Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 07:26, шпаргалка

Краткое описание

1.Понятие административного права как отрасли права, отрасли юридической науки и учебной дисциплины
2. Предмет и метод отрасли административного права
3. Соотношение административного права с другими правовыми отраслями

Файлы: 1 файл

АДП ответы к зачету.docx

— 74.52 Кб (Скачать)

1.Понятие административного права как отрасли права, отрасли юридической науки и учебной дисциплины

Как отрасль:

Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России, которая несет свои отличительные признаки с учетом своей направленности и стоящих перед ней задач. Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола. Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это определяется разнообразием задач, стоящих перед ней. Для каждой из сфер общества необходимы свои административно - правовые нормы, охватывающие их деятельность.От нее зависит эффективность управления и реализация гражданами многих прав. 

Система отрасли административного права  включает в себя две основные подсистемы — общую (первую) и особенную (вторую) части, которые, в свою очередь, можно  подразделить и на меньшие подсистемы.

Как юр.наука:

Административное право как  наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления (исполнительной власти), о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития, о зарубежном административном праве.

Позитивно (или догматически) административно-правовая наука может быть представлена на основе конституций, обычного права, формальных законов, правовых положений, а также  деятельности управленческих органов  и судебной практики, в рамках которой  интерпретируется позитивно действующее  административное право. Российская административно-правовая наука состоит из двух основных частей: Общей и Особенной. Данное разделение основывается на системе ныне действующего административного права, а именно его Общей и Особенной части.

Как уч.дисциплина:

Административное  право как учебная дисциплина изучается в высших юридических  учебных заведениях.

Дисциплина  курса «Административное право» представляет собой систему, которая  строится исходя из учета отрасли  и науки административного права. В дисциплине курса изучаются  основные понятия, положения, институты, принципы и задачи науки административного  права, а также система норм отрасли  права, правоприменительная практика и эффективность действия этих норм, а также основные понятия, положения, термины (правовые дефиниции) позволяющие  глубже изучить дисциплину.

При этом дисциплина имеет свои особенности, которые  отражаются, прежде всего, в построении институтов системы курса. К числу  ее особенностей следует отнести, прежде всего, комплексность и объемность предмета и объекта регулирования  управленческих отношений, без которых  не может существовать ни одно государство  и общество, так как эта публичная  отрасль права регламентирует отношения  в сфере государственного управления и охраняет нормы других отраслей права.

 

2. Предмет и метод отрасли  административного права

Предмет АП – общественные отношения, возникающие, изменяющиеся, прекращающиеся в связи с реализацией  функций государства органами исполнительной власти

Признаки:

  1. Обязательное участие в правоотношениях государства
  2. Государство должно быть представлено в правоотношениях органами исполнительной власти

Исключения:

    1. В отдельных случаях представлено судами
    2. Органами МСУ – принятие законов, с договором между государством и МСУ
    3. Организации, не являющиеся органами государственной власти, могут по поручению выполнять государственные функции
  1. Представитель в правоотношениях должен выполнять функцию государства

По содержанию административные отношения делятся:

  1. Регулятивные – по ценообразованию
  2. Охраняемые

По субъекту:

  1. С участием органов государственной власти
  2. С участием физических лиц
  3. С участием негосударственных юридических лиц
  4. Отношения с государственными служащими

Методы

Любая отрасль права использует в качестве средств правового регулирования 3 юридические возможности:

  1. Предписание – возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовыми нормами
  2. Запрет – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовыми нормами
  3. Дозволение – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовыми нормами, те или иные действия, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению

Административно-правовое регулирование  – такие отношения, которые предполагают подчинение воли управляемых единой управляющей воле. Следовательно, административно-правовое регулирование рассчитано на такие отношения. В которых исключается равенство участников

Особенности методов:

  1. Использование предписания, находящих выражение в том, что одной стороне регулируемых отношений представлен объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне, которая обязана им подчиняться
  2. Односторонность юридически властного волеизъявления одного из участников отношений
  3. Специфическая взаимосвязь между управляющими

Таким образом, суть методов сводится к следующему:

  1. Установление определенного порядка действий – предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренными данной административно-правовой нормой
  2. Запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности)
  3. Предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренного административно-правовой нормой (жесткий вариант дозволения)
  4. Предоставление возможности действовать по своему усмотрению, т.е. совершать или не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ее условиях

АП – отрасль российского  права, совокупность норм, регулирующих общественные отношения, связанные  с императивной реализацией функции  государства органами исполнительной власти

 

3. Соотношение административного  права с другими правовыми  отраслями

АП тесно взаимодействует  с другими отраслями права. АП охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной  и общественной жизни. Это определяется многообразием практического применения действующего в РФ механизма исполнительной власти

АП играет в правовой системе  вспомогательную роль. Это определяется целям рядом факторов. Во-первых, в числе процессов, влияющих на содержание АП:

  1. Сокращение масштабов централизованного административно-правового регулирования (в соответствии с Конституцией, административное и административно-процесссуальное законодательство отнесено к предметам ведения РФ и ее субъектов)
  2. Существенное возрастание роли региональных регуляторов
  3. Усиление значимости рекомендательных норм
  4. Обеспечение реальной самостоятельности управленческих подразделений различных уровней
  5. Усиление контрольно-надзорной и правоохранительной, а не распорядительной, функции административного регулирования

Во-вторых, АП не только защищает общественные отношения, но и выступает  в качестве их регулятора – для  обеспечения урегулированности налоговых, земельных, трудовых отношений

Итак, АП строгих границ правового  воздействия не имеет

Наиболее тесно АП взаимодействует  с КП, которое закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов  в государственном механизме, правовые основные их формирования. АП основывается на нормах КП, детализирует и конкретизирует их, определяет механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев системы исполнительной власти, формы и методы государственно–управленческой деятельности, основы ее отраслевой, межотраслевой, региональной и местной организации

Совместно с ГП регулирует внешнюю стороны общественных отношений имущественного характера – договорные начала и административные предписания

Трудовое право.

Наиболее сложно провести грань  между АП и такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, предпринимательское. Механизм их соотношения  таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируется нормами АП и свойственными ему  правовыми средствами

Границы действия норм уголовного и  АП определяются характером и направленностью  соответствующих запретов

 

4. Источники административного  права

Источники АП – внешние  формы выражения административно-правовых норм

  1. Конституция
  2. ФКЗ и ФЗ (ФКЗ «О Правительстве РФ»)
  3. Указы Президента РФ
  4. Нормативные постановления Правительства РФ
  5. Нормативные акты министерств
  6. Конституции республик, их законодательства
  7. Законодательные акты других субъектов РФ
  8. Нормативные акты представительных и исполнительных органов МСУ
  9. Межгосударственные соглашение

Такое многообразие остро  ставит проблему систематизации и кодификации  источников

По существу сейчас кодифицирован  лишь один институт российского административного  права – Кодекс об административных правонарушениях, объединивший нормы  материального и процессуального  АП. Но это лишь частичная кодификация

Другим способом систематизации является объединение и расположение в систематизированном порядке  норм по его важнейшим институтам

По мнению многих ученых-административистов, их можно бы было свести в единый кодификационный акт - Основы административного законодательства РФ

Под ними понимаются внешние формы выражения административно-правовых норм. Это нормативные акты различной юридической силы.

Наиболее  значительна роль следующих источников административного права:

1. Конституция Российской Федерации, конституции и уставы. субъектов Федерации. Многие из содержащихся в них норм имеют прямую административно-правовую значимость. Ими определяются основы организации системы исполнительной власти, компетенция ведущих звеньев такой системы, принципы разграничения предметов введения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и такими же органами субъектов Федерации.

2. Большое  число административно-правовых  норм находит свое выражение  в законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов. В качестве примера можно назвать Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.; Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. и др. Законодательными актами являются также федеральные кодексы, например Налоговый кодекс Российской Федерации.

3. Источником  административного права являются нормативные акты Президента Российской Федерации, а также аналогичные правовые акты глав государств либо глав исполнительной власти (например, президентов республик) в субъектах Федерации. Принципиальное значение имеют Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 22 сентября 1998 г., Положение о Федеральной службе безопасности (утвержденное 16 июля 1998 г.), и др.

4. К числу  источников административного права  относятся нормативные постановления Правительства Российской Федерации, аналогичные акты правительств республик, входящих в состав Федерации, а также правительств или администраций иных субъектов Федерации.

Примером  нормативных актов Правительства  РФ могут  служить утверждаемые им различного рода положения: Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации от 27 августа 1998 г.. Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации от 30 июня 1998 г., и т.п.

5. В отраслевом  и межотраслевом масштабе в  качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и т.п.), а также аналогичные акты таких же органов в субъектах Федерации. Например, свидетельством именно такой их роли является следующая норма, закрепленная в Положении о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкологии России): решения Госкомэкологии по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, юридических и физических лиц.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"