Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Административное право".
Функция
управления как возможная область
формирования управляющего воздействия
предполагает осуществление непрерывных
взаимосвязанных между собой
действий по выработке средств и
методов воздействия и их реализации
применительно к решению
Применительно к государственному управлению, под функциями государственного управления принято понимать объективно обусловленные виды властных, целеполагающих, организующих и регулирующих воздействий государства на общественные процессы.
К общим функциям управления, как правило, относятся:
1) сбор и обработка (анализ) социальной информации;
2)
прогнозирование, т.е. научное
предвидение изменений в
3)
планирование, т.е. определение направлений,
целей управленческой
4)
организация, т.е.
5)
регулирование или
6) координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения общих целей управления;
7)
контроль и учет, состоящие в
том, чтобы установить, соответствует
или не соответствует
3. Государственное управление и исполнительная власть.
Государственное управление по своему назначению представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.
Следовательно,
государственное управление практически
осуществляется и в рамках системы
государственной власти, базирующейся
на началах разделения властей. Исполнительная
власть как проявление единой государственной
власти, приобретает реальный характер
в деятельности особых звеньев государственного
аппарата, в настоящее время именуемых
исполнительными органами, а по существу
являющимися органами государственного
управления. В подобном смысле государственное
управление, понимаемое как исполнительно-
Следует, однако, иметь в виду, что понятие «государственное управление» - более широкое по сравнению с исполнительной властью. Последняя в известном смысле производна от государственного управления. Она призвана определить объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. С другой стороны, государственное управление - это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Исполнительная власть по существу составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая, прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность.
Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления. Однако далеко не все такого рода звенья могут быть субъектами исполнительной власти в ее конституционном смысле.
Принципы государственного
управления — это основоположные
идеи, научные положения данного
вида государственной деятельности.
Некоторые авторы отмечают, что принципы
государственного управления — это
его позитивные закономерности, познанные
наукой и практикой и
В административно-правовой науке нет единого мнения по поводу их классификации на группы и виды. В частности, выделяют такие группы принципов государственного управления:
а) социально-политические (демократизм, участие населения в
управленческой деятельности государства; равноправие лиц разных национальностей; равенство всех перед законом; законность; гласность и учет общественного мнения; объективность). Эта группа принципов характеризуется тем, что она распространяется на все сферы управленческой деятельности, а сами принципы закрепляются, как правило, в Конституции Украины и законах Украины;
б) организационные принципы
построения аппарата государственного
управления (отраслевой, функциональный,
территориальный). Они являются базой
для определения и
в) организационные принципы
функционирования (деятельности) аппарата
государственного управления (нормативность
деятельности, единоначалие, коллегиальность,
деление управленческой работы, ответственность
за принятые решения, оперативная самостоятельность)
Наряду с делением принципов на группы наиболее часто предлагается их классификация на виды, а именно:
а) общесистемные: объективности
государственного управления; демократизма
государственного управления; правовой
упорядоченности
б) структурно-целевые: согласованности
между собой целей
в) структурно-функциональные:
дифференциации и фиксирования функций
путем издания правовых норм и
закрепления управленческих функций
в компетенции органов
г) структурно-организационные:
единства системы государственной
власти, которая обеспечивает целостность,
согласованность и
д) структурно-процессуальные: соответствия элементов (методов, форм, стадий) управленческой деятельности органов государственного управления их функциям; конкретизации управленческой деятельности и личной ответственности за ее результаты; стимулирования рациональной и эффективной управленческой деятельности.
Функции государственного управления представляют собой основные направления деятельности государственных органов по
обеспечению выполнения задач
государственного управления. Они имеют
конкретное содержание и осуществляются
с помощью конкретных способов и
форм управления. В административной
науке принято различать
В юридической науке нет единого мнения по поводу видов функций государственного управления. Г. В. Атаманчук классифицирует функции государственного управления на внутренние (управление внутри государственной управляющей системы), внешние (влияние государственных органов на объекты управления), общие (отображающие существенные моменты управления: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль), специфические (отображающие особое содержание отдельных влияний). По мнению Ю. М. Старилова, функции государственного управления классифицируются на два вида:
а) функции государственного управления как управленческого права. К данной группе относятся такие функции, как: обеспечительная; интеграционная; коммуникативная; охранительная; организационная; правотворческая; функция контроля;
б) функции государственного управления как основные направления деятельности органов исполнительной власти. Кроме выше названных видов, функции государственного управления можно классифицировать на следующие:
а) в зависимости от направленности
и места влияния: социально-организационные
(влияние государственных
б) по содержанию, характеру и объему влияния: на общие, специальные, вспомогательные. При этом следует отметить, что к общим функциям относятся:
— организация (определение организационных положений, устанавливающих порядок управления, регламенты, нормативы, требования, ответственность и др.);
— прогнозирование и
— планирование (определение
цели, необходимых ресурсов, способов,
сроков, форм и методов поэтапного
контроля за действиями объекта). Планирование
— это процесс составления, согласования,
утверждения планов в управлении.
Оно играет существенную роль в достижении
поставленной цели, поскольку от качества
планирования зависит ожидаемый
результат. Планирование часто применяется
в государственном управлении в
виде принятия государственных комплексных
программ, например, Указы Президента
Украины от 26 июля 2000 г. «О мероприятиях
по реализации Стратегии реформирования
системы государственной службы
в Украине на 2000-2001 гг.»; от 9 ноября
2000 г. «О комплексной программе
— регулирование (через нормативно-правовые
акты, государственный бюджет, государственные
контракты, налоговую систему, стандарты,
таможенные тарифы, определение приоритетов
развития отраслей и др.). Под этим
термином в административной науке
понимают регламентацию государством
в законодательных и других нормативно-правовых
актах общих требований к государственной
управленческой деятельности, которая
осуществляется органами государственного
управления (например, Законы: от 30 октября
1996 г. «О государственном регулировании
рынка ценных бумаг в Украине»;
от 1 июня 2000 г. «О лицензировании определенных
видов хозяйственной
— координация (обеспечивает согласование деятельности систем управления). Координация представляет собой согласованность деятельности разных государственных органов для достижения общих цели и задач;
— контроль (направленный на
обеспечение законности, дисциплины).
Именно контроль дает возможность установить
соответствие или несоответствие фактического
состояния дел в системе
Специальные функции характеризуют
особенности конкретного
Вспомогательные функции оказывают содействие процессам реализации общих и специальных функций. К ним можно отнести: стратегическое и текущее планирование; финансирование, стимулирование, кадровое обеспечение, руководство, диагностирование и др.