Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Административное право".

Файлы: 1 файл

Экзамен Админ право.docx

— 225.98 Кб (Скачать)

Т.е. в известном смысле исполнительная власть, по Конституции Р.Ф. 1993 г., это  обособленная и специфическая форма  власти президентской.

В соответствии с п. 3 ст. 115 Конституции  Р.Ф. Президент Р.Ф. вправе отменить постановления и распоряжения Правительства  Р.Ф. в случае их противоречия Конституции  Р.Ф., федеральным законам и указам Президента Р.Ф.

На  него, следовательно, возлагается как  право решать вопрос законности, т.е. о соответствии Конституции Р.Ф., федеральным законам и указам Президента Р.Ф. принимаемых Правительством актов, так и исключительным правом их отмены.

Заметим, что компетенция Президента Р.Ф. в этом отношении шире соответствующего конституционного правомочия Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку  последний, в соответствии с п. 2 ст. 125 Конституции Р.Ф., вправе принимать  постановления о разрешении дела о соответствии нормативных актов  Правительства Р.Ф. Конституции Р.Ф. Несоответствие этих правовых актов  не только Конституции Р.Ф., но также  федеральным законом и указам Президента вправе устанавливать лишь Президент Р.Ф. Он же отменяет указанные  правовые акты.

Статья 112 (п.п. 1 и 2) Конституции Р.Ф. уполномочивает Председателя Правительства Р.Ф. не позднее недельного срока представить Президенту Р.Ф. предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а также предложить Президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Р.Ф. и федеральных министров. Хотя в ст. 112 прямо не говорится, но из ее смысла следует, что Президент Р.Ф. утверждает как структуру федеральных органов исполнительной власти, так и персональный состав (о Председателе Правительства Р.Ф. уже говорилось) Правительства Р.Ф., т.е. непосредственно лично формирует центральный орган исполнительной власти.

 

 

16, Система органов исполнительной власти субъектов Федерации и принципы её построения.

 

 

 

 

 

17, Административно - правовой статус предприятий и учреждений.

Коллективными субъектами административного права являются разнообразные по своему правовому положению организации, осуществляющие хозяйственные, социально-культурные и иные функции, обеспечивающие материальные и духовные потребности граждан, общества и государства. Их административно-правовой статус определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными актами (положениями, уставами и т.п.).

Под организацией понимаются организованные коллективы людей, возглавляемые своим органом управления и имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Их разновидностями являются коммерческие и некоммерческие организации.

В соответствии со ст. 50 ГК РФ коммерческими  организациями считаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (хозяйственные товарищества и объединения, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Некоммерческими являются организации, не имеющие своей основной целью извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками (потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она служит достижению основной цели, ради которой они созданы.

Органом управления организации является коллегиальный  орган (исполнительный комитет, правление, дирекция) либо назначенный учредителем  организации единоначальный руководитель (заведующий, управляющий, директор), осуществляющий оперативное управление внутри данной организации, руководство ее производственно-хозяйственной, социально-культурной и иной деятельностью, распоряжение имуществом, денежными средствами и представляющий без доверенности данную организацию во внешних сношениях с органами государственной власти, местного самоуправления и иными субъектами административного права. Указанные органы управления организаций, в отличие от государственных органов исполнительной власти, не являются субъектами государственной власти, не обладают государственно-властными полномочиями и действуют от имени данной организации. Личный состав органа управления организации не является государственными служащими.

Разновидностями организаций являются предприятия  и учреждения, которые также, как  иные организации, в отличие от государственных  органов исполнительной власти, осуществляют не руководство, а экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и иных потребностей граждан, общества и государства. Предприятия и учреждения различаются между собой по их назначению.

Предприятие — это хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В зависимости от видов собственности  предприятия подразделяются на:

государственные;

муниципальные;

находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических  и физических лиц;

образованные  на базе смешанных форм собственности.

По  значению и организационной форме  государственные предприятия подразделяются на:

общефедеральные (в том числе казенные, унитарные  и др.);

предприятия субъектов федерации.

По  характеру (виду) выпускаемой продукции  и оказанию услуг, то есть по отраслевой специализации, предприятия подразделяются на:

промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты и  др.);

сельскохозяйственные (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.);

строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.);

транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные  заводы, депо, пароходства, аэропорты  и др.);

предприятия связи (телеграфы, почтамты, узлы связи  и др.);

предприятия торговли (универмаги, специализированные магазины, торговые базы и др.);

жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплуатационные управления, предприятия по благоустройству, энергосети, газоснабжения и др.).

Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения  на договорной основе.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной  власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти, министерства, комитеты, управления, отделы и т.п., аппараты судебных органов, прокуратуры  и др.).

Учреждения, так же как и предприятия, подразделяются на виды по разным основаниям:

по  форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные  и др.);

по  масштабу и значению своей деятельности (общефедеральные, субъектов федерации, местные (муниципальные);

по  характеру и сфере деятельности.

По  характеру и сфере деятельности выделяются учреждения:

образования (школы и иные образовательные  учреждения);

науки (академии наук, научно-исследовательские  институты и др.);

культуры (театры, музеи, библиотеки и др.);

здравоохранения (больницы, поликлиники и др.);

социальной  защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).

Предприятия и учреждения являются субъектами административного  права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного  права в связи с осуществлением своих функций.

Нормы права, определяющие административно-правовой статус предприятий и учреждений, устанавливают:

общий порядок их взаимоотношений с  исполнительными органами государственной  власти;

государственную регистрацию предприятий и учреждений;

по  отдельным видам деятельности —  государственное лицензирование, нормирование, техническое регулирование, контроль и надзор и т.п.

общеобязательный  порядок ведения и представления  бухгалтерской и статистической отчетности государственным органам, необходимый для налогообложения  и ведения общегосударственной  экономической информации.

Административно-правовой статус государственных предприятий  и учреждений имеет свои особенности. К особенностям административно-правового  статуса предприятий и учреждений относится, прежде всего, то, что они  являются собственностью государства.

Руководство государственными предприятиями и  учреждениями осуществляют должностные  лица, назначаемые компетентными  государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями. Порядок образования и ликвидации предприятий и учреждений регламентируется законодательством. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа.

Муниципальные предприятия и учреждения — основанные на собственности муниципальной, т.е. органов местного самоуправления.

 

 

18, Административно- правовой статус общественных объединений.

Конституция РФ закрепляет право граждан на объединение, включающее в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для достижения и защиты общих целей и интересов, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них. Содержание этого права граждан, государственные гарантии свободы деятельности общественных объединений, особенности правового статуса отдельных видов общественных объединений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации регулируются федеральными законами «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О государственной поддержке молодежных и детских объединений», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и другими законами.

В соответствии с Федеральным  законом «Об общественных объединениях», под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, что способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Добровольность формирования — важнейший признак общественного  объединения. При этом граждане имеют  право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной  регистрации и приобретения прав юридического лица.

Общественные объединения  независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.

Общественные объединения  в соответствии с названным законом  могут создаваться в одной  из следующих организационно-правовых форм:

общественная организация;

общественное движение;

общественный фонд;

общественное учреждение;

орган общественной самодеятельности.

Общественное объединение  обязано соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы  международного права, касающиеся сферы  его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом  и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании  своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с этим отчетом; ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности и представлять ему другие необходимые  сведения.

Надзор за соблюдением  законов общественными объединениями  осуществляют органы прокуратуры.

Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения, контролируют соответствие их деятельности уставным целям. В случае выявления нарушений  общественными объединениями законодательства или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, орган юстиции может вынести письменное предупреждение руководящим органам объединений.

На финансовые органы возложен контроль за источниками доходов  общественных объединений, размерами  получаемых ими средств и уплатой  налогов.

Деятельность общественных объединений может быть приостановлена на определенный срок по решению суда в случае нарушения Конституции  РФ, конституций (уставов) ее субъектов, а также совершения действий, противоречащих уставным целям.

Ликвидация общественного  объединения происходит либо по решения  съезда (конференции) или общего собрания, либо в судебном порядке.

Особое место среди  общественных объединений занимают политические общественные объединения (политические партии, политические движения), профессиональные союзы, религиозные  объединения.

Ст. 13 Конституции РФ в  качестве основы конституционного строя  признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая  идеология не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной. Политическими общественными  объединениями признаются общественные объединения, в уставе которых в числе основных целей закреплено участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Организационно-правовыми формами политических общественных движений являются общественные организации (для политических организаций, в том числе политических партий) и общественные движения (для политических движений).

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"