деятельность представительных органов  власти: осуществляют право законодательной  инициативы Правительства РФ, право  подписи и возвращения на повторное  рассмотрение нормативных актов, предоставленное  главам администраций краев, областей и т. д. Расширена подведомственность дел (споров), связанных с организацией и функционированием органов  исполнительной власти, судам общей  юрисдикции и арбитражным судам, увеличены основания для отмены судами противоречащих законам правовых актов органов исполнительной власти.

Как уже было отмечено, органы исполнительной власти осуществляют исполнительную, распорядительную, контрольно-надзорную, регулирующую, юрисдикционную и нормотворческую  деятельность. Правовое положение органов  исполнительной власти, осуществляющих важные функции государственного регулирования  в различных областях, устанавливается, как правило, в федеральных законах. Например, ФЗ от 2 января 2000 г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в гл. 3 определяет положения о  государственном регулировании  в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов: государственное нормирование, государственная  регистрация пищевых продуктов, материалов и изделий; лицензирование отдельных видов деятельности по изготовлению и обороту пищевых  продуктов; оценка и подтверждение  соответствия требованиям нормативных  документов пищевых продуктов, материалов и изделий, услуг, оказываемых в  сфере розничной торговли пищевыми продуктами и сфере общественного  питания, а также систем качества; государственный контроль и надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

 

В настоящее время повышается актуальность эффективной административной политики. Последнюю А. П. Шергин определяет как "основные направления деятельности государства в сфере отношений  исполнительной власти и гражданина". Административная политика реализуется  в практической деятельности органов  исполнительной власти. Необходимость  в новой административной политике обусловлена целью создания в  России современного правового государства, однако предварительным этапом должно явиться безотлагательное проведение административной реформы. Важным шагом  на этом пути стало бы формирование законодательства, устанавливающего механизм реформирования исполнительной власти и обеспечивающего реализацию административно-правового  статуса граждан и самих органов  исполнительной власти.

Важным элементом деятельности государственных органов исполнительной власти является осуществляемая на основе нормативно установленных положений  нормотворческая работа — от ее эффективности зависит реальное действие законов.

Реализация правового статуса  органов исполнительной власти в  РФ гарантируется российским законодательством, возможностью обращения за защитой  в суд, применением мер государственного принуждения.

 

16. Полномочия Президента  РФ в сфере исполнительной  власти.

В соответствии со ст. 83 Конституции  он, в частности:

  • назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ;
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;
  • принимает решения об отставке Правительства;
  • представляет ГД кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБРФ и ставит перед ГД вопрос об освобождении его от должности;
  • по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности;
  • утверждает военную доктрину;
  • формирует Администрацию Президента;
  • назначает и освобождает полномочных представителей Президента;
  • назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;
  • назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях;
  • подписывает и обнародует ФЗ (в том числе по вопросам исполнительной власти);
  • обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
  • осуществляет руководство внешней политикой страны; ведет переговоры, подписывает международные договоры и ратификационные грамоты;
  • принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"