Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине “Правоохранительные органы”.
Каждое направление (отрасль) прокурор.надзора характеризуется своим предметом, полномочиями прокурора, специфическими актами реагирования на нарушения закона. Предметом первой отрасли прокурорского надзора, так называемого "общего" надзора, является исполнение законов фед-ыми министерствами и ведомствами, представительными и исполн.органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами воен.управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.Такая отрасль прокурор.надзора, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, появилась относительно недавно, в связи с провозглашением Конституцией РФ прав и свобод гражданина высшей ценностью гос-тва. Предметом этой отрасли прокурор.надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина фед-ыми министерствами и ведомствами, представительными (законод-ыми) и исполн.органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами воен.управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осущ-ющими ОРД, дознание и предвар.следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыск.мероприятий и проведения расследования, а также законности решений, принимаемых органами, осущ-ющими ОРД, дознание и предвар.следствие. Указанное направление прокурорского надзора охватывает две сферы деятельности: уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную. Уголовно-процес.деят-сть осущ-ется органами дознания и следователями ОВД, прокуратуры, ФСБ, ФС налоговой полиции. Оперативно-розыск.деят-сть осущ-ется опер.подразделениями милиции, учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов. ФСБ, ФС налог.полиции, тамож.органов РФ, Службы внешней разведки. Предметом прокурор. надзора за исполнением законов админ-иями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, админ-иями мест содержания задержанных и заключенных под стражу являются: - законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
- соблюдение установленных законод-вом РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
- законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. При осущ-нии этого надзора прокурор вправе посещать в любое время указанные выше органы и учреждения, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны, заключены под стражу, осуждены или подвергнуты мерам принудительного характера, с опер.материалами. Он имеет право требовать от админ-ции создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законод-ву РФ приказов, распоряжений, постановлений админ-ции соответствующих органов и учреждений, требовать объяснений от должностных лиц. В соответствии с уголовно-процес.законод-вом РФ органами прокуратуры осущ-ется уголов.преследование, под которым следует понимать возбуждение уголов.дел в отношении конкретных лиц, производство предварительного следствия следователями прокуратуры, а также действия прокуроров, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступлений - дача указаний о возбуждении уголов.дела в отношении конкретных лиц, применение к ним меры пресечения, направление дела с обвинительным заключением в суд, а также поддержание гос.обвинения в суде. Участие прокурора в рассмотрении дел судами охватывает два аспекта его деят-сти. В суд.разбирательстве по уголов.делам прокурор участвует в качестве гос.обвинителя и в этих случаях он осущ-яет функцию уголов.преследования. Гос.обвинитель принимает участие в допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, исследовании вещ-ных доказательств, документов, заключений экспертов. В суд.прениях он дает оценку собранным доказательствам, высказывает свое мнение о доказанности обвинения, квалификации преступления, о наказании и по др. вопросам, которые предстоит решить суду при вынесении приговора. Если прокурор придет к мнению, что обвинение не доказано, он вправе от него отказаться. После постановления приговора прокурор, если приходит к выводу, что допущена суд.ошибка, обязан принять меры к ее устранению, даже если это будет в пользу осужденного. В этих целях он или его заместитель (помощник, являвшийся гос.обвинителем) приносит в вышестоящий суд кассационный протест на необоснованный или незаконный приговор. Участие прокурора в суд.рассмотрении гражд.дел имеет целью защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества и гос-тва. Прокурор обладает правом обращаться с иском (заявлением) в суд, вступать в любое гражд.дело на любом этапе его рассмотрения судом, знакомиться с материалами гражд.дел, принимать участие в исследовании доказательств, представлять доказательства суду, давать заключения с точки зрения закона по существу рассматриваемого дела. После вынесения судом решения по гражд.делу прокурор, если усмотрит нарушение закона, обязан принести протест на необоснованное или незаконное решение. Прокурор или его заместитель вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда уголовное или гражд.дело, по которому приговор или решение вступили в законную силу. Усмотрев, что приговор или решение является незаконным или необоснованным, прокурор, в зависимости от его компетенции, приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением о внесении протеста к вышестоящему прокурору. В связи с расширением функций арбитраж.судов, увеличением количества дел, рассматриваемых в этих судах, и установлением состязательности в арбитраж.процессе прокурор играет все более активную роль и в арбитраж.судопроизводстве. Его участие является средством укрепления законности и предупреждения правонарушений в эконом.сфере, защиты гос-ных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деят-сти. Прокурор вправе предъявлять иск или заявление в арбитраж.суд, участвовать в исследовании доказательств, знакомиться с материалами дела. Если решение арбитраж.суда незаконно или необоснованно, прокурор обязан внести апелляционный или кассационный протест в установленном законом порядке. Прокурор также может участвовать в рассмотрении судьей дела об админ-ном правонарушении и опротестовать решение судьи по этому делу. Координация работы правоохр-ных органов по борьбе с преступностью преследует цель добиться (при организующей роли прокуратуры) согласованности усилий по предупреждению и раскрытию преступлений, обеспечению неотвратимости ответственности за совершение уголовно наказуемых деяний. В координационных совещаниях по проблемам борьбы с преступностью участвуют руководители органов прокуратуры, внутренних дел, ФСБ, налоговой полиции, тамож.органов, юстиции. По сложившейся практике руководители суд.органов в этих совещаниях не участвуют, поскольку перед судом стоит задача не борьбы с преступностью, а осуществления правосудия. Решения координационных совещаний носят рекомендательный характер и не могут влиять на суд.практику по уголов.делам. Координационные совещания готовятся руководителями органов прокуратуры на основе анализа статистических и других данных, характеризующих динамику и структуру преступности, деят-сть по обнаружению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений. Др. формами координации являются проведение межведомственных совещаний, совместные проверки, составление совместных планов по организации борьбы с преступностью и др.
57. Нотариальные органы: система, функции, права, обязанности и ответственность нотариуса.
Нотариатом называется система гос.органов и должностных лиц, а также частных нотариусов, осущ-ющих различные нотариальные действия в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юр.лиц. Нотариальные действия предусмотрены законом и заключаются в удостоверении сделок, для которых законод-вом установлена обязательная нотариальная форма (договоры, завещания, доверенности); выдаче свидетельств на право собственности, долю в общем имуществе; свидетельстве верности копии документа, подписи и перевода; удостоверении различного рода фактов; принятии мер к охране наследственного имущества и др. Нотариальные действия осущ-ются в определенном законом порядке, по строго регламентированным правилам, несоблюдение которых приводит к признанию нотариального акта недействительным. Нотариальная деят-сть тесно связана с судебной, в особенности с осущ-ием правосудия по гражд.делам. Удостоверяя бесспорные права какого-либо лица, нотариат предупреждает возникновение споров о праве, которые должен рассматривать суд. Суд рассматривает жалобы на нотариальные действия или об отказе в них. Нотариально закрепленный договор облегчает стороне доказывание своего права, поскольку содержание договора, подлинность подписей, удостоверенных в нотариальном порядке, являются достоверными. Но в отличие от суда, который рассматривает споры, нотариат осущ-яет действия только в отношении дел, по которым отсутствует спор о праве. Его деят-сть направлена на юр.закрепление гражд.прав. Правом осущ-ния нотариальных действий наделяется ряд должностных лиц админ-ных органов (начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов, главные врачи больниц и др.). В то же время сущ-уют органы и должностные лица, которые занимаются нотариальными действиями на проф.основе. Именно они и рассматриваются как гос.нотариат. Организация и деят-сть нотариальных органов осущ-ется в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате, а также различными инструкциями, утверждаемыми Минюстом РФ. Нотариальные действия в РФ совершают нотариусы, работающие в гос.нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Нотариус осущ-яет свою деят-сть на определенной территории, именуемой нотариальным округом. Нотариальный округ устанавливается в соответствии с административно-террит-ным делением РФ. В городах, имеющих районное или иное админ-ное деление, нотариальным округом считается вся территория города. Гос.нотариальные конторы открываются и упраздняются Минюстом РФ или по его поручению минюстами республик в составе РФ, органами юстиции краев, областей, автономной области, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга. Нотариальные конторы, как правило, создаются в городах, а в крупных городах - в каждом районе города. Должность нотариуса, занимающегося частной практикой, учреждается органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Они же определяют количество нотариусов в нотариальном округе. Нотариус, занимающийся частной практикой, открывает свою контору, счета в банке, нанимает и увольняет работников, распоряжается поступившими доходами. Руководство гос.нотариальными конторами осущ-яет Минюст РФ, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты. Нотариусом м/б гражданин РФ, имеющий высшее юр.образование, прошедший стажировку в гос.нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалиф-ные экзамены и получивший лицензию на право нотариальной деят-сти. Стажировка в гос.нотариальной конторе или у нотариуса организуется органами юстиции или нотариальной палатой сроком на 1 год. Для лиц, имеющих стаж работы по юр.специальности, он м/б сокращен, но не более чем на 6 месяцев. Права и обязанности стажера определяются трудовым договором и правилами прохождения стажировки, разработанными совместно Минюстом РФ и Фед-ной нотариальной палатой. Квалиф-ная комиссия, принимающая экзамены у лиц, прошедших стажировку и желающих стать нотариусом, образуется при органах юстиции субъектов РФ с участием представителей нотариальной палаты. Решение квалиф-ной комиссии м/б обжаловано в апелляционную комиссию, действующую при Министерстве юстиции РФ. Решение апелляционной комиссии м/б обжаловано в суд. Лица, сдавшие квалиф-ный экзамен, получают лицензию на право нотариальной деят-сти. Лицензию выдают органы юстиции субъектов РФ в течение месяца после положительного решения квалиф-ной комиссии. Наделение нотариуса полномочиями осущ-ется Минюстом РФ или по его поручению - органами юстиции на конкурсной основе из числа лиц, получивших лицензию. Компетенция нотариусов, работающих в гос.нотариальной конторе, и нотариусов, занимающихся частной практикой, одинакова. Все они осущ-яют свои действия от имени гос-тва. Основным правом нотариуса является право совершать предусмотренные законом нотариальные действия. Нотариус может осущ-ить любое нотариальное действие в отношении обратившегося к нему лица, за исключением случаев, когда место совершения нотариальных действий определено законод-вом РФ и международ.договорами. Нотариус имеет право составлять проекты доверенностей, сделок, заявлений, изготавливать копии документов и выписки из них. Он также может истребовать от физ-ких и юр.лиц документы для подтверждения обстоятельств, служащих основанием для совершения нотариального действия. Решения нотариусов, как гос-ных, так и частных, имеют одинаковую юр.силу. Однако некоторые нотариальные действия находятся в исключительной компетенции гос.нотариусов: выдача свидетельств о праве на наследство, принятие мер к охране наследственного имущества. Нотариус обязан при осущ-нии своей деят-сти быть беспристрастным, подчиняться только требованиям закона и ведомственных нормативных актов. Он обязан предупреждать обратившихся к нему лиц о последствиях осущ-емых нотариальных действий. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые ему стали известны в связи с осущ-ием проф.деят-сти, отказать в совершении нотариального действия, если оно не соответствует закону. Нотариус, занимающийся частной практикой, несет личную ответственность по решению суда в случае причинения ущерба нотариальными действиями, совершенными в противоречие с действующим законодательством. В обеспечение материальной ответственности нотариус, занимающийся частной практикой, должен заключить договор страхования. Без его заключения он не имеет права выполнять свои полномочия. Нотариусы не имеют права заниматься предприн-ской и иной деят-тью, оказывать посреднические услуги при заключении договора. У нотариуса м/б помощники. Помощником нотариуса является лицо, имеющее лицензию на право осущ-ния нотариальной деят-сти, но по каким-либо причинам не занимающее должность нотариуса. Помощник нотариуса замещает его в случае длительного отсутствия (отпуска, болезни). В этом случае помощник нотариуса наделяется всеми правами нотариуса. Но ответственность за ущерб, причиненный действиями помощника нотариуса, несет сам нотариус. Он может предъявить впоследствии регрессный иск помощнику в размере причиненного ущерба.Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой проф.объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариальные палаты образуются в республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области, автономных округах, Москве и Санкт- Петербурге. Нотариальная палата является юр.лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Нотариальная палата осущ-яет представительство и защиту интересов нотариусов, оказание им помощи в развитии частной нотариальной деят-сти, организацию стажировки лиц, претендующих на должность нотариуса, повышение проф.подготовки нотариусов, организацию страхования нотариусов и т. д. Нотариусы обязаны платить взносы на содержание палаты и представлять сведения о совершенных нотариальных действиях, иные документы, касающиеся их финансово- хозяйственной деят-сти, при проверках, проводимых нотариальными палатами. Нотариальная контора имеет право ходатайствовать перед судом о лишении нотариуса права нотариальной деят-сти. Основные вопросы деят-сти палаты решает собрание нотариусов палаты, а текущей работой руководит правление во главе с президентом. Нотариальные палаты в обязательном порядке являются членами ФНП. Фед-ная нотариальная палата объединяет все нотариальные палаты, а значит всех нотариусов, занимающихся частной практикой на территории РФ. Фед-ная палата представляет интересы нотариусов и нотариальных палат на гос-ном и международ.уровнях. Высшим органом ФНП является собрание представителей нотариальных палат, которое избирает правление и президента ФНП. Контроль за деят-стью нотариусов осущ-яет суд, рассматривая в порядке гражданского или арбитраж.судопроизводства спор о праве, основанном на совершении нотариального действия, жалобы на совершение нотариального действия или отказ в нем. Суды также рассматривают и требования о возмещении ущерба нотариусами, занимающимися частной практикой. Контроль за исполнением проф.обязанностей нотариуса, работающего в гос.нотариальной конторе, осущ-яют органы юстиции, а за нотариусами, осущ.ющими частную практику, - нотариальные палаты. Контроль за соблюдением нотариусами налог.законод-тва возлагается на налог.органы. В населенных пунктах, где нет гос.нотариальных контор или нотариусов, занимающихся частной практикой, нотариальные действия осущ-ются должностными лицами органа исполн.власти на основании решения его руководителя. За границей для российских граждан нотариальные действия осущ.яют консульские учреждения. Капитаны мор.судов, главные и дежурные врачи больниц, начальники воинских частей, исправительных учреждений и следственных изоляторов имеют право удостоверять завещания и доверенности. Удостоверенные ими документы имеют силу нотариально удостоверенных.
58. Федеральный закон “О прокуратуре РФ” (общая характеристика).
Организация и деят-сть прокуратуры регламентируется Законом “О прокуратуре РФ”. Следует учесть, что в 1995 году в него были внесены настолько серьезные изменения и дополнения, что, пo существу, был принят новый закон. В Законе определены задачи и роль прокуратуры, принципы ее организации и деят-сти, закреплена система органов прокуратуры РФ, структура каждого органа, установлен порядок назначения прокуроров, их компетенция, прав.статус, меры материального и соц.обеспечения работников прокуратуры.
59. Основные направления развития правоохранительных органов.
Функции правоохр-ных органов - это основные направления их деят-сти. Функции, присущие правоохр-ному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохр-ные функции: конст-ный контроль, осущ-ние правосудия, расследование преступлений, исполнение суд.решений, ОРД, админ-ная деят-сть, прокурор.надзор. Некоторые правоохр-ные органы осущ-яют только одну функцию. Например, Конст-ный Суд осущ-яет функцию конст-ного контроля. Др. функций он не выполняет. А на др. органы возлагается несколько функций. Так, ОВД осущ-яют ОРД, расследование преступлений, админ-ную деят-ость. Конкретные правоохр-ные функции имеют право осущ-ять только определенные органы. Например, функцию прокурор.надзора могут осущ-ять только органы прокуратуры. Др. же функции м/б возложены на несколько правоохр-ных органов. ОРД осущ-ется и ОВД, и органами ФСБ, и органами налоговой полиции, и еще некоторыми др. органами. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осущ-нию правосудия, а функция исполнения суд.решений следует только после судопроизводства. Наиболее значимой является функция осущ-ния правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохр-ных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражд.делам. Многие др. функции являются обслуживающими по отношению к функции осущ-ния правосудия. История развития правоохр-ных органов показала, что сосредоточение в одном органе нескольких правоохр-ных функций отрицательно сказывается на законности его деят-сти. Поэтому в последние годы наблюдается процесс рассредоточения правоохр-ных функций между различными органами. Так, функция исполнения суд.решений по уголов.делам, по которым назначено наказание в виде лишения свободы, передана из ведения МВД РФ в Минюсте РФ. Неоднократно ставился вопрос о выделении следственного аппарата из прокуратуры, МВД, ФСБ и ФСНП и создании самостоятельного ведомства, занимающегося только предвар.следствием.
Информация о работе Шпаргалка по “Правоохранительные органы”