Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Административное право".

Файлы: 1 файл

Экзамен Админ право.docx

— 225.98 Кб (Скачать)

методы  — это способы упорядочения, организации  происходящих в системах управления процессов, приемы, посредством которых  достигаются общие цели совместной деятельности людей;

методы  управления являются подвижным и  активным элементом в системе  управления;

использование методов носит альтернативный характер;

в государственном управлении они  являются инструментом политики государства, который используется государственным  аппаратом для достижения политических целей.

Независимо  от содержания и направленности методы управления обладают:

определенной  организационной формой, под которой  понимается вид воздействия, т.е. индивидуальное предписание (приказ, распоряжение и  др.) или норма (правило) поведения;

характером  воздействия (непосредственное воздействие, косвенное воздействие посредством  создания стимулирующих или ограничивающих условий);

способом  воздействия (единичный, коллективный, коллегиальный);

временной характеристикой (краткосрочные и  долгосрочные);

тактическим и стратегическим характером.

Сущность  методов управления в государстве  определяется его социальной природой. Субъекты государственного управления применяют методы воздействия в  целях осуществления задач и  функций государства, общества для  решения экономических, социальных, оборонных, правоохранительных и иных задач.

Сложность и многогранность процессов управления обусловливают существование множества  методов управления. Методы не исключают, а дополняют друг друга, так как  каждый метод характеризуется способом реализации целей управления.

Существуют  два универсальных способа воздействия  на сознание и волю людей: убеждение и принуждение. Они составляют всеобщие методы социального, в том числе и государственного управления. Вместе с тем, в управленческой деятельности убеждение и принуждение выражаются в разнообразных вариантах, что дает основание для выделения более конкретных видов методов управления.

Вопрос  о классификации этих методов  в литературе решается неоднозначно. Выделяются административные, экономические, социально-психологические, а также  комплексные методы управления. Указываются  общие методы управления, относящиеся  ко всей системе управления, и локальные, свойственные отдельным ее частям. Существуют и иные виды классификации.

Наиболее  четким критерием классификации  методов управления является характер воздействия на объект управления: прямой или косвенный. Методы прямого  управляющего воздействия характеризуются односторонним непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых. Субъект управления принимает решение (приказ), исполнение которого носит обязательный характер. Невыполнение решения влечет для объекта управления отрицательные последствия (ответственность).

Совершенно  очевидно, что в силу самой природы  государственного управления методы прямого  воздействия необходимы для нормального  процесса управления. Методы прямого  воздействия принято именовать  административными методами управления. Методы косвенного управляющего воздействия на объект управления состоят в том, что с их помощью субъект управления достигает желаемого поведения объекта управления посредством воздействия на его интересы.

Управляемый становится в такие условия, в  которых он сам заинтересован  действовать должным образом  не по прямому предписанию субъекта управления, а в силу того, что  такое поведение стимулируется  соответствующими средствами.

Поскольку стимулирующие средства чаще всего  носят материальный характер, то они  именуются экономическими методами управления. Вместе с тем в государственном управлении широко используются, наряду с административными и экономическими, методы морального, психологического воздействия на человека. В связи с этим выделяются в качестве самостоятельной группы социально-психологические методы управляющего воздействия.

Административные, экономические и социально-психологические  методы управления, характеризуя различные  способы воздействия субъекта управления на объект управления, взаимосвязаны  и взаимозависимы. Каждый из названных  методов может иметь волевое  предписание, экономическое содержание и оказывать социально-психологическое  влияние. В управленческой практике методы не применяются изолированно друг от друга. Все методы управления должны соответствовать действующему законодательству по содержанию, целенаправленности и организационной форме.

В различных управленческих ситуациях, отраслях и сферах управления может  преобладать использование тех  или иных методов. Так, в сфере  управления хозяйством предпочтение отдается экономическим методам. В социально-культурной сфере управления широко применяются  социально-психологические методы. В управлении обороной преобладают административные методы.

Административные  методы характеризуются «властью — подчинением», в них наиболее ярко выражается властная природа управленческой деятельности. Однако это не исключает при использовании административных методов воздействия учета интересов последних, напротив, научное управление предполагает учет их интересов.

Классификация административных методов управления.

По  форме выражения административные методы подразделяются на административно-правовые (выраженные в правовой форме) и административно-организационные (выраженные в совершении субъектом управления организационных действий).

По  юридическим свойствам административные методы управления могут быть нормативными и индивидуальными. К нормативным относятся правовые акты, содержащие нормы, которые регулируют управленческие отношения, деятельность управляемых. К индивидуальным — предписания в виде прямых распоряжений, адресуемых конкретным исполнителям.

По  способу воздействия на поведение  объектов управления административные методы подразделяются на:

обязывающие к совершению определенных действий;

уполномочивающие  совершать определенные действия;

поощряющие  совершение социально полезных действий;

запрещающие совершение тех или иных действий.

По  форме предписания административные методы могут быть разделены на категорические (императивные), поручительные (например, вышестоящий орган исполнительной власти поручает выполнение нижестоящему органу функций, которые не входят в его компетенцию) и рекомендательные. В систему экономических методов входят прибыль, премия, кредит и др.

Социально-психологические  методы управления направлены на создание в коллективе органа исполнительной власти благоприятного и устойчивого морально-психологического климата, способствующего успешному решению стоящих задач, установлению взаимопонимания между субъектом управления и объектом управления. К социологическим методам управления относятся:

методы  управления социально-массовыми процессами (например, регулирование движения кадров, распределение кадров, повышение  престижа профессий и др.);

методы  управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами (планирование развития коллектива, повышение  социальной и групповой активности, преемственность славных традиций и др.);

методы  управления индивидуально-личностным поведением (создание благоприятных  условий труда для работников, формирование оптимальной системы  управления, наличие элементов творчества в труде, воспитание у работников чувства ответственности за выполнение служебных обязанностей и др.).

К психологическим методам управления относятся:

методы  комплектования малых групп и  коллективов на основе психологической  совместимости работников, методы гуманизации труда;

методы  психологического побуждения, формирование мотивов труда, оказание доверия;

методы  профессионального отбора работников, обладающих такими психологическими характеристиками, которые наиболее соответствуют  занимаемой должности и др.

Административные, экономические и социально-психологические  методы государственного управления взаимосвязаны. Например, материальное стимулирование оформляется посредством издания  полномочными органами юридических  актов управления. Назначение на должность  лица с учетом его психологического склада, характера и способностей оформляется актом уполномоченного  на то органа. Поэтому недопустимо  противопоставление административных, экономических и социально-психологических  методов управления.

29, убеждение и  поощрение как методы государственного  управления

Убеждение – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект, в результате которого идеи, ценности, установки субъекта становятся внутренними идеями, личными установками объекта управления.

Средства  убеждения воздействуют на сознание объекта или на волю объекта.

Элементами убеждения являются овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, оперирование эмоциями, формирование интереса.

Существуют  следующие средства (способы) убеждения:

  • обучение - процесс целенаправленного формирования знаний, умений, навыков;
  • агитация - распространение идей в целях привлечения масс к активной общественно-политической деятельности в сфере государственного управления;
  • пропаганда - распространение в массах, популяризация идей, учений, знаний, в том числе с использованием средств массовой информации;
  • разъяснительная работа - деятельность по разъяснению содержания чего-либо;
  • критика - отрицательное суждение и указание недостатков в какой-то (чьей-то)деятельности;
  • осуждение антисоциального поведения - выражение неодобрения, порицания отклоняющегося (девиантного) поведения.

Поощрение – способ воздействия субъекта управления, применяемый к объекту управления при позитивной оценке его деятельности, наличии заслуги в целях побуждения к дальнейшим успехам в деятельности.

Особенности поощрения:

  1. является методом государственного управления;
  2. фактическим основанием для применения поощрения выступает заслуга, высокие результаты деятельности;
  3. является реакцией на прошлое поведение (деятельность) объекта управления;
  4. реализуется путем применения конкретных мер поощрения;
  5. имеет конкретного адресата;
  6. осуществляется в рамках особого административно-поощрительного производства;
  7. результат применения поощрений не может быть обжалован;
  8. стимулирует дальнейшую активную деятельность объекта управления.

В зависимости от правовой основы поощрение может быть регламентированным правовыми нормами и не имеющим правового закрепления (публичная благодарность).

По содержанию выделяют такие виды поощрений, как моральное (благодарность, Почетная грамота, занесение на Доску почета), материальное (денежная премия, ценный подарок), статусное (имеющее правовое положение объекта управления, например присвоение почетного звания «Заслуженный строитель Российской Федерации»), смешанное (включает как моральное, так и материальное или статусное поощрение, например присвоение звания Героя России).

Поощрение может применяться к индивидуальным субъектам, к коллективным субъектам  и к индивидуальным и коллективным субъектам.

30, Понятие административного принуждения, его особенности, виды.

Административное  принуждение - административно-правовой метод, применяемый субъектами исполнительной власти в рамках внеслужебного (функционального) подчинения в целях осуществления  правоохранительной функции, обеспечения  правопорядка и общественной безопасности во внесудебном порядке.

Меры  административного принуждения  разнообразны. По целевому назначению выделяют следующие виды мер административного  принуждения:

административно-предупредительные  меры;

административно-пресекательные меры;

меры  административной ответственности.

Наиболее  типичными являются следующие административно-предупредительные  меры:

контроль  и надзорные проверки;

досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский);

проверка  документов, удостоверяющих личность;

административное  задержание;

введение  карантина (при эпидемиях и эпизоотиях);

прекращение движения транспорта и пешеходов  при возникновении угрозы общественной безопасности;

освидетельствование медицинского состояния лиц и  санитарного состояния предприятий  общественного питания;

реквизиция  имущества;

закрытие  участков государственной границы.

Административно-пресекательные меры своим назначением имеют прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий. Они также разнообразны и применяются различными исполнительными органами (должностными лицами).

К их числу, например, относятся:

требования  прекратить противоправные действия (например, милиция вправе требовать от граждан  и должностных лиц прекращения  административных правонарушений, а  также действий, препятствующих осуществлению  полномочий милиции);

непосредственное  физическое воздействие;

применение  специальных средств (резиновые  палки, слезоточивый газ, наручники, водометы и т.п.) для пресечения массовых беспорядков  и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий  и учреждении;

административное  задержание лица для составления  протокола об административном правонарушении;

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"