Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Административное право".
5) Принцип равенства граждан перед законом.
6) Принцип ответственности должностных лиц за принятие решение.
52. Система административной юрисдикции.
53. Органы административной
Кодекс об административных правонарушениях определяет три основных вида органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела этой категории:
1) судьи (мировые судьи);
2) коллегиальные юрисдикционные органы при районных, городских, районных в городах исполнительных органах, к которым относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) федеральные
органы исполнительной власти, их
учреждения, структурные подразделения
и территориальные органы, а также
иные государственные органы
в соответствии с их
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
1) мировыми судьями;
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) уполномоченными
органами и учреждениями
4) административными
комиссиями, иными коллегиальными
органами, создаваемыми в соответствии
с законами субъектов
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ представителями судебной власти, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции, являются судьи районных судов, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов и мировые судьи.
Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет. Кроме того, комиссии рассматривают дела о правонарушениях подростков, отнесенные к компетенции других юрисдикционных органов (должностных лиц) в случае передачи этих дел на рассмотрение соответствующих комиссий.
Административные комиссии являются единственными юрисдикционными органами, специально образуемыми для рассмотрения всех категорий дел об административных правонарушениях, за исключением отнесенных законодательством к компетенции других органов (должностных лиц). В состав комиссий входят председатель, его заместитель, ответственный секретарь, а также члены комиссии.
Самостоятельную и самую многочисленную группу органов отраслевой административной юрисдикции составляют предусмотренные гл. 23 КоАП РФ органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие органы исполнительной власти (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:
1) руководители
и заместители руководителя
2) руководители
структурных подразделений и
территориальных органов
3) иные должностные
лица, осуществляющие в соответствии
с федеральными законами либо
нормативными правовыми актами
Президента РФ или
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Федерации, от имени органов, указанных в ст. 22.1 КоАП РФ, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если Кодексом или законом субъекта РФ не установлено иное.
54. Понятие административного
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Элементы состава
административного
= объект административного правонарушения;
= объективная сторона административного правонарушения;
= субъект административного правонарушения;
= субъективная сторона административного правонарушения.
Объект - общественные отношения, охраняемые нормами административного права.
Виды объектов
административного
1) общий объект
(совокупность всех
2) родовой объект
(определенный круг
3) видовой объект
(определенная группа
4) непосредственный
объект (конкретные общественные
отношения, охраняемые
Объективная сторона
- внешнее выражение
Обязательными
элементами объективной стороны
объекта административного
Факультативные элементы: время, место, способ, обстановка.
Противоправное деяние - это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.
Общественно вредные последствия - негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.
В зависимости
от характера общественно-вредных
последствий различают
Причинно-следственная
связь - это объективная связь
между общественно опасным
Субъектом
административного
Индивидуальные субъекты - физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.
Индивидуальные
субъекты административных правонарушений
делятся на общие (достигшие 16-летнего
возраста, вменяемые) и специальные
(отражающие особенности трудового,
служебного положения; прошлое противоправное
поведение, иные особенности правового
статуса граждан). Одним из специальных
субъектов выступают
Юридические лица - организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.
Субъективная
сторона административного
Элементы субъективной
стороны административного
Вина - это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.
Умышленная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично). (прямой, косвенный)
Неосторожная
вина (лицо, совершившее административное
правонарушение, предвидело возможность
наступления вредных
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Цель - предполагаемый результат, к которому стремится виновный; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административных правонарушений.
Мотив - осознаваемая
причина, побуждающая виновного
к совершению правонарушения, связанная
с удовлетворением его
* Виды административных правонарушений:
В зависимости
от сферы совершения: совершенные
в экономической сфере, совершенные
в административно-политической сфере,
совершенные в социально-
В зависимости от родового объекта посягательства: посягающие на государственный порядок, на общественный порядок, на общественную безопасность, на права граждан и здоровье населения, на собственность, на установленный порядок управления, на другие объекты.
В зависимости от характера деяния: совершенные в форме действия и совершенные в форме бездействия.
В зависимости от субъекта правонарушения: совершаемые индивидуальным субъектом, юридическими лицами, как индивидуальным субъектом, так и юридическими лицами.
В зависимости от формы вины: совершенные умышленно и по неосторожности.
В зависимости от состояния физического лица, совершившего правонарушение: в состоянии опьянения, с психическими отклонениями.
55. Административные
56. Стадии производства по делам
об административных
Возбуждение дела об административном
правонарушении.
Возбуждение дела означает принятие решения
начать его расследование при наличии
признаков правонарушения. Далее происходит
собирание и исследование материалов,
имеющих отношение к совершенному правонарушению
и личности правонарушителя, т.е. административное
расследование.
Поводами к возбуждению дела об административном
правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными
лицами, уполномоченными составлять протоколы
об административных правонарушениях,
достаточных данных, указывающих на наличие
события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных
органов, а также из других государственных
органов, органов местного самоуправления,
от общественных объединений материалы,
содержащие данные, указывающие на наличие
события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и
юридических лиц, а также сообщения в средствах
массовой информации, содержащие данные,
указывающие на наличие события административного
правонарушения.
Дело об административном правонарушении
может быть возбуждено должностным лицом,
уполномоченным составлять протоколы
об административных правонарушениях,
только при наличии хотя бы одного из поводов,
предусмотренных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных
данных, указывающих на наличие события
административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении
считается возбужденным с момента:
1) составления первого протокола о применении
мер обеспечения производства по делу
об административном правонарушении,
предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;
2) составления протокола об административном
правонарушении или вынесения прокурором
постановления о возбуждении дела об административном
правонарушении;
3) вынесения определения о возбуждении
дела об административном правонарушении
при необходимости проведения административного
расследования, предусмотренного ст. 28.7
КоАП РФ;
4) оформления предупреждения или с момента
наложения (взимания) административного
штрафа на месте совершения административного
правонарушения в случае, если в соответствии
с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном
правонарушении не составляется.
В случае отказа в возбуждении дела об
административном правонарушении выносится
мотивированное определение об отказе
в возбуждении дела об административном
правонарушении.
Рассмотрение дела об административном
правонарушении.
По поступившему делу об административном
правонарушении судья в соответствии
со ст. 29.1 КоАП РФ проверяет:
1) относится ли оно к его компетенции;
2) нет ли оснований для самоотвода;
3) правильно ли составлены: протокол об
административном правонарушении и другие
документы, предусмотренные КоАП РФ, а
также правильно ли оформлены материалы
по делу в целом.
4) имеются ли обстоятельства, исключающие
производство по делу (т.е. не имеется ли
формальных поводов к прекращению дела
производством, см. ст. 24.5 КоАП РФ);
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов
для его рассмотрения по существу;
6) имеются ли ходатайства и отводы.
Общее правило - дело об административном
правонарушении рассматривается в 15-дневный
срок со дня получения судьей протокола
об административном правонарушении и
других материалов дела.
Пересмотр постановления и решения.
Процессуальной основой стадии пересмотра
являются гл. 30 КоАП РФ. Возможность обжалования
определения об отклонении ходатайства
о восстановлении срока для подачи жалобы
вытекает из конституционного принципа
доступа к правосудию, поскольку такое
определение препятствует дальнейшему
продвижению дела. Стадия пересмотра постановления
и (или) решения по делу, как правило, состоит
из следующих этапов:
= подачи жалобы или протеста;
= подготовки дела к пересмотру;
= слушания дела;
= вынесения решения по делу;
= доведения решения до сведения заинтересованных лиц.
В зависимости от субъекта, осуществляющего рассмотрение жалобы (протеста), и особенностей процедуры пересмотра она может быть подразделена на два вида - в административном и в судебном порядке. Соответственно, выделяется административное производство и административное судопроизводство по пересмотру постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
Исполнение постановления по делу
об административном правонарушении.
Постановление по делу об административном
правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного
для обжалования постановления (определения)
по делу об административном правонарушении,
если указанное постановление не было
обжаловано или опротестовано, т.е. через
10 дней после вынесения постановления,
определения (ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ);
2) после истечения срока, установленного
для обжалования решения по жалобе, протесту,
если указанное решение не было обжаловано
или опротестовано, за исключением случаев,
если решением отменяется вынесенное
постановление (ч. 2 ст. 31.1 КоАП РФ);
3) немедленно после вынесения не подлежащего
обжалованию решения по жалобе (т.е. вынесения
решения судом кассационной инстанции),
протесту, за исключением случаев, если
решением отменяется вынесенное постановление
(ч. 3 ст. 31.1 КоАП РФ).
Постановление по делу об административном
правонарушении приводится в исполнение
уполномоченными на то органом, должностным.
В случае вынесения нескольких постановлений
о назначении административного наказания
в отношении одного лица каждое постановление
приводится в исполнение самостоятельно.
При наличии обстоятельств, вследствие
которых исполнение постановления о назначении
административного наказания в виде административного
ареста, лишения специального права или
в виде административного штрафа невозможно
в установленные сроки, судья, вынесший
постановление, может отсрочить исполнение
постановления на срок до одного месяца.
С учетом материального положения лица,
привлеченного к административной ответственности,
уплата административного штрафа может
быть рассрочена судьей, вынесшим постановление,
на срок до трех месяцев.
89067035127надя