Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Административное право".
1. Понятие, место и роль административного права в российской правовой системе.
Административное право является одной из основных отраслей системы права наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих административно-правовые отношения (которые составляют предмет административного права).
Центральное
место в системе
Для
административного права
Административное
право огромно по объёму и разнообразно
по содержанию, единой кодификации
административного права не существует,
а его нормы содержатся в самых
различных законах и
2. Государственное управление, его основные черты и функции.
Среди всех видов управления государственное управление занимает особое место, что обусловлено наличием мощной государственной власти, распространяющейся на все общество, устанавливающей правовые нормы и использующей механизмы принуждения для обеспечения соблюдения всеми объектами управления установленных правил поведения.
Государственное
управление — это исполнительная
деятельность по непосредственной практической
организации общественных процессов в
обществе. Исполнительной деятельностью
управление является потому, что направлено
на исполнение, претворение в жизнь законов
и других нормативных актов. В процессе
осуществления управления его субъекты
используют предоставленные распорядительные
полномочия, права по принятию односторонних
властных актов, которые обязательны к
исполнению и охраняются мерами государственного
принуждения. В связи с этим указанная
деятельность в литературе именуется
исполнительно-
Государственное управление как вид социального управления характеризуется рядом особенностей. Если рассматривать государственное управление в широком смысле слова (буквально как управление делами государства), то его осуществляют все органы государства. Это управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности: законодательная деятельность, осуществляемая представительными органами государственной власти; исполнительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти; правосудие, осуществляемое системой судебной власти. Все эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач государства. Ст. 10 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Ст. 11 Конституции Российской Федерации гласит, что:
1)
государственную власть в
2)
государственную власть в
В
узком смысле слова государственное
управление — это деятельность государства
исполнительно-
Из вышесказанного видно, что государственное управление, исполнительная деятельность в узком смысле слова является одной из форм деятельности государства. Это управление характеризуется рядом признаков.
В процессе осуществления государственного управления реализуются функции государства в межотраслевых сферах (финансы, налоги, статистика и др.), в социально-политической сфере (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, иностранные дела и др.), в социально-культурной сфере (образование, наука, здравоохранение, культура и др.) и в сфере хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.).
Государственное управление носит государственно-властный характер.
Государственное управление осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления.
Государственное управление является организующей деятельностью.
Как уже было отмечено, управленческая деятельность реализуется посредством применения различных организационных форм, совокупность которых и обеспечивает целенаправленное функционирование всего управленческого механизма. В зависимости от того, насколько совершенно государственное управление, настолько и деятельность государственного аппарата соответствует условиям функционирования государства на том или ином этапе исторического развития. Государственное управление практически реализуется через такие формы организационной деятельности, как подбор и расстановка кадров, прогнозирование, разработка целевых программ развития той или иной отрасли (сферы) управления, работа с информацией, координация, контроль, учет и статистика, делопроизводство и др.
Сегодняшний этап исторического развития Российской Федерации — это провозглашение в нашей стране наличия правового государства и создание зрелого гражданского общества.
Одной
из главных целей, которая должна
быть поставлена перед нынешним этапом
административной реформы в России,
является определение подобающей роли
и места гражданина в обществе
и государстве. Гражданину должны быть
предоставлены возможности
Государственное управление становится правомерным или, что тождественно, подзаконным по мере того, как в государстве реально используется механизм разделения властей, и в первую очередь, от органов управления должны быть обособлены органы законодательства.
Определение
целей и основных задач, решаемых
в процессе управления, обусловливает
динамичность этой формы государственной
деятельности. Каждый этап развития нашего
государства, как правило, сопровождается
соответствующими изменениями в
управленческой структуре, направленными
на улучшение деятельности аппарата
исполнительной власти. Динамичность
управленческой деятельности обеспечивает
оптимальное решение задач
Государственное управление призвано служить в первую очередь интересам личности, общества и государства (именно в такой последовательности, если государство вправе называться демократическим). Оно осуществляется на основе и во исполнение федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных актов представительной власти России, т.е. государственное управление носит подзаконный характер.
Субъектами государственного управления являются государственные органы, органы местного самоуправления (муниципальные органы), а также общественные и иные негосударственные формирования, наделенные соответствующими полномочиями.
Исходя
из вышеизложенного, государственное
управление (исполнительная деятельность)
может быть определено как одна из
форм деятельности уполномоченных на
то субъектов, состоящая в практической
организации осуществления его
задач и функций, в непосредственном
повседневном руководстве социально-
Главная цель государственного управления определяется его сущностью, понятием, а именно — совершенствование системы управления, изменение ее качественных характеристик, которые, в свою очередь, призваны обеспечить оптимальную организацию, реализацию руководства процессов, происходящих в отношениях субъекта и объекта управления. Цели — это то, на что направлена деятельность органов государственного управления
Цели государственного управления
социально-экономические
цели, т.е. упорядочение общественной жизни
и удовлетворение публичных интересов;
достижение экономического благосостояния,
построение и поддержание определенной
системы экономических
политические цели, т.е. вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;
обеспечительные цели, т.е. обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния;
организационно-правовые
цели, т.е. формирование правовой системы,
способствующей реализации основных функций
государства и решения его
задач при помощи демократических
институтов и механизмов правового
государства, а также организационно-
При
таком подходе перечисленные
цели государственного управления фактически
соответствуют устоявшейся в
теории права и государства
При таком подходе, как правило, выделяют пять функций государства.
Экономическая функция — обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, организация общественных работ, планирование производства, осуществление внешнеэкономических связей и др.
Политическая функция — обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств и т.п.
Социальная функция — охрана прав и свобод населения, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д.
Идеологическая функция — поддержка определенной, в том числе религиозной, идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.
Экологическая функция (появившаяся сравнительно недавно) — охрана окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности.
Таким образом, функции государства являются не постоянными, а непрерывно трансформирующимися категориями. Их классификация весьма обширна. Некоторые функции отпадают вообще, другие существенно меняют объем и содержание, а следовательно, и значимость. Кроме того, появляются новые, неизвестные ранее функции государства. Изменяется также их соотношение в единой системе, которую они образуют.
Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но, тем не менее, обладают по сравнению с функциями всего государства относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей.
При
этом важно учитывать, что государство
в целом выступает субъектом
государственного управления, а основу
организационной структуры
Возвращаясь
непосредственно к понятию «