Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 21:21, шпаргалка
Понятие и предмет административного права.
АП – часть норм правовой системы РБ, обладающая всеми ее признаками. Нормы АП предназначены для всех членов общества, их организаций, не исключая государство в целом и его органы. Право РБ – это основной гос. регулятор соц. связей, это система правовых норм, которые получают свое выражение в официальной форме – государственных актах.
К неправовым формам относят организационную работу и материально-технические действия. В организационной форме совершаются такие действия, как инструктирование, оказание практической помощи, изучение, обобщение и распространение передового опыта, разработка мероприятий по внедрению достижений науки. В материально-технической форме выражаются действия по делопроизводству, стенографические, машинописные работы, учетно-статистическая работа.
Формы гос. управления регламентируются нормами права, содержащимися как в законах, актах Президента РБ, в актах Правительства и др. органов гос управления.
Метод гос. управления – прием, способ реализации, осуществления управленческой деятельности. Выбор конкретных методов не всегда зависит от усмотрения субъекта управления, а чаще определяется правом и видом объекта управления, его особенностями.
Различают экономические, административные и социально-психологические методы. Экономические методы – это комплекс материальных средств, рычагов воздействия на объекты управления субъектами управления. Отдельными их видами являются прибыль, цена, кредит, налоги.
Административные методы – способы прямого, непосредственного воздействия на поведение управляемых, выражающиеся в издании нормативных предписаний и индивидуальных повелениях.
Социально-психологические методы – это способы психологического воздействия управляющих на управляемых для достижения поставленных целей.
14. Понятие правового акта управления и его отличие от иных действий администрации.
Все виды гос. власти обеспечены соответствующими правовыми актами. Правовые акты управления тесно связаны с гос. управлением. Ими регулируются общ. отношения, определяются права и обязанности их участников. Правовые акты управления определяются как официальные решения. средство, основная форма реализации исполнительной власти, волевые действия, документы.
Акты управления являются правовыми, так как с их помощью достигается правовой результат, т.е. осуществляется установление, изменение или отмена правовых норм, возникновение, изменение или прекращение определенных правоотношений. Правовыми актами управления предоставляются права и обязанности в сфере управления.
В зависимости от юридического значения правовых акты управления разделяют на несколько групп:
Правовые акты управления – один из видов правовых актов государства. Они обладают всеми их признаками и имеют свои особенности. Правовые акты управления подзаконны, издаются на основе и во исполнение законов и актов вышестоящих органов гос. управления. В них могут содержаться определенные правила поведения, веления гос. органа или должностного лица. С их помощью исполняются законы. претворяются в жизнь государственные задачи.
Правовые акты управления являются исполнительными решениями.
Правовые акты управления – это юридические акты, исполнительные решения. авторитарные решения, подзаконные официальные решения, односторонние веления, умышленные волевые действия администрации, форма управленческой деятельности, важная форма выражения компетенции гос. органа, организующие решения.
Под правовыми актами управления следует понимать декреты, указы, постановления, распоряжения, указания и другие документы установленного вида, в устной или иной форме закрепляющие решения компетентных органов, направленные на установление, изменение или отмену правовых норм.
Отличие: законы обладают большей юр. силой. От актов правосудия и прокурорского надзора отличаются содержанием, юр. свойством, порядком принятия, отмены, обжалования, исполнения. От гражданско-правовых актов как по своей юр. природе, так и по основаниям издания. Отличаются от документов, имеющих юридическое значение, т.к. такие документы не порождают и не изменяют правоотношений и не влекут юр. последствий.
15. Классификация правовых актов управления.
Наиболее распространенная классификация по следующим критериям:
По юр. свойствам правовые акты управления делятся на нормативные и индивидуальные. 1. НПА являются официальными документами установленной формы, издаются в пределах компетенции уполномоченного государственного органа, издаются с соблюдением предусмотренной процедуры. Специальными признаками НПА является то, что они содержат общеобязательные нормы права, рассчитаны на неопределенный круг лиц, на неоднократное применение, регулируют определенный вид общ. отношений. Являются важнейшим источниками права. Могут содержать нормы не только административного, но и других отраслей права. Общие требования, предъявляемые к НПА:
Нормативные акты управления можно классифицировать по различным основаниям: по органу, принимающему их; по виду (нормативный/смешанный характер); по адресатам;
2. Индивидуальные акты не содержат норм права, принимаются по конкретным вопросам и имеют четко определенного адресата. Индивид. акты: правоохранительные и юрисдикционные акты; оперативно-исполнительные (акты применения права) и правоохранительные (в сфере управления, охрана прав от нарушения).
По органам, их издающим:1) Президент издает декреты, указы и распоряжения. 2) Совет Министров РБ - постановления 3) Председатель Совета Министров издает распоряжения 4) Министерства, гос. комитеты - приказы и инструкции 5) Местные исполнительные комитеты и местные администрации принимают решения 6) Председатель исполкома издает распоряжения 7) Руководители предприятий, учреждений и организаций - приказы и распоряжения.
По времени действия: постоянного и временного действия. По порядку издания: коллегиальные и единоличные.
16.Формы правовых актов управления.
Правовые акты управления могут издаваться в следующих формах:
Письменная форма занимает господствующее положение. Акты в письменной форме являются разновидностью служебных документов. В письменной форме издаются декреты, указы Президента РБ, постановления Совмина, приказы республиканских органов управления, решения местных исполнительных комитетов, постановления о привлечении к административной ответственности. Издание актов в письменной форме требует соблюдения опр. правил, реквизитов, техники. Это более сложный процесс по сравнению с изданием актов в устной форме.
Устные управленческие акты направлены на возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Они наиболее оперативны, с их помощью решаются разнообразные управленческие вопросы. Широко распространены при непосредственном и оперативном руководстве в армейских условиях. В этой форме акты могут издаваться руководителями любого ранга. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения устных актов возможно применение мер принуждения, в том числе и ответственности.
Конклюдентные акты – это действия лица, выражающие его волю, но не в форме письменного или устного волеизъявления, а в поведении или в иной форме, по которой можно сделать заключение о таком намерении. Термин «конклюдентный» больше присущ гражданскому праву. Его нормами регулируется совершение различных конклюдентных действий – сделок. Конклюдентные акты управления по юр. силе не однородны. Многие из них носят информационный характер. Ряд таких актов носит запрещающий и разрешающий характер и в случаях их несоблюдения обеспечивается санкциями. Они не столь многочисленны и распространены, как письменные или устные.
В некоторых странах существуют так называемые подразумеваемые правовые акты управления. Они вытекают из молчания, сохраняемого органом управления, администрацией. Например, закон, принятый Парламентом, представляется Президенту РБ на подпись. Если Президент не возвращает его на протяжении 2х недель, то закон считается подписанным.
17.Структура правового акта управления.
Правовые акты управления имеют свою структуру, элементы, составные части которой могут быть формального и материального порядка. К элементам первого вида относятся реквизиты, представляющие собой внешние формальные атрибуты правового акта. Материальные элементы выражают содержание правового акта управления.
К обязательным реквизитам правового акта относятся:
В структуре акта затем следует текст, содержание правового акта, которое тоже имеет совою структуру. Он состоит из преамбулы и резолютивной, заключающей части. В резолютивной части излагаются выводы, предложения, решения, распоряжения, просьбы, предписания. Резолютивная часть текста может подразделяться на статьи или пункты, которые могут объединяться в главы и разделы, а кодифицированные нормативные акты в общую и особенную части.
Статьи, главы и разделы должны иметь названия. Статья, пункты и главы обозначаются арабскими цифрами, а разделы – римскими.
Название статьи пишется строчными буквами в той же строчке, что и ее номер. после номера ставится точка.
Статьи могут подразделяться на части или пункты, части – на пункты или абзацы, пункты – на подпункты или абзацы, подпункты – на части или абзацы.
Абзац – часть текста. представляющая собой смысловое единство. выделяемое отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. Абзацы заканчиваются точной с запятой.
Подпункты – это абзацы, являющиеся составной частью пункта и обозначаемые несколькими арабскими цифрами с точками после каждой из них, первая из которых обозначает номер пункта.
Главы объединяют в себе статьи этот акта. Часть – это абзац или несколько абзацев, которые начинаются с прописной буквы и заканчиваются точкой.
В акте должны быть определены реальные сроки исполнения. Структура постановляющей части акта должна обеспечивать последовательное изложение сути документа, начиная с наиболее существенных пунктов и заканчивая второстепенными. Важным требованием является стилистическое оформление текста акта.
Правовой акт управления должен быть подписан официально уполномоченным лицом. Подпись – обязательный реквизит правового акта. В состав подписи входит: наименование должностного лица, личная подпись и ее расшифровка или только инициал имени и фамилия. Некоторые правовые акты требуют соответствующего утверждения.
18. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.
Соблюдение требований, предъявляемых к правовым актам управления, обеспечивает эффективность актов и успешное решение управленческих задач. Все требования можно разделить на несколько групп:
Общие относятся ко всем правовым актам управления. Общие требования:
Правовые акты должны соответствовать Конституции, законам, актам Президента и актам вышестоящих органов. Правовые акты должны издаваться в строгом соответствии с компетенцией органа, только по вопросам, входящим в их ведение, и в пределах предоставленных им прав. Правовые акты должны издаваться в установленном порядке. Правовые акты должны быть подписаны уполномоченными на то лицами. Правовые кты управления необходимо довести до сведения адресатов. Немаловажным требованием является соблюдение в правовом акте необзодимых реквизитов. Правовые акты должны соответствовать гос интересам.