Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Административное право".

Файлы: 1 файл

Экзамен Админ право.docx

— 225.98 Кб (Скачать)

4) контроль органов  судебной власти.

Непосредственный  контроль Президента РФ. Он осуществляется в области подбора и расстановки  кадров на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, он также вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции  РФ, принимать решение об отставке Правительства.

Контроль органов  законодательной власти проявляется в том, что Государственная Дума:

1)дает согласие  Президенту РФ на назначение  Председателя Правительства РФ;

2)решает вопрос  о доверии Правительству РФ, осуществляет  контроль за деятельностью Правительства  РФ по разработке федерального  бюджета;

3)заслушивает  отчет о его исполнении Контрольные  полномочия Федерального Собрания  проявляются в назначении и  освобождении от должности дипломатических представителей РФ в иностранных государствах, для чего требуется согласование с соответствующими комитетами и комиссиями обеих палат.

В зависимости  от органов исполнительной власти, осуществляющих контроль, и объему выполняемых полномочий, выделяют общий, внутриведомственный или отраслевой и надведомственный контроль. Общий контроль осуществляют Правительство РФ и Правительства (администрации) субъектов РФ. Надведомственный контроль осуществляется для обеспечения единообразного решения комплексных задач, касающихся ряда отраслей управления(Министерство финансов Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба государственной статистики)Внутриведомственный или отраслевой контроль осуществляется органами отраслевой компетенции в рамках одной системы. Отраслевой контроль представляет собой систематическую проверку деятельности органа управления, учреждения, организации в процессе повседневного отраслевого руководства. Внутриведомственный контроль может быть общим, содержанием которого является проверка всей работы подконтрольного органа, предприятия, учреждения, либо специальным, когда осуществляется контроль одного из направлений деятельности.

Основное содержание судебного контроля как способа  обеспечения законности в управлении состоит в его правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц, в выявлении  нарушений законности, прав и законных интересов, условий и причин, их порождающих, в принятии мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов, в привлечении виновных лиц к  ответственности. Субъектами судебного  контроля являются:

1) Конституционный  Суд РФ;

2) суды общей  юрисдикции;

3) арбитражные  суды.

 

38. Общий надзор органов прокуратуры.  Формы реагирования на нарушения  законности.

В соответствии с Законом РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» на органы возложено осуществление  надзора за соблюдением Конституции  РФ и исполнением законов, действующих  на территории РФ. Надзорная деятельность включает общий надзор.

Предметом надзора  являются:

1.соблюдение  Конституции Российской Федерации  и исполнение законов,федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2.соответствие  законам правовых актов, издаваемых  органами и должностными лицами.

Полномочия прокурора  по осуществлению общего надзора  закреплены в ст. 22 - 27 Закона о прокуратуре  РФ. В соответствии со своей компетенцией он вправе, по предъявлению служебного удостоверения, беспрепятственно входить  на территорию и в помещения объектов надзора, проверять исполнение ими  законов; требовать от руководителей  и иных должностных лиц объектов надзора предоставления необходимых  документов, материалов, статистических и иных сведений, в том числе  актов, изданных ими с нарушением закона.

В процессе общенадзорной деятельности прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина и в случае обнаружения таковых принимает меры по их пресечению и предупреждению, привлечению к ответственности виновных в нарушении закона лиц.

Формы реагирования: постановление, протест, представление.

Прокурор или  его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами:

- освобождает  своим постановлением лиц, незаконно  подвергнутых административному  задержанию на основании решений  несудебных органов;

- опротестовывает  противоречащие закону правовые  акты, обращается в суд или  арбитражный суд с требованием  о признании таких актов недействительными;

- вносит представление  об устранении нарушений закона.

 

39. Административный надзор и  его виды.

Административный  надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением  и применением юридическими и  физическими лицами правовых норм в  сфере государственного управления.

Виды надзорной  деятельности государства:

1) отраслевой  надзор (например, финансовый надзор);

2) межотраслевой  надзор, осуществляемый не только  в сфере государственного управления, но и в иных сферах общественной  жизни.

Занимаются надзором:

1) Государственный  таможенный комитет РФ;

2) Государственный  комитет санитарно-эпидемиологического  надзора РФ;

3) Комитет РФ  по стандартизации, метрологии и  сертификации;

4) Федеральный  горный и промышленный надзор  России;

5) Федеральный  надзор по ядерной и радиационной  безопасности;

6) Государственная  налоговая служба РФ;

7) Федеральная  служба России по надзору за  страховой деятельностью.

Особенности административного  надзора:

1) является особой  разновидностью государственного  контроля;

2) осуществляется  специально уполномоченными органами  исполнительной власти и их  должностными лицами;

3) деятельность  по надзору осуществляется систематически;

Цель:

 – обеспечение  правопорядка и общественной  безопасности в сфере государственного  управления;

- между субъектами  и объектами надзора отсутствует  организационная соподчиненность;

- осуществляется  в отношении органов исполнительной  власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных  объединений и их должностных  лиц и граждан;

- осуществляется  при помощи определенных методов;

- оценка объекта  дается только с позиции законности.

Методы осуществления  административного надзора:

1) постоянное  наблюдение;

2) периодические  проверки;

3) истребование  и анализ документов;

4) изучение обращений  граждан и юридических лиц,  публикаций в СМИ о нарушениях  законности в сфере государственного  управления.

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:

1) получение  информации;

2) применение  мер административного предупреждения;

3) применение  мер административного пресечения;

4) привлечение  к административной ответственности;

5) регистрация  и учет;

6) выдача разрешений (лицензий);

7) нормотворчество.

 

40. Обжалование действий и решений  должностных лиц органов исполнительной  власти.

Для обеспечения  законности в деятельности органов  исполнительной власти существенное значение имеют личные обращения граждан с жалобами, предложениями и заявлениями. Конституция устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45), граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). 
 
Жалобы — это обращения граждан по поводу нарушения их субъективных прав и свобод. Предложения и заявления имеют иную правовую сущность — они не связаны с нарушением субъективных прав гражданина, а чаще всего носят критический характер и направлены на улучшение деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих. 
 
Граждане имеют возможность обжаловать любые незаконные действия и акты, нарушающие их субъективные права и интересы. Обращающиеся с жалобами должны получать обоснованные ответы, а там, где нарушены права человека, соответствующие органы обязаны срочно вмешаться и обеспечить соблюдение закона. 
 
Существует два порядка рассмотрения и разрешения жалоб граждан — административный и судебный. 
 
В органы исполнительной власти ежегодно поступает большое количество жалоб граждан по поводу различных нарушений их прав. Органы должны анализировать и обобщать вопросы, которые граждане ставят в письмах и на личном приеме; осуществлять оперативное и периодическое информирование Президента, Председателя Правительства, руководителей федеральных органов исполнительной власти о количестве и характере обращений граждан; готовить на основе анализа и обобщения обращений граждан предложения об устранении причин, порождающих обоснованные жалобы; представить необходимые материалы в целях освещения в средствах массовой информации итогов обращений граждан; изучать опыт работы соответствующих органов и иностранных государств. 
 
В связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных Президент РФ учредил должность Уполномоченного Российской Федерации. В компетенцию Уполномоченного входит рассмотрение жалоб на решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если заявитель обжаловал эти решения в судебном или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. 
 
 
Жалоба Уполномоченному по правам человека может быть подана в течении одного года со дня прав и свобод заявителя или с того дня, когда ему стало известно об их нарушении. 
 
При получении жалобы Уполномоченный вправе принять её к рассмотрению, разъяснить средства защиты и передать жалобу тому органу, действия которого обжалуются либо ответить отказом, который обжалованию не подлежит. 
 
После того, как Уполномоченный подвёл итоги своей проверки, он имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, а так же участвовать в процессе, обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства или уголовного дела, обратиться в суд, прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда или постановления суда. Уполномоченный также вправе обратиться в Конституционный суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле. 
 
Недостатком административного порядка рассмотрения жалоб является то, что они разрешаются заинтересованными органами исполнительной власти, при этом негласно, в отсутствие жалобщика, к тому часто работниками, не имеющими правовой подготовки.  
Вот почему возникает необходимость разрешения жалоб в судебном порядке, при котором стороны в процессе равны, возможности для объективного рассмотрения жалобы – иска повышаются.

 
К действиям (решениям), которые могут  быть обжалованы в суд, относятся  коллегиальные и единоличные  действия (решения), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. 
 
41. Административно-правовой режим: понятие, виды.

Административно-правовой режим (в широком смысле) – общий режим деятельности органов государственного управления по реализации возложенных на них правомочий.

Административно-правовой режим (в узком смысле) – совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов государственного управления.

Признаки административно-правовых режимов:

устанавливаются в сфере публичного управления, сфере  деятельности органов исполнительной власти;

регламентируются, в основном, нормами административного  права;

закрепляют, детализируют правила поведения граждан, государственных  органов, общественных объединений, предприятий  и учреждений;

вводятся дополнительные ограничения, возлагаются дополнительные обязанности;

широко применяются  административные методы воздействия;

вводится дополнительный контроль за соблюдением правил поведения  гражданами и юридическими лицами, а также государственной администрацией;

нарушение правил режима влечет за собой применение дополнительных мер государственного принуждения.

Виды:

По степени принадлежности режимов  к обеспечению национальной безопасности существуют: режимы обеспечения безопасности государства (государственной тайны, Государственной границы, пограничного режима, режима въезда в Российскую Федерацию и др.); режимы обеспечения безопасности государства и общественного порядка (пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации); режимы обеспечения (охраны) общественного порядка (порядок оборота огнестрельного оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных изотопов, наркотических веществ – разрешительные режимы; паспортно-визовый режим); административно-правовые режимы, направленные на достижение целей в иных отраслях управления (таможенный режим, санитарный режим и др.); комплексные административно-правовые режимы (в условиях массовых беспорядков, эпидемии, эпизоотии, стихийных бедствий, техногенных процессов, военной угрозы и др.).

В зависимости от субъекта установления разделяют федеральные режимы (устанавливаемые, регулируемые федеральными органами государственной власти), региональные режимы (устанавливаемые, регулируемые органами государственной власти субъектов РФ) и местные (муниципальные) режимы (устанавливаемые, регулируемые органами местного самоуправления).

По времени действия различают постоянные (действуют непрерывно) и временные (действуют при наступлении определенных юридических фактов) режимы.

В зависимости от объекта – носителя режима принято выделять территориальные режимы (карантина, эпидемии, чрезвычайного положения, военного положения, исключительной экономической зоны и др.), объектные режимы (режим лесовосстановительных полос, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог, режим изоляторов временного содержания и др.), режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющими важное государственное значение (режим оборота оружия, взрывчатых, ядовитых, наркотических веществ, государственной тайны, паспортно-визовый режим), функциональные режимы (противопожарный режим, таможенный режим, режим контртеррористической операции и др.).

42. Административно-правовые режимы  обеспечения стабильности государства.

Согласно ст. 88 Конституции РФ Президент вводит на территории страны или в отдельных  ее местностях чрезвычайное положение.

Выделим следующие  характеристики чрезвычайного положения: а) это особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, б) это режим, допускающий  ограничения прав и свобод физических и юридических лиц, возложение на них дополнительных обязанностей, в) ограничения устанавливаются законом, г) это временная мера, вводимая в  интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя, скорейшей нормализации обстановки.

Предусмотрены особые формы государственного управления. К ним относятся наделение  государственных органов чрезвычайными  полномочиями, перевод их в прямое подчинение Президенту, создание специальных  временных органов, штабов или комендатур, обязательность актов указанных  органов, возможность использования  сил и средств органов внутренних дел соответствующей территории.

Применяемые меры означают особый режим въезда и выезда, ограничение свободы передвижения, усиление охраны общественного порядка  и особых объектов, запрещение публичных  акций, ограничение свободы печати, проверку документов и др.

Еще одной разновидностью административно-правового режима является обеспечение мобилизационной  системы страны.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"