Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Административное право".

Файлы: 1 файл

Экзамен Админ право.docx

— 225.98 Кб (Скачать)

1. Понятие, место и роль административного права в российской правовой системе.

Административное  право является одной из основных отраслей системы права наряду с  конституционным, гражданским и  уголовным правом. Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих административно-правовые отношения (которые составляют предмет  административного права).

Центральное место в системе административно-правовых отношений занимают управленческие правоотношения, связанные с осуществлением государственного управления (регулирования) органами исполнительной власти.

Для административного права характерен императивный метод правового регулирования. Для данного метода характерны иерархичность  и подчинённость, государственно-властные отношения, императивный характер норм и предписаний. Субъектами административного  права и административно-правовых отношений являются граждане, юридические  лица, государственные органы, должностные  лица.

Административное  право огромно по объёму и разнообразно по содержанию, единой кодификации  административного права не существует, а его нормы содержатся в самых  различных законах и подзаконных  актах. Согласно Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Однако единого, универсального административного  процесса также не существует. Многие нормы административного права  базируются на Конституции РФ и нормах конституционного права. Деятельность органов исполнительной власти регулируется Федеральным конституционным законом "О Правительстве РФ", Федеральным  законом "Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ", Указом Президента РФ "О структуре федеральных  органов исполнительной власти", положениями о федеральных органах  исполнительной власти (утверждаются Президентом РФ или Правительством РФ), другими законами и подзаконными актами. Некоторые законы регулируют определённые сферы и виды государственного управления, например, Федеральный  закон "О лицензировании отдельных  видов деятельности". Государственная  служба регулируется Федеральным законом "Об основах государственной службы РФ", другими законами и подзаконными актами. Различные разрешительные и  регистрационные режимы регулируются Законами РФ "О государственной  границе РФ", "О праве граждан  на свободу передвижения, выбор места  пребывания и жительства в пределах РФ", "О чрезвычайном положении", другими федеральными законами, другими нормативными правовыми актами. С административным правом тесно связано финансовое право.

2. Государственное управление, его основные черты и функции.

Среди всех видов управления государственное  управление занимает особое место, что  обусловлено наличием мощной государственной  власти, распространяющейся на все  общество, устанавливающей правовые нормы и использующей механизмы  принуждения для обеспечения  соблюдения всеми объектами управления установленных правил поведения.

Государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе. Исполнительной деятельностью управление является потому, что направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. В процессе осуществления управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения. В связи с этим указанная деятельность в литературе именуется исполнительно-распорядительной.

Государственное управление как вид социального  управления характеризуется рядом  особенностей. Если рассматривать государственное  управление в широком смысле слова (буквально как управление делами государства), то его осуществляют все  органы государства. Это управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности: законодательная  деятельность, осуществляемая представительными  органами государственной власти; исполнительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти; правосудие, осуществляемое системой судебной власти. Все эти  формы деятельности направлены на осуществление  единых целей и задач государства. Ст. 10 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Ст. 11 Конституции Российской Федерации гласит, что:

1) государственную власть в Российской  Федерации осуществляют Президент  Российской Федерации, Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство Российской  Федерации, суды Российской Федерации; 

2) государственную власть в субъектах  Российской Федерации осуществляют  образуемые ими органы государственной  власти Конституция Российской  Федерации. 

В узком смысле слова государственное  управление — это деятельность государства  исполнительно-распорядительного характера  или административная деятельность, осуществляемая главным образом  органами исполнительной власти как  на уровне Российской Федерации, так  и ее субъектов. Такое понимание  государственного управления принято  в административном праве и основано на ст. 10, 77, 78, 110—117 Конституции Российской Федерации и других законодательных  актах.

Из  вышесказанного видно, что государственное  управление, исполнительная деятельность в узком смысле слова является одной из форм деятельности государства. Это управление характеризуется  рядом признаков.

В процессе осуществления государственного управления реализуются функции  государства в межотраслевых  сферах (финансы, налоги, статистика и  др.), в социально-политической сфере (оборона, внутренние дела, государственная  безопасность, иностранные дела и  др.), в социально-культурной сфере (образование, наука, здравоохранение, культура и  др.) и в сфере хозяйственной  деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.).

Государственное управление носит государственно-властный характер.

Государственное управление осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления.

Государственное управление является организующей деятельностью.

Как уже было отмечено, управленческая деятельность реализуется посредством  применения различных организационных  форм, совокупность которых и обеспечивает целенаправленное функционирование всего  управленческого механизма. В зависимости  от того, насколько совершенно государственное  управление, настолько и деятельность государственного аппарата соответствует  условиям функционирования государства  на том или ином этапе исторического  развития. Государственное управление практически реализуется через  такие формы организационной  деятельности, как подбор и расстановка  кадров, прогнозирование, разработка целевых  программ развития той или иной отрасли (сферы) управления, работа с информацией, координация, контроль, учет и статистика, делопроизводство и др.

Сегодняшний этап исторического развития Российской Федерации — это провозглашение в нашей стране наличия правового  государства и создание зрелого  гражданского общества.

Одной из главных целей, которая должна быть поставлена перед нынешним этапом административной реформы в России, является определение подобающей роли и места гражданина в обществе и государстве. Гражданину должны быть предоставлены возможности реализовывать  свои права и отстаивать нарушенные права в сфере государственного управления при условии соблюдения со стороны всех участников административных правоотношений принципа законности.

Государственное управление становится правомерным  или, что тождественно, подзаконным  по мере того, как в государстве  реально используется механизм разделения властей, и в первую очередь, от органов  управления должны быть обособлены органы законодательства.

Определение целей и основных задач, решаемых в процессе управления, обусловливает  динамичность этой формы государственной  деятельности. Каждый этап развития нашего государства, как правило, сопровождается соответствующими изменениями в  управленческой структуре, направленными  на улучшение деятельности аппарата исполнительной власти. Динамичность управленческой деятельности обеспечивает оптимальное решение задач общества.

Государственное управление призвано служить в первую очередь интересам личности, общества и государства (именно в такой  последовательности, если государство  вправе называться демократическим). Оно  осуществляется на основе и во исполнение федеральных законов, законов субъектов  Российской Федерации и иных актов  представительной власти России, т.е. государственное  управление носит подзаконный характер.

Субъектами  государственного управления являются государственные органы, органы местного самоуправления (муниципальные органы), а также общественные и иные негосударственные  формирования, наделенные соответствующими полномочиями.

Исходя  из вышеизложенного, государственное  управление (исполнительная деятельность) может быть определено как одна из форм деятельности уполномоченных на то субъектов, состоящая в практической организации осуществления его  задач и функций, в непосредственном повседневном руководстве социально-политическими, социально-культурными отраслями, хозяйственной  и межотраслевыми сферами деятельности на основе и во исполнение законов.

Главная цель государственного управления определяется его сущностью, понятием, а именно — совершенствование системы  управления, изменение ее качественных характеристик, которые, в свою очередь, призваны обеспечить оптимальную организацию, реализацию руководства процессов, происходящих в отношениях субъекта и объекта управления. Цели —  это то, на что направлена деятельность органов государственного управления

Цели  государственного управления

социально-экономические  цели, т.е. упорядочение общественной жизни  и удовлетворение публичных интересов; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

политические  цели, т.е. вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание  процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию  государственных и общественных структур, развитию человека;

обеспечительные цели, т.е. обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного  порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния;

организационно-правовые цели, т.е. формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций  государства и решения его  задач при помощи демократических  институтов и механизмов правового  государства, а также организационно-функциональных образований.

При таком подходе перечисленные  цели государственного управления фактически соответствуют устоявшейся в  теории права и государства классификации  функций государства по отраслевому принципу, что вполне допустимо, поскольку именно в функциях проявляются цели управления.

При таком подходе, как правило, выделяют пять функций государства.

Экономическая функция — обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, организация общественных работ, планирование производства, осуществление внешнеэкономических связей и др.

Политическая  функция — обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств и т.п.

Социальная  функция — охрана прав и свобод населения, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д.

Идеологическая  функция — поддержка определенной, в том числе религиозной, идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.

Экологическая функция (появившаяся сравнительно недавно) — охрана окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности.

Таким образом, функции государства являются не постоянными, а непрерывно трансформирующимися  категориями. Их классификация весьма обширна. Некоторые функции отпадают вообще, другие существенно меняют объем и содержание, а следовательно, и значимость. Кроме того, появляются новые, неизвестные ранее функции  государства. Изменяется также их соотношение  в единой системе, которую они  образуют.

Функции государства не следует отождествлять  с функциями его отдельных  органов или же государственных  организаций. Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем  немалую значимость для жизни  общества и государства, но, тем не менее, обладают по сравнению с функциями  всего государства относительно узким, локальным характером. Если функции  государства охватывают собой всю  его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или  механизма, то функции отдельных  органов распространяются лишь на часть  его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей.

При этом важно учитывать, что государство  в целом выступает субъектом  государственного управления, а основу организационной структуры государственного управления составляют органы исполнительной власти. Следовательно, функции государственного управления определяются целями и функциями  государства, в свою очередь, функции  исполнительной власти определяются целями и функциями государственного управления.

Возвращаясь непосредственно к понятию «функции управления», необходимо подчеркнуть, что в науке управления нет единого понятия функций, т.е. направлений деятельности. Функция — широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция (лат. functio) — это исполнение, обязанность, круг деятельности, назначение, отображение, роль, совершение, соответствие. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности. В социально-экономических системах понятие «функция» также широко применяется к системе в целом, объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам и видам деятельности. Функции занимают особое место в системе управления и играют ключевую роль в ее формировании.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"