Административный надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:03, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемых в настоящей работе проблем, предопределили и следующие обстоятельства.
Во-первых, на фоне существующих различных взглядов на административный надзор особую актуальность приобретает задача по формулированию понятия административного надзора и отличию его от контроля и прокурорского надзора.
Во-вторых, деятельность органов, реализующих административный надзор, по своему назначению и содержанию является правоохранительной, в особой регламентации нуждаются надзорные отношения, в которые вступают эти органы. Есть потребность и в определении правового статуса этих органов как специальных субъектов надзорной деятельности.

Оглавление

ГЛАВА 1. Место административного надзора в системе государственно-правового регулирования……………………………………………………..…5-23
1.1 Соотношение понятий "контроль" и "надзор"………………………5-12
1.2 Сущность и содержание административного надзора…………….12-17
1.3 Субъекты административного надзора……………………………..17-23
ГЛАВА 2. Виды административного надзора………………………….24-57
2.1. Надзор в области пожарной безопасности………………………...24-36
2.2. Санитарно-эпидемиологический надзор…………………………..36-43
2.3 Контроль и надзор за соблюдением правопорядка на потребительском рынке…………………………………………………………………………….43-51
2.4 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.51-57
2.5 Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы…………………………………………………………….57-64
ГЛАВА 3. Проблемы регламентации административных процедур государственного контроля (надзора)…………65-74
Заключение……………………………………………………………….75-77
Список использованных источников и литературы………………………78

Файлы: 1 файл

администрат надзор дипл ОЮИ.doc

— 451.50 Кб (Скачать)

- полнота использования полномочий, предоставленных органам государственного пожарного надзора; принципиальность и требовательность руководства органа государственного пожарного надзора и государственных инспекторов при осуществлении государственного пожарного надзора;

- качество проверок работы государственных инспекторов по пожарному надзору и эффективность принимаемых мер по улучшению их работы;

- организация проведения аттестации государственных инспекторов по пожарному надзору на соответствие их установленным квалификационным требованиям;

- взаимодействие и проведение совместных работ с другими надзорными и контрольными органами;

- обеспеченность нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность органов государственного пожарного надзора, нормативными документами по пожарной безопасности и методической документацией;

- использование в работе компьютерной техники и новых информационных технологий;

- использование средств массовой информации для противопожарной пропаганды;

- организация и проведение служебной подготовки инспекторского состава.

По результатам проверки составляется акт, который представляется на утверждение руководителю органа государственного пожарного надзора, назначившему проверку, и регистрируется в установленном порядке. Органом государственного пожарного надзора, в отношении которого проводилась проверка, в 10-дневный срок с момента утверждения акта проверки разрабатывается и согласовывается с руководителем органа государственного пожарного надзора, осуществлявшего проверку, план мероприятий по устранению выявленных недостатков, а также назначаются ответственные лица по контролю за их устранением.

Контрольная проверка проводится по решению вышестоящего органа государственного пожарного надзора с учетом сроков выполнения плана устранения недостатков, выявленных при инспектировании.

Поводами для проведения проверок могут также послужить жалобы и обращения на действия и решения должностных лиц органов государственного пожарного надзора.

Основным методом осуществления органами государственного пожарного надзора своих функций является проведение проверочных мероприятий. Подробно порядок их осуществления определен Административным регламентом по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденным Приказом МЧС РФ N 517 от 1 октября 2007 г. (далее - Административный регламент), согласно которому деятельность должностных лиц государственного пожарного надзора по исполнению государственной функции на объектах надзора осуществляется в соответствии с пятилетними планами мероприятий по надзору на объектах надзора, разрабатываемыми в УГПН региональных центров МЧС России, УГПН (ОГПН) ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных отделах (отделениях, инспекциях), в ОГПН ЗАТО, а также в соответствии с их личными планами-графиками работы, составляемыми ежемесячно с учетом их должностных обязанностей. Планирование служебной деятельности органов и должностных лиц государственного пожарного надзора, не связанной с исполнением государственной функции на объектах надзора, осуществляется в установленном МЧС России порядке.

Результаты надзорной деятельности должны анализироваться в органах государственного пожарного надзора для последующего их использования в государственном регулировании в области пожарной безопасности и для совершенствования организации и осуществления государственного пожарного надзора, а также в целях своевременного реагирования на изменение обстановки с пожарами на обслуживаемой территории. Анализ результатов деятельности органов государственного пожарного надзора является обязательной частью надзорной деятельности и должен охватывать все ее направления.

При непосредственном обнаружении в ходе внеплановой проверки нарушений требований пожарной безопасности принимаются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и выдается предписание по устранению нарушений или по снятию с производства. Государственный инспектор по пожарному надзору производит запись о проведенном мероприятии в журнале учета мероприятий по контролю юридического лица или индивидуального предпринимателя. При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте проверки делается соответствующая запись.

Началом осуществления мероприятия по надзору является момент предъявления должностным лицом органа государственного пожарного надзора, осуществляющим мероприятие по надзору, руководителю или иному должностному лицу юридического лица, индивидуальному предпринимателю либо их представителям распоряжения либо его копии, заверенной должностной печатью государственного инспектора, уполномоченного на проведение мероприятия по надзору, одновременно с предъявлением служебного удостоверения. Мероприятие по надзору должно проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое (которые) указано (указаны) в распоряжении.

В случае, если в ходе мероприятия по надзору установлено, что производимые (реализуемые) товары и (или) оказываемые услуги вследствие несоответствия их требованиям пожарной безопасности причиняют или могут причинить угрозу жизни, вред здоровью и (или) имуществу потребителя, государственный инспектор обязан принять меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности путем вручения предписания по снятию с производства. Основанием для принятия решения по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг) является несоответствие таких товаров (работ, услуг) обязательным требованиям пожарной безопасности, зафиксированное в акте проверки. Наряду с вручением предписания по снятию с производства возбуждается дело об административном правонарушении.

По результатам мероприятий по надзору должностным лицом (лицами) органа государственного пожарного надзора, осуществляющим проверку, составляется акт проверки установленной формы в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по надзору.

При выявлении нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа государственного пожарного надзора, осуществляющее мероприятие по надзору, возбуждает и рассматривает дело об административном правонарушении, выдает ему предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности; по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности.

Новые социально-экономические условия требуют значительной корректировки форм и методов осуществления государственного пожарного надзора, который в настоящее время не должен создавать избыточных барьеров при развитии предпринимательства, предоставляя собственникам право рисковать своим имуществом. Однако, при этом, нельзя игнорировать необходимость соблюдения цивилизованных мер противопожарной защиты.

 

2.2. Санитарно-эпидемиологический надзор

 

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и содержит реальные правовые гарантии признания, соблюдения и защиты этих прав и свобод, включая и право на охрану здоровья. Среди естественных конституционных прав находится и право на благоприятную окружающую среду. Достойно жить, реализовать свои возможности человек может только в благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке. Следует отметить, что в настоящее время такие проблемы как загрязнение почвы, атмосферного воздуха, воды являются социально-значимыми, поэтому создание санитарно-эпидемиологического благополучия для существования человека на определенном этапе развития общества и государства является насущной, жизненно важной необходимостью.

Эффективная система здравоохранения является существенным стабилизирующим фактором и гарантом успешного развития нашей страны.

Органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют свою деятельность, способствуя охране окружающей природной среды, обеспечивая тем самым экологическую безопасность - одну из актуальных, первоочередных, острых проблем современности, затрагивающую все стороны жизни общества, интересы всех граждан как нашей страны, так и других стран.

В механизме правового обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей природной среды особое место занимает борьба с нарушениями экологического законодательства и особенно их предупреждение.

Согласно ст. 1 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения[25].

Ранее нормы об административной ответственности за посягательства на окружающую среду содержались в КоАП РСФСР, Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и некоторых других актах, а также в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В ст. 55 указанного Закона имелась специальная норма, устанавливающая административную ответственность за нарушения санитарного законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

В КоАП РФ включена ст. 6.3, содержащая общий запрет нарушать законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, действующие санитарные правила и гигиенические нормативы.

Таблица 2.1 - Санитарный надзор за охраной атмосферного воздуха в Приморском крае

Годы

2000

2001

2002

2008

2009

2010

2011

Число наложенных штрафов

6

3

11

5

5

4

9

В    том    числе   на  
юридических   лиц       

 

 

 

1

1

 

 

Число взысканных штрафов

1

 

2

 

1

2

6

Сумма      наложенных   
штрафов    (руб.)       

3160000

4300000

7700000

13340

12300

5000

7000

В    том    числе    на 
юридических    лиц      

300000

 

 

8340

10000

 

 

Сумма      взысканных   
штрафов   (руб.)        

 

 

900000

 

1000

2500

4200

Число дел, переданных  в
следственные   органы   

 

 

 

 

 

1

 

Из них  дел, по  которым
приняты    решения  о  привле-чении   к   ответственности              

 

 

 

 

 


1

 

Число дел, переданных на
рассмотрение администра-
тивных инспекций        


4

 

 

 

 


8

 

Число вынесенных поста- 
новлений о приостановлении эксплуатации объектов

 


2


16

 


4


1


1

Число  объектов,  эксплуатация    которых  приостановлена          

 


2


16

 


4


1


1

Число лиц, отстраненных 
от работы по предложению
ЦГСЭН (чел.)            

 


1

 

 


3

 

 

Число предупреждений    

3

2

3

 

9

 

 

 

Введение этого института в КоАП РФ позволяет повысить эффективность борьбы с экологическими правонарушениями, в частности с правонарушениями в области охраны атмосферного воздуха, и создает необходимые предпосылки для улучшения экологической обстановки в стране.

Одной из важных проблем как теории административного права, так и практики является проблема государственного контроля и надзора в области здравоохранения. Можно сказать, что именно от организации контрольно-надзорной деятельности зависит обеспечение законности и поддержания правопорядка в нашем государстве. Особую важность его значение приобретает в условиях проводимой административной реформы, при поставленных в рамках ее осуществления задачах по преобразованию механизма и системы государственного управления.

Анализ законодательных актов, регулирующих вопросы здравоохранения, позволяет выявить некоторые общие черты государственного контроля и надзора в данной области:

- во-первых, осуществление этой деятельности специально образованными в этих целях органами исполнительной власти;

- во-вторых, надзорные полномочия в области здравоохранения по своей направленности являются выражением общей цели, поставленной перед исполнительной властью, а именно оказание упорядочивающего воздействия на развитие общественных отношений;

- в-третьих, контроль и надзор в области здравоохранения представляют собой процесс последовательно осуществляемых этапов;

- в-четвертых, специфика данного вида деятельности в области здравоохранения проявляется в наборе используемых форм и методов деятельности, таких, как: лицензирование, аттестация, государственная аккредитация.

Большую часть контрольно-надзорных полномочий в области здравоохранения в Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти. Новую систему контроля и надзора в управлении заложил Указ Президента от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

В области здравоохранения контрольно-надзорным органом стала Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор). Согласно Положению об этом органе Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития[26]. Характер деятельности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с точностью отражен структурой данного органа, включающей в себя управления по различным вопросам (например, Управление делами, Управление организации государственного контроля качества медико-социальной помощи населению и другие). Каждое Управление подразделяется на несколько отделов, непосредственно занимающихся установленной для них деятельностью. Так, например, Управление лицензирования и правового обеспечения включает отдел лицензирования обеспечения медико-социальной помощи, отдел лицензирования производства лекарственных средств, отдел организации лицензирования фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ.

Информация о работе Административный надзор