Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Административное право".

Файлы: 1 файл

Экзамен Админ право.docx

— 225.98 Кб (Скачать)

3) по юридической силе:

а) законодательные; 
б) подзаконные;

4) по территориальному действию:

а) федеральные; 
б) субъектов РФ; 
в) муниципальные.

Признаки норм административного  права:

1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;

2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;

3) большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;

4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;

5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.

Реализация административно- правовых норм означает проведение в  жизнь содержащихся в административно-правовых нормах волеизъявлений (правил поведения).

Источники административного  права – это внешние формы  выражения административно-правовых норм, которыми являются различные  по юридической силе нормативные  правовые акты.

 

 

9, Административно правовые отношения понятия структура и виды юридические факты

Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Поскольку административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они  обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям. Вместе с тем они обладают особенностями, которые свойственны  им как административно-правовым отношениям. Эти особенности состоят в  том, что административно-правовые отношения складываются в сфере  управления, т.е. непосредственной, повседневной деятельности по осуществлению управления социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферами, а также  иной управленческой деятельностью.

Элементами структуры  административно-правовых отношений являются:

  • субъекты (участники);
  • объекты (то, по поводу чего возникли отношения);
  • содержание правоотношения.

Следовательно, под структурой (составом) административно-правовых отношений принято понимать совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: субъекты (их должно быть как минимум два), объект (объекты) правоотношения, содержание правоотношения и юридические факты.

Субъекты административно-правовых отношений — это лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности (таким образом становиться участниками административных правоотношений) и вступать в конкретное административно-правовое отношение. Следовательно, субъектом административно-правового отношения является тот, кто наделен административными правами и (или) на кого возложены административные обязанности. Субъектами правоотношений выступают право- и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом.

Под объектом административно-правовых отношений в настоящее время большинство ученых понимает то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Некоторые исследователи считают, что объект вообще не является элементом правового отношения. В современной теории права описаны две концепции. Первая — «монистическая» — провозглашает, что объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно поступки людей подвергаются правовому регулированию. Вторая — «плюралистическая» — считает, что объекты правоотношений столь разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом отношения Иными словами — это либо блага, ценности, вещи, то есть объекты имущественных отношений, либо те самые действия, поведение людей, то есть объекты неимущественных отношений, ради которых субъекты вступают в правоотношения.

В содержании административного правоотношения различают две стороны:

1) материальную (поведение  субъектов);

2) юридическую (субъективные  права и юридические обязанности).

Таким образом, одни исследователи  поведение участников правоотношения определяют как объект административно-правового  отношения, а другие отождествляют  это же поведение с понятием «содержания  правоотношения». Мы придерживаемся последней  точки зрения, поскольку реальное поведение участников административного  правоотношения составляет непосредственное содержание этого правоотношения.

Обстоятельствами, при которых  в соответствии с требованиями правовой нормы между сторонами должны или могут возникнуть конкретные правоотношения, выступают юридические  факты.

Под юридическими фактами принято понимать определенные жизненные обстоятельства (ситуации, условия), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Те или иные обстоятельства становятся «юридическими» не в силу присущих им внутренних свойств, а в результате признания их таковыми государством в форме нормативного правового акта или иного источника права. Таким образом, придание им правового характера полностью зависит от воли законодателя. Юридические факты содержатся в гипотезах правовых норм. Наступление того или иного юридического факта влечет за собой предусмотренные нормой права юридические последствия. По волевому признаку юридические факты принято классифицировать на события, действия и состояния. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия или события.

Наиболее распространенным основанием для возникновения, изменения  и прекращения административно-правовых отношений являются правомерные  действия участников управленческой деятельности. Правомерные действия всегда соответствуют  требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия органа исполнительной власти, граждан  и других возможных участников административно-правовых отношений. В определенных случаях  для возникновения юридических  последствий требуется не один юридический  факт, а их совокупность, получившая название фактический состав. Помимо наличия юридических фактов и  фактических составов основанием для  возникновения правоотношений является наличие обстоятельств, которые, не являясь фактами в общеупотребительном  понимании, все-таки признаются законодателем  таковыми (юридическая презумпция и  юридическая фикция). Юридическая презумпция — обоснованное предположение, на основании которого возникает, изменяется или прекращает свое действие правоотношение и которое в процессе самого правоотношения либо доказывается, либо опровергается (презумпция невиновности или презумпция виновности). Юридическая фикция — заведомо ложное утверждение, которому законодатель придает значимость юридического факта (усыновление ребенка лицом, не являющегося родителем, признание сделки фиктивной, признание нормативного акта юридически ничтожным).

 

 

 

10, Административно-правовой статус граждан РФ

Права и обязанности граждан в сфере  административного права в основном производны от конституционных и  конкретизируются во многих законах  и подзаконных актах.

Согласно  Конституции - человек, его права  и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства. Каждый гражданин  России обладает на ее территории всеми  правами и свободами и «несет равные обязанности», предусмотренные  Конституцией.

Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, составляющий важнейшую часть их общего правового статуса и закрепленный во многих законах и подзаконных  актах состоит в следующем:

комплекс  их прав и обязанностей, закреплённых нормами административного права;

гарантии  реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления;

Правовые  акты, относящиеся к установлению административно-правового статуса  человека и гражданина, могут быть подразделены в зависимости:

~ от принципа разделения властей  - на акты органов законодательной  власти и акты органов исполнительной  власти;

~ от юридической силы - на законы  и подзаконные акты;

~ от характера компетенции издающих  их органов - на акты органов  общей, отраслевой и межотраслевой  компетенции.

В правовых актах не отождествляется  правовой статус личности (человека) и  гражданина Российской Федерации. Гражданин  обладает большим объемом прав и  обязанностей, чем человек как  таковой. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, не имеют некоторых  прав и обязанностей, принадлежащих  ее гражданам.

В формировании и реализации составляющих административно-правового статуса  граждан России, помимо Конституции  Российской Федерации, большое значение имеют органы государственного управления и местного самоуправления. В пределах предоставленной компетенции они:

издают  правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той  или иной сфере (например, реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное  заведение);

организуют  исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому  положению граждан;

помогают  гражданам в реализации их конкретных субъективных прав (например, в вопросах социальной защиты);

осуществляют  охрану прав и свобод граждан.

Большинство основных (конституционных) прав граждан  нуждается в административно-правовом обеспечении. А если они не подкреплены  административно-правовыми нормами, то зачастую становятся благими пожеланиями, красивыми обещаниями. Так, нормы  Федерального закона "О порядке  выезда из Российской Федерации и  въезда в Российскую Федерацию", закрепив право граждан России на получение заграничного паспорта, процедуру  его получения и ряд других вопросов, урегулировали административно-правовой механизм реализации конституционного права на выезд из России и въезд  в нее. Статья 33 Конституции РФ закрепляет право граждан России обращаться в государственные и муниципальные  органы. Очевидно, что для реализации этого права нужен федеральный  закон, закрепляющий порядок его  осуществления. Необходимо уточнить круг субъектов соответствующих отношений: могут ли обращаться в органы публичной  власти лица, не являющиеся гражданами России, можно ли обращаться в частные  организации, к тому же нужно решить вопрос об ответственности за бюрократическое  отношение к обращениям граждан.

Таким образом, административное право конкретизирует права и обязанности граждан, устанавливаемые конституционным  правом, и делает это при помощи органов государственного управления и местного самоуправления.

Под административной правоспособностью  гражданина понимается признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности  административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его  смертью. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема и передаваема. Её объём изменяется лишь законом. Для отдельных граждан  эта правоспособность может быть временно ограниченна в случаях  и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением  уголовного или административного  правонарушения, за которые закон  предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишение специальных  прав и другие правоограничения.

Конституцией  Российской Федерации обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести  и др.)

Права и обязанности граждан по содержанию можно подразделить на две группы:

статусные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны;

адекватные  тем сферам, в которых права  и обязанности могут реализовываться.

Одним из прав граждан, находящихся в административной правовой сфере, является право на хранение и ношение определённых видов  оружия. Оно реализуется Федеральным  Законом от 13.12.96 "Об оружии" и  контролируется органами внутренних дел. Так, для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации  обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление  по установленной форме, медицинское  заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с  нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и  документ, подтверждающий гражданство  Российской Федерации.

Административная  дееспособность гражданина - признаваемая за ним способность своими личными  действиями: а) приобретать права  и обязанности административно-правового  характера; б) осуществлять их. Такая  дееспособность включает также способность  гражданина лично нести ответственность  за совершенные правонарушения в  соответствии с действующими правовыми  актами.

Вся система административно-правовых отношений, субъектами которых могут  быть граждане, определяется их административной правоспособностью. Но возникают они  в процессе реализации гражданами своих  субъективных прав и юридических  обязанностей как по собственной  инициативе, так и в порядке  одностороннего волеизъявления органа государственного управления, местного самоуправления или его должностного лица. При этом в осуществлении  субъективных прав инициатива преимущественно  принадлежит гражданам.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"