Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Административное право".

Файлы: 1 файл

Экзамен Админ право.docx

— 225.98 Кб (Скачать)

Проследим появление государственной службы и государственных служащих в  истории цивилизации.

Государство выполняет свои функции через  служащих.

Государственная служба – это деятельность личного  состава государственных органов  с властными полномочиями по реализации функций государства.

Государственная служба сложилась в период действия буржуазных конституций. Однако нельзя сказать, что до принятия писаных  конституций в буржуазных государствах государственной службы не существовало (напомним, что в соответствии с  принятой в буржуазных государствах доктриной правового государства, конституционность является первым признаком правового государства). Кем, например, были матросы Одиссея, главы одного из греческих государств в античности? Ответ очевиден, что  они были государственными служащими. Принципы их службы были возможно, отличающимися от настоящих, однако, они выполняли функции государства по захвату чужих территорий и приобретению оттуда богатств, они являлись деятелями публичного сектора, властного сектора общественной жизни и называться частными наемниками, трудящимися (со спецальностью подавления) не могли. Иначе мы не понимали бы сущностную разницу между частным и публичным секторами государственной и общественной жизни.

Основываясь на научных исследованиях и достижениях  ученых, занимавшихся исследованием  вопроса происхождения государства, общих принципов управления и  организации общества, в первую очередь  Л.Моргана, Ф.Энгельса, Монгайта о первобытном обществе, и научно не оспоренных пока никем, можно нарисовать следующую картину происхождения государства и государственной службы.

24, понятие и виды административно правовых форм государственного управления

Форма государственного управления - внешнее выражение деятельности органов государственного управления и их должностных лиц, осуществляемое в рамках их компетенции по разрешению стоящих задач и вызывающее определенные последствия.

Виды:

В зависимости  от порождаемых последствий формы управленческой деятельности бывают правовые (влекут определенные юридические последствия) и неправовые (влекут наступление последствий неюридического характера).

По содержанию выделяют правотворческие, правоприменительные, договорные и иные юридически значимые формы управленческой деятельности.

По целенаправленности формы делятся на внешние (формы реализации полномочий органов исполнительной власти (органов государственного управления)) и внутренние (формы внутриорганизационной (внутриаппаратной) работы по организации самого субъекта управления, по поддержанию его в работоспособном состоянии).

По способу  выражения выделяют словесные (излагаемые при помощи знаковых единиц языка как в письменном, так и устном виде) и конклюдентные (излагаемые при помощи неязыковых знаков, телодвижений, дорожных знаков, дорожной разметки) формы управленческой деятельности.

 

 

 

 

 

25, Административно- правовые акты управления, их основные черты и виды

Принятие  и исполнение административно-правовых актов является одной из основных форм реализации исполнительной власти. В процессе государственного управления возникает потребность в конкретизации  норм законов, которая и осуществляется путем издания административных актов. В процессе государственного управления они служат для установления правовых норм либо для разрешения индивидуальных юридических ситуаций путем применения правовых норм. Издание  и исполнение этих актов - важная часть  управленческого процесса, направленного  на осуществления функций исполнительной власти.  
Административно-правовой акт - это основанное на законе официальное юридически-властное решение полномочного субъекта исполнительно-распорядительной деятельности, принимаемое в одностороннем волевом порядке с соблюдением определенной формы и процедуры и направленное на установление административно-правовых норм или на возникновение, изменение либо прекращение административно-правовых отношений в целях реализации управленческих задач и функций исполнительной власти.  
Юридическая природа административного акта состоит в том, что он: является правовой формой управленческого решения;

выражает  юридически значимое волеизъявление субъекта исполнительной власти в виде предписания, обязательного для адресата;

издается  в одностороннем порядке, т.е. выражает волю только одной стороны - субъекта исполнительной власти;

носит подзаконный характер, т.е. должен издаваться в соответствии с законом;

является  решением полномочного органа исполнительной власти, принимаемым по вопросам и  в пределах его компетенции определенной законом;

устанавливает в сфере ведения конкретного  субъекта исполнительной власти обязательные правила поведения либо регулирует конкретные управленческие отношения и решает индивидуальные административные дела;

принимается с соблюдением определенных установленных  процедур;

несоблюдение  содержащихся в нем юридически властных предписаний влечет ответственность  виновной стороны;

может быть в установленном законе порядке  опротестован или оспорен.

Каждый  административный акт имеет свое содержание и форму. Содержание административного  акта включает три основных элемента:

волеизъявление  уполномоченного органа, которое  не должно выходить за пределы его  компетенции (это волеизъявление должно быть свободным, т.е. не формироваться  под влиянием обмана, заблуждения  или принуждения);

юридическое существо этого волеизъявления (назначить, установить, разрешить, предоставить, отозвать, лишить, наказать и т.д.);

условия, обязательства и поручения, сопровождающие основное решение.

Форма административного акта - это внешнее  выражение содержащейся в нем  воли, мотивов и целей его принятия. Эта форма может быть представлена в виде указов, постановлений, распоряжений, приказов, указаний, инструкций, положений  и т.д.

По  своим юридическим свойствам  административные акты делятся на нормативные, индивидуальные и смешанные. По способу  выражения воли они подразделяются на письменные, устные и символические  или конклюдентные (жесты, сигналы, знаки). В зависимости от порядка  принятия они могут быть коллегиальными или единоличными. Административные акты, имеющие дефекты содержания или формы, подразделяются на ничтожные  и оспоримые.

Ничтожный административный акт - это акт, который  вследствие своей незаконности не может  порождать и не порождает юридических  последствий. Его ничтожность настолько  очевидна, что он не подлежит осуществлению (например, содержащий предписание  совершить противоправные действия). Ничтожность административного  акта проявляется в том, что:

он  не может быть основанием для регистрации  соответствующего правоотношения;

нет оснований для применения санкций  за его исполнение;

на  него нельзя ссылаться при рассмотрении споров в органах управления или  в суде.

Ничтожный акт не требует поиска доказательств  его дефектности - они неоспоримы (например, грубо нарушена компетенция, нет законного основания для  его принятия и т.д.).

Оспоримый административный акт подлежит обязательному  исполнению, но может быть оспорен  заинтересованными лицами. До его  признания недействительным он подлежит исполнению. Оспоримые акты требуют  доказательств их дефектности.

26, Требования, предъявляемые к административно- правовым актам управления, последствия их несоблюдения.

Административный  акт только тогда выполняет свое властное предназначение в процессе государственного управления, когда  он действует. Действие административного  акта выражается в том, что он обладает юридической силой, выступает обязывающей  или управомочивающей формой действий субъекта исполнительной власти и вызывает те юридические последствия, ради которых он был издан. Для того, чтобы административный акт обладал юридической силой, он должен отвечать определенным требованиям.

Он  должен быть:

издан полномочным органом в пределах его компетенции и соответствовать  закону;

принят  в установленном порядке, в соответствии с предписанной процедурой;

издан в установленной форме и подписан надлежащим должностным лицом;

не  должен нарушать или произвольно  ограничивать права и законные интересы частных лиц в сфере государственного управления;

юридически  обоснован, т.е. четко определять цели, основания принятия и юридические  последствия;

оглашен (опубликован) в соответствующем  порядке, доведен до сведения адресатов (определенные акты, должны быть зарегистрированы в Министерстве Юстиции).

Нарушение данных требований является основанием для признания административных актов незаконными, т.е. не имеющими юридической силы. Инициировать вопрос о признании незаконности административного акта могут частные лица, прокурор, заинтересованные органы исполнительной и законодательной власти.

Правомочие  на признание акта незаконным имеют:

орган исполнительной власти - автор акта может признать неправомерность  и отменить его;

вышестоящие органы исполнительной власти, наделенные правом отмены неправомерных актов  нижестоящих органов государственной  администрации (Президент, Правительство  и т.д.);

судебные  органы (общий и арбитражный суды, Конституционный Суд РФ).

Признание акта незаконным осуществляется в двух основных формах:

признание неправомерного акта недействительным;

признание такого акта недействующим.

Недействительный  административный акт является ничтожным, т.е. не порождает юридических последствий  с момента его принятия. Недействующий  административный акт не порождает  юридических последствий с момента  вступления решения суда по данному  акту в законную силу либо с момента  вступления решения в законную силу решения административного органа о его отмене.

Действие  административного акта прекращается также в результате его приостановления, которое не влечет автоматически  утрату им юридической силы. Приостановление  означает временное прекращение  действия или исполнения административного  акта до решения вопроса по мотивам, вызвавшим его приостановление.

 

27, Административно - правовой договор.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ  ДОГОВОР - правовая форма взаимодействия и взаимоотношений субъектов  административного права по реализации управленческих функций публичного характера. Как правило, А.д. заключается между органами исполнительной власти (федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти - по горизонтали; между федеральными и региональными (субъектов РФ) органами исполнительной власти - по вертикали; между органами исполнительной власти субъектов РФ). Порядок заключения административных договоров (соглашений) между Правительством РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ регулируется ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" (1999 г.). В указанном Законе определены содержание соглашения, порядок его принятия и расторжения, условия исполнения. А.д. также широко распространены между федеральными министерствами, иными федеральными исполнительными органами и главами администрации (губернаторами) субъектов РФ. В отличие от гражданско-правового договора в А.д. сторонами являются органы, осуществляющие публично-властные полномочия.

Поскольку термин «административный договор», несмотря на его непризнанность на административном нормативном уровне, занял свое место в административной науке, на него возлагаются соответствующие функции, а именно:

— структурно-организационная;

— социального компромисса;

— обеспечительная;

— ориентационно-стимулирующая;

— демократизации исполнительной власти;

— воспитательная;

— охранительная.

Административный  договор характеризуется комплексным  характером, поскольку содержит административные и гражданско-правовые признаки. Это  проявляется, в частности, и в  ряде законодательных актов, предусматривающих  заключение таких договоров.

Необходимо  обратить внимание на классификацию  административных договоров, а именно: двух- и многосторонние; типовые  и консенсуальные, предварительные  и основные;

а) по предметному критерию:

— договоры о компетенции, в частности, о разграничении или делегировании  полномочий и предметов ведения;

— договоры в сфере управления государственной  собственностью;

— договоры, обеспечивающие государственные  нужды (государственные контракты);

— договоры с военнослужащими, студентами;

— финансовые и налоговые соглашения;

— договоры о взаимодействии, сотрудничестве;

— концессии, инвестиционные соглашения;

— договоры о предоставлении некоторых  платных услуг частным лицам  и др.;

б) по смыслу: чисто организационные  и смешанные (организационные вопросы  связаны с трудовыми, имущественными); чисто административные и комбинированные (вместе с административными правоотношениями регулируют трудовые, гражданские и  др.).

28, Понятие и виды методов государственного управления.

Под методами государственного управления понимаются способы (приемы) воздействия субъекта управления на объект управления, которые используются для достижения поставленных целей и задач управления, для реализации функций управления. Методы дают ответ на вопрос о том, как, каким способом наиболее рационально можно достичь целей управления.

Методы  управления находятся в единстве с целями управления. Цель обусловливает  специфику использования методов, выбор методов в известной  степени определяет реальность достижения поставленных целей. Но, с другой стороны, методы показывают, каким образом  достигаются цели управления. Методы определяют качественную сторону управления. Их совершенствование означает улучшение  управления. Методам управления присущи  следующие характерные черты:

они выражают связь субъекта управления с объектом управления, метод —  это средство, способ осуществления  управляющего воздействия субъекта управления на объект управления;

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"