Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Административное право".

Файлы: 1 файл

Экзамен Админ право.docx

— 225.98 Кб (Скачать)

применение  оружия (например, для остановки  транспортного средства, если водитель создает реальную опасность здоровью и жизни людей);

принудительное  лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;

временное отстранение от работы инфекционных больных;

запрещение  эксплуатации транспортных средств, техническое  состояние которых не отвечает установленным  требованиям;

запрещение  или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению  общественной безопасности и т.п.

 

31, Меры административного принуждения,

Меры  административного принуждения  делятся на три группы:

Административно-предупредительные  меры - это правовые способы и  средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и  обстоятельств, угрожающих жизни и  безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов. Основанием для применения этих мер может служить предположение о намерении лица совершить административное правонарушение или иное противоправное деяние. К их числу относятся: контрольные и надзорные проверки, проверка документов, личный досмотр, контроль и досмотр вещей, введение карантина, оцепление территорий, санитарный осмотр грузов, остановка движений транспорта, техосмотр транспортных средств и т.д.

Административно-пресекательные меры состоят в принудительном прекращении противоправных деяний и предотвращении наступления вредоносных последствий. В качестве мер административного пресечения применяются: требования прекратить противоправные действия, непосредственное физическое воздействие (применение приемов самообороны, резиновых палок, слезоточивого газа, наручников, оружия и т.д.); приостановление лицензий, принудительное лечение, отстранение от управления транспортным средством, запрещение работ, административное задержание, наложение ареста на банковские счета организаций и т.д.

Административное  взыскание (мера административной ответственности). Административное взыскание - это наказание, применяемое в установленном  законом порядке уполномоченным органом к виновному физическому  или юридическому лицу за совершение административного правонарушения. Кодекс об административных правонарушениях  РФ в ст.3.2. устанавливает следующие  виды административных взысканий: предупреждение, штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения: лишение специального права; административный арест, административное выдворение, дисквалификация. Административные взыскания носят карательный  характер. Именно через них реализуется  административная ответственность, представляющая собой важнейший институт административно-деликтного права.

32, Понятие административного процесса, его основные черты и принципы.

В узком понятии административный процесс рассматривается как  урегулированный нормами административно-процессуального  права порядок применения мероприятий  административного принуждения  и прежде всего административных взысканий за совершения административных правонарушений. В широком понимании  административный процесс рассматривается  как урегулированный правом порядок  рассмотрения индивидуально-конкретных дел в сфере исполнительной деятельности органами государственного управления,а в предусмотренных законодательством случаях - и другими,уполномоченными на это органами. Это такой порядок деятельности, по которому складываются гражданские отношения,которые регулируются нормами административно-процессуального права.В этом понятии отображается связь административного процесса с государственным управлением как формой государственной деятельностью,подчеркнутая связь административного процесса с нормами материального административного права. Эта связь просматривается в том,что в результате осуществления административного процесса разрешаются индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления.

Характерными  чертами административного процесса являются: а) административный процесс,связанный с государственным управлением,его юридическими видами,которые реализуются в правовых формах; б) административный процесс,связанный с материальными нормами административного права;эта связь находит проявление в том,что в ходе реализации заданий административного права разрешаются индивидуальные дела в государственном управлении и эффективно используются нормы материального права; в) применение норма материального права осуществляется в юридическом порядке,урегулированном административно-процессуальными нормами; г) административный процесс - это не только применение норм материального права,а и соответствующая деятельность,в результате которой возникают гражданские отношения,регулирующиеся нормами административно-процессуального права. Таким образом,административный процесс складывается из двух частей,одинаковой мерой отрегулированных нормами административно-процессуального права: деятельности органов государственного управления по разрешению конкретных дел и отношений между участниками этой деятельности. Поэтому административный процесс - это соответствующая процедура,происходящая в рамках,установленных процессуальными правовыми нормами,а их совокупность, объединенная общей функцией,составляет производство. Совокупность разных видов производства составляет административный процесс. Административный процесс осуществляется с соблюдением принципов,использующихся в государственном управлении. В то же время эти принципы приобретают специфические черты,оттенки,порождают новые принципы. Систему принципов административного процесса составляют: законность,охрана интересов лица и государства,равноправие сторон,национального языка,самостоятельности органа(должностного лица) при принятии решения,скорости процесса,ответственности должностных лиц за правильное ведение процесса,гластности.

33, Административные производства и их виды.

Управленческие  процедуры распространяются не только на отношения, что регулируются различными отраслями права, но реализуются  через государственную исполнительную деятельность. Эта особенность административно-процессуальной деятельности объясняет численность административных производств, поскольку административный процесс обслуживает отрасли права, которые не имеют своих процессуальных форм. Выделяют такие производства: 1) по обработке и принятии нормативных актов; 2) по принятии индивидуальных актов управления; 3) по применению административно-процессуальных мер и мер пресечения; 4) по делам об административных правонарушениях; 5) по применению дисциплинарных взысканий; 6) регистрационно-разрешительное; 7) надзорно-контрольное; 8) по заявлениям граждан,в том числе как особый вид производства по жалобам; 9) делопроизводство; 10) по земельным,пенсионным,налоговым,бюджетно-финансовых делах; 11) по делам по возмещению материальных убытков и др. Независимо от вида производства основным документом административного дела является письменное заявление(жалоба,протокол,запись обращения). К административному делу относятся и другие документы,которые подаются сторонами административно-правовых отношений и помогают в решении дела (свидетельства очевидцев,потерпевших, экспертные заключения,другие документы,которые касаются дела). Орган,который занимается производством по делу может требовать либо по собственной инициативе и собственными силами получать необходимые документы. Каждое производство осуществляется соответственно по определенным стадиям с соблюдением принципов административного процесса.

34, Административно-юрисдикционное производство

Административно - юрисдикционное производство - нормативно установленный порядок и формы осуществления юридических действий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, а также юридические формы результатов соответствующих процессуальных действий. 
Можно выделить следующие сущностные черты производства по делам об административных нарушениях: 
1. Это специфическая процедура рассмотрения дел по наложению административных взысканий. 
2. Каждая стадия этого производства завершается принятием по делу соответствующего акта, не сходного с актами, применяемыми в других производствах. 
3. Определенные отношения, охраняемые данным производством, урегулированные административным правом, обособленность и завершенность которых обеспечивается с момента возникновения административного спора и до его разрешения. 
Производство по делам об административных правонарушениях - вид административно - юрисдикционного производства, имеющий специфическую процедуру рассмотрения дел по наложению административных взысканий и нуждающийся в единообразном применении, закрепленным на федеральном уровне. 
Производство по делам административных правонарушениях - это системно образование, комплекс взаимосвязанных процессуальных действий, которые:  
1. Образуют определенную совокупность процессуальных правоотношений, отличающихся предметной характеристикой и взаимосвязанностью с соответствующими материальными правоотношениями. 
2. Вызывают потребности установления, доказывания, а также обоснования всех обстоятельств и фактических данных рассматриваемого юридического дела. 
3. Обуславливают необходимость закрепления, официального оформления полученных процессуальных результатов в соответствующих актах, документах. 
Производство по делам об административных правонарушениях и производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, теснейшим образом между собой взаимосвязаны. Для дел, возникающих из административно-правовых отношений, присуще наличие административного спора о праве, подведомственного судам, когда: 
- возникает из административных, финансовых или иных властеотношений и весьма тесно связан с взаимообусловленными или правовыми отношениями; 
- хотя бы один из его участников должен обладать властными полномочиями; 
- заинтересованное лицо имеет право на выбор обращения либо в суд, либо к вышестоящему в порядке подчинения административному органу, но иногда безрезультативность обращения в вышестоящий орган является обязательным элементом (предпосылкой) для обращения в судебные инстанции; 
- важнейшей целью, имеющей самостоятельное значение, является признание незаконным акта (действия) административного органа (должностного лица); 
- принятое судебное решение может быть значимо для неопределенного круга лиц, заинтересованных в осуществлении данного субъективного публичного права, и, наконец, административный иск рассматриваться должен специальным административным судом. Основанием для возбуждения рассмотрения административных споров общим судом по правилам особой исковой процедуры, но в рамках гражданского судопроизводства, является жалоба, а для арбитражных судов иск; 
- принятие самостоятельного решение по административному делу всегда будет для суда ограничено определенными пределами. Так, если суд установит, что штраф наложен без учета тяжести совершенного проступка, личности виновного, его имущественного положения, и сумма его занижена, он не имеет право изменить ситуацию "к худшему". 
Черты производства по делам об административных правонарушениях. 
1. Данное производство возникает в связи с совершением административного деликта (проступка). 
2. Круг субъектов, уполномоченных осуществлять данное административно - юрисдикционное производство, весьма широк, но их перечень четко определен законами РФ и ее субъектов, с учетом подведомственности их произвольная замена недопустима. 
3. Только посредством данного производства применяются административные взыскания. 
4. Специфика процедуры производства порождена: оперативностью, экономичностью, активностью правоприменяющих органов, простотой, весьма краткими сроками, которые вообще присущи природе административно-процессуальной деятельности. 
5. Специфичны акты, сопровождающие каждую стадию данного производства: протокол является основанием для возбуждения дела, постановление о наложении взыскания - результат рассмотрения, решение принимается после завершения стадии обжалования. 
6. Производство по делам об административных правонарушениях нуждаются в едином правовом регулировании на федеральном уровне всех без исключения субъектов административной ответственности. 
7. Предусматриваются широкие права лица, привлекаемого к административной ответственности, но недостаточно регулируется право на защиту потерпевшего. 
Принципы производства по делам об административных правонарушениях.

35. Производство по жалобам и  заявлениям граждан.

Согласно Конституции  РФ (ст. 33) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления. Одновременно устанавливается обязанность  соответствующих органов и должностных  лиц в установленные сроки  и в установленном законом  порядке рассматривать предложения, заявления жалобы граждан, давать на них ответы и принимать необходимые  меры. Общий срок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, как правило, не должен превышать одного месяца. Однако законодательством предусматривается  и иные, более сокращенные сроки  их рассмотрения. Общий порядок производства состоит из четырех (условно) стадий. На первой стадии регистрируются поступившие  в орган (учреждение) письменные предложения, заявления, жалобы или выслушиваются  компетентным должностным лицом  устные жалобы, которые затем могут  быть оформлены письменно и также  зарегистрированы. На второй стадии осуществляется проверка фактов и обстоятельств, изложенных в жалобе. Руководители и другие должностные лица при рассмотрении жалобы обязаны разобраться в ее существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направить работников на места для проверки и принимать другие меры для объективного решения вопроса. Полученная информация анализируется и делается заключение по результатам проверки. Третья стадия включает принятие решения по жалобе и сообщение о принятом решении заявителю. Ответ по жалобе может быть письменным или устным. В случае отклонения предложения, заявления, жалобы дается мотивированное и юридически обоснованное объяснение. Принятое решение своевременно сообщается заявителю. По просьбе последнего разъясняется порядок обжалования принятого решения. Четвертая стадия состоит из действий по исполнению принятого решения. Эта стадия факультативна, она существует, если жалоба полностью или частично удовлетворяется. В этом случае орган, который принял решение, обеспечивает своевременное и правильное исполнение решения.

 

36. Законность и дисциплина в  сфере исполнительной власти, способы  их обеспечения.

Законность —  это конституционный принцип  функционирования всех ветвей государственной  власти Российской Федерации. Законность — это точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов и подзаконных  актов государственными органами, должностными лицами. Законность основывается на следующих  принципах:

1)Верховенство  Конституции РФ и законов.

2)Недопустимость  противопоставления законности  и целесообразности.

3)Гарантированность  прав и свобод личности.

4)Создание обстановки  неотвратимости ответственности  в случае нарушений.

Дисциплина —  это сознательное соблюдение законов  и иных правовых актов субъектами права. При этом законность выступает  основой дисциплины.

Способы обеспечения  законности в деятельности органов  исполнительной власти

В Российской Федерации  в целях обеспечения точного  соблюдения законности создан и действует  особый государственно-правовой механизм, состоящий из двух основных элементов:

1)организационно-правовых  методов, т.е. особых видов деятельности, практических приемов, операций;

2) организационно-структурных  формирований (государственных органов  и общественных объединений).  

Различают следующие  способы обеспечения законности:

1) контроль;

2) надзор;

3) контрольно-надзорная  деятельность.

 

37. Государственный контроль в  сфере управления и его виды.

Контроль - система  проверки подконтрольного объекта  функционирования с целью устранения его неисполнения команд.

В зависимости  от объема контрольной деятельности различают общий и специальный  контроль. Общий контроль заключается в систематической проверке соответствия решений и действий подконтрольного объекта законодательству, укреплению государственной дисциплины и законности(Правительство РФ).Специальный контроль осуществляется по функциональным направлениям деятельности подконтрольного объекта. Специальный контроль осуществляют органы, в содержании полномочий которых проверка определенного вида деятельности (финансовый контроль).

В зависимости  от положения контролирующего субъекта контроль может быть внешним и  внутренним. Внешний контроль осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства. Внутренний государственный контроль осуществляется собственными силами подконтрольного органа.

В зависимости  от периода, когда осуществляется контроль, может быть выделен предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный государственный  контроль осуществляется перед принятием подконтрольным органом управленческого решения или совершением какого-либо действия. Текущий государственный контроль осуществляется в течение всего периода функционирования подконтрольного органа. Последующий государственный контроль осуществляется после принятия решения или совершения действия подконтрольным органом.

В зависимости  от характера полномочий субъекта, осуществляющего государственный  контроль, различают:

1) контроль Президента  РФ;

2) контроль органов  законодательной власти;

3) контроль органов  исполнительной власти;

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"