Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Административное право".
5, Предмет и система административного права
Предмет административного права – это совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности государственной администрации и административного судопроизводства.
Субъекты
публичной администрации
В предмете административного права России четко выделяются три группы общественных отношений, возникающие при осуществлении:
1) регулятивной, созидательной деятельности государственной администрации;
2) охранительной деятельности государственной администрации;
3) административного судопроизводства.
Такой общий и частично условный подход к определению предмета административного права нуждается в ряде уточнений.
Наряду
с предметом и методом
Административное право – целостная система правовых норм, которые объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования.
Эти нормы должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые принципы, использовать единую терминологию. К основным принципам отрасли можно отнести: эффективность, законность, гуманизм, федерализм, взаимную ответственность государства и личности[9]. Внутри отрасли четко прослеживается субординация норм разной юридической силы, общих и специальных. А в целом отрасль создает специфический – административно-правовой режим регулирования общественных отношений.
Административное право принадлежит к числу публичных отраслей, поэтому его общеотраслевой режим носит публично-правовой характер. Это означает прежде всего опосредование, защиту публичных, т. е. общественных, интересов. Ранее деятельность государства по осуществлению публичных интересов, ведеˆнию дел была абсолютизирована, коллективное довлело над индивидуальным. В настоящее время подход к целям и задачам административного права коренным образом поменялся. Отправным пунктом здесь выступают положения ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». И теперь среди задач публичной исполнительной власти на передний план выходят задачи по закреплению, соблюдению, содействию в реализации и защите прав и свобод человека.
На
первый взгляд существует дуализм целевых
установок административного
Система административного права делится на общую и особенную части. Общая включает в себя общие для государственной администрации регулятивные и охранительные нормы и нормы, регулирующие административное судопроизводство. Она, в свою очередь, делится на две группы норм: общерегулятивные и общеохранительные. Особенная часть состоит из специальных регулятивных и охранительных норм права, которые действуют в отдельных сферах функционирования публичной исполнительной власти.
Каждая из частей включает в себя несколько административно-правовых институтов.
6, Механизм административно-правового регулирования
Механизм административно-
Общая характеристика механизма административно-правового регулирования:
Элементы механизма административно-правового регулирования:
Стадии административно-правового регулирования:
Существуют следующие способы административно-правового регулирования:
К
принципам административного
1. Принцип демократии (народовластия). Он находит свое проявление в сфере правотворчества и правореализации. В правотворческой деятельности он проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм административного права. В правореализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного контроля.
2. Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.
3. Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.
4. Принцип федерализма. Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения.
5. Принцип гуманизма. Заключается в юридическом признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих отношений.
6. Принцип справедливости. Требование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, которые за это наступают.
7. Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Можно
назвать два способа
7, Административно-правовое нормы понятие характерные черты и виды
Под административно-правовой нормой понимают установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения и закрепленное в источниках административного права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.
Структура административно-правовой нормы:
Виды административно-правовых норм:
1) по предмету:
а) материальные – нормы, закрепляющие
права, обязанности, ответственность субъектов
административных правоотношений;
б) процессуальные – нормы, определяющие
порядок реализации прав, обязанностей
и ответственности, закрепленной в нормах
материального права;
2) по содержанию:
а) обязывающие – предписывающие
субъектам административно-правовых отношений
в обязательном порядке совершать определенные
активные действия;
б) управомочивающие – нормы, предоставляющие
субъектам административно-правовых отношений
право совершать какие-либо действия либо
воздержаться от них;
в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности
субъектов административно-правовых отношений
воздержаться от определенных действий;
г) рекомендательные – нормы, в которых
участникам административно-правовых
отношений предлагается в качестве рекомендательной
определенная модель поведения;
д) поощрительные – нормы, содержащие меры
поощрения за наиболее благоприятные
действия со стороны субъектов административно
-правовыхотношений;
3) по юридической силе:
а) законодательные;
б) подзаконные;
4) по территориальному действию:
а) федеральные;
б) субъектов РФ;
в) муниципальные.
Признаки норм административного права:
1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;
2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;
3) большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;
4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;
5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.
Реализация административно- правовых норм означает проведение в жизнь содержащихся в административно-правовых нормах волеизъявлений (правил поведения).
Источники административного
права – это внешние формы
выражения административно-
8,Источники административного права
Под административно-правовой нормой понимают установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения и закрепленное в источниках административного права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.
Структура административно-правовой нормы:
Виды административно-правовых норм:
1) по предмету:
а) материальные – нормы, закрепляющие
права, обязанности, ответственность субъектов
административных правоотношений;
б) процессуальные – нормы, определяющие
порядок реализации прав, обязанностей
и ответственности, закрепленной в нормах
материального права;
2) по содержанию:
а) обязывающие – предписывающие
субъектам административно-правовых отношений
в обязательном порядке совершать определенные
активные действия;
б) управомочивающие – нормы, предоставляющие
субъектам административно-правовых отношений
право совершать какие-либо действия либо
воздержаться от них;
в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности
субъектов административно-правовых отношений
воздержаться от определенных действий;
г) рекомендательные – нормы, в которых
участникам административно-правовых
отношений предлагается в качестве рекомендательной
определенная модель поведения;
д) поощрительные – нормы, содержащие меры
поощрения за наиболее благоприятные
действия со стороны субъектов административно
-правовыхотношений;