Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Административное право".

Файлы: 1 файл

Экзамен Админ право.docx

— 225.98 Кб (Скачать)

10. Определен нормативно установленный  порядок образова-ния, формирования реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

11. Каждый орган исполнительной  власти имеет свое наиме-нование.

12. Федеральными законами и законами  субъектов РФ пре-дусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

13. Орган исполнительной власти-- юридическое  лицо -- имеет гербовую печать, может  вступать в гражданско-правовые  отношения.

14. Финансирование органа исполнительной  власти осуществ-ляется за счет средств федерального бюджета или средств бюд-жета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Правовой  статус органов исполнительной власти характери-зуется тем, что эти органы являются самостоятельными и неза-висимыми именно в осуществлении предоставленных им полномо-чий. Независимость органов законодательной власти устанав-ливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими норма-тивными правовыми актами. Превышение пределов установлен-ных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.

Организационная структура органов государственного правления обеспечивается разработкой  и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и  их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается  государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким  образом, штатное расписание устанавливает  организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления  и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в  финансовых органах.

 

13, Система федеральных органов исполнительной власти

 В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. 
Министерство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр); 
Государственный комитет – федеральный орган исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти. 
Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере может иметь статус коллегиального органа; 
Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. 
Структура федеральных органов исполнительной власти выглядит следующим образом. 
1. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: Министерство внутренних дел РФ и подведомственная ему Федеральная миграционная служба; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел РФ; Министерство обороны РФ и подведомственные ему Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральное агентство специального строительства; Министерство юстиции РФ и подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба, Федеральная служба судебных приставов, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; Государственная фельдъегерская служба (федеральная служба); Служба внешней разведки (федеральная служба); Федеральная служба безопасности; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная служба охраны; Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство); Управление делами Президента РФ (федеральное агентство). 
2. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: Министерство здравоохранения и социального развития РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи; Министерство информационных технологий и связи РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство связи; Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и подведомственные ему Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Министерство образования и науки РФ и подведомственные ему Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию; Министерство природных ресурсов РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию; Министерство промышленности и энергетики РФ и подведомственные ему Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральное агентство по энергетике; Министерство регионального развития РФ и подведомственное ему Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; Министерство сельского хозяйства РФ и подведомственная ему Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Министерство транспорта РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство геодезии и картографии, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта; Министерство финансов РФ и подведомственные ему Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство (федеральная служба); Министерство экономического развития и торговли РФ и подведомственные ему Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. 
3. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ: Государственный комитет РФ по делам молодежи, Государственный комитет РФ по рыболовству, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная аэронавигационная служба, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации.

 

14, Виды органов исполнительной власти.территориальные органы исполнительной власти

Виды органов исполнительной власти.

В Российской Федерации существует три  уровня в системе органов исполнительной власти, каждый из которых характеризуется  самостоятельностью и независимостью друг от друга, собственной сферой компетенции, а именно:

1. Федеральные органы исполнительной  власти.

2. Органы исполнительной власти  субъектов федерации

3. Органы исполнительной власти  в системе местного самоуправления.

Исходя  из федеративного государственного устройства РФ, на первый план выдвигается  территориальный масштаб деятельности исполнительных органов. В соответствии с данным критерием из единой системы  выделяются:

a) федеральные органы исполнительной  власти;

b) органы исполнительной власти  субъектов РФ;

Исходя  из установленного порядка образования  органов исполнительной власти, выделяются:

a) исполнительные органы, формирование  которых в соответствии с пунктом  «г» ст. 71 Конституции РФ отнесено  к ведению РФ. Имеются в виду  федеральные органы исполнительной  власти.

На  федеральном уровне все основные вопросы образования органов  исполнительной власти сконцентрированы в руках Президента РФ. Указом Президента «О системе федеральных органов  исполнительной власти» от 14 августа 1996 г. установлено, что создание федеральных  органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом по предложению Председателя Правительства РФ.

Кроме того, на федеральном уровне решаются вопросы образования федеральными органами исполнительной власти для  осуществления своих полномочий в субъектах Федерации территориальных  органов и назначения соответствующих  должностных лиц (ст. 78 Конституции  РФ);

b) исполнительные органы, формирование  которых в соответствии со  ст. 43 Конституции РФ и соответствующих  статей республиканских конституций,  уставов краёв, областей и т.п.  отнесено к ведению субъектов  РФ (ст. 63 Конституции Республики  Бурятия; ст. 22 Устава (Основного  закона) Оренбургской области).

На  республиканском уровне порядок  образования органов исполнительной власти в деталях различен. Решающую роль здесь играют высшие должностные  лица республик главы государств, президенты - главы исполнительной власти (ст. 54 Конституции Республики Ингушетия; ст. 85 Конституции Республики Коми).

В краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах порядок примерно такой  же. Так, губернатор Ставропольского  края формирует исполнительный орган - Правительство края, являясь одновременно его председателем (ст. 63 Устава - Основного  закона Ставропольского края); глава  администрации Читинской области  формирует аппарат областной  администрации (ст. 38 Устава - Основного  закона Читинской области) и т.п. В ведении московских властей (мэрия, правительство) находится формирование органов исполнительной власти - отраслевых и функциональных органов городской  администрации (ст. 52, 54 Устава - Основного  закона г. Москвы) (19, с.278).

3. Органы исполнительной власти  можно различать и по характеру  компетенции. С этих позиций  выделяются:

a) органы исполнительной власти  общей компетенции, которые осуществляют  свои функции в отношении всех  или широкого круга объектов  по вопросам основным их деятельности. Это - Правительство РФ, правительства  республик, входящих в состав  РФ, а так же правительства  (администрации), созданные в некоторых  краях, областях, городах федерального  значения, автономные области, автономных  округах. Во многих случаях  на территориальном и региональном  уровнях ими руководят губернаторы; 

b) органы исполнительной власти  отраслевой компетенции, которые  осуществляют свои функции в  отношении полученных им сфер  отраслевой деятельности. Как правило,  это - федеральные и республиканские  министерства, иные отраслевые исполнительные  органы;

c) органы исполнительной власти  межотраслевой компетенции, которые  по порученной им сфере деятельности  координируют деятельность иных  исполнительных органов. Как правило,  это - государственные комитеты, федеральные комиссии, а так же  аналогичные органы субъектов  Федерации (например, государственные  комитеты в республиках);

d) органы исполнительной власти  специальной компетенции, которые  осуществляют различного рода  регулятивные, разрешительные, контрольные  и надзорные функции в различных  сферах управленческой деятельности (например, федеральные надзоры).

4. По порядку разрешения подведомственных  вопросов различаются коллегиальные  и единоначальные органы исполнительной власти. К числу первых относятся правительства, государственные комитеты, федеральные комиссии, а также администрации субъектов РФ, если это прямо зафиксировано в их статусе (16, с. 158).

Так, наиболее важные вопросы глава администрации  Архангельской области выносит  на рассмотрение на возглавляемого им консультативного органа - совета администрации  области. Члены совета назначаются  главой администрации (ст. 27 Устава Архангельской  области). А Уставом Псковской  области предусмотрено образование  коллегии администрации области (ст.40).

Вопросы здесь решаются по принципу большинства  голосов. Единоначальными являются, как правило, все остальные исполнительные органы, прежде всего министерства. Единоначально может действовать и соответствующая администрация. Единоначалие тесно переплетается с началами коллегиальности на уровне обсуждения ведущих вопросов. Для этих целей в министерствах, например, создаются коллегии, различного рода консультативные и иные советы.

5. В качестве критерия классификации  исполнительных органов используется  также способ их создания. С  таких позиций можно различать:

a) исполнительные органы, образуемые  в установленном порядке. Таких  органов большинство как на  уровне РФ, так и её субъектов  (например, образование министерств  и иных исполнительных органов  главами государств или главами  исполнительной власти);

b) в отдельных случаях используется  способ избрания. Однако он не  распространяется на тот или  иной исполнительный орган, а  относится к тем должностным  лицам, которые возглавляют соответствующий  исполнительный орган. Так, избирается  Председатель Правительства Республики  Хакасия (ст.89 Конституции Республики  Хакасия); избираются главы администраций  субъектов РФ, не являющихся республиками (например, мэр г. Москвы); избираются  президенты республик, являющиеся  главами исполнительной власти (например, ст. 71 Конституции Республики Бурятия).

6. Разнообразны организационно-правовые  формы органов исполнительной  власти. Здесь довольно много  различных модификаций, очень  часто происходят изменения, в  силу чего устойчивым данный  вид классификации признать не  представляется возможным. Тем  не менее, по данному критерию  сейчас доступны для выделения:

a) правительства (РФ, входящих в  её состав республик, городов  федерального значения, а также  в отдельных краях, областях);

b) министерства (федеральные, республиканские);

c) государственные комитеты (федеральные  и республиканские);

d) федеральные комиссии, российские  агентства, федеральные службы, федеральные  надзоры (только на федеральном  уровне);

e) администрации или мэрии (в  субъектах федерации, не являющимися  республиками);

f) департаменты, главные управления, управления, комитеты, отделы, структурные  подразделения органов исполнительной  власти либо самостоятельные  органы управления в субъектах  Федерации (см., например, ст. 69 Устава - Основного закона Тамбовской  области) (14, с. 89).

 

 

15, Президент и исполнительная власть.

Президент РФ является главой государства. Он находится  над всеми ветвями власти, и  при этом не входит ни в одну из них. Он приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги. Президент РФ обладает неприкосновенностью.

Основные  функции Президента РФ: 1) принимает  меры по охране суверенитета РФ, ее независимости  и государственной целостности; 2) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти; 3) определяет основные направления  внутренней и внешней политики государства; 4) представляет РФ внутри страны и в  международных отношениях; 5) является гарантом Конституции РФ, прав и  свобод человека и гражданина.

Функции главы государства соприкасаются  со всеми тремя властями (в области  законодательства он, например, имеет  право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же его основные функции и полномочия нельзя отнести  к законодательной или судебной."

Особый  статус главы государства, вытекающий из его собственных полномочий, обязывает  его выступать гарантом Конституции  и осуществлять высшее представительство.

Президент - это высшее должностное лицо государства, обладающее государственной властью  и осуществляющее ее, что прямо  вытекает из содержания ст.11 Конституции  Российской Федерации.

Деятельность  полновластного главы государства  с очевидностью демонстрирует тот  факт, что отдельные его конституционные  полномочия и функции могут относится  к различным отраслям государственной  власти, соответственно, законодательной, исполнительной, судебной.

Президентская власть в Российской Федерации самостоятельна и существует наряду и в системе  с законодательной, исполнительной и судебной властями, а Президент  Российской Федерации как орган  этой власти самостоятелен в отношении  других органов государственной  власти.

Президент Российской Федерации как орган  государства, конечно, не является законодательным  органом, но он - субъект законодательной  власти. К тому же он - нормотворческий  орган (ст. 90 Конституции Российской Федерации). Указы и распоряжения Президента не могут противоречить  Конституции Российской Федерации  и федеральным законам, однако они  образуют вместе с Конституцией и  федеральными законами единую правовую систему государства, дополняют, конкретизируют и развивают законодательные  акты. В этом также находит свое конкретное проявление осуществление  его законодательной власти.

В отличие от предшествующей, Конституция  Российской Федерации 1993г. не наделяет Президента функциями главы исполнительной власти.

Определяя основные направления деятельности Правительства его Председатель руководствуется как Конституцией Р.Ф. и федеральными законами, так  и указами Президента Р.Ф.

О самостоятельности и независимости  исполнительной власти РФ можно говорить, лишь по отношению к законодательной  и судебной властей. Президентская  же власть, поглощая частично функции  собственно исполнительной власти, стоит  над этой властью, подчиняет и  контролирует ее. Но президентская  власть не тождественна исполнительной, не сливается с нею. Существуя  относительно обособленно, исполнительная власть отнюдь не независима от власти президентской, подчинена ей и контролируется ею.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"