Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 21:21, шпаргалка
Понятие и предмет административного права.
АП – часть норм правовой системы РБ, обладающая всеми ее признаками. Нормы АП предназначены для всех членов общества, их организаций, не исключая государство в целом и его органы. Право РБ – это основной гос. регулятор соц. связей, это система правовых норм, которые получают свое выражение в официальной форме – государственных актах.
Нормы АП можно разделить на четыре части. В первую часть включить институты:
Во второй части объединить нормы, регулирующие ответственность по АП. В третьей части расположить нормы административного процесса. В четвертую часть включить нормы, определяющие административно-правовые основы управления экономикой. социально-культурной, административно-политической и иными сферами. Каждая часть состоит из соответствующих правовых институтов.
АП как наука выступает как совокупность правовых норм, которыми регламентируются управленческие общественные отношения. АП как учебная дисциплина следует воспринимать как наука об АП, которая занимается исследованием норм АП, их систематизацией, определением места и роли в общественном развитии и правовом механизме.
Наука АП – это поиск наилучших вариантов формулирования норм административного права, их применения, классификация и систематизация этих норм.
Наука АП – составная часть белорусской юр. науки, ее отдельной отраслью.
Предмет науки АП – совокупность действующих юр. норм. Она рассматривает АП в динамике, каким оно было в прошлом и каким оно должно быть в будущем. Предмет науки АП состоит из нескольких частей:
Наука АП тесно связана с другими юр. науками (с ОТП, теорией КП). АП исследования способствуют развитию наук финансового, экологического, муниципального права.
АП как учебная дисциплина выступает в учебниках, учебных пособиях, в лекциях, учебных комплексах, программах. Учебная дисциплина базируется на науке АП, ее содержание зависит от достижений науки, от того, насколько полно исследованы учеными АП нормы и отношения. В науке могут быть пробелы или недостаточная исследованность определенных вопросов, АП явлений. Но в учебном курсе они должны быть изложении и освещены, охвачены все вопросы, предусмотренные программами, чтобы учащийся мог получить весь комплекс знаний.
В учебниках освещаются не все вопросы, получившие научное исследование. В нем должны найти отражение в первую очередь вопросы, которые представляют наибольшую значимость для студентов, учащихся.
Гос. управление – один из видов социального управления. В науке различают несколько видов управления: 1) техническое управление – управление автотранспортными средствами; 2) биологическое управление – управление развитием растений, животных; 3) соц. управление – управление поведением людей.
Объектом соц. управление является поведение людей. Управление тесно связано с властью. Соц. управление – это целенаправленное воздействие властвующих над подвластными с целью подчинения и организации их деятельности, получения от этой деятельности наибольшего эффекта. АП регулирует не социальное управление, а только государственное. Гос. управление – часть, один из видов социального управления. Субъектом гос. управления является не просто люди, а гос. организации, гос. аппарат.
Гос. управление – отдельный вид гос. деятельности, наравне с законодательной. судебной деятельностью, прокурорским надзором. Оно осуществляется гос органами, в первую очередь органами го. управления (исполнительной власти). Гос. управление имеет не только гос., но и правовой характер. Осуществляется в рамках и на основании права. Оно имеет публичный характер, государственно-властно. Ему присущ также организационный безвластный характер. Организаторская работа проявляется в подборе, обучении, воспитании кадров, проведении конференций, собраний, совещаний.
Составные элементы гос. управления: 1) организационные действия; 2) материально-технические действия; 3) издание правовых актов и совершение иных юр. значимых действий; 4) заключение договоров.
Гос. управление является строго подзаконным. Оно вторично, стоит на втором месте после законотворческой деятельности, основывается на законе или вытекает из сущности законодательства.
Гос. управление централизовано, иерархично, исходит от вышестоящих органов, начальников и адресуется нижестоящим, подчиненным объектам управления.
Виды гос. управления:
Исполнительная власть является отдельным видом гос. власти и занимает одно из ведущих мест в системе разделен6ия властей. Исполнительная власть – это системное общественное явление, характеризующееся рядом признаков: 1) исп. власть – это право и возможность принуждать, повелевать, подчинять чужую волю; 2) имеет исполнительскую направленность, предназначение; 3) исполнительная власть осуществляется особой системой многочисленных гос. органов.
Исп. власть можно рассматривать в 3х аспектах: компетенционном, функциональном, структурном.
Наличие ОГУ дает более четкое представление о исполнительное власти. Им предоставлено право и возможность осуществлять фактическое принуждение. т.е. власть в собственном смысле. Они способны применять особые средства, приемы в целях обеспечения исполнения законов. Все это находит воплощение в компетенции органов гос. управления. Исполнительная власть подзаконна, вторична.
Исп. власть фактически выражается в гос. управлении, придавая ему специфический государственно-властный характер. В процессе гос. управления проявляется основное предназначение исполнительной власти – исполнение законов. Исполнительная власть не обладает монополией на исполнение законов.
Исп. власть более широкое, чем гос. управление понятие.
По Конституции РБ исполнительную власть осуществляют правительство – центральный орган гос. управления, и другие органы гос. управления, к которым относятся в первую очередь министерства, гос. комитеты и комитеты. Конституция не делает разграничения между понятиями «исполнительная власть» и «государственное управление», хотя термин «гос. управление» в Конституции не употребляется, он применяется в Законе РБ «О Совете Министров РБ».
Гос. управление один из видов гос. деятельности. К другим видам относятся: законодательная деятельность, судебная деятельность, прокурорский надзор. Каждый вид деятельности осуществляется специальной системой гос. органов.
Суд. деятельность осуществляется системой судов. В нее входят общие и хозяйственные суды. конституционный Суд. К общим судам относятся: Верховный Суд РБ, областные, Минский городской. районные, а также военные суды. В системе хоз. судов – Высший Хозяйственный Суд РБ, хоз. суды областей и г. Минска.
Прокурорский надзор
осуществляется системой
Гос. управление призваны осуществлять в первую очередь ОГУ. Это самая многочисленная и разветвленная система гос. органов, центральным их которых является Совет Министров РБ, подотчетный Президенту РБ и ответственный перед Парламентом РБ.
Для каждой системы гос. органов характерны свои юр. формы выражения функций. Только Парламент принимает законы. Общие суды издают приговоры, определения. Органы прокуратуры приносят протесты, входят с представлениями. Органы управления издают управленческие акты. которые подзаконны и могут быть нормативными. Суд и прокуратура не имеют подобных полномочий.
Гос. управление носит исполнительно-распорядительный характер. Таким качеством не обладает ни законодательная, ни судебная. ни прокурорская деятельность. Оно направлено на руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами.
Правосудие и прокурорский надзор осуществляют правоохранную деятельность. Главная задача общих и хозяйственных судов – разрешение дел. разрешение конфликтов и споров. Гос. управление лишь частично связано с правоохраной. Последнее является не главной его задачей. Правоохрана – сопутствующее явление в гос. управлении.
Гос. управление – самостоятельный вид гос. деятельности, отличающийся от иных ее видов.
12. Общие функции гос. управления.
Функции – это элементы, части управленческой деятельности. Совокупность функций составляет содержание управления.
Виды: общие и специальные.
Общие – имеют универсальный характер, присущи в той или иной мере всем видам управления. Прогнозирование, планирование, организация, регулирование. руководство, координация, контроль, учет.
Прогнозирование – это предвидение возможного развития достижения определенных результатов, предсказание событий или процессов. Долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное. Долгосрочное: национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на 15 лет; основные направления социально-экономического развития на 10 лет. Среднесрочные перспективы – это программы развития на 5 лет. Краткосрочный период – это годовой прогноз социально-экономического развития.
Прогнозирование тесно связано с планированием. Прогнозы получают официальное выражение в планах. Планирование – это определение целей, задач, пропорций, темпов. этапов. конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов. Оно выражается, как правило, в форме НПА. Планирование: в области хоз., соц. и иного развития, а также в области организации управленческой деятельности.
Регулирование – это действие, вид управленческой деятельности, заключающийся в установлении. изменении или прекращении тех или иных управленческих отношений. Оно направлено на упорядочение отношений между участниками, создание определенного режима управленческой деятельности в заданном порядке.
Руководство состоит в воздействии управляющего на содержание деятельности управляемых путем нацеливания, указания основные ее направлений, определения текущих задач. Некоторые ОГУ могут осуществлять особый вид руководства – методическое руководство, которое отличается тем, что в нем не может присутствовать властность субъектов управления, а лишь советы, рекомендации и иные виды помощи.
Координация – деятельность субъектов управления по согласованию действий органов, предприятий, организаций, направленная на выполнение какой-то единой задачи.
Контроль заключается в получении сведений о фактическом положении дел в управляемых объектах, о качестве и состоянии деятельности. выявлении отклонений и просчетов в работе по сравнению с предусмотренными параметрами, намеченными целями.
Учет – это фиксация путем подсчета наличия в количественной форме промежуточных и итоговых данных о существовании, качестве, расходе и движении ресурсов, о ходе и результатах выполнения планов и других управленческих решений, о наличии и движении документов.
13. Общие положения о формах и методах государственного управления.
Форма – это не сами управленческие действия, не само управление, не го часть и не часть управленческой деятельности, а его наружный вид, то, что очерчивает управленческие действия, придает им определенный вид.
Различают правовые и нерповые формы. Они различаются по характеру вызываемых последствий управленческими действиями, входящими в них. Управленческие действия правовых форм имеют юридические последствия, внеправовые – не обладают подобным качеством. Правовые связаны с реализацией государственно властных полномочий, неправовые – не связаны с такими полномочиями, а следовательно, осуществление с помощью их управленческий полномочий не образует новых инее преобразует старых управленческих отношений.
К правовым формам относят акты управления, административные договоры, иные юр. значимые действия.
Акты – это формы выражения, закрепления волеизъявлений субъектов управления, т.е. их управленческих действий.
Форма управленческой деятельности может быть признана правовой только в случае, когда действия: