Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Административное право".
4) контроль органов судебной власти.
Непосредственный
контроль Президента РФ. Он осуществляется
в области подбора и
Контроль органов законодательной власти проявляется в том, что Государственная Дума:
1)дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
2)решает вопрос
о доверии Правительству РФ, осуществляет
контроль за деятельностью
3)заслушивает
отчет о его исполнении
В зависимости
от органов исполнительной власти,
осуществляющих контроль, и объему
выполняемых полномочий, выделяют общий,
внутриведомственный или
Основное содержание
судебного контроля как способа
обеспечения законности в управлении
состоит в его правовой оценке
действий и решений органов
1) Конституционный Суд РФ;
2) суды общей юрисдикции;
3) арбитражные суды.
38. Общий надзор органов
В соответствии с Законом РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» на органы возложено осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Надзорная деятельность включает общий надзор.
Предметом надзора являются:
1.соблюдение
Конституции Российской
2.соответствие
законам правовых актов,
Полномочия прокурора по осуществлению общего надзора закреплены в ст. 22 - 27 Закона о прокуратуре РФ. В соответствии со своей компетенцией он вправе, по предъявлению служебного удостоверения, беспрепятственно входить на территорию и в помещения объектов надзора, проверять исполнение ими законов; требовать от руководителей и иных должностных лиц объектов надзора предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, в том числе актов, изданных ими с нарушением закона.
В процессе общенадзорной деятельности прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина и в случае обнаружения таковых принимает меры по их пресечению и предупреждению, привлечению к ответственности виновных в нарушении закона лиц.
Формы реагирования: постановление, протест, представление.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами:
- освобождает
своим постановлением лиц,
- опротестовывает
противоречащие закону
- вносит представление
об устранении нарушений
39. Административный надзор и его виды.
Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.
Виды надзорной деятельности государства:
1) отраслевой надзор (например, финансовый надзор);
2) межотраслевой
надзор, осуществляемый не только
в сфере государственного
Занимаются надзором:
1) Государственный таможенный комитет РФ;
2) Государственный
комитет санитарно-
3) Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;
4) Федеральный горный и промышленный надзор России;
5) Федеральный
надзор по ядерной и
6) Государственная налоговая служба РФ;
7) Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.
Особенности административного надзора:
1) является особой
разновидностью
2) осуществляется
специально уполномоченными
3) деятельность
по надзору осуществляется
Цель:
– обеспечение
правопорядка и общественной
безопасности в сфере
- между субъектами
и объектами надзора
- осуществляется
в отношении органов
- осуществляется
при помощи определенных
- оценка объекта
дается только с позиции
Методы осуществления административного надзора:
1) постоянное наблюдение;
2) периодические проверки;
3) истребование и анализ документов;
4) изучение обращений
граждан и юридических лиц,
публикаций в СМИ о нарушениях
законности в сфере
Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:
1) получение информации;
2) применение
мер административного
3) применение
мер административного
4) привлечение
к административной
5) регистрация и учет;
6) выдача разрешений (лицензий);
7) нормотворчество.
40. Обжалование действий и
Для обеспечения
законности в деятельности органов
исполнительной власти существенное значение
имеют личные обращения граждан с жалобами,
предложениями и заявлениями. Конституция
устанавливает, что каждый вправе защищать
свои права и свободы всеми способами,
не запрещенными законом (ст. 45), граждане
РФ имеют право обращаться лично, а также
направлять индивидуальные и коллективные
обращения в государственные органы и
органы местного самоуправления (ст. 33).
Жалобы — это обращения граждан по поводу
нарушения их субъективных прав и свобод.
Предложения и заявления имеют иную правовую
сущность — они не связаны с нарушением
субъективных прав гражданина, а чаще
всего носят критический характер и направлены
на улучшение деятельности органов исполнительной
власти, их должностных лиц, государственных
служащих.
Граждане имеют возможность обжаловать
любые незаконные действия и акты, нарушающие
их субъективные права и интересы. Обращающиеся
с жалобами должны получать обоснованные
ответы, а там, где нарушены права человека,
соответствующие органы обязаны срочно
вмешаться и обеспечить соблюдение закона.
Существует два порядка рассмотрения
и разрешения жалоб граждан — административный и судебный.
В органы исполнительной власти ежегодно
поступает большое количество жалоб граждан
по поводу различных нарушений их прав.
Органы должны анализировать и обобщать
вопросы, которые граждане ставят в письмах
и на личном приеме; осуществлять оперативное
и периодическое информирование Президента,
Председателя Правительства, руководителей
федеральных органов исполнительной власти
о количестве и характере обращений граждан;
готовить на основе анализа и обобщения
обращений граждан предложения об устранении
причин, порождающих обоснованные жалобы;
представить необходимые материалы в
целях освещения в средствах массовой
информации итогов обращений граждан;
изучать опыт работы соответствующих
органов и иностранных государств.
В связи с ратификацией Конвенции о защите
прав человека и основных Президент РФ
учредил должность Уполномоченного Российской
Федерации. В компетенцию Уполномоченного
входит рассмотрение жалоб на решения
и действия (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления,
должностных лиц, государственных служащих,
если заявитель обжаловал эти решения
в судебном или административном порядке,
но не согласен с решениями, принятыми
по его жалобе.
Жалоба Уполномоченному по правам человека
может быть подана в течении одного года
со дня прав и свобод заявителя или с того
дня, когда ему стало известно об их нарушении.
При получении жалобы Уполномоченный
вправе принять её к рассмотрению, разъяснить
средства защиты и передать жалобу тому
органу, действия которого обжалуются
либо ответить отказом, который обжалованию
не подлежит.
После того, как Уполномоченный подвёл
итоги своей проверки, он имеет право обратиться
в суд с заявлением в защиту прав и свобод,
а так же участвовать в процессе, обратиться
в компетентные государственные органы
с ходатайством о возбуждении дисциплинарного
или административного производства или
уголовного дела, обратиться в суд, прокуратуру
с ходатайством о проверке вступившего
в законную силу решения, приговора суда
или постановления суда. Уполномоченный
также вправе обратиться в Конституционный
суд Российской Федерации с жалобой на
нарушение конституционных прав и свобод
граждан законом, применённым или подлежащим
применению в конкретном деле.
Недостатком административного порядка
рассмотрения жалоб является то, что они
разрешаются заинтересованными органами
исполнительной власти, при этом негласно,
в отсутствие жалобщика, к тому часто работниками,
не имеющими правовой подготовки.
Вот почему возникает необходимость разрешения
жалоб в судебном порядке, при котором
стороны в процессе равны, возможности
для объективного рассмотрения жалобы
– иска повышаются.
К действиям (решениям), которые могут
быть обжалованы в суд, относятся
коллегиальные и единоличные
действия (решения), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия осуществлению гражданином
его прав и свобод; на гражданина незаконно
возложена какая-либо обязанность или
он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
41. Административно-правовой режим: понятие,
виды.
Административно-правовой режим (в широком смысле) – общий режим деятельности органов государственного управления по реализации возложенных на них правомочий.
Административно-правовой режим (в узком смысле) – совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов государственного управления.
Признаки административно-правовых режимов:
устанавливаются в сфере публичного управления, сфере деятельности органов исполнительной власти;
регламентируются, в основном, нормами административного права;
закрепляют, детализируют правила поведения граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий и учреждений;
вводятся дополнительные ограничения, возлагаются дополнительные обязанности;
широко применяются административные методы воздействия;
вводится дополнительный
контроль за соблюдением правил поведения
гражданами и юридическими лицами,
а также государственной
нарушение правил режима влечет за собой применение дополнительных мер государственного принуждения.
Виды:
По степени принадлежности режимов к обеспечению национальной безопасности существуют: режимы обеспечения безопасности государства (государственной тайны, Государственной границы, пограничного режима, режима въезда в Российскую Федерацию и др.); режимы обеспечения безопасности государства и общественного порядка (пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации); режимы обеспечения (охраны) общественного порядка (порядок оборота огнестрельного оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных изотопов, наркотических веществ – разрешительные режимы; паспортно-визовый режим); административно-правовые режимы, направленные на достижение целей в иных отраслях управления (таможенный режим, санитарный режим и др.); комплексные административно-правовые режимы (в условиях массовых беспорядков, эпидемии, эпизоотии, стихийных бедствий, техногенных процессов, военной угрозы и др.).
В зависимости от субъекта установления разделяют федеральные режимы (устанавливаемые, регулируемые федеральными органами государственной власти), региональные режимы (устанавливаемые, регулируемые органами государственной власти субъектов РФ) и местные (муниципальные) режимы (устанавливаемые, регулируемые органами местного самоуправления).
По времени действия различают постоянные (действуют непрерывно) и временные (действуют при наступлении определенных юридических фактов) режимы.
В зависимости от объекта – носителя режима принято выделять территориальные режимы (карантина, эпидемии, чрезвычайного положения, военного положения, исключительной экономической зоны и др.), объектные режимы (режим лесовосстановительных полос, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог, режим изоляторов временного содержания и др.), режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющими важное государственное значение (режим оборота оружия, взрывчатых, ядовитых, наркотических веществ, государственной тайны, паспортно-визовый режим), функциональные режимы (противопожарный режим, таможенный режим, режим контртеррористической операции и др.).
42. Административно-правовые
Согласно ст. 88 Конституции РФ Президент вводит на территории страны или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение.
Выделим следующие
характеристики чрезвычайного положения:
а) это особый правовой режим деятельности
органов государственной власти
и управления, предприятий, учреждений
и организаций, б) это режим, допускающий
ограничения прав и свобод физических
и юридических лиц, возложение на
них дополнительных обязанностей, в)
ограничения устанавливаются
Предусмотрены
особые формы государственного управления.
К ним относятся наделение
государственных органов
Применяемые меры
означают особый режим въезда и выезда,
ограничение свободы
Еще одной разновидностью
административно-правового