6. Административно-правовые
нормы могут найти свое выражение
в межгосударственных соглашениях (например,
в рамках СНГ).
7. Нормативные акты руководителей
государственных предприятий и учреждений
можно считать локальными (внутриорганизационными)
источниками норм административного права.
5. Понятие исполнительной
власти, ее соотношение с другими
ветвями власти
Исполнительная власть –
деятельность по управлению государством
и обществом, подчиненная контролю
со стороны других ветвей власти (законодательной
и судебной) и состоящая в осуществлении
специально созданными органами государственной
власти особых функций и установленной
законом компетенции
Признаки исполнительной
власти:
- Самостоятельность и взаимосвязь с законодательной и судебной ветвями государственной власти
- Подконтрольность законодательной и судебной ветвям. Исполнительная власть самостоятельна, но только по осуществлению возложенных на нее полномочий, которые связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных функций. Другая часть приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках единой государственной власти и ее механизма.
- Осуществляется специальными государственными органами и органами МСУ, имеющими в установленном нормативном порядке компетенцию
- Это подзаконная власть, т.е. е организация и функции должны основываться на нормах Конституции РФ, ФЗ и иных НПА
- Применение норм административного принуждения
- Подготовка и издание правовых актов управления
- Правоприменительная и охранительная деятельность специальных органов и должностных лиц
Функции исполнительной власти:
- Исполнительная – исполнение законов. Органы исполнительной власти имеют право издавать подзаконные акты
- Прогнозирование – предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов
- Планирование – определение направлений, целей, задач и ожидаемых результатов той или иной управляемой деятельности
- Организация – создание органов управления, определение их функций
- Правовое регулирование деятельности и функционирования соответствующих структур
- Общее руководство и оперативно-распорядительная работа
- Координация действий различных органов управления, должностных лиц и организаций
- Проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений законов
Принципы исполнительной
власти – общие положения, требования,
которые характеризуют сущность
управленческой деятельности:
- Принцип народовластия – народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть
- Принцип верховенства закона
- Принцип разделения и взаимодействия властей
- Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов
- Принцип гласности – открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц
- Принцип приоритета и гарантированности прав личности
- Принцип федеративного устройства
- Принцип сочетания централизации и децентрализации
Централизация – сосредоточение
большей части государственных
функций в ведении центральных
органов исполнительной власти
Децентрализация – закрепление
предметов ведения и полномочий
за тем или иным органом, который
должен осуществлять самостоятельно без
вмешательства вышестоящих органов
- Принцип плановости – развитие разработки программ отраслей народного хозяйства, прогнозирование хода экономических реформ, установление государственного заказа на наиболее значительную продукцию
- Принцип дифференциации функций и полномочий каждого из этих органов и должностных лиц
6. Понятие и признаки
органа исполнительной власти. Виды
органов
Орган исполнительной власти
– учреждение, созданное в соответствии
с требованиями законодательства для
участия в осуществлении функций
исполнительной власти и наделенное
для этих целей государственно-властными
полномочиями
Орган исполнительной власти
обособлен юридически (имеет свою
структуру, не входит в состав другой
организации, его компетенция не
производна от компетенции иного
органа) и функционально (осуществляет
управленческие функции в определенной
сфере жизни общества в соответствии
с его компетенцией)
Признаки:
- Самостоятельны в осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности, в отношениях с субъектами представительной и судебной властей. Но в целях нормального функционирования государства постоянно взаимодействуют с другими ветвями власти
- Обладают государственно-властными полномочиями строго в пределах установленной для них компетенции
- Их деятельность носит подзаконный характер
- Находятся на бюджетном финансировании
Конституций, ФКЗ «О Правительстве
РФ», Указ Президента «О системе федеральных
органов исполнительной власти», Указ
Президента «О структуре федеральных
органов исполнительной власти»,Указ
Президента «О совершенствовании структуры
федеральных органов исполнительной власти»
Виды органов исполнительной
власти:
- В соответствии с федеральным устройством
- Федеральные органы исполнительной власти (Правительство, федеральные министерства, государственные комитеты, ФС, федеральные надзоры, департаменты, ГУ, агентства)
- Органы исполнительной власти
- В зависимости от объема и характера компетенции
- Органы общей компетенции, которые осуществляют управление большинством отраслей, их сферой деятельности – Правительство, администрации субъектов
- Органы отраслевой компетенции – осуществляют руководство отдельными сферами и отраслями управления (министерства, ведомства, структурные подразделения администрации)
- Органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение – Государственные комитеты, федеральные комиссии и надзоры
- Органы смешанной компетенции, т.е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности – Министерство здравоохранения руководит подведомственными органами здравоохранения и осуществляет межотраслевой управление медицинскими службами МВД и министерства обороны
- По порядку разрешения подведомственных вопросов
- Единоначальные органы, в которых основные вопросы разрешаются их руководителем – администрации, минстерства
- Коллегиальные, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, т.е. большинством голосов, входящих в их состав. Правительство, государственные комитеты
Органы исполнительной власти классифицируются
по целому ряду оснований.
По территории действия различаются:
федеральные органы исполнительной власти,
которые распространяют свою деятельность
на всю территорию Российской Федерации;
территориальные органы федеральных органов
исполнительной власти, которые создаются
федеральными органами для осуществления
своих полномочий в субъектах Федерации,
а также на территории нескольких субъектов
Российской Федерации; органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
которые распространяют свое действие
на территорию данного субъекта Федерации
(республики в составе России, края, области,
автономной области, автономного округа,
города федерального значения - Москвы
или Санкт-Петербурга).
По характеру компетенции
органы исполнительной власти подразделяются
на органы: общей компетенции, ведающие всеми отраслями
и сферами управления на соответствующей
территории; отраслевой компетенции, ведающие
какой-либо одной отраслью управления
(например, атомной энергией, здравоохранением,
обороной, юстицией и др.); межотраслевой
компетенции, ведающие вопросами управления,
имеющими межотраслевое значение (охраной
окружающей среды, стандартизацией, статистикой
и др.); специальной компетенции, осуществляющие
надзорные, контрольные, разрешительные
и некоторые иные функции (например, надзор
за безопасным ведением работ в атомной
энергетике); внутриотраслевой (внутриведомственной)
компетенции, ведающие вопросами управления
каким-либо направлением работ внутри
отрасли. По организационно-правовым формам и
названию различают: правительства,
кабинеты министров (имеющие статус правительств),
министерства, государственные комитеты,
комитеты, комиссии, службы, агентства,
надзоры, советы, администрации, мэрии,
главные управления, управления, департаменты,
отделы, инспекции, палаты, центры, комплексы.
По порядку разрешения
вопросов органы исполнительной власти
делятся на единоначальные, в которых подведомственные
им вопросы разрешаются единолично руководителем
данного органа (министерства, управления,
администрации и др.), и коллегиальные,
в которых подавляющее большинство вопросов,
причем имеющих наиболее важное значение,
обсуждаются и разрешаются только коллегиально.
Примером коллегиального органа является
Правительство Российской Федерации.
7. Административно-правовой
статус Президента РФ
Статус Президента определен Конституцией.
Президент осуществляет государственную
власть в качестве главы государства,
возвышаясь над законодательной, исполнительной
и судебной властями. Президент не входит
ни в какую ветвь государственной власти.
Тем не менее ряд его полномочий позволяют
отнести его также к особым субъектам
исполнительной власти
Осуществляя государственную власть
в качестве главы государства, Президент,
не являясь главой исполнительной власти,
активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных
органов:
- непосредственно – исходя из прямой подчиненности ФОИВ
- косвенно – через Правительство
В сфере исполнительной власти Президент
обладает следующими полномочиями:
- назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ
- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства
- принимает решение об отставке Правительства РФ
- представляет ГД кандидатуру на должность Председателя ЦБ и ставит вопрос об его освобождении
- по предложению Председателя Правительства назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров
- формирует и возглавляет Совет безопасности РФ
- формирует Администрацию Президента
- назначает и освобождает полномочных представителей Президента
- вносит законопроекты в ГД
- подписывает и обнародует ФЗ
- обращается к ФС с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики
- издает указы и распоряжения
- может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между РФ и органами государственной власти субъектов, а также между различными органами исполнительной власти
- вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов в случае их противоречия Конституции РФ, ФЗ и международными обязательствам РФ или нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом
- Административно-правовой статус Правительства РФ
Правительство РФ является высшим исполнительным
органом РФ, возглавляет единую систему
исполнительной власти. Правовую основу
его деятельности составляют Конституция,
ФКЗ, ФЗ, нормативные указы президента
Правительство РФ – это коллегиальный
орган, который возглавляет систему
исполнительной власти РФ и издает
административно-правовые акты от своего
имени Правительство РФ состоит из Председателя
Правительства и федеральных министров
Председатель правительства обладает
особым статусом:
- Возглавляет Правительство РФ, определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу
- Представляет Правительство в РФ и за ее пределами
- Ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса
- Подписывает акты Правительства
- Представляет Президенту предложения о структуре ФОИВ, о назначении на должность и освобождении заместителей Правительства, федеральных министров, о наложении на них взысканий и поощрений
Полномочия
Правительства:
- Разработка и представления ГД проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения
- Проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики
- Проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
- Управление федеральной собственностью
- Реализацию мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, внешней политики
- Обеспечение законности, прав и свобод граждан
- Охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью
9. Система федеральных
органов исполнительной власти.
Виды органов
Система ОИВ – совокупность
ОИВ и система их взаимоотношений,
построенная на основе разграничения
компетенции между ними