Административный надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:03, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемых в настоящей работе проблем, предопределили и следующие обстоятельства.
Во-первых, на фоне существующих различных взглядов на административный надзор особую актуальность приобретает задача по формулированию понятия административного надзора и отличию его от контроля и прокурорского надзора.
Во-вторых, деятельность органов, реализующих административный надзор, по своему назначению и содержанию является правоохранительной, в особой регламентации нуждаются надзорные отношения, в которые вступают эти органы. Есть потребность и в определении правового статуса этих органов как специальных субъектов надзорной деятельности.

Оглавление

ГЛАВА 1. Место административного надзора в системе государственно-правового регулирования……………………………………………………..…5-23
1.1 Соотношение понятий "контроль" и "надзор"………………………5-12
1.2 Сущность и содержание административного надзора…………….12-17
1.3 Субъекты административного надзора……………………………..17-23
ГЛАВА 2. Виды административного надзора………………………….24-57
2.1. Надзор в области пожарной безопасности………………………...24-36
2.2. Санитарно-эпидемиологический надзор…………………………..36-43
2.3 Контроль и надзор за соблюдением правопорядка на потребительском рынке…………………………………………………………………………….43-51
2.4 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.51-57
2.5 Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы…………………………………………………………….57-64
ГЛАВА 3. Проблемы регламентации административных процедур государственного контроля (надзора)…………65-74
Заключение……………………………………………………………….75-77
Список использованных источников и литературы………………………78

Файлы: 1 файл

администрат надзор дипл ОЮИ.doc

— 451.50 Кб (Скачать)

23.       Габричидзе Б,Н., Чернявский А.Г. Административное право. – М.: ООО «ТК Вельби», 2006. - 544 с.

24.       Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. Л., 2005. – 324 с.

25.       Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2008. Т. 2. – 802 с.

26.       Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008 г. - 498 с.

27.       Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. - "Юстицинформ", 2007 г. - 566 с.

28.       Игнатюк Н.А. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти: вопросы методологии // Журнал российского права. - 2006. - N 10. – С.11-16.

29.       Казаченко Г.Б., Самойленко Е.В. Проблемы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении государственного контроля (надзора) // Законодательство и экономика. - 2007. - N 7. – С.14-19.

30.       Квач В. Оперативная обстановка с пожарами в Российской Федерации за пять месяцев 2005 года.// Пожарное дело. - 2009. - №7. – С. 56-64.

31.       Козлов Ю.М. Административное право в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 2006. – 644 с.

32.       Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях (под общей редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чаннова). - Система ГАРАНТ, 2007 г. - 548 с.

33.       Конин Н.М. Административное право России: Учебник / Под редакцией Н.М. Конина, Ю.Н. Старилова. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2006. – 488 с.

34.       Кононов П.И., Потокин И.В. Административно-правовой статус органов государственного контроля и органов государственного надзора: основные подходы к пониманию и разграничению // Полицейское право. - №1 (5) – Омск, 2006. – С.23-36.

35.       Контрольные органы и организации России: Учебник / Под ред. А.П. Гуляева. М., 2006. – 212 с.

36.       Кочерин Е.А. Контроль в процессе управления предприятием. М., 2006. – 266 с.

37.       Малин А.А. Основные направления государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения и социального развития // Конференции, семинары, тренинги. URL: <http://www.kstgroup.ru/>

38.       Мартынов А.В. Проблемы ответственности должностных лиц, осуществляющих административный надзор в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 3. С. 32 - 35.

39.       Нестеров А.В. Еще раз о властном контроле и надзоре // Административное право и процесс. 2011. N 3. С. 10 - 11.

40.       Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 2006. – 590 с.

41.       Пахоменко Т. Криминологическая безопасность потребительского рынка // Законность. - 2008. - N 7. - С. 43-48.

42.       Пожары и пожарная безопасность в 2008 году: Статистический сборник. Под общей редакцией Е.А.Серебренникова, А.В.Матюшина. - М.: ВНИИПО. 2009. – 230 с.

43.       Потокин И.В. Особенности административно-правового статуса отдельных видов административно-контрольных (надзорных) органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти России // Российское право: история, современность и перспективы: сборник материалов III Межрегиональной научно-практической конференции юридического факультета Кировского филиала МГЭИ. – Киров, 2006. – 256 с.

44.       Рохлин В.И., Стуканов А.П. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Проблемы и перспективы // Правоведение. - 2005. - N 5. - С. 154 – 164.

45.       Тепляшин П.В. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Законность. 2011. N 10. С. 16 - 19.

46.       Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. 2-е изд., доп. и переработ. - М., 2005. – 698 с.

47.       Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Административные процедуры и право // Журнал российского права. - 2007. - N 4. - С. 3 - 13.

48.       Филатова А.В., Митякина И.В. Перспективы становления государственного контроля (надзора) в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. - 2008. - N 9. – С.34-38.

49.       Хабриева Т.Я., Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю.А. Административная реформа: решения и проблемы // Журнал российского права. - 2006. - N 2. - С. 12-18.

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

на выпускную квалификационную работу студентки

Открытого Юридического института

Щербатюк Людмилы Юрьевны

 

на тему: «Административный надзор»

 

Исследование административного надзора в государственном управлении вообще и в сфере общественного порядка в частности вызывается насущными социально - экономическими, правовыми и политическими потребностями.

Поэтому считаю, что проведенное автором исследование является весьма актуальным. Выпускная квалификационная работа, представляет собой комплексный подход к исследованию норм административного законодательства.

Структура работы включает в себя введение, 3 главы, заключения, и список литературы. В первой главе определено место административного надзора в системе государственно-правового регулирования. Во второй – изучены отдельные виды административного надзора. В третьей главе описываются проблемы регламентации административных процедур государственного контроля (надзора).

Достоинства работы: представленная на рецензию работа показывает самостоятельность в подходах к изучению практического и теоретического материала, хороший уровень теоретической подготовки. Выпускная работа написана на хорошем научном уровне и отличается логикой построения. Результаты, полученные в данной работе, позволяют определить основные теоретические и практические аспекты института представительства в гражданском праве.

Теоретическую базу дипломной работы составили труды известных ученых в административного и гражданского законодательства РФ, а также некоторых других гуманитарных отраслей науки.

На основании вышеизложенного, считаю, что выпускная квалификационная работа студентки Щербатюк Л.Ю. полностью соответствует требованиям, предъявленным к подобного рода заданиям и заслуживает оценки «Отлично», а при ее успешной защите автору можно рекомендовать присвоение квалификации «Юрист» по специальности «Юриспруденция».

Первый заместитель главы

администрации Дальнереченского

муниципального района                                                                                           О.А. Асанидзе

ДОКЛАД

Уважаемые председатель и члены государственной аттестационной комиссии.

Тема моей дипломной работы «Административный надзор» Актуальность рассматриваемых в настоящей работе проблем, предопределили и следующие обстоятельства.

Во-первых, на фоне существующих различных взглядов на административный надзор особую актуальность приобретает задача по формулированию понятия административного надзора и отличию его от контроля и прокурорского надзора.

Во-вторых, деятельность органов, реализующих административный надзор, по своему назначению и содержанию является правоохранительной, в особой регламентации нуждаются надзорные отношения, в которые вступают эти органы. Есть потребность и в определении правового статуса этих органов как специальных субъектов надзорной деятельности.

В-третьих, не просматриваются четкая организация подсистем надзора, а также эффективное правовое обеспечение деятельности указанных подсистем.

В первой главе работы определено место административного надзора в системе государственно-правового регулирования. Во второй – изучены отдельные виды административного надзора. В третьей главе описываются проблемы регламентации административных процедур государственного контроля (надзора).

В результате проведенного в данной дипломной работе исследования уточнено и разграничено понятий «административный контроль» и «административный надзор».

Административный надзор представляет собой внешневластную деятельность компетентных органов исполнительной власти, иных государственных административных органов по проведению проверок соблюдения как находящимися, так и не находящимися в сфере их непосредственного административно-регулирующего воздействия физическими и юридическими лицами положений федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к обеспечению различных видов общественной безопасности.

Он обеспечивает охрану соответствующих общественных отношений и материальных ценностей и не только от правонарушений, но и от объективно противоправных действий и стихийных явлений. Прежде всего субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий (пожаров, эпидемий, ДТП и т. п.), выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной, и принять меры для устранения обнаруженных отклонений.

Административный надзор осуществляется тремя видами федеральных государственных органов:

а) федеральными административно-контрольными органами;

б) федеральными административно-надзорными органами;

в) федеральными административными контрольно-надзорными органами.

В целях нормативного закрепления административно-правового статуса административно-контрольных (надзорных) органов наиболее общие основы административно-правового статуса всех федеральных административно-контрольных (надзорных) органов независимо от их видов и организационно-правовых форм могут быть определены в едином федеральном законе «Об административном контроле (надзоре) в Российской Федерации».

Назрела необходимость привести статус госинспектора в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к субъектам государственного контроля и надзора, обеспечить единство и стабильность фундаментальных компонентов статуса, обусловленные функциональным единством должности госинспектора в различных органах исполнительной власти и государственных учреждениях.

Проводимые прокурорами проверки свидетельствуют о многочисленных нарушениях норм КоАП РФ, предусматривающих ответственность за совершение административных правонарушений. Однако не во всех случаях действиям и решениям органов и должностных лиц, полномочным рассматривать дела об административных правонарушениях, дается надлежащая правовая оценка должностными лицами контролирующих органов, не принимаются исчерпывающие меры реагирования по устранению имеющихся нарушений Кодекса.

Массовый характер носят нарушения требований законодательства при привлечении граждан к административной ответственности.

Очевидным является необходимость дальнейшего совершенствования существующего контрольно-надзорного механизма, в частности представляется полезным дополнить контроль со стороны государства контролем различных общественных и профессиональных объединений.

Существуют проблемы эффективного применения административного надзора, что вызвано неоднозначной оценкой ФЗ от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и несогласованностью этого правового акта с отдельными нормами уголовно-исполнительного законодательства. Так вызывает критику слабая степень корреляции между поведением осужденного в исправительном учреждении и содержанием административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре. Единственным уголовно-исполнительным фактором, влияющим на установление административного надзора, выступает признание лица в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Как представляется, такой подход законодателя не будет способствовать индивидуализации административных ограничений, которые должны не только обладать общим для всех лиц, подвергаемых административному надзору, характером, но и выступать логическим продолжением процесса правового воздействия на лиц, совершивших преступление.

Осуществляя надзор и контроль исполнения административного законодательства, для повышения эффективности необходимо регулярно анализировать и обобщать сведения о состоянии законности, используя эти данные для организации работы в соответствии с предъявляемыми требованиями.

В рамках административной реформы следует четко разграничить предметы ведения и полномочия в сфере контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В целях недопущения осуществления аналогичных по содержанию мер необходимо предусмотреть запрет на проведение государственного контроля и надзора в отношении одного объекта одновременно органами государственного контроля и надзора разных уровней власти.

 

Доклад окончен! Спасибо за внимание

 

 



[1] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2008. Т. 2. С. 153.

[2] Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 2006. С. 293.

[3] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2008. Т. 2. С. 401.

[4] Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 2006. С. 377.

[5] Конституция РФ. Принята на всероссийском голосовании 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.

[6] Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ N 11. -2004. - Ст. 945.

[7] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - N 1 (ч. 1). - Ст. 1.

[8] Контрольные органы и организации России: Учебник / Под ред. А.П. Гуляева. М., 2006. С. 7.

[9] Рохлин В.И., Стуканов А.П. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Проблемы и перспективы // Правоведение. - 2005. - N 5. - С. 154 – 164.

[10] Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2005. С. 609.

[11] Козлов Ю.М. Административное право в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 2006. С. 193.

[12] Кочерин Е.А. Контроль в процессе управления предприятием. М., 2006. С. 4.

[13] Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. Л., 2005. С. 42 - 43.

[14] Разаренов Ф.С. О сущности и назначении административного надзора в советском государственном управлении // Вопросы административного права на современном этапе. М., 1963. С. 68 - 78.

[15]Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова. М., 2007. С. 289.

[16] Хабриева Т.Я., Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю.А. Административная реформа: решения и проблемы // Журнал российского права. - 2006. - N 2. - С. 12.

[17] Величко А.Ю. Контрольно-надзорная деятельность государства: система и элементы // Государство и право. - 2008. - N 1. - С. 98.

[18] Указ Президента РФ от 12.05.2008. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 20. - Ст. 2290.

[19] Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1789-р от 25.10.2005 г. // Собрание законодательства РФ. - 2005 г. - № 46. - Ст. 4720.

[20] Ноздрачев А.Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы // Законодательство и экономика. - 2005. - N 12. - С. 22.

[21] Квач В. Оперативная обстановка с пожарами в Российской Федерации за пять месяцев 2005 года.// Пожарное дело. - 2009. - №7. – С. 56.

[22] Пожары и пожарная безопасность в 2008 году: Статистический сборник. Под общей редакцией Е.А.Серебренникова, А.В.Матюшина. - М.: ВНИИПО. 2009. С.7.

[23] Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" // Собрание законодательства РФ. -  1994. - N 35. - Ст. 3649.

[24] Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 820 "О государственном пожарном надзоре" // Собрание законодательства РФ. – 2004. - N 52 (часть 2). - Ст. 5491.

[25] Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // Собрание законодательства РФ. – 1999. - N 14. - Ст. 1650.

[26] Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утверждено Правительством РФ от 30 июня 2004 года N 323 // Собрание законодательства РФ. - 2004. - N 28. - Ст. 2900.

[27] Малин А.А. Основные направления государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения и социального развития // Конференции, семинары, тренинги. URL: <http://www.kstgroup.ru/>

[28] СЗ РФ. 2005. N 46. Ст. 4720

[29] www.vedomosti.ru/newsline/index.shtml?2005/02/24/121544

[30] Басарев Е.Ф. Противодействие органов внутренних дел (милиции) административным правонарушениям в сфере предпринимательской деятельности. М., 2006. С. 22.

[31] Пахоменко Т. Криминологическая безопасность потребительского рынка // Законность. - 2008. - N 7. - С. 43.

[32] Авдейко А.Г. Защита органами внутренних дел прав граждан на потребительском рынке // Закон и право. -2008. - N 1. - С. 3.

[33] Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Собрание законодательства РФ. -2008. - N 52 (ч. 1). - Ст. 6249.

[34] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 1.

[35] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 27.

[36] Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. - N 16. - Ст. 503.

[37] Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" // Собрание законодательства РФ. - 11.04.2011. - N 15. - Ст. 2037

[38] Тепляшин П.В. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Законность. 2011. N 10. С. 16.

[39] Уткин В.А. Применение дополнительных ограничений при административном надзоре и некоторые вопросы его совершенствования. Актуальные проблемы государства и права на современном этапе: Сборник статей / Отв. ред. В.Ф. Волович. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2007. С. 211.

[40] Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Административные процедуры и право // Журнал российского права. - 2007. - N 4. - С. 3 - 13.

[41] Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 года N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ. - 2005. - N 4. - Ст. 305.

[42] Бачило И.Л. Еще раз о сути административной реформы в России // История становления и современное состояние исполнительной власти в России: Сборник статей / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Новая правовая культура, 2006. С. 13 – 32.

[43] Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 года N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" // Собрание законодательства. - РФ. - 2005. -N 47. - Ст. 4933.

[44] Игнатюк Н.А. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти: вопросы методологии // Журнал российского права. - 2006. - N 10. – С.11.


Информация о работе Административный надзор