Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 07:26, шпаргалка
1.Понятие административного права как отрасли права, отрасли юридической науки и учебной дисциплины
2. Предмет и метод отрасли административного права
3. Соотношение административного права с другими правовыми отраслями
1.Понятие административного права как отрасли права, отрасли юридической науки и учебной дисциплины
Как отрасль:
Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России, которая несет свои отличительные признаки с учетом своей направленности и стоящих перед ней задач. Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола. Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это определяется разнообразием задач, стоящих перед ней. Для каждой из сфер общества необходимы свои административно - правовые нормы, охватывающие их деятельность.От нее зависит эффективность управления и реализация гражданами многих прав.
Система
отрасли административного
Как юр.наука:
Административное право как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления (исполнительной власти), о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития, о зарубежном административном праве.
Позитивно (или догматически) административно-правовая наука может быть представлена на основе конституций, обычного права, формальных законов, правовых положений, а также деятельности управленческих органов и судебной практики, в рамках которой интерпретируется позитивно действующее административное право. Российская административно-правовая наука состоит из двух основных частей: Общей и Особенной. Данное разделение основывается на системе ныне действующего административного права, а именно его Общей и Особенной части.
Как уч.дисциплина:
Административное право как учебная дисциплина изучается в высших юридических учебных заведениях.
Дисциплина
курса «Административное право»
представляет собой систему, которая
строится исходя из учета отрасли
и науки административного
Предмет АП – общественные отношения, возникающие, изменяющиеся, прекращающиеся в связи с реализацией функций государства органами исполнительной власти
Признаки:
Исключения:
По содержанию административные отношения делятся:
По субъекту:
Методы
Любая отрасль права использует в качестве средств правового регулирования 3 юридические возможности:
Административно-правовое регулирование – такие отношения, которые предполагают подчинение воли управляемых единой управляющей воле. Следовательно, административно-правовое регулирование рассчитано на такие отношения. В которых исключается равенство участников
Особенности методов:
Таким образом, суть методов сводится к следующему:
АП – отрасль российского права, совокупность норм, регулирующих общественные отношения, связанные с императивной реализацией функции государства органами исполнительной власти
АП тесно взаимодействует
с другими отраслями права. АП
охватывает своим регулятивным воздействием
широкие области
АП играет в правовой системе вспомогательную роль. Это определяется целям рядом факторов. Во-первых, в числе процессов, влияющих на содержание АП:
Во-вторых, АП не только защищает общественные отношения, но и выступает в качестве их регулятора – для обеспечения урегулированности налоговых, земельных, трудовых отношений
Итак, АП строгих границ правового воздействия не имеет
Наиболее тесно АП взаимодействует с КП, которое закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основные их формирования. АП основывается на нормах КП, детализирует и конкретизирует их, определяет механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев системы исполнительной власти, формы и методы государственно–управленческой деятельности, основы ее отраслевой, межотраслевой, региональной и местной организации
Совместно с ГП регулирует внешнюю стороны общественных отношений имущественного характера – договорные начала и административные предписания
Трудовое право.
Наиболее сложно провести грань между АП и такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, предпринимательское. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируется нормами АП и свойственными ему правовыми средствами
Границы действия норм уголовного и АП определяются характером и направленностью соответствующих запретов
Источники АП – внешние
формы выражения
Такое многообразие остро ставит проблему систематизации и кодификации источников
По существу сейчас кодифицирован
лишь один институт российского административного
права – Кодекс об административных
правонарушениях, объединивший нормы
материального и
Другим способом систематизации является объединение и расположение в систематизированном порядке норм по его важнейшим институтам
По мнению многих ученых-административистов, их можно бы было свести в единый кодификационный акт - Основы административного законодательства РФ
Под ними
понимаются внешние формы выражения административно-
Наиболее значительна роль следующих источников административного права:
1. Конституция Российской Федерации, конституции и уставы. субъектов Федерации. Многие из содержащихся в них норм имеют прямую административно-правовую значимость. Ими определяются основы организации системы исполнительной власти, компетенция ведущих звеньев такой системы, принципы разграничения предметов введения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и такими же органами субъектов Федерации.
2. Большое
число административно-
3. Источником
административного права
4. К числу
источников административного
Примером
нормативных актов
5. В отраслевом и межотраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и т.п.), а также аналогичные акты таких же органов в субъектах Федерации. Например, свидетельством именно такой их роли является следующая норма, закрепленная в Положении о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкологии России): решения Госкомэкологии по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, юридических и физических лиц.